![]() |
||||||||
|
|
Поиск по сайту ПАРТНЕРЫ САЙТА
|
Ципори![]() «А мы пойдём на север…» (с) ולמה נקרא שמה ציפורי? שיושבת בראש ההר כציפור В Нижней Галилее, на перекрёстке двух важнейших дорог древности — Via Maris и дороги, соединяющей Иорданскую долину (и Тверию) с побережьем Средиземного моря (и с Акко), в южной части долины Бейт-Нетофа находится совершенно потрясающее место, уникальное во многих отношениях — древний город Ципори. Сколько лет сидит там город? В литературных источниках (всё тот же Флавий) он впервые упомянут применительно к Александру Яннаю (I в.до н.э.), но, по данным археологов, люди жили на этом месте ещё на 600 примерно лет раньше. В 37 г.до н.э. в Ципори отметился царь Ирод Великий. Направляясь на подавление мятежа в район Арбеля, он «подошёл к городу в сильную вьюгу и взял этот город без труда, т.к. гарнизон бежал оттуда. Здесь он дал своим солдатам отдохнуть после перенесённой непогоды (жизненных продуктов было найдено в городе в большом запасе) и выступил дальше» (Иосиф Флавий, «Иудейская Война», 1, 16, 2). После смерти царя в 4 г.до н.э. в городе вспыхнуло восстание под руководством Иегуды бен-Хизкия, интереснейшего персонажа! Знаток и учитель Торы, потомок тех галилеян, которые были обращены в иудаизм Хасмонеями, отец небезызвестного Иоханана из Гуш-Халава, он был известен своей непримиримостью. Во главе верных ему людей он ворвался в царские арсеналы, разграбил их и вооружил своих сторонников. Бунт был подавлен Варом с чудовищной жестокостью, многие горожане убиты, другие — обращены в рабство. Память об этой трагедии была ещё очень свежа, вероятно, когда в 67 г.н.э. горожане должны были решить, что им делать: присоединится к Великому еврейскому восстанию, или отказаться в нём участвовать. Было выбрано второе. Город открыл ворота перед войсками Веспасиана. Беспрецедентное решение! Город не языческий, наподобие Бейт-Шеана (Скитополиса), но — еврейский! Сдаётся без боя! Называет себя Эйранополисом — «Городом мира»!!! Изо всех окрестных разгромленных, сожжённых городов, городков, деревень, даже из Иудеи, даже из Иерусалима стекаются в уцелевший Ципори уцелевшие беженцы. В Ципори — всё, как в мирное время. Действует еврейская администрация, чеканятся свои монеты. Сидит небольшой римский гарнизон, но непохоже, что это кого-то тревожит. Город процветает до конца VI в., разрастается, сползает с вершины холма к его подножию. Около 40 синагог, а с V века — несколько церквей. Красивые дома. По мощёным улицам ездят повозки с железными ободами на колёсах, оставляя на камнях мостовой глубокие колеи. Дети играют там же, на мостовой (надеюсь, в те моменты, когда уличное движение стихает; в противном случае — куда родители смотрят?!). Царапают на мостовой игровые поля Или ещё что-нибудь. Нормальные еврейские дети. Вот этот, например, менору выцарапал. Хороший мальчик! Почему всё-таки — на проезжей-то части? Ну вот, мы и подошли к главному, к тому, ради чего была задумана эта статья. Мозаики Ципори. Разноцветное чудо. Разнообразие времён и стилей. Немыслимая, невероятная роскошь цветов и форм! Несколько слов о мозаиках вообще. Несмотря на то, что искусством инкрустации владели люди в незапамятные времена, началом мозаики, как таковой, считаются IV-III вв.до н.э. Эллада. Потом — Египет, Рим. Само название — «мозаика» — происходит от понятия «служение музам». На иврите мозаика называется «псифас» — от слова «пас», «полоса». Искусство псифаса было невероятно сложным, секреты передавались по наследству и хранились в строжайшей тайне. У мастеров обычно было несколько подручных. На месте будущего шедевра (или не очень шедевра) сначала готовилась многослойная специальная известняковая штукатурка, каждый слой имел в ней своё значение и отличался от соседних. На верхнем слое мастер по лекалам (или по художественному наитию) наносил резцом контуры будущего рисунка. Подмастерья начинали заполнять фон простыми камешками, а мастера на специальных столах собирали основные рисунки. Каждая фигурка обводилась несколькими рядами камешков цвета фона. Потом готовые панели вставлялись в мозаичный ковёр в нужных местах, а промежутки подмастерья заполняли, плотно пригоняя камешек к камешку. Вплоть до V-VI вв. использовались только камни естественной окраски, невероятное торжество красок и оттенков — это искусство подбора и прекрасное знание геологии! Лишь позднее стали добавлять смальту из непрозрачного стекла, преимущественно, синего и золотого, но это уже — не про Ципори. Практически, все известные стили мозаик есть в Ципори. Такую концентрацию мозаичных полов, пожалуй, трудно объяснить только богатством жителей. Поэтому в последнее время у археологов возникла версия, что в Ципори, возможно, жили мастера-мозаичники. Если это так, то всё, что я хочу вам показать — местная работа!!! Не стану (за двумя исключениями) описывать, какая мозаика относится к какому периоду и где она находится. Птицы, цветы, рыбы…
Вот эта птичка — совсем крохотная. Она просто заполняет пустой завиток в орнаменте. Но — как!!! Вот такой симпатяга: Охота. Жуть какая! Мама-леопард охотится. А леопардёнок пока крыс гоняет — учится. Вон, одна крыска от испуга наполовину за рамку ковра выскочила: Опять охота. На этот раз охотится амазонка. Сам бог великой реки Нил. Или это богиня? Кентавр. В поднятых руках — надпись по-гречески: «Бог помогает». Ещё как помогает! Не просто помогает — открывает массу приятных возможностей… Присмотритесь к картинке. У кентавра-то сразу две штуки этих… мужских достоинств. Одно — лошадиное, второе — человечье. Мастер, видать, с чувством юмора был. Орфей, окружённый внимательной публикой. Борцы: «У самовара — я и моя… Мириам» А как к мозаикам относились евреи, составлявшие, как мы уже говорили, в Ципори большинство? Дионисийская мозаика конца 2-го века. Это — ох!!! Ещё один кентавр. Ну, у этого, по крайней мере, с анатомией всё в порядке!
Интересная панель — соревнование между Дионисом и Гераклом: кто больше выпьет. Ситуация, в принципе, напоминает известную сцену из «Индианы Джонса» — с демонстративным опрокидыванием пустых кубков. Кто победил, понятно. Тем более, что дальше изображён униженный Геракл, пьяный в стельку, а рядом уничижительно написано по-гречески: «Пьяница». По этому поводу публика из окружения Диониса бурно радуется и начинает давить виноград для молодого вина: И, наконец, главное. Главная!!!
Занавес…
Несколько фотографий мозаик Ципори, не вошедших в статью, в отдельном фотоальбоме на нашем сайте 18.12.2007, 19273 просмотра.
Также читайте:13.01.2009 18:09:25
![]() Хирбет Кейафа (Khirbet Qeiyafa) - городище на площади в 2,3 гектара, окруженное внушительными укреплениями из камней эпохи мегалита, которые до сих пор возвышаются на 2-3 метра. В двух километрах к западу находится Тель Захария (Tell Zakariyeh), обычно идентифицируемый как библейский Азека (Azekah), а в двух с половиной километрах на юго-восток - Хирбет Шувайка (Khirbet Shuwayka), обычно идентифицируемый как библейский Сокхоф (Socoh). Йосеф Гарфинкель и Саар Ганор (YOSEF GARFINKEL AND SAAR GANOR) 16.03.2008 20:09:15
![]() Тель-Цафит находится на южном берегу потока ха-Эла, там, где русло уже выходит на относительно равнинное плато Предгорного района (Шфела). Площадь, которую занимает холм, — порядка 30 га. Высота — 232 м над уровнем моря. Уже в 1887 году английский археолог Дж.Портер отождествил Тель-Цафит со знаменитым библейским городом филистимлян Гатом. Его поддержали видные коллеги, например, американец Джонс Блисс, также проводивший тут раскопки. И по сей день эта точка зрения считается наиболее распространенной. Михаил Король 13.07.2009 21:50:16
Древний мозаичный бестиарий в Лоде ![]() Определенно, чудеса свершаются. В 1996 году в наркоманском запущенном и занюханом городе с былой славой Диосполисе (он же Георгиополис, он же Лидда, он же Луд, или Лод) во время прокладки коммуникаций была обнаружена самая, пожалуй, прекрасная мозаика во всем регионе, датируемая концом III - началом IV вв. И самая большая из известных - 180 кв. м. Откопали и тут же обратно закопали, то бишь законсервировали. По причине? Ну, скажем, денег не собрали... Но вот прошло 13 лет.... Михаил Король
|
|
  | ||
|
||
|
Copyright © 2007-2022 JUDAEA.RU Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее |
|