История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты
Восстание Бар-Кохбы
Иудея капта

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Монетное дело в Акко

Иегошуа Злотник (Yehoshua Zlotnik (Tel Aviv branch))

Акко обладал значимостью и экономическим статусом благодаря своему порту — одному из самых важных на левантийском побережье. Порт имел особое значение в морской торговле между Египтом и Сирией, являясь якорной стоянкой и промежуточным портом между этими двумя царствами. Акко расположен между Тиром (Tyre) на севере и Дором (Dor), Яффо (Jaffa), Ашкелоном (Ashqelon) и Газой (Gaza) на юге. Стратегическое положение между Египтом и Сирией подтолкнуло к основанию города  правителей, правивших южным Левантом (Levant). В римскую эпоху значимость порта Акко была сопоставима с портом Кейсарии (Caesarea).

В персидскую эпоху финикийский Акко пышно расцвел в качестве подчиненного Сидона (Sidon). В то время чеканились серебряные оболы. В ходу были золотые монеты Дария (Darius) — дарики (darics) наряду с мелкими серебряными оболами местного чекана.

Существовала торговля между Акко и Афинами до и после покорения Александром Великим, который провел свою армию через город по пути на юг в 333 г. до н.э. Жители Акко приветствовали Александра и открыли перед ним городские ворота, боясь, что иначе он разрушит город.

Город процветал во время правления Александра. Он даже разрешил в городе  монетное производство и чеканку собственных монет с его именем. Так Акко стал первым городом в южном Леванте, где чеканились городские серебряные монеты. Акко стал принимать участие в международной торговле, и так началась его долгая история в качестве места чеканки монет. На реверсе серебряных монет Александра, чеканившихся в Акко, был изображен сидящий Зевс (Zeus), держащий птицу. Под его рукой была надпись на финикийском «Акко». На аверсе — портрет Александра Великого. Много греков, среди которых были торговцы и моряки, эмигрировало в Акко с караванами Александра Великого.

Завоевания Александра Великого вызвали денежную реформу, потому что монеты, которые чеканил он, и монеты с его именем вытеснили монеты Афин (Athens), Персии и Сидона из обращения. Его монеты использовались, как сейчас доллары, во всем регионе населением Акко и Земли израилевой в местной и, возможно, международной торговле (Я не нашел свидетельств, что монеты Александра из Акко имели хождение в других странах). Акко как важный морской центр был вовлечен в международную торговлю региона. Множество золотых, серебряных и бронзовых монет чеканилось в Акко во время правления Александра Великого и даже после его смерти.

После смерти Александра и конфликта между его наследниками Акко находился под властью Птолемеев (Ptolemies). Птолемей II Филадельфий (Ptolemy II Philadelphus) (285-246 г.г. до н.э.) переименовал Акко в Птолемаис (Ptolemais). Название использовалось всю финикийскую эпоху, а последние городские монеты были отчеканены в 256 г. н.э. Город превратился в столицу региона, и его значение росло. Монограмма из букв названия города ΠΤΟΛΕΜΑΙΣ появляется на монетах, которые чеканились в то время: 

 

 Тетрадрахма Птолемея III (Ptolemy III), отчеканенная в Акко

Тот же Птолемей чеканил серебряные монеты в городе начиная с 253 г. до н.э. Голова Птолемея I изображается на аверсе, на реверсе — греческая надпись «царя Птолемея» ( «of king Ptolemy») и египетский орел, стоящий на молниях, что придает монете вес и влияние. Чекан осуществлялся непосредственно администрацией Птолемея. Важно обратить внимание, что Птолемеи создавали обособленные монетные области везде, где правили. Области, в которых существовал отличный от других мест весовой и монетный стандарт. Изготовление «птолемейских» монет в Акко продолжалось до Птолемея V.

После битвы при Баниасе (Paneion (Paneas)) в 200 г. до н.э. Акко перешел под власть Антиоха III (Antiochus III) в царстве Селевкидов. В этот период валютой в Акко были монеты царей Селевкидов (Seleucid), а именно Антиоха, но также чеканились мелкие бронзовые монеты. Селевк IV (Seleucus IV) продолжал выпуск монет в Акко, а его наследник, Антиох IV Епифан (Antiochus IV (Epiphanes)), во время правления которого произошло восстание Хасмонеев (Hasmonean), отчеканил, помимо серебряных, множество мелких бронзовых монет в Акко. Фактически это был  независимый чекан.

 

 Бронзовая монета Антиоха IV (Antiochus IV)

В дополнение к чеканке своих монет в Антиохии (Antioch) в середине второго века до н.э. Селевкиды разрешили выпуск практически независимых бронзовых и серебряных монет с портретом царя остальным портовым городам на Земле Израилевой в Яффо (Jaffa), Ашкелоне (Ashkelon) и Газе (Gaza). На монетах из Акко была надпись «Of the Antiochenes in Ptolemais». При чекане в Акко для серебра Селевкиды использовали финикийский весовой стандарт, происходящий из весовой системы Птолемеев. В царстве Селевкидов было две монетные зоны: одна пользовалась аттическим (Attic) стандартом, другая — финикийским. Аттическая мера серебра чеканилась в Акко, но найденные монеты показывают, что они чеканились для северных регионов царства Селевкидов, а не местного использования.  

 

 Тетрадрахма аттического стандарта Антиоха VIII

Большая часть монет Селевкидов в Акко была отчеканена при Антиохе IV, Деметрии II, Антиохе VIII и Антиохе XII. К концу эпохи Селевкидов, когда царство начало разрушаться, и централизованная власть ослабела, различные регионы действовали независимо. Автономный выпуск монет в Акко с учетом политической ситуации в царстве увеличился начиная с 132 г. до н.э.

Царство Селевкидов постепенно сходило с политической арены, и римляне, под властью которых Акко был крупным портом с независимым управлением, стал основно силой. Морское сообщение между Иудеей и Римом осуществлялось через Акко, жители которого до сих пор оставались финикийцами и греками. В городе выпускалось множество бронзовых монет с греческими надписями. Юлий Цезарь (Julius Caesar) посетил город в 47 г. до н.э. Иногда древнее название Акко — АКН — фигурирует на монетах с эпохи Августа (Augustan).

Римляне сделали город колонией. Клавдий (Claudius) заново отстроил город и обновил его гавань, жители стали гражданами Рима и были освобождены от уплаты налогов. Ветераны римских легионов обосновывались в колонии. Римские колонисты использовали латынь в качестве официального языка, поэтому теперь городские монеты чеканились с надписями на латыни. Надписи на монетах других городов оставались греческими.

Например, на одной из монет, отчеканенных при Нероне (Nero) (примерно 53 г. н.э.), изображен император, пашущий границы города плугом, запряженным парой быков, на церемонии под названием pomerium. Эта церемония была символом основания новой колонии. Надпись на монете гласит COLONIA PTOLEMAIS. Встречаются надчеканы четырех римских легионов, располагавшихся в Иудее: III, VI, X, XII. Некоторые из этих легионов упоминаются у Иосифа Флавия (Flavius Josephus) в качестве активных участников в Иудейской войне в Галилее в 66-68 г.г. н.э.
 

 

 Монета в честь основания Сolonia Ptolemais, отчеканенная при Нероне.

Согласно Иосифу Флавию, после того, как произошло иудейское восстание против Рима, греки — жители Акко убили около 2000 евреев. Город служил базой римским легионам, которые были направлены для подавления иудейского восстания. После его подавления в Галилее (Galilee) (66-67 гг. н.э.) греки отметили победу в Акко. Во время восстания увеличилось количество выпускаемых монет на греческом и других городах. Возможно, причиной этому послужила прибытие нескольких римских легионов и потребность в денежной массе для их содержания. Римляне использовали в качестве местной валюты городские монеты.

 

 Монета, отчеканенная при Траяне (Trajan) с названием колонии.

Адриан (Hadrian) перестроил колонию Акко-Птолемаис (Akko-Ptolemais) и чеканил похожую, не связанную с памятными событиями «основную монету» ( «founder coin»). Изменились требования для римских легионов, которые находились в это время в Иудее. Это говорит о расширении границ колонии или их сдвиге в другие части города, такие, как расширение границ порта, или расширение общественных территорий. Монета чеканилась во времена восстания Бар-Кохбы (Bar-Kokhba) (132-125 г.г. н.э.). В то же самое время Адриан чеканил множество похожих монет в Элиа Капитолина (Иерусалим) (Aelia Capitolina (Jerusalem)), на которых изображалось основание колонии Элиа Капитолина на руинах Иерусалима. В то же время Адриан выпустил монету в честь основания Кейсарии (Caesarea).

Множество монет, среди которых были и специальные типы, было отчеканено в Акко во время римского периода. Три исключительно интересных монеты были отчеканены при Элагабале (Elagabal) (218-222 г.г. н.э.): на одной изображен акрополь, городская крепость, на другой — порт с кораблем, видимый со стороны моря. На третьей изображен зодиак. Большая часть монет, отчеканенных в Акко при римлянах, были бронзовыми, но в короткий период при Каракалле (Caracalla) выпускались серебряные провинциальные тетрадрахмы, что свидетельствовало об относительной важности Акко. На аверсе изображался император, на реверсе — орел.

 

 Тетрадрахма Каракаллы (Caracalla). Надчекан Акко — шлем Диоскуров (Dioscuri)

Непонятно, осуществлялся ли выпуск монет под надзором Рима или самостоятельно властями города. Надо заметить, что чекан серебра был ограничен запасами этого металла на руках у выпускающего монеты в обращение, тогда как бронзовые монеты, выпущенные в большом количестве, могли понизить собственную стоимость и покупательную способность.

В середине третьего века при Галлиене (Gallienus) (если более точно, то в 256 г. н.э.) выпуск монет в Акко, который был последним городом, чеканившим собственные монеты, прекратился. Поступили в обращение имперские серебряные антонианы ухудшенного качества. В византийский период в Акко монеты не чеканились
.

Акко был взят мусульманами в 636 г. н.э. При Умаядском халифате (Umayyad caliphate) для покорения Кипра и походов в Северную Африку Муавийя (Mu‘āwīyah) построил флот в доках, которые остались в Акко еще с византийского периода. Ибн Тулун (Ibn Tulun) правил Акко в девятом веке. Он отстроил порт, который позднее был захвачен крестоносцами и чьи остатки можно видеть и сейчас. Бронзовые монеты чеканились в Акко при Умайяде и Абассиде (‘Abbasid). В одиннадцатом веке (династия Фатимидов) в городе чеканился золотой динар с именем халифа Абу-Аль-Гясема (Abu al-Qāsem). Также мусульманами чеканились в Акко серебряные дирхамы (dirhams) и полу-дирхамы (half-dirhams). В исламский период название Акко вновь появилось на монетах.

Через пять лет после покорения крестоносцами Иерусалима в 1099 г., в 1104 г., Акко был захвачен Болдуином I (Baldwin I). Город, укрепленный стенами и башнями, назывался Аккон (Accon) и играл важную роль во время правления крестоносцев на Святой Земле. В 1887 г. он был захвачен Саладином (Salah ad-Din). В 1191 г. его отвоевали обратно Ричард Львиное Сердце (Richard the Lion Heart) и Филипп — король Франции (Philip the King of France) и сделали столицей королевства крестоносцев на сотню лет до 1291 г., когда Иерусалим уже не управлялся ими. Город был разделен на кварталы по названиям городов, откуда прибывали крестоносцы, а также и по военным орденам — Тамплиеры (Templars) и Госпитальеры (Hospitallers). Количество жителей достигало 50 000. Существовал важный коммерческий квартал вокруг гавани, из которой крестоносцы отправлялись в Европу.

Вскоре после Третьего Крестового похода (1191 г.) в Акко было отчеканено большое количество бронзовых имитаций мусульманских монет с надписью ACCON.

В период крестоносцев Акко чеканил два основных типа монет. Это были имитации монет мусульман, включая золотые безанты (bezants), и западные европейские денье (denier) из биллона. Бронзовые пужуазы (pougeoise) чеканились в Акко с изображенным на них флёр-де-лисом (fleur de lys), эмблемой французского королевского дома Бурбонов.

 

 Имитация крестоносцев динара Фатимидов.


Золотые безанты имитировали динары халифа Эль-Амира (El-Amir) с двенадцатого века и использовались для совершения крупных сделок. Эти монеты способствовали торговле и экономической активности между общинами франков и мусульман. Они чеканились также в двенадцатом веке и в Иерусалиме. Первоначально на них была стандартная мусульманская «формула», но после визита папского посланника, который высказал пожелания папы, надпись была заменена на текст на арабском, гласивший «отец, сын и дух святой». Также было добавлено изображение креста.

Местные торговцы в Акко, которые происходили из Венеции, Пизы, Генуи также чеканили мелкие … жетоны для расчетов с местным населением за товары и услуги.

С захватом города мамлюками султана Аль-Ашраф Халиля (al-Ashraf Khalil) 18 мая 1291 г. выпуск монет в Акко прекратился. Более того, и сам город перестал существовать на ближайшие 450 лет.

Иегошуа Злотник (Yehoshua Zlotnik (Tel Aviv branch))

Перевод: © JUDAEA.RU — 2008 г.

ИудеяФиникияСирияЕгипет 

10.04.2008, 20513 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

23.10.2007 22:13:51

Сирийско-финикийский чекан. Нерон

Большинство из нас узнают о Нероне от Светония. Пару слов скажу и о нём. Читаем главу о Нероне. Впечатление о императоре — мама, не горюй — подонок и мерзавец. Отойдём на шаг в сторону и рассмотрим варианты. Итак….

Геннадий Бордуков (aka BorgeN, email: genasha@bk.ru)

АнтиохияСирияФиникияРимНерон 

15.08.2009 23:32:33

Ключевые моменты в истории права на выпуск Хасмонеями собственных монет

Ученые спорят о порядке появления хасмонейских монет, так как они не датированы. Автор данной статьи основывает свое исследование на процессах и развитии полномочий по выпуску хасмонейских монет, описанных у Иосифа Флавия в «Иудейских древностях» и других источниках.

Статья сочетает ссылки на источники и развитие характерных признаков суверенитета династии Хасмонеев согласно надписям на монетах и их типам, которые являются свидетельствами политической или царской независимости, которая преобладала в Иудее во время выпуска этих монет и часто распространялась на тех, для кого эти монеты предназначались.

Йегошуа Злотник (Yehoshua Zlotnik)

ИудеяСелевкидыХраммонетыисследованияХасмонеинадписиИерусалимАнтиох 

05.11.2007 18:41:18

Сирийско-финикийский чекан. Флавии

Предлагаю вам небольшую главу, посвященную чекану моих любимых императоров — семейство Флавиев (к сожалению, монет с четвертым Флавием не чеканилось, хотя в написании этой статьи я обращался к его знаменитому произведению).

Геннадий Бордуков (aka BorgeN, email: genasha@bk.ru)

СирияАнтиохияФиникияРимФлавии 

История и археология

01.08.2008 15:02:08

Найдена печать с именем Гедалияху

«И услышали Сафатия, сын Матфана, и Годолия, сын Пасхора, и Юхал, сын Селемии, и Пасхор, сын Малхии, слова, которые Иеремия произнес ко всему народу, говоря: так говорит Господь: кто останется в этом городе, умрет от меча, голода и моровой язвы; а кто выйдет к Халдеям, будет жив, и душа его будет ему вместо добычи, и он останется жив. Так говорит Господь: непременно предан будет город сей в руки войска царя Вавилонского, и он возьмет его… «

Имя одного из обвинителей Иеремии, Годолии, сына Пасхора (Gedaliah сын Pashur), стоит на маленькой булле, которая была недавно обнаружена приблизительно в 200 метрах к югу от Храмовой горы. Доктор Эйлат Мазар, один из ведущих археологов Израиля, нашла буллу в этом году в безупречном состоянии во время влажного просеивания материала, поднятого в результате раскопок под башней в северном конце Города Давида.

ИзраильИерусалимГород Давидараскопкинаходкипечатибиблия 

06.12.2013 10:32:06

Ханукальная находка в Иерусалиме – уникальное здание эпохи Хасмонеев

В ходе археологических раскопок в иерусалимском Граде Давида были обнаружены руины каменного строения, датируемого вторым веком до нашей эры. По словам археологов, это первое здание Хасмонейского периода, обнаруженное в Иерусалиме.

Речь идет о массивном строении, толщина стен которого достигает одного метра, а площадь помещений – 64 кв.м. В здании обнаружено значительное количество керамики, а также монеты, благодаря которым удалось установить, что оно было возведено в начале II века до н.э. - в эпоху селевкидского царя Антиоха Третьего.

ИерусалимГрад Давидараскопки 

Архив "История и археология"


Copyright © 2007-2024 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100