История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

В поисках Шебнайаху, царского слуги

Как рынок древностей помог разгадать головоломку с раскопок, которой 42 года

Роберт Дойч (By Robert Deutsch)

Перевод © JUDAEA.RU - 2009 г.

Представляем статью, опубликованную в журнале Biblical Archaeology Review   (май/июнь 2009 г.)

В Исайя 22 пророк заклинает именем Б-га против излишеств/невоздержанности среди придворных во дворце царя Иезекии (King Hezekiah). Среди тех, к кому он обращается, есть Шебна (Севна) (Shebna), есть слуга «начальник дворца» ("in charge of the house [palace]") (Исайя 22:15):

что у тебя здесь, и кто здесь у тебя,
что ты здесь высекаешь себе гробницу? -
Он высекает себе гробницу на возвышенности,
вырубает в скале жилище себе.
Вот, Господь перебросит тебя. 
(Исайя 22:16-17)

В 1870 г. Известный французский дипломат, ученый и археолог Шарль Клермон-Ганно (Charles Clermont-Ganneau) раскопал частично разрушенную могилу на вершине холма над Кидронской долиной (Kidron Valley) и Городом Давида (City of David) в Иерусалиме. Над входом в вырубленную в скале погребальную камеру была надпись, которую, к сожалению, невозможно было расшифровать.

Зев Радован (Zev Radovan/www.biblelandpictures.com)
«ДА БУДЕТ ПРОКЛЯТ ТОТ, кто откроет это», - предупреждает надпись, которая располагалась над входом в гробницу на холме над Иерусалимом. Могила была обнаружена в 1870 г. французским дипломатом и археологом Шарлем Клермон-Ганно, который не смог прочитать эту надпись. Он вырубил ее вместе с куском скалы, на котором она была высечена и отправил в Британсикй музей, где она и сейчас находится.
Имя того, кто покоился в гробнице было практически утрачено, за исключением теофорического окончания «-йаху», но сохранилось его описание, как «который над домом». В статье 1953 года великий эпиграфист Нахман Авигад убедительно доказал, что эта могила принадлежала Шебнайаху, или Шебне, слуге во дворце царя Иезекии, которого Исайя осуждает за устройство столь искусно построенной могилы на холме (Исайя 22:15-17).

Клермон-Ганно вырезал фрагмент камня с надписью и отправил в Британский музей (British Museum), где он до сих пор экспонируется.

В 1953 г. великий израильский эпиграфист Нахман Авигад (Nahman Avigad) смог расшифровать неясные буквы: «Это [могила] -йаху, который над домом. Нет здесь серебра и золота, но [его кости] и кости его невольницы (slave-wife) с ним. Да будет проклят тот, кто откроет это».

Была ли это могила Шебна, упомянутого у Исайи, царедворца высокого ранга, который буквально был «над домом», или отвечал за дворец (часто полагаемый хранителем ценностей или казначеем), и которого осуждал пророк за устройство столь искусно построенной могилы на холме?

Для ответа на этот вопрос следует учитывать, что имя Шебна было широко распространенным. Шебна (Исайя 22:15) имело несколько различных вариантов из-за добавления теофорического -йаху (Шебнайаху; Паралипоменон 15:24) или -йа (Шебнайа; Нехемия 9:4). И тот, и другой вариант имеют отношение к Яхве, Б-гу иудеев. Все это одно и то же имя. И кроме Шебны, Шебнайаху и Шебнайа, упомянутых в Библии, известно о многих других, чьи имена обнаружены на печатях и буллах (оттисках на глине), остраках и даже ручках сосудов. Имя значит «Молись, (чтобы) Г-сподь (Яхве) вернулся» .

Блестящая статья Авигада в 1953 г. подтвердила (основываясь на предположении Игаля Ядина (Yigael Yadin)) вариант, что эта могила принадлежала Шебне/Шебнейаху, упомянутого в кн. Исайи, хотя первая часть имени отсутствует и сохранилась только -йаху. Он смог датировать надпись временем царя Иезекии (716-686 г.г. до н.э.), сравнив буквы этой надписи с буквами Шилоамской надписи, обнаруженной в туннеле Иезекии. Почти все исследователи согласились с аргументами Авигада.

В 1966-1968 гг. израильский археолог Йоханан Ахарони (Yohanan Aharoni), сначала от имени Еврейского университета (Hebrew University), а позднее от Тель-Авивского Университета (Tel Aviv University), возобновил раскопки в районе знаменитого Лакхиша (Lachish).  Расположенный у подножия Иудейских гор (Шфела (Shephelah)) примерно в 25 милях севернее Беер-Шевы (Beer-Sheba), Лакхиш был самым важным после Иерусалима городом в Иудее во время царствования Иезекии. Он был разрушен в 701 г. до н.э. ассирийским царем Сеннахерибом (Sennacherib) когда тот двигался к Иерусалиму, чтобы осадить его. Сеннахериб был настолько горд своей победой в Лакхише, что украсил тронный зал своего дворца в Ниневии (Nineveh) огромным рельефом, на котором изображалась его победа и жители Иудеи, уводимые в изгнание.

Зев Радован (Zev Radovan/www.biblelandpictures.com)
ДРУГОЕ ЗВЕНО В ЦЕПИ. Во время раскопок Йоханана Ахарони в 1933-1968 г.г. в Лакхише в иудейской Шфеле молодой начальник раскопок area supervisor Фолькмар Фриц обнаружил большое количество керамики (в том числе и небольшой кувшин на фото), шесть мер веса с надписями и остракон. Все эти предметы вероятно были помещены изначально на полку, которая разрушилась от времени. Внутри кувшина Фриц нашел 17 кусочков глины, которые оказались буллами, или оттисками печатей на глине, на многих из которых были надписи на иврите.

Из-за своей важности на кургане Лакхиша площадью в 30 акров часто производились раскопки. Первые - в 1932-1938 г.г. британским археологом Дж. Л. Старки (J.L. Starkey) при участии Г. Лансестера Хардинга и Ольги Туфнелл (G. Lancester Harding and Olga Tufnell) (4). Но в 1938 раскопки были неожиданно прекращены, когда арабские мародеры убили Старки, когда тот собирался передать находки в Археологический Музе Палестины в Иерусалиме (Palestine Archaeological Museum in Jerusalem), который теперь называется Музеем Рокфеллера (Rockefeller Museum). Затем были вышеупомянутые раскопки Ахарони. Спустя более 10 лет «эстафетную лопату» принял Давид Уссышкин (David Ussishkin) из Тель-Авивского университета, который был руководителем раскопок с 1973 по 1994 г. т которому удалось ответить на некоторые из основных вопросов об этом месте.

Особо интересная находка была сделана экспедицией Ахарони. Молодой начальник раскопок area supervisor Фолькмар Фриц (Volkmar Fritz), ставший впоследствии выдающимся археологом и специалистом по библейской истории (он писал для этого журнала и скончался в 2007 г. в возрасте 69 лет), раскапывая кладовую в Лакхише, наткнулся, фигурально выражаясь, на золотую жилу. На полу кладовой Фриц нашел шесть гирь с надписями (весом четыре и восемь шекелей), остракон (использовавшийся в древности в качестве почтовой бумаги керамический осколок с надписью) и огромное количество гончарных изделий. Ахарони предположил, что сосуды были расставлены на полках, которые от времени разрушились. После того, как один из кувшинов был сфотографирован непосредственно на месте обнаружения, Фриц забрал его для создания описи и упаковывания. Когда он освободил от грязи внутреннюю часть, то обнаружил несколько небольших комков глины. Когда 17 комков были очищены и осмотрены, они оказались оттисками на глине, которыми опечатывались документы. По какой-то причине они были собраны и помещены в небольшой цилиндрический кувшин. На обратной стороне оттисков на глине были отпечатки папирусных документов, на которых когда-то были поставлены печати - даже отпечатки шнурка, который связывал документы, на котором ставился оттиск печати на кусочке глины. На лицевой стороне некоторых оттисков были еврейские надписи.

Надпись на одной из печатей состояла из двух строк и содержала имя Шебнайаху и слово «ha-melekh» («царь»), указывающее, что Шебнайаху имел отношение к царскому семейству. К сожалению, треть оттиска в нижней правой части отсутствует. Основываясь на сохранившихся буквах, археологи не смогли указать, какое отношение Шебнайаху имел к царю. Если на фрагмент, который отсутствует справа (с учетом того, что на иврите пишут справа налево) написано «ben», тогда - «сын» царя. Но если окажется «eved» («слуга, раб»; даже высокопоставленные царедворцы именовались «рабы царя»), тогда это мог быть тот же Шебна/Шебнайаху, которого осуждал Исайя и могила которого была обнаружена Клермон-Ганно и идентифицирована Нахманом Авигадом.

Роберт Дойч (Robert Deutsch)
ПОДПИСАНО, СКРЕПЛЕНО ПЕЧАТЬЮ, ОТПРАВЛЕНО. В древности печати были небольшими камнями или драгоценными камнями с резьбой по ним и использовались в качестве инструментов идентификации, власти или безопасности. Посылая письмо, чиновник скатывал или скручивал письмо и перевязывал его шнурком. Затем он накладывал кусок влажной глины на узел и прижимал своей печатью, скрепляя, таким образом, его своей официальной подписью и обеспечивая безопасность содержимого до момента, пока письмо не достигнет адресата, которому предназначалось.
Есть множество примеров древних печатей и булл. В большинстве случаев они существуют отдельно от документов, которые скрепляли; часто последние уничтожались огнем, который сжигал папирус и шнурок, но спекал и, таким образом, сохранял глину (следы от шнурка видны на обратной стороне буллы).

Все это позволило Ахарони написать, что этот Шебнайаху на булле из Лакхиша был либо сыном царя, либо слугой царя. Наличие еще одно буквы в правой части оттиска была бы определяющим. Если бы это был «нун», то слово было бы «бен», сын. Если «далет» - то «эвед», «слуга, раб».

Головоломка оставалась неразрешенной на протяжении 42 лет. Ахарони уже нет в живых. В 2007 году на иерусалимском рынке древностей (Jerusalem antiquities market) появился еще один оттиск той же самой печати. Элементарный осмотр не оставляет сомнений, что это оттиск той же печати, что и на булле в Лакхише. У него тоже отбита правая часть. Но на этой булле часть дополнительной буквы правее от «ha-melekh», «царь» сохранилась - это «далет»! Значит, слово перед словом «царь» заканчивалось на «далет». Это было слово «эвед» - «слуга, раб». Печать, которая оставила этот оттиск, принадлежала «слуге царя»!

Бруклинский музей (The Brooklyn Museum)
Есть небольшое количество сохранившихся до наших дней примеров использования булл, таких, как этот документ четвертого-пятого века до н.э. из Элефантины в Египте (Elephantine, Egypt).

Последней частью головоломки является датировка. Булла из Лакхиша была найдена на Уровне II (Level II), который был разрушен вавилонским царем Навуходоносором (Nebuchadnezzar) в 586 г. до н.э. Уровень III (Level III) (под ним) был разрушен Сеннахерибом (Sennacherib) в 701 г. до н.э. Это значит, что находки из Уровня II датируются между 701 г. и началом шестого века до н.э. Внутри этого периода протяженностью почти в столетие есть два момента, которые позволяют быть более точными: небольшой кувшин, в котором была обнаружена булла, и форма и стиль букв надписи. И форма сосуда, и палеография надписи датируются концом восьмого или началом седьмого века до н.э., что относит его ко времени Шилоамской надписи в Туннеле Иезекии и надписи на входе в могилу Шебны.

Музей Израиля, Иерусалим (The Israel Museum, Jerusalem)
Эта булла из Лакхиша несет на себе провоцирующую надпись "Shebnayahu ... ha-melekh" («Шебнайаху ... царь») Обычный формат надписей такого типа говорит ученым, что отсутствующее слово - полностью утраченное на отбитом фрагменте буллы - должно быть либо «бен» (сын), либо «эвед» (слуга, раб). То есть Шебнайаху был либо сыном, либо слугой царя - но кем именно?

 Роберт Дойч (Robert Deutsch)
Прорыв произошел в 2007 году, когда булла с надписью на иврите «Шебнайаху» и «царь» появилась на рынке древностей. Легко можно было заметить, что эта булла была оттиснута той же печатью, что и булла в Лакхише. Стратиграфия находок из Лакхиша, таких, как форма кувшина и палеография двух надписей, указала на дату конца восьмого или начала седьмого века до н.э. - время царствования царя Иезекии и надписи на могиле. Поскольку все придворные - даже высокопоставленные царедворцы - назывались «слуги царя», эти буллы и могила над Кидронской долиной в Иерусалиме с большой вероятностью принадлежали именно тому Шебне, которого бранил пророк Исайя.

Таким образом, оттиск печати Шебнайаху, найденный в Лакхише, теперь может с определенностью идентифицирован как принадлежащий «слуге царя», который, весьма вероятно, был именно тем, против кого Исайя пророчествовал и чья могила до сих пор находится над Кидронской долиой в Иерусалиме. Возможно, он послал письмо на папирусе от имени царского двора Иезекии чиновникам в Лакхише. Связав шнурком папирус, он прилепил комок глины на шнурок и припечатал его печатью. Что было в том письме, мы не узнаем никогда. 

Роберт Дойч (By Robert Deutsch)

Перевод © JUDAEA.RU - 2009 г.

 

надписинаходкипечатираскопкибуллыбиблияИзраиль 

19.06.2009, 8358 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

31.01.2009 10:05:18

Музей Кадмана в Тель-Авиве

Музей античной нумизматики Лео Кадмана в северной части Тель-Авива. Любой турист, у которого есть свободное время, может легко добраться сюда. И сделать это стоит. Несмотря на его небольшой размер - около 45-50 стендов, сооружен он с точки зрения коллекционеров "по уму". И это понятно, идея принадлежала коллекционеру, который пожертвовал свою коллекцию, и чье имя собственно павильон носит.

Алексей Ивлиев (соб. кор. НТВ на Ближнем Востоке)

ИзраильмонетымузейТель-Авив 

20.02.2008 21:12:04

Иерусалим. Раскопки у Магрибских ворот

Каких только метаморфоз не происходило с этим местом! Ведь каких то 40 лет назад вместо площади был район, состоящий из уродливых построек мамлюкского периода. Около cамой Cтены (Стена Плача, Западная стена Храма — JUDAEA.RU), метрах в четырех, на травке паслись козы.

Сейчас там величественная площадь. С блестящим от света полом. Именно полом, выложенным из иерусалимского камня. Только на моей памяти за 5 лет площадь перестраивали и достраивали раза три. А сейчас там ведутся раскопки. И сколько ещё тайн скрывается за приобретенными временем культурными слоями?

Олег Струэнзе. осень 2006 г.

раскопкиИерусалим 

05.05.2010 13:15:32

Кейсария с неба

Итак, Кейсария Стратонова, она же Кейсария Маритима, древний город Ирода и Понтия Пилата, византийцев и крестоносцев - с небес.

ИгорьТорик

КейсарияИзраильакведукраскопкиРимИудея 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

30.10.2008 16:14:37

Тайный ход, или Место очищения воинов царя Давида

Археологи полагают, что им удалось обнаружить водоотвод, который был частью системы водоснабжения Иерусалима и который упоминается в Библии: по нему воины царя Давида проникли в город и захватили его.

ИерусалимГород Давидабиблия 

09.08.2011 11:44:30

Археологи нашли в Иерусалиме меч римского легионера

Израильские археологи сообщили о двух новых находках, сделанных в Иерусалиме: при раскопках в древней сточной канаве был обнаружен меч римского легионера и камень с выбитым на нем изображением светильника (меноры).Археологи отмечают, что светильник сделан не с семью подсвечниками, как традиционная менора, стоявшая в иерусалимском Храме, а с пятью. Они указывают, что изображение представляет большую важность, так как автор, вероятно, своими глазами видел храмовый светильник. Это изображение дает любопытные сведения об опоре светильника, который, вероятно, стоял на чем-то вроде треножника.

ИерусалимнаходкиРимвосстание 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2023 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100