История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты
Восстание Бар-Кохбы
Иудея капта

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

В статье использованы материалы английской википедии и сочинения Иосифа Флавия

Римские прокураторы в Иудее

После смещения Ирода Архелая Август присоединил его владения (а ими были земли Самарии, Иудеи, Идумеи) к провинции Сирия. В отличие от других провинций и колоний римской империи, евреям были пожалованы особые права автономии, благодаря которым некоторые внутренние вопросы решались с меньшим влиянием Рима. Специальные прокураторы назначались непосредственно императорами для того, чтобы служить посредниками между римскими правителями Сирии и еврейской общиной.

Географически Иудея располагалась на прямом пути по суше на африканский континент. Экономически ее аграрное и финансовое развитие были равны или превосходили другие районы римского мира. Торговля оливковым маслом, прекрасными винами, финиками и орехами из рощ и виноградников, развившаяся там еще с самых ранних библейских времен, была очень важна для римлян, также как и для предшествующих им греков и персов. Евреи, однако, сохранили уникальную независимость в ведении торговли и коммерции. Их промыслы включали в себя кроме огромного количества сельхозпродукции предметы изобразительного искусства из стекла и бронзы.

Римляне, зная историю, понимали, что признание еврейской культуры и ее независимого характера было более выгодно, чем политика полного господства и влияния. Это было доказано великолепными торговыми отношениями, установленными ранее между Иудеей и Персией. Птолемеи благодаря учету культурных особенностей евреев тоже были щедро вознаграждены.

К сожалению, римские прокураторы часто были людьми, не обращающими внимания на особенности и различия, которые существовали между Иерусалимом и другими районами Империи под римским протекторатом. Взаимные трения и усугубление этих социальных и культурных различий привели к полному разрыву отношений. Рим победил в нескольких Иудейских войнах: в частности, Первое восстание (66-70 гг. н.э.), Война 115-117 г. н.э. (Kitos War), Восстание Бар Кохбы (132-135 г.г. н.э.) Однако войны обходились дорого и сильно раскачивали Империю, отнимая силу и прибыль, которые могли бы отсрочить ее упадок на столетия.

Накопленные противоречия между римлянами и евреями привели к снижению значимости Иерусалима. Прокураторы выбрали Кейсарию, из которой и правили страной. Это еще больше усугубило дистанцию между ними и еврейскими иерархами Иерусалима.

Всего было 14 прокураторов между 6 и 66 гг. н.э. Последовательность лишь единожды была прервана во время правления Агриппы I с 41 по 44 гг. н.э. Только некоторые из прокураторов чеканили собственные монеты. Эти монеты, несущие на себе имена первых пяти римских императоров, были, за редким исключением, уникальными еврейскими по типу. На еврейских прутах, чеканенных прокураторами, никогда не изображалось бюстов императоров, римских богов или языческих храмов. Они были единственно и специально отчеканены исключительно для еврейской общины и являются одними из наиболее редких среди всех римских колониальных монет.

Первыми прокураторами в Иудее при императоре Августе. были Копоний (6-9 г. н.э.) и Марк Амбибул (9-12 г. н.э.) Монеты, отчеканенные при их правлении отличаются только датой. На них изображены традиционные символы: ячменный колос и пальма. Все в соответствии с еврейской традицией.

 

Монеты Копония и Марка Амбибула. Справа монета с датой «год 36», слева — «год 39».

Копоний

Он был, как и последующие прокураторы, знатного рода, и «имел власть жизни и смерти» При его администрации произошло восстание Иуды Галилеянина, причиной которого была не столько личность Копония, сколько появление в стране римских солдат. Кроме того, в процессе преобразований в Иудее, проводилась перепись населения, которая также вызывала недовольство.
При Копонии произошел следующий инцидент: Во время праздника Пейсах, когда двери Храма были открыты в полночь, некий самаритянин вошел в первую дверь Храма и раскидал человеческие кости по колоннаде. Вскоре после этого случая Копоний был отозван в Риму, и заменен Марком Амбибулом. Вероятно, из-за этого случая одна из дверей Храма получила название «двери Копония». Относительно личного отношения Копония к евреям не известно ничего определенного.

Марк Амбибул — изначально римский всадник, получил должность прокуратора Иудеи и Самарии в 9 н.э. и управлял до 12 н.э, когда его сменил Анний Руф. Иосиф упоминает о нем в Иудейских Древностях 18.31.

Третий прокуратор — Анний Руф (12-15 г. н.э.) — монеты не чеканил.
Его срок пребывания был, очевидно, без происшествий, не считая единственного случая, о котором сообщает Иосиф — смерть Августа в Риме в 14 г. н.э.

Следующим прокуратором стал Валерий Грат в 15 г. н.э.

Правление Грата в основном примечательно частой сменой Первосвященников. Сначала был утвержден Анна, следом Исмаэль, сын Фабии (Fabi), затем Элизар, сын Ариана (Arianus), далее Симон, сын Камифы (Camith), и наконец Иосиф Каиффа, зять Анны. (Иудейские древности. книга 18, гл. 2.) Он подавил две большие банды грабителей, наполнивших Иудею в течение его правления, убив своей собственной рукой главаря одной из них, Симона, бывшего раба Ирода Великого. Грат также помогал проконсулу Квинтилию Вару в подавлении восстания евреев. (Иудейская война, книга 2. глава 5.)

В отличие от первых двух прокураторов, которые чеканили еврейские пруты только в течение трех лет на двоих и только одного типа, Валерий Грат оставил большое разнообразие монет. Все его монеты были вполне приемлемы для евреев, многие из этих новых типов исключительно привлекательны и редки. На монетах изображались разные символы, такие как венок, рог изобилия. Все это уже использовалось Хасмонеями и Иродом

Понтий Пилат (26-36 г.г. н.э.)

Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи и четвертый из прокураторов, чеканивших монеты, много сделал для того, чтобы спровоцировать трения и плохие отношения с евреями. Именно он спровоцировал преследование Иисуса и последующее распятие. Он назначил Ирода Антипу на ведущую роль в драме, которая в дальнейшем привела к расколу среди евреев. В это время множество различных еврейских сект, в том числе и христиане, создавали различные новые догмы. Давление со стороны Пилата стало поводом к дальнейшему разделению еврейской культуры. Его жестокие пытки Христа привели к распространению христианства, многократно увеличив ряды новообращенных. Конфискация сокровищ Храма, гнетущие налоги и засилье жестокости и террора в Самарии привели к его отзыву.

Еврейские пруты Понтия Пилата также отражают его неуважение и назойливые нападки на еврейскую культуру. Он был единственным прокуратором, который изображал языческие символы на своих монетах, что, разумеется, оскорбляло религиозные чувства. Подробнее о монетах Понтия Пилата в статье на нашем сайте.

Следующим стал Марцелл — друг Лакия Вителлия (губернатор провинции Сирия), который и назначил его после отзыва Пилата в Рим (36-37 гг.). Можно предположить, что Марцелл не был реальным прокуратором Иудеи, а только подчиненным Виттелия. Иосиф в обозначении статуса Марцелла, использует выражение epimeletes (ἐπιμελητής) = «надзиратель». И это единственный такой случай. Так что, нет никакой уверенности, имел ли Марцелл реальные полномочия прокуратора или был просто смотрителем. В 37 г., он был заменен на Марулла.

Марулл стал седьмым прокуратором Иудеи. В 41 году его полномочия были переданы царю Иудеи, внуку Ирода Великого Ироду Агриппе, который по совместительству был еще и другом римского императора Клавдия.

Но в 44 г. Агриппа скоропостижно умирает в Кейсарии. И должность прокуратора возвращается.

Куспий Фад был прокуратором Иудеи в 44-46 гг. Он упомянут Иосифом в Иудейских Древностях. (книга. 20)
Во время наместничества Фада в Иудее некий Февда, обманщик, уговорил большую массу народа забрать с собою все имущество и пойти за ним, Февдою, к реке Иордану. Он выдавал себя за пророка и уверял, что прикажет реке расступиться и без труда пропустить их. Этими словами он многих ввел в заблуждение. Однако Фад не допустил их безумия. Он выслал против них отряд конницы, которая неожиданно нагрянула на них, многих из них перебила и многих захватила живьем, остервенев, воины отрубили самому Февде голову и повезли ее в Иерусалим. Это было все, что случилось выдающегося у иудеев во времена наместничества Куспия Фада.

В 46 г. его сменил Тиберий Юлий Александр

Тиберий Юлий Александр, был видный римский всадник и генерал Римской империи. Рожденный в богатой еврейской семье в Александрии, но отказавшись от иудейской веры, он поднялся, чтобы стать прокуратором Иудеи (46-48 гг.) при Клавдии. Будучи наместником в Египте (66 — 69 гг.), он послал свои легионы против александрийских евреев, способствовал приходу к власти Веспасиана. В 70 г. он участвовал в осаде Иерусалима как заместитель Тита.

Вентидий Куман (Ventidius Cumanus) был прокуратором Иудеи с 48 по 52 г. н.э. Разногласие между различными источниками — еврейским историком Иосифом и римлянином Тацитом — делает неясным, была ли ему подконтрольна вся территория Иудеи или только часть. Прокураторство Кумана было отмечено враждой между его войсками и еврейским населением, а его отказ реагировать на еврейское убийство на территории Самарии привел к серьезному конфликту между евреями и самаритянами. После расследования, проведенного губернатором Сирии Гаем Уммидием, Кумана отправили в Рим. Император Клавдий посчитал его ответственным за насилие и приговорил к ссылке.


Марк Антоний Феликс стал прокуратором после Вентидия Кумана в 52 г. и был им до 60 г.

Он был младшим братом греческого вольноотпущенника Марка Антония Палласа (Pallas). Феликс также был освобожден Императором Клавдием, (согласно этой теории Иосиф называет его Клавдием Феликсом (Иудейские Древности, гл. 20, 7)), или его матерью Антонией Младшей, дочерью Марка Антония и Октавии и племяннице Императора Августа. Согласно Тациту, Паллас и Феликс ведут род от греческих царей Аркадии.
Жестокость и распущенность Феликса, а также взяточничество, привели к резкому увеличению преступлений в Иудее. Чтобы бороться с зелотами, он поддержал еще более радикальную секту — Сикариев ( «Люди кинжала»), с чьей помощью он спланировал убийство первосвященника Ионатана. Период его правления был отмечен внутренней враждой и беспорядками, которые жестоко подавлялись. У него были хорошие отношения с еврейской верхушкой, и он даже был женат на сестре Агриппы II. Отношения же с общиной были проблемными и ухудшались, ведя к Первому Восстанию.
Его роль в религиозных событиях того времени неоднозначна. Апостол Павел был арестован по его указанию, и держался в заключении в течение двух лет. Но решение о его судьбе он хитро оставил следующему прокуратору Фесту. По возвращении в Рим Феликс был обвинен в том, что использовал в своих интересах вражду между евреями и сирийцами (греками) Кейсарии, чтобы уничтожать и грабить жителей, но благодаря заступничеству его брата, имевшего большое влияние на императора Нерона, он ушел от наказания.

Что-то мы давно не говорили о монетах. Собственно, после Понтия Пилата и до Антония Феликса никто из прокураторов их не чеканил. Зато у последнего много разных видов.

Пруты Антония Феликса также отображают его двуличность, особенно это видно на разнообразных монетах, с одной стороны которых изображена пальмовая ветвь, а с другой римские щиты и копья. Одна сторона ясно отображает еврейскую тематику, а на другой — оружие завоевателей.
Интересно, что на монетах Антония Феликса встречаются  имена Клавдия,  его жены Юлии Агриппины,  Нерона  (ставшего в 54 г. императором) и младшего сына Клавдия — Британика.

 
Имена на монетах Антония Феликса. Клавдий, Юлия Агриппина, Нерон, Британик

Порций Фест (Porcius Festus) был прокуратором Иудеи в 58 — 62 новой эры, сменив Антония Феликса. Он унаследовал все проблемы своего предшественника в отношении римской практики раздачи отдельным представителям еврейской верхушки римского гражданства и соответствующих привилегий. Еще одной проблемой стали споры между Агриппой II и священниками в Иерусалиме относительно стены, установленной в храме, и портящей вид нового дворца Агриппы.
В течение его правления еврейская вражда к Риму резко усилилась. Чувства были пробуждены, и это сыграло важную роль в приближении первого еврейского восстания.
Фесту выпало принимать окончательное решение о судьбе Апостола Павла, который был выслан в Рим осенью 58 нашей эры.
При администрации Порция Феста был отчеканен единственный тип монет с именем Нерона.
После этого монеты прокураторами уже не чеканились


Луций Альбин (Lucceius Albinus) был прокуратором Иудеи в 62 — 64 гг. н.э..
Назначенный Императором Нероном после смерти его предшественника, Порция Феста, Альбин вынужден был принимать трудные решения уже во время свой поездки из Александрии к месту назначения в Иудее. Первосвященник Анан Бен Анан, воспользовавшись смертью Феста, созвал Синедрион, на котором Яков, брат Иисуса (1), был обвинен в нарушении законов и приговорен к побитию камнями. Делегация, посланная недовольными этим гражданами, встретила Альбина прежде, чем он достиг Иудеи. Альбин ответил письмом к Первосвященнику, в котором говорил о незаконности действий последнего. Ввиду этого царь Агриппа II лишил Анана первосвященства уже три месяца спустя после его назначения и поставил на его место Иисуса, сына Дамнея
По прибытии в Иерусалим Альбин, стремясь обеспечить спокойствие в стране, начал воевать с сикариями. Иосиф также пишет о том, что Альбин стал другом Первосвященника Анана после получения от того ценного подарка. Сикарии, в ответ на действия Альбина, захватывая помощника священнику Элизара, сына Анана. Они требуют в обмен на его освобождение выпустить из тюрьмы десять своих сектантов. Альбин пошел на это, уступив просьбе Анана.
Когда Альбин узнал, что на его место едет новый прокуратор Гессий Флор, он он велел предать казни всех арестантов, которые заслужили смерть, тех же, кто сидели в тюрьме по каким-либо незначительным и маловажным причинам, он освободил за известную сумму денег. Таким образом, тюрьма, опустела, зато страна наполнилась разбойниками.

Гессий Флор (Gessius Florus) стал прокуратором в 64 г. Уроженец города Клазомен (Clazomenae), Флор заменил Луция Альбина Императором Нероном из-за дружбы его жены с женой Нерона Поппеей. Он был жаден и несправедлив к еврейскому населению. По мнению Иосифа именно он стал первопричиной Первого еврейского Восстания.
После вступления на пост в Кейсарии, Флор начал практику одобрения действий местного греческого населения города против еврейского населения. Местное греческое население заметило такую политику Флора и широко пользовалось такой благосклонностью в своих интересах. В частности, во время молитвы в синагоге греки зарезали при входе в нее несколько птиц, что было издевательство над иудейским законом и осквернением места и делало невозможным совершение в синагоге ритуальных действий. Евреи послали делегацию, чтобы просить заступничества у Флора. Несмотря на принятие оплаты восьми талантов за слушание дела, Флор вместо этого заключил в тюрьму просителей.

Дальше предоставим слово Иосифу Флавию (Иудейская война книга 2, глава 15). Как он рассказывает о начале восстания.

Флор же, как будто он специально нанялся для этого, нарочно раздувал пламя войны. Он послал за храмовой казной и приказал взять оттуда семнадцать талантов под тем предлогом, будто император нуждается в них. Весть об этом привела народ в негодование; с громкими воплями он устремился в храм, взывал к имени императора и молился об освобождении от тирании Флора. Некоторые из более возбужденных открыто хулили имя Флора, обошли толпу с корзинками в руках и просили милостыни, приговаривая: «подайте бедному, несчастному Флору!» Это, однако, не заставило его устыдиться своей жадности, а напротив подстрекало его на дальнейшие вымогательства. Вместо того, чтобы поспешить в Кесарею, потушить разгоревшуюся там войну и устранить причины неудовольствия, за что ему же заплатили,- он ринулся в Иерусалим с конницей и пехотой, чтобы силой римского оружия отстоять свои требования и страхом и угрозами волновать город.

3) Успокоение умов пришлось, однако, Флору не по сердцу. Он придумывал поэтому новые средства, чтобы возбудить их вновь. С этими мыслями он призвал к себе первосвященников и почетных граждан и объявил им: если они желают представить ему истинное доказательство в том, что иудеи не помышляют о мятеже, то пусть последние устроят торжественную встречу придвигающимся отрядам из Кесареи. (Две когорты были на пути к Иерусалиму). Но в то время, когда те были заняты в народном собрании, Флор отправил вестового с инструкцией к начальникам когорт, чтобы они приказали своим людям ничего не ответить на приветствия иудеев; в случае же, если последние позволять себе какое-либо слово против его личности, тогда они должны пустить в ход свое оружие. Между тем первосвященники созвали народ в храм и побуждали его выйти навстречу римским когортам и радостно их приветствовать, дабы избегнуть худших последствий. Жаждавшие мятежа отказались от этого предложения и народ, помня убитых, склонялся на сторону более решительных.
4) Тогда появились все коганы и все священнослужители, неся перед собою священные сосуды и одетые в облачение, которое они обыкновенно носили при богослужении; дальше шли игравшие на цитрах и храмовые певцы с их инструментами — все пали ниц перед народом и молили его сохранить им священное облачение и не довести до того, чтобы римляне разграбили посвященные Богу драгоценности. Самих первосвященников можно было видеть с пеплом на голове и с обнаженной грудью, так как они разорвали на себе одежду. Они обратились к некоторым знатным особам поименно и ко всему народу в целом и заклинали их не подвергать опасности родного города из-за упуще¬ния незначительной формальности и не отдать его на произвол тем, которые хотят погубить его. «Что же выиграют солдаты от приветствия иудеев, а с другой стороны, если они откажутся выйти им навстречу — поправится ли совершившееся уже несчастье? Если они по установившемуся обычаю дружелюбно примут приближающиеся отряды, тогда они отнимусь у Флора всякий повод к войне, сохранят отечественный город и в будущем не будут больше обеспокоены. Помимо того, было бы непростительной необдуманностью с их стороны дать руководить собою немногим беспокойным умам, вместо того, чтобы своим подавляющим большинством заставить тех присоединиться к ним».
5) Этими словами они не только смягчили народ, но — одних угрозами и других внушавшим уважение повелительным тоном-заставили умолкнуть даже коноводов. Спокойно и в праздничных нарядах народ подвигался навстречу солдатам и приветствовал их, когда те приблизились. Видя же, что солдаты оставляют приветствие без всякого ответа, некоторые из беспокойных стали поносить имя Флора. Это послужило лозунгом к нападению на иудеев. Солдаты их немедленно оцепили и начали бить кнутами; бежавших преследовали всадники и растаптывали их. Огромное число пало под кнутами римлян, но еще больше погибло в натиске своих же. Страшна была давка в воротах: каждый хотел опередить другого и вследствие этого замедлилось общее бегство; те, которые падали на землю, погибали самым жалким образом. Задушенные и раздавленные наступавшей на их тела толпой, они до того были изуродованы, что никто не мог отыскать трупа родных для погребения. Вместе с ними втеснились в город также и солдаты, не переставая бить всех, кого только застигали. Они старались загнать народ в Бецету (Предместье города) для того, чтобы, оттолкнув его в сторону, завладеть храмом и замком Антонией. В этом же расчете и Флор с своим войском прискакал из дворца и старался достигнуть цитадели. Но этот план ему уже не удался. Народ повернулся лицом, выдержал натиск римлян и, взобравшись на крыши, стал стрелять в римлян сверху вниз. Затрагиваемые этими выстрелами сверху и слишком слабые для того, чтобы пробиться чрез толпу, запрудившую тесные улицы, римляне потянулись назад в свои квартиры, близ царского дворца.

Монеты Прокураторов Иудеи  в каталоге на нашем сайте

 Далее - Первое восстание против Рима

История и археология

20.11.2007 00:32:18

Иерусалим. Находки у Стены плача.

В последние месяцы специалисты Управления археологии Израиля при раскопках неподалеку от Стены плача обнаружили предметы культуры и быта римского периода. Речь идет о 2-4 веках  н.э., когда захватившие Иерусалим римляне переименовали его в Элию Капиталину.

Иерусалимраскопкинаходки 

08.02.2011 11:58:00

Найдена могила библейского пророка Захарии

Израильские археологи объявили об обнаружении места захоронения библейского пророка Захарии. Оно расположено в византийской церкви V-VII веков, раскопанной в Хирбет-Мидрасе в Иудее. Там археологи обнаружили проход в пустующую гробницу. Расположение церкви совпадает с указаниями письменных источников, а также карты Медвы VI века, на место захоронения пророка Захарии, обнаруженное византийцами в V веке.

ИзраильнаходкираскопкиЗахария 

Архив "История и археология"


Copyright © 2007-2017 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100