История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

В Сирии найдена древнейшая роспись

Можно сколько угодно говорить, будто ничто под солнцем и луной не ново. Однако это открытие ошарашило всех. Ещё бы! Когда археологи нашли в Сирии одну настенную роспись, то поняли, что она самая древняя на Ближнем Востоке. Но вот в чём беда: это изображение оказалось удивительно похожим на картину известного художника XX века! Как не удивиться? Как не испугаться?

Джаде аль-Мухара (Djade al-Mughara) — одно из мест, давно интересующих археологов. Тут, у левого берега Евфрата, некогда находилось поселение эпохи неолита, располагавшееся к северо-востоку от исторического города Халеба (Aleppo).

Регулярные раскопки ведутся здесь с начала 1990-х сирийско-французской группой археологов под руководством Эрика Кокеньо (Éric Coqueugniot), исследователя из института Востока и Средиземноморья ( Maison de l'Orient et de la Méditerranée).

Примерно год назад археологи рассказали миру о своей неожиданной удаче: в результате долгой работы они смогли отыскать в Джаде аль-Мухара древнее культовое сооружение.

От него остались лишь высокие стены, а также множество разных мелких предметов, которые, видимо, имели отношение к ритуалам, совершавшимся в здании. В частности, там обнаружилось большое количество фрагментов охотничьих орудий, наконечников стрел — в основном кремнёвых и обсидиановых.

В том, что это помещение было как-то связано с религией, сомнений нет. Судя по размерам, здание предназначалось для больших собраний.  

Опубликовав в прошлом году статью в Science, исследователи удивились древности находки, но никаких сравнений на ум им тогда ещё не приходило (фото Éric Coqueugniot).
Опубликовав в прошлом году  статью  в Science, исследователи удивились древности находки, но никаких сравнений на ум им тогда ещё не приходило (фото Éric Coqueugniot).

Интересно и то, что возраст здания, согласно данным учёных, немаленький — оно было построено около 8,8 тысячи лет до нашей эры.

Точно неизвестно, какие действа отправлялись в храме. Насчёт этого вопроса пока есть только одна гипотеза.

Больше всего учёных заинтересовала эта стена размерами 2×2 метра (фото Reuters).
Больше всего учёных заинтересовала эта стена размерами 2×2 метра (фото Reuters).

На расчищенных стенах исследователи обнаружили роспись, сделанную красной, чёрной и белой красками, на которой есть изображение головы быка. Кроме этого, часть «планировки» здания имеет форму черепа этого животного.

Всё это убедительно свидетельствует о том, что жители древнего Джаде аль-Мухара исповедовали какой-то «бычий культ». О том, что это был за культ и какова была его роль в культуре, говорится мало. Однако вскоре после того как находку предали огласке, министр культуры Сирии Рияд Насан Ага (Riyad Nasan Agha) сказал, что «это уникальное открытие, которое может привести к пересмотру культуры».

Эрик Кокеньо, запечатлённый в позе археолога, исследует древне-современные изображения (фото Reuters/Khaled al-Hariri).
Эрик Кокеньо, запечатлённый в позе археолога, исследует древне-современные изображения (фото Reuters/Khaled al-Hariri).

Министр говорил, конечно же, про культуру своей страны.

Но вот археологи ещё немного расчистили место раскопок и неожиданно поняли, что «это уникальное открытие» заставит задуматься о его месте не только в сирийской, но и вообще в мировой культуре. А то и не только в ней…

Проблемы появились сразу, как археологи занялись тщательной обработкой стен.

Как мы сказали, храм украшен трёхцветной росписью. Но когда рабочие стали к ней присматриваться, они заметили нечто неожиданное.

Живопись на стенах выполнена в виде странного хаотичного орнамента, состоящего в основном из четырёхугольников. Причём эти фигуры не ровные, и закрашены они также не в определённой последовательности, а как будто бы произвольным образом. Одним словом, изображения эти очень нетипичны для древнего Востока. 

Вверху слева: найденные фрагменты инструментов в руках у Кокеньо. Вверху справа: обнаруженная там же женская статуэтка в руках у студентки из археологической экспедиции. Внизу — бычий череп, применявшийся в ритуалах (фото Reuters/Khaled al-Hariri и с сайта terraeantiqvae.blogia.com).
Вверху слева: найденные фрагменты инструментов в руках у Кокеньо. Вверху справа: обнаруженная там же женская статуэтка в руках у студентки из археологической экспедиции. Внизу — бычий череп, применявшийся в ритуалах (фото Reuters/Khaled al-Hariri и с сайта terraeantiqvae.blogia.com).
Общий вид места раскопок, находящегося в 450 километрах от Дамаска. Кокеньо говорит, что работа здесь продвигается крайне медленно. Но результаты впечатляют! (фото с сайта flickr.com).
Общий вид места раскопок, находящегося в 450 километрах от Дамаска. Кокеньо говорит, что работа здесь продвигается крайне медленно. Но результаты впечатляют! (фото с сайта flickr.com).

Зато подобный изобразительный порядок характерен для Пауля Клее… Как, вы не знаете, кто такой Пауль Клее? Сейчас расскажем.

Вот так выглядит сверху таинственный храм — самый древний на Ближнем Востоке с самой старой в этом регионе живописью. Заметим на всякий случай, что вымершие коровы с египетской росписи древнее. И всё же он старше древнейшего убийства, колеса и уж тем более письма Нового Света (фото Reuters/Khaled al-Hariri).  Сходство с полотнами Клее стало проявляться сразу, как только археологи начали старательно очищать изображения (фото E. Coqueugniot/CNRS Photothèque).
Вот так выглядит сверху таинственный храм — самый древний на Ближнем Востоке с самой старой в этом регионе живописью. Заметим на всякий случай, что вымершие коровы с египетской росписи древнее. И всё же он старше древнейшего убийстваколеса и уж тем более письма Нового Света (фото Reuters/Khaled al-Hariri) Сходство с полотнами Клее стало проявляться сразу, как только археологи начали старательно очищать изображения (фото E. Coqueugniot/CNRS Photothèque).

Пауль Клее ( Paul Klee) — швейцарский художник, по большей части работавший в жанре экспрессионизма. Вообще, его творчество сложно однозначно отнести к какому-либо течению в искусстве, но оно оказалось столь выразительным и впечатляющим, что существенно повлияло на дальнейшее развитие экспрессионизма, кубизма и сюрреализма.

Для экспрессионистского творчества характерно стремление автора выразить свои эмоции или изобразить чьи-нибудь. Естественно, показать эмоции с помощью обычных предметов, обычной графики невозможно, поэтому экспрессионистское изображение часто не имеет ничего общего с реальным миром. Такие картины вполне могут состоять из простых или сложных фигур самых невероятных форм и расцветок.

Пауль Клее. «Сицилийский пейзаж». 1924 год (иллюстрация с сайта news.aol.com).
Пауль Клее. «Сицилийский пейзаж». 1924 год (иллюстрация с сайта news.aol.com).

Заметная часть картин Клее как будто бы составлена из разных геометрических кусочков, близких по форме к четырёхугольным фигурам, заполняющих собой всё полотно или основную его часть. Как вы уже догадались, эта особенность один в один подходит к описанию и того, что нарисовано в том самом сирийском храме.

Само собой, Клее этих росписей не видел — созданы они были, получается, примерно 11 тысяч лет назад. А при его жизни они находились глубоко под землёй. Так что этот странный орнамент никак не мог оказать на него хоть какое-то влияние.

Пауль Клее. «Древний звук». 1924 год. Название картины наталкивает на подозрения в том, что идея этой картины как-то связана с древним искусством. Кроме того, налицо сходство этого произведения с изображениями в древнем сирийском храме (иллюстрация с сайта humanitiesweb.org).
Пауль Клее. «Древний звук». 1924 год. Название картины наталкивает на подозрения в том, что идея этой картины как-то связана с древним искусством. Кроме того, налицо сходство этого произведения с изображениями в древнем сирийском храме (иллюстрация с сайта humanitiesweb.org).

Конечно, можно сказать, что сходство весьма формальное. Однако эти сомнения оказываются ни к чему: достаточно посмотреть на фотографии росписи и на картины великого художника. Сходство такое очевидное, оно так бросается в глаза, что моментально становится ясно — эта древняя живопись как-то повлияла на современную.

Но как? Ведь тех древних сирийских художников и современного швейцарского разделяют и пространство, и время. Они жили на Востоке, он — на Западе. Они в неолите, он — в XX веке. Всё что остаётся применять в такой ситуации — это истолкования с точки зрения паранормальных возможностей: мощнейшей интуиции, телепатии или даже мистических экспериментов.

Пауль Клее. «Монумент в плодородной стране». 1929 год (иллюстрация с сайта abcgallery.com).

По-другому связать Клее и этот образец искусства из седой старины пока что невозможно.

Единственное рациональное объяснение, которое могло бы что-то прояснить, дал Мустафа Али ( Mustafa Ali) — знаменитый современный художник из Сирии. Он заметил, что похожий геометрический «дизайн» можно найти в узорах на килимах — коврах ручной работы, которые с давних времён по сей день делают в Ливане и Персии.

Мустафа Али (на снимке слева) полагает, что живопись, раскопанная в Джаде аль-Мухара, похожа на орнаменты на восточных ковриках (на снимке справа — ковры из иранского магазина килимов). Это утверждение, как видите, мягко говоря, неочевидное (фото с сайтов mostafali.com и imx.ir).
Мустафа Али (на снимке слева) полагает, что живопись, раскопанная в Джаде аль-Мухара, похожа на орнаменты на восточных ковриках (на снимке справа — ковры из иранского магазина килимов). Это утверждение, как видите, мягко говоря, неочевидное (фото с сайтов mostafali.com и imx.ir).

Вот только с Клее такое объяснение, извините, не клеится. Ну, не занимался коврами знаменитый экспрессионист, не занимался… К тому же достаточно посмотреть на эти килимы, чтобы понять главное отличие: узоры на них более-менее симметричные, и, честно говоря, на картины швейцарца и на рисунки из Джаде аль-Мухара они непохожи.

Вдобавок ко всему Мустафа Али окончательно запутал журналистов, добавив ещё один комментарий к той храмовой росписи, из-за которого дело становится ещё более замутнённым. «Мы не должны терять из виду то, что эта живопись археологическая, но в то же время она и современная», — сказал он.

Пауль Клее, родившийся в 1879 году и скончавшийся в 1940-м, продолжает удивлять своим творчеством до сих пор (фото Aufnahme Fotopress).
 Пауль Клее, родившийся в 1879 году и скончавшийся в 1940-м, продолжает удивлять своим творчеством до сих пор (фото Aufnahme Fotopress).

Кроме того, Клее был экспериментатором, для него несколько хаотичное творчество — в порядке вещей. Но вот в древнем мире подобное могло бы просто вызвать возмущение и наверняка считалось чем-то совершенно ненормальным.

Из этой таинственной находки напрашиваются вывод о том, что связь между культурами разных уголков Земли намного прочнее, чем можно себе представить, и даже может тянуться через тысячелетия. Но как работает эта связь — загадка.

С сайта Membrana.ru  (Из рубрики «Испорченый телефон») 

Сириянаходки 

16.10.2007, 6074 просмотра.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

12.11.2009 22:20:10

Так погибли персы

На фестивале археологических фильмов в Роверето итальянские ученые, братья-близнецы Анджело и Альфредо Кастильони (Alfredo e Angelo Castiglioni), представили результат своей работы, который моментально был объявлен сенсационным. Кастильони заявили, что нашли в пустыне Сахара останки погибшей армии древнеперсидского царя Камбиса II, покорителя Египта, сына Кира II Великого. О походе 50 тысяч воинов в африканские оазисы писал Геродот, однако, так как раньше никаких следов войска найти не удавалось, эти события считались легендарными. Выводы итальянских археологов, напротив, полностью подтверждают версию древнегреческого историка.

Кирилл Головастиков

ПерсияАхеменидынаходкираскопки 

19.07.2008 21:08:00

Раскопки Города Давида. 2005 г. Периоды поздней бронзы и железа-1

Царь Давид избрал Иерусалим для роли своей новой столицы благодаря его географическому положению и репутации многовекового столичного города. По этим причинам отношение Давида к жителям города было иным, не столь безжалостным, как к другим, захваченным им городам — несмотря на отчаянное сопротивление иевусеев. Более того, после захвата Давид оставил царя города «Аруну» и его население в живых (1 Хроник 11:4-8) и включил их в систему своего правления, ярким примером чего служит история Урии Хеттеянина, одного из бойцов царя Давида (2-я Самуила 11). Это был хорошо рассчитанный маневр — избежать кровопролития в городе, который он собирался сделать своей столицей, чтобы облегчить переход административной власти и использовать ее с пользой для себя в начальный период установления его монархии.

Эйлат Мазар

ИзраильИерусалимГород Давиданаходкиархеология 

11.03.2008 12:59:52

Печати и буллы библейских времен

Израильские печати, датируемые 8-7 веками до н. э. представляют огромный интерес для исследователей, так как печати являются источником знаний об искусстве Израиля и Иудеи. Темы, представленные на печатях, имели заимствования из египетских и финикийских художественных традиций. Кроме заимствованных, в резных печатях были представлены и оригинальные мотивы.

Юдовин Рами

 

 

печатибуллынаходкибиблия 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

16.02.2008 23:14:37

Землетрясение раскололо Храмовую гору

В пятницу, незадолго до традиционной молитвы мусульман на Храмовой горе, на территории комплекса мечетей, недалеко от мечети Купола Скалы (мечеть Золотого Купола, Кипат а-села) образовался провал в почве величиной два на полтора метра, примерно метровой глубины.

Xранители мечети Аль-Акса заявили, что гору разрушают проводимые Израилем в этом районе археологические раскопки. Мусульмане уверены, что в ходе раскопок евреи нарочно роют туннели и подкопы под Храмовую гору, чтобы разрушить мечеть Аль-Акса и другие святыни ислама.

ИерусалимХрамовая гора 

11.02.2010 14:08:08

Археологи нашли центральную улицу Иерусалима византийской эпохи

Археологи управления древностей, проводившие раскопки в районе Яффских ворот Старого города Иерусалима, обнаружили остатки плит древней мостовой, подтверждающие, по их мнению, достоверность так называемой карты Медвы – мозаичной карты Земли Обетованной, созданной в VI веке н.э. византийскими мастерами.

Иерусалимраскопкинаходки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2019 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100