История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ "СЫНА ЗВЕЗДЫ"

Александр Эльяшов

События, которые потрясли Рим в период с 96 по 132 гг. н. э. и  неотвратимо надвигающийся на империю кризис  стали причиной   очередного трагического витка в истории еврейского народа.

Правление династии Флавиев1 подходило к бесславному концу. Последний ее представитель Тит Флавий Домициан ни в коей мере не унаследовал ни ума, ни способностей своего отца и старшего брата. Подражая им, он устраивал денежные раздачи и роскошные массовые зрелища, развернул широкое строительство и пытался вести завоевательную политику. Но подобная деятельность требовала больших расходов, а чтобы покрыть их требовались изобретательность и здравомыслие его предшественников. Но император пошел по другому пути. Гай Светоний Транквилл свидетельствует: «Истощив казну издержками на постройки, на зрелища, на повышенное содержание воинам, Домициан попытался, было умерить хотя бы военные расходы, сократив численность войска, но убедился, что этим открывает себя нападениям варваров, а из денежных трудностей не выходит; тогда без раздумья он бросился обогащаться любыми средствами. Имущества живых и мертвых захватывал он повсюду с помощью каких угодно обвинений и обвинителей: довольно было довольно было заподозрить малейшее слово или дело против императорского величия» [13]. Начались преследования евреев: «С особой суровостью по сравнению с другими взыскивался иудейский налог: им облагались  и те, кто открыто вел иудейский образ жизни, и те, скрывал  свое происхождение, уклоняясь от наложенной на это племя дани. Я (т. е. автор произведения)  помню, как в ранней юности при мне в многолюдном судилище прокуратор осматривал девяностолетнего старика, не обрезан ли он»[13]. Правление Домициана выродилось в самый разнузданный террор. На римлян и жителей провинций широкой волной обрушились процессы об оскорблении величия, множество людей сгинуло без следа в их мутных водах. В конце концов, против императора составился заговор и 18 сентября 96 года н. э. он был убит своим  личным секретарем Стефаном.

В тот же день римский Сенат провозгласил императором знатного и величественного сенатора Марка Кокцея Нерву, которому было 66 лет. При новом императоре Рим, истерзанный Домицианом, вздохнул с облегчением. Террор прекратился. Государственные средства расходовались экономно, в тоже время дальнейшее развитие получила система государственной благотворительности. Однако Нерва был стар, не имел военного опыта  и не пользовался авторитетом в военных кругах. Осенью 97 года в Риме подняли мятеж преторианцы2, и ему  ничего не оставалось делать, как срочно усыновить Марка Ульпия Траяна3, который вел войска на Рим, и разделить с ним императорскую власть. 25 января 98 года Нерва умер.

С первых же месяцев своего правления Траян стал готовиться к захватническим войнам.   В войнах 101 - 106 годов он разгромил племенной союз даков, представлявший несомненную угрозу границам империи на Дунае. Дакия была превращена в римскую провинцию, после чего император перенес центр тяжести завоевательной политики на Восток. Еще не закончились дакийские войны, а римляне захватили Набатейское царство в Северо-Западной Аравии. В период со 114 по 117 годы Траян захватил Армению, его войска вступили в Месопотамию и стали готовиться к  штурму парфянской столицы Ктесифон на реке Тигр. Римский флот достиг Персидского  залива. Римляне стали готовиться к походу в Индию. Казалось еще не много и Парфия будет окончательно покорена, но в 116 году началось восстание евреев  в Египте, Киренаике   и на Кипре, которое вынудило Траяна приостановить экспансию,  а потом и вовсе отказаться от своих завоевательных планов. Подавление восстания император поручил Марцию Турбо. Вслед за тем восстали евреи Месопотамии. Наибольший размах оно получило в Низибисе и Адиабене, где евреям удалось почти полностью изгнать римлян из страны. Подавление этого восстания было поручено видному римскому полководцу Лузию Квиету, происходившему из знатного рода мавретанских князей. Впоследствии Квиет за неукоснительное исполнение повелений императора был вознагражден управлением Эрец-Исраэль (Eusebius. Historia Eccl., IV;2 idem Chronicon, изд. Schoene II;164, Orosius VII,12; Dion Cassius LXVIII,32). Тем временем в Эрец-Исраэль вспыхнуло новое восстание. Возглавили восстание братья Юлиан и Папп. Вполне вероятно, что евреями Святой Земли двигало желание оказать  помощь своим соплеменникам в Египте и других местах. По традиции восстание было вызвано тем, что жена императора (или вероятно правителя) родила сына 9 Ава, когда евреи пребывали в трауре. Мальчик этот умер во время Хануки, весело отмечаемой всем народом.  Обстоятельства вынудили Траяна прервать войну с парфянами и лично возглавить  поход в Египет (Esther. r. proem., § 3).

Восстание в диаспоре 115 – 117 гг. н. э.
Восстание в диаспоре 115 - 117 гг. н. э.

Историческим фактом является то, что преследованиям  подверглись все потомки дома Давида. По свидетельствам авторитетных исследователей даже семья Патриарха была истреблена только потому, что ее членов подозревали в родственных связях  с ними. Вскоре после этих событий с императором случился удар и летом 117 года  он умер. Новым властителем Рима провозгласили приемного сына покойного императора Публия Элия Адриана4, который стал одним из самых талантливых и энергичных императоров в истории Рима.  

Римская империя и ее провинции в 120 г. н. э.
Римская империя и ее провинции в 120 г. н. э.

Будущий император родился 24 января 76 года в Риме. Его отец приходился двоюродным братом Траяну. В десятилетнем возрасте Адриан осиротел. Траян, не имевший детей, стал заботиться о его воспитании и с годами приобщил к государственной и военной деятельности. Публий Элий Адриан был человеком образованным и сочетал в себе качества хорошего полководца с талантом администратора, делами империи  занимался  тщательно и  с удовольствием.

Превосходный воин и государственный деятель, он вместе с тем  слыл тонким интеллектуалом. Разностороннее воспитание Адриан получил в Афинах, где не только освоил язык эллинов, но и соперничал с ними в пении, рисовании, ваянии, математике и медицине.  Характер же имел капризный, остроумие - злое. С годами отрицательные стороны его личности усугубились. Нередко император бывал излишне подозрителен и жесток. Обладал удивительной памятью и прилежанием в учебе, но ему недоставало внутреннего благородства, мягкости и постоянства. Так, знаменитый архитектор Аполлодор заплатил своей жизнью только за то, что однажды допустил по адресу  властителя Рима следующее нелестное замечание: «Пусть бы он лучше малевал тыквы, чем соваться в то, чего не смыслит»[12]. Широкую гамму психологических оттенков личности Адриана отмечали и античные авторы: «Он бывал серьезным и веселым, приветливым и грозным, откровенным и лицемерным, жестоким и милостивым, всегда, во всех проявлениях своей натуры он был переменчивым»[11].

Начало правления Адриана совпало по времени с последними событиями восстания евреев в Кирене и Александрии. Согласно позднейшему и вряд ли  достоверному источнику именно Адриан заманил александрийских евреев на открытую местность, где около 50000 человек было убито (Eliahu rabba XXX, 3). Впоследствии император избегал конфликтов с евреями и дал им известные привилегии. Еврейская традиция повествует, что Иеошуа Бен Ханания был с ним в дружественных отношениях

Римская провинция Иудея в 106 – 132 гг. н. э.
Римская провинция Иудея в 106 - 132 гг. н. э.

Надежда евреев на лучшее будущее нашла свое подтверждение так же в факте отзыва жестокого римского наместника Лузия Квиета, в тот день, когда он вынес смертный приговор двум героям восстания диаспоры - Юлиану и Паппу (Megilath Taanith XII, Siphrg к Левит., 22, 38). День их избавления от опасности (12 Адара) праздновался как «день Траяна», но не исключено, что празднование было связано с победами евреев над римлянами.

В начале своего правления Адриан объявил евреям о намерении разрешить восстановление Храма. Каковы бы ни были истинные намерения властителя при издании соответствующего эдикта, евреи, несомненно, смотрели на это как на акт восстановления справедливости по отношению к ним и склонны были приветствовать в лице Адриана второго Кира. Но вскоре император отказался от своих намерений. По одной из версий от этого шага, который мог привести к политическому усилению евреев, Адриана отговорили самаритяне (Beresh. r. LXIV). Но, вероятно, он сделал это потому, что, будучи эллином по воспитанию и убеждениям, испытывал подозрение и неприязнь к вере иудеев только в Единого Бога, то есть был последовательным политеистом. Путешествуя в 130 - 131 годах по Сирии, Египту и Святой Земле император повсюду повелел отстраивать разрушенные города. Везде население приветствовало его как восстановителя (restitutor). Евреи, обнадеженные властями, ожидали от них скорейшего восстановления  Иерусалима и Храма, но вскоре узнали об истинных намерениях императора. Иерусалим низводился до статуса обычного римского города, провозглашался эдикт, запрещающий обрезание, которое приравнивалось к умышленному увечью (объявлялось уголовным преступлением). Нарушение эдикта каралось смертной казнью. Документ поставил целый народ в положение  преступников, подлежащих уничтожению. Есть сведения, что некомпетентные в вопросах иудаизма римские юристы трактовали обрезание как кастрацию. Римский историк Дион Кассий5 свидетельствует: «В Иерусалиме он (Адриан) основал город на месте настоящего и назвал его Элия Капитолина, а на месте Храма Бога он воздвиг храм Юпитера. Это вызвало войну свирепую и затяжную, ибо евреи сочли нестерпимым, чтобы незнакомцы поселились в их городе и чтобы отправляли там чужие культы»[1].

Далее Дион Кассий говорит, что евреи готовились к восстанию в течение длительного времени. Эти приготовления включали накопление оружия, создание укрепленных позиций по всей стране и налаживание четко действующей системы связи. Одновременно началось брожение среди иудеев по всей Римской Империи.  Оно перебросилось и на другие народы, практиковавшие обрезание, -  самаритян и египтян. Началу  восстания в немалой степени способствовали насилия и бесчинства наместника Эрец-Исраэль Тинния (Тита Анния) Руфа. Пока Адриан пребывал в восточных провинциях ситуация  представлялась контролируемой. В честь венценосца  какое-то время в Эрец-Исраэль даже чеканились особые монеты с надписью: «Adventui Aug(usti) Iudaeae»  (Чеканились они не в Иудее, а в Риме. Эти монеты в каталоге на нашем сайте: 1, 2, 3 - JUDAEA.RU). Но после возвращения  императора в Рим вспыхнуло восстание, переросшее в борьбу за национальное освобождение и восстановление государственности Израиля. Надо отметить, момент для начала восстания был выбран крайне неудачно. Сразу же после смерти своего предшественника  Адриан поспешил заключить мир с царем Парфии Хосроем, отказавшись от всех завоеваний в Ассирии, Вавилонии и Месопотамии, кроме того, он лично встретился с парфянским царем, вернул ему дочь, захваченную в плен Траяном, и вообще постарался заручиться его дружбой. Таким образом, он сумел нейтрализовать злейшего врага римлян на Востоке, который при иных обстоятельствах мог бы оказать евреям существенную поддержку.

Непосредственным толчком к описываемым событиям послужило нападение легионеров на свадебную процессию в Тур-Симоне.

Борьбу против римлян возглавил Шимон бар-Косева, получивший впоследствии арамейское прозвище «Бар-Кохба», т.е. «Сын Звезды». Он появился как ниспосланный Небом предводитель. Но с другой стороны, ранние талмудические летописцы, жившие после поражения восстания, называли его Бар-Козима - именем, близким к Бар-Кохба по написанию, но означающим «сын изменника». Считается, что это имя отражает утрату иллюзий и разочарование, последовавшее за поражением и разграблением страны римлянами.

Возглавив борьбу, Шимон Бар-Кохба взял себе титул Князя Израиля. По дошедшим до нас отрывочным сведениям, его войско состояло из двухсот тысяч тяжеловооруженных воинов, тридцати тысяч легковооруженных лучников и двадцати тысяч всадников, а на его знамени золотом было начертано: «Взошла звезда от Яакова»[6].

Те, кто желал вступить в войско Бар-Кохбы, проходили  суровое испытание: каждый из добровольцев отрезал себе палец в доказательство преданности и решимости идти до конца. Но законоучителя запретили подобную практику, как противоречащую духу иудаизма. Тогда добровольцам стали предлагать другое - на скаку выдернуть из земли молодой кедр.

Духовный вождь восстания - рабби Акива бен-Йосеф - родился около 50 г. н.э. Выходец из беднейших слоев населения, Акива женился на дочери богача из Иерусалима, хотя тот был против. Молодые жили в нужде. Однажды жена Акивы - Рахель - продала свои волосы, чтобы купить еды. Но по ее же настоянию Акива начал учиться.

Мощный и оригинальный ум выделяли Акиву среди учеников иешивы в Лидде. Тринадцать лет спустя после начала учебы рабби Акива открыл свою иешиву в Бнай-Браке, в которой собрались самые одаренные ученики. Он всегда отличался смелостью и независимостью суждений и внес большой вклад в развитие и упорядочение Устного Закона. Когда вспыхнула война против римлян, рабби Акива поддержал ее. Согласно Талмуду, рабби Акива так отозвался о Бар-Кохбе: «Вот он Царь-Избавитель, Мессия!»[6]. Однако этот жест одобрили не все еврейские мудрецы. Один из оппонентов рабби Акивы, рабби Ионатан бен Торта, возразил: «Акива! Скорее трава прорастет сквозь твои [мертвые] челюсти, а сын Давидов все не придет!»[1]. История доносит до нас некоторые высказывания еврейского полководца, свидетельствующие о том, что ему как раз не хватало благочестия. Однажды он воскликнул: «О Боже, не помогай, но хотя бы не мешай нам!»[1]. По талмудическим преданиям, накануне восстания Акива посетил Парфянское царство, Аравию и некоторые страны Европы и Африки. Надо полагать, что свои многочисленные путешествия Акива предпринял с целью склонить еврейские общины отдаленных стран к  восстанию против Рима или,  в крайнем случае,  обеспечить с их стороны посылку добровольцев и материальную помощь.

 Путешествия рабби Акивы
Путешествия рабби Акивы

В начале войны боевые действия против римлян протекали весьма успешно. В руках восставших оказались все города и селения Галилеи, Иудеи, плато Голан. Был освобожден Иерусалим, а страна разделена на военные и административные округа. Восставшие чеканили монету с надписью: «Первый (второй, третий) год после освобождения  Иерусалима»[5]  Каталог монет восстания Бар-кохбы на нашем сайте - JUDAEA.RU. Шимон Бар-Кохба сосредоточил в своих руках всю полноту военной и политической власти.

Сохранились его письма и распоряжения, в которых затрагивались не только вопросы ведения боевых действий и тылового обеспечения, но и административного и политического характера.  Перед нами предстает выдающийся, волевой и энергичный  предводитель, которого евреям так не доставало во время  Первой Иудейской войны.

В то же время сохранились свидетельства о том, что Бар-Кохба был весьма вспыльчив, а временами - чересчур жесток.

Не предавая волнениям в Эрец-Исраэль большого значения, император поручил усмирение страны Тиннию Руфу. Однако, когда  усилия последнего не увенчались успехом,  на помощь ему отправили легата Сирии  Публия  Марцелла. Вопреки ожиданиям, прибытие новых воинских подразделений не изменило положения в пользу римлян.

Успехи повстанцев вызвали обоснованную тревогу императора. Если бы евреям удалось восстановить независимость Эрец-Исраэль, то неизбежно восстали бы другие провинции Рима. В свою очередь, ухудшение внутреннего положения империи могло спровоцировать нападение внешних врагов - германских племен и сарматов на Рейне и Дунае и парфян на восточных рубежах.

Поэтому Адриан отзывает из Британии своего лучшего полководца Юлия Севера и выделяет ему для подавления восстания двенадцать легионов с многочисленными вспомогательными частями. В этом походе Севера сопровождал Квинт Лоллий Урбик (Урбан) - ранее наместник Нижней Германии. Имеются сведения, что и сам Адриан некоторое время находился на театре военных действий. Операции многочисленного сухопутного войска римлян поддерживались мощными  соединениями флота. Таким образом, активные боевые действия велись как на суше, так и на море. Для сравнения вспомним, что во время  Первой Иудейской войны армия Веспасиана состояла из пяти - шести легионов и немногочисленных вспомогательных частей.

 Начав вторжение с севера, римляне заняли хорошо укрепленные города Кабул, Сихин и Магдалу. Ареной кровопролитных сражений стала долина Римон. Натолкнувшись на ожесточенное сопротивление евреев, Юлий Север стал избегать открытых сражений и применил тактику выжженной земли. Эрец-Исраэль подверглась страшному опустошению: крепости были разрушены, деревни уничтожены, население частью перебито, частью продано в рабство. По свидетельству Диона Кассия, римляне разрушили пятьдесят укреплений и почти тысячу деревень, погибло не менее пятисот восьмидесяти тысяч человек. Еще до окончания боевых действий имперская администрация обнародовала целую серию антиеврейских законов. Под запретом оказались еврейская система судопроизводства, изучение Торы, строительство новых синагог. Так римляне на практике пытались осуществить одну из первых в обозримой истории попыток окончательного решения еврейского вопроса.

Но и захватчики понесли жестокие потери. Об этом свидетельствует отсутствие в послании Адриана, извещающем Сенат о победе в жестокой войне, обычной в подобных случаях фразы: «Если Вы и дети Ваши здоровы - хорошо. Я и мои легионы здоровы».

 Боевые действия в ходе Второго Восстания
Боевые действия в ходе Второго Восстания

К 135 г. н.э. римляне добились решающего перелома. Для этого, по талмудическим источникам, им пришлось выдержать более пятидесяти сражений. Последним оплотом евреев стал Бетар - крепость на горном хребте над долиной Сорек. Взятие Бетара римскими легионами произошло 9 ава 135 г. н.э. Причиной падения Бетара явились не военные усилия, а отсутствие продовольствия и воды у повстанцев. По другим сведениям, взятие Бетара римлянами стало следствием измены двух братьев-самаритян - Манассии и Эфраима.  Сам Шимон Бар-Кохба погиб, вероятно, несколько ранее, во время одной из многочисленных вылазок повстанцев. Упоминания об осаде Бетара можно найти у раннего христианского историка Евсевия Кесарийского (Церковная История, IV, VI, 1-4): «Война достигла наибольшего размаха в восемнадцатый год правления Адриана в Бетере (Бетаре), которая была сильной крепостью недалеко от Иерусалима. Осада ее продолжалась долгое время, покуда мятежники не погибли от голода и жажды, а зачинщик этого безумия получил заслуженное наказание».

После падения Бетара оставалось несколько еврейских отрядов, скрывавшихся в горных пещерах и продолжавших неравную борьбу. Наиболее крупным из них был отряд, базировавшийся близ Тивериадского озера и возглавляемый некими братьями из Кефар-Харубе. Но римляне методически истребили последние отряды повстанцев.

В том же 135 году они  казнили и рабби Акиву. Вот как описывает эту казнь Аггада: «На рассвете Судного Дня рабби Акиву вывели во двор тюрьмы...привязали к столбу. Римские палачи рвали его тело раскаленными щипцами, но ни единого вопля не вырвалось из его губ.

Светало, на востоке небо окрасилось в пурпур. Рабби Акива приложил руку к глазам и возгласил: - Слушай Израиль! Господь Бог наш, есть Господь единый...

Ученики приблизились месту казни учителя, и рабби Меир сказал: - Рабби, сердца наши обливаются кровью из-за того, что на твою долю выпали такие страшные муки.

- Мои любимые дети, - ответил рабби, - не горюйте обо мне. Я достиг моей цели, мои желания исполнились. На протяжении восьмидесяти лет я страстно желал отдать мою жизнь для освящения имени Божьего, как сказано: « И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим...». Разве есть лучшее доказательство этой безмерной любви, чем смерть освящающая имя Божье!».

И он вновь возгласил:

Слушай Израиль! Бог наш есть Господь единый.

И когда он произнес слово «единый» смерть настигла его, и душа вознеслась к небесам»[8].

После подавления восстания множество евреев продали в рабство за самую низкую цену на невольничьих рынках Хеврона и Газы. Тех, кого нельзя было продать в Эрец-Исраэль, отправляли в Египет. Значительная часть их погибла от голода или в результате кораблекрушений. СТРАНА ОБЕЗЛЮДЕЛА

С поражением восстания воплощение мечты евреев о восстановлении независимости Эрец-Исраэль было отодвинуто на долгие столетия. Началась эпоха галута - изгнания, продолжавшегося почти две тысячи лет.

 Александр Эльяшов

ПРИМЕЧАНИЯ

 1   Преторианцы - наиболее привилегированная часть римского войска. В период империи - гвардия, служившая основной опорой императорской власти. Первоначально набирались только из италийцев и стали влиятельной политической силой, но в последствии их заменили жители провинций и потеряли свое былое значение. Окончательно расформированы императором Константином I.   

2  Флавии - династия римских императоров (69 - 96 гг. н. э.). Ее представители:

 Веспасиан (69 - 79 гг.) - выходец из италийской муниципальной аристократии. При императорах Клавдии и Нероне занимал видные командные должности в войсках. В 67 г. был послан в Эрец- Исраэль для подавления народного восстания, направленного против римского господства. В 69 г. восточные легионы провозгласили его императором. К концу года он одержал победу над своим противником Вителлием. Умер 23.06.79 г.  

Тит (79 - 81 гг.) - с его именем связана осада Иерусалима римлянами и  разрушение Второго Храма;

Домициан (81 - 96 гг.) - с особой жестокостью проводивший политику преследования евреев

3 Траян Марк Ульпий (53 - август 117 гг н.э.) римский император из династии Антонинов. Родился в Испании. В юности служил в качестве трибуна в войсках, которыми командовал его отец. В 91 г. - консул. В 97 г. усыновлен императором Нервой. Проводил активную завоевательную политику. В результате войн 101 - 102 гг. и 105-106 гг. захватил Дакию (территория современной Румынии). В 106 г. покорённое римлянами Набатейское государство превратил в провинцию Аравия. В результате войны с Парфией (114-117 гг.) завоевал Армению Великую, которую также  превратил в римскую провинцию,  и  территорию  Месопотамии до Персидского залива.

4 Адриан Публий Элий  (24.01.76 - 10.07.138 гг. н. э.) - римский император (с 117 г.) из династии Антонинов, усыновлен Траяном. Прошел военную школу в рейнских и дунайских легионах. В 107 - 108 гг. наместник Нижней Паннонии, а с 114 г. - Сирии, где легоны провозгласили его императором. Признан Сенатом в 118 г. Из завоеваний Траяна сохранил Аравию и Дакию. На границах империи стал сооружать оборонительные валы. Жестоко подавил восстание Бар-Кохбы.

5 Кассий Дион Коккеян (около 160 - 235 гг. н. э.) - эллинский историк и римский сенатор из Никеи и Вифинии. В период правления династии Северов был наместником нескольких провинций и консулом в 229 г. Написал на эллинском языке анналистическую римскую историю в 80 книгах от основания Рима и до своего консульства. В первозданном виде сохранились книги с 36 по 60, охватывающие период с 68 г. до н. э. по 57 г. н. э., и частично книги 78 и 79 (217 - 220 гг. н. э.). Остальные книги дошли до нас фрагментарно в сочинениях византийских историков  X - XII вв.

БИБЛИОГРАФИЯ
1 . Гедалия Аллон. История евреев Эрец-Исраэль в талмудическую эпоху. Т.2. Иерусалим . 1994 г.
2. Хаим Герцог.Герои Израиля. Исторические портреты. Иерусалим . 1991 г.
3. Даниэль Клугер. Перешедшие реку. Очерки еврейской истории. Иерусалим. 2000 г.
4. Джоан Комэй. Кто есть кто в еврейской истории. Словарь. Иерусалим. 1999 г.
5. Евреи в Римской империи во времена Талмуда. Сборник статей. Открытый Университет. Израиль. 1999 г.
6. Герои Израиля. Симон Бар-Кохба. Сайт: www. jewish.ru.
7. Акива. Сайт: www. chassidus.ru.
8. Меир Нейман. Рабби Акива. Сайт: www.school.ort.spb.ru.
9. Краткая еврейская энциклопедия. Т.3. Иерусалим . 1986 г.
10. Г.М. Лившиц. Классовая борьба в Иудее и восстания против Рима. Минск. 1957 г.
11. Е.В. Федорова. Императорский Рим в лицах. Ростов на - Дону. 1998 г.
12. Вильгельм Вегнер. Рим. Начало, распространение и падение всемирной империи римлян Т.2 Минск 2002 г.
13. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. Киев 1996 г.
14. С. И. Ковалев. История Рима СПб.2003 г.
15. Еврейская энциклопедия. Брокгауз и Ефрон. ТТ. I, XV . Репринтное издание Москва. 1991 г.

Коротко об авторе:  Александр Эльяшов. Родился в 1954 году в Харькове. С 1974 по 2000 год проходил службу в Вооруженных Силах. С 2000 года работал на государственном предприятии, одновременно руководил культурной программой "Еврейский Мир в Интернете" харьковского Еврейского Культурного Центра "Бейт Дан". В настоящее время работает менеджером небольшой коммерческой фирмы. Написал ряд статей посвященных вопросам иудаизма ("Загадки и приключения Каббалы", опубликована в журнале "Истоки" в 2002 году) и историии еврейского народа в античные времена ("Евреи и Рим. Крушение надежды", охватывает период примерно с 235 по 363 гг. нашей эры, сокращенный вариант опубликован на страницах портала davar.org.ua;  "Триумф и трагедия династии Хасмонеев",  "Евреи и Рим. Накануне Великого кризиса" (охватывает период с 192 г. н.э. по 235 г. н.э.), "Евреи и Рим. Накануне Темных Веков" (охватывает период с 363 г. н. э. и до момента окончательной гибели Западной Римской империи).

ИудеяБар-КохбавосстаниеРимАдриан 

20.06.2009, 13296 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

18.10.2007 23:01:23

Бет-Шеан. Ворота в рай

Рассказ будет очень короткий. По сравнению с сорока веками существования города я уложусь в несколько минут.

За эти века город именовался по-разному: Бет-Шеан, Беф-Сан, Ниса, Скитополис (Скифополис, Скитополь)…

Рахель Лихт    

ИзраильБет-ШеанРимпрогулкаэкскурсия 

30.09.2010 23:02:21

СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР РЕВОЛЮЦИИ ШИМОНА БАР КОХБЫ 132-135 ГГ.

Проблема иудейских революций актуальна, так как не исследована в необходимом качественном эквиваленте. К сожалению многие узнают о событиях той эпохи из работ теологов, в которых не делается попыток объективно исследовать определенную проблему периода, где историческая наука приносится в жертву догматическим рамкам. Поэтому проблема актуальна и требует поиска новых методов исследования, нуждается в качественной верификационной проверке.

Основная цель работы заключается в определении идеологии, на которую опиралось движение Бар Кохбы, что именно повлияло на восставших...

Евгений Валленберг

восстаниеБар-Кохбаверсии 

21.10.2008 14:40:26

На звук! Как встретились строители туннеля Езекии.

Путешествие по туннелю - первый шаг в воду, наклон для продвижения под менее чем 5-ти футовым потолком, обнаружение места встречи двух бригад, исследование «ложных» туннелей, осмотр места, где была высечена знаменитая Силоамская надпись, взгляд на потолок примерно в 17 футах над полом, выход к древнему Силоамскому бассейну - может быть одним из самых захватывающих приключений во время поездки в Иерусалим. При длине более 1700 футов (533 метра) он был самым длинным туннелем, сооруженным в то время без промежуточных шахт искусственного происхождения.

Гершель Шанкс (Hershel Shanks)

ИерусалимЕзекияИудеябиблия 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

23.02.2009 17:51:05

Находки в Израиле: установлено место древней Метофы

Управление древностей Израиля сообщило об обнаружении большого здания времени Первого и Второго Храма. Это довольно хорошо сохранившееся сооружение найдено во время раскопок в деревне Умм-Туба, в южной части Иерусалима. На одном из фрагментов керамических изделий была найдена царская печать, которая относятся к эпохе Езекия, царя Иудеи из рода Давида (конец VIII века до нашей эры).

Четыре буквы - LMLK, указывающие, что вещи принадлежали царю, были обнаружены на ручках больших кувшинов для хранения вина и масла. Кроме того, были найдены оттиски печатей двух высокопоставленных правительственных чиновников - Ахимелека бен Амадияху и Йеохила бен Шахара.

Израильнаходкипечати 

20.11.2007 00:32:18

Иерусалим. Находки у Стены плача.

В последние месяцы специалисты Управления археологии Израиля при раскопках неподалеку от Стены плача обнаружили предметы культуры и быта римского периода. Речь идет о 2-4 веках  н.э., когда захватившие Иерусалим римляне переименовали его в Элию Капиталину.

Иерусалимраскопкинаходки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2023 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100