История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Царская охота или звери и нелюди

 

Наталья Самойленко

Одно из главных сокровищ Британского музея - рельефы из дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Нимруде. Каменные плиты с изображением охоты на львов украшали стены царского дворца, раскопанного в середине XIX века сэром Генри Лейардом. Датируются рельефы серединой VII в. до н.э. Главная тема изображений - прославление мощи царя людей, который побеждает царя зверей. Сейчас, когда все вокруг хочешь – не хочешь, задумываются о природе единоличной власти, «сильной руке» и «альфа-самце» во главе государства, эти изображения стоит рассмотреть повнимательнее.

Итоговая сцена цикла: могучий царь в сопровождении оруженосца разит мечом разъяренного льва. Кстати, человек здесь одного размера со львом, и даже кажется несколько больше зверя. Ашшурбанипал выглядит как ожившая статуя: бесстрастный, словно вросший в землю, с железной хваткой рук.

В другой сцене Ашшурбанипал изображен на колеснице. Завершающий удар опять наносит царь и выполняет эту "работу" с привычной точностью и уверенностью.

Его стрела, несомненно, достигнет цели:

Его нарядный конь спокоен и бесстрашен:


А слуги царя вообще больше похожи на роботов, чем на людей. Они поменьше царя, но так же твердокаменны и крепко сбиты:


Лев в бессильной злобе грызет колесо:


Пустое пространство, где сходятся люди и звери, рассекают стрелы:


Самое потрясающее в рельефах из Ниневии - изображение жертв. Расплющенный зверь превращен в жуткий знак смерти:


Погибающая на наших глазах львица, судорожно поджимает в последний раз лапу:


На земле лежит обессиленный лев, над которым несется царская колесница. В этом фрагменте рельефа опять нарушается реальный масштаб, чтобы подчеркнуть торжество человека:


Насколько похожи друг на друга люди, настолько по-разному умирают звери. И от этого тема страданий становится, во всяком случае, для нас важнее темы торжества сильного царя.


Не всегда понятно как располагаются фигуры львов в пространстве. Иногда кажется, что они одновременно и стоят и лежат.


Мы видим страдания, но царь и его приближенные, глядя как гибнут львы, как хлещет кровь из пасти грозного зверя, испытывали не жалость, а торжество.


Отдельные изображения животных из этих рельефов воспроизводят часто. Но какие-то части цикла известны гораздо меньше. Разглядывая весь комплекс в зале музея, делаешь жуткое открытие: это не охота, а добивание зверей-пленников. Их выпускают из тесных клеток, чтобы стрела или меч царя достигли жертвы наверняка.


Рядом слуги с громадными псами:


Так организуется триумф победителя: изловить, помучить, добить и торжественно продемонстрировать добычу:


Слуги-близнецы легко и дружно несут убитого льва:


Ни царь, ни его подданные-автоматы не воспринимаются нами сейчас как люди, поскольку напрочь лишены страха или сострадания. Около этих рельефов гораздо отчетливее, чем в залах древнегреческого или древнеримского искусства, проступает непроходимая грань между нами и древними цивилизациями. Хотя особой разницы между ритуальным закланием львов и жертвоприношениями на Акрополе или кровавыми представлениями на арене Колизея в общем-то немного. Жестокость в том мире не нуждалась в прикрытии, ее демонстрировали. Но если Греция и Рим – это все-таки человеческий мир, в котором в той или иной мере развивалась демократия, то в ассирийских рельефах «во всей красе» предстает восточная деспотия. Кстати, женщине здесь совсем нет места. Так же, как и Сократу. Страдают в этом мире не люди, а звери. Поэтому именно им мы сочувствуем. И не Ашшурбанипал, а раненная львица стала для нас главной героиней этих рельефов. Именно это изображение сейчас кочует из одной книги в другую.

АссирияМесопотамия 

11.02.2012, 7956 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

11.02.2012 11:00:00

Учёные впервые нашли прижизненный чертёж Вавилонской башни

Древнейшее в мире изображение Вавилонской башни, вернее — реального прототипа библейского сооружения, обнаружено на одной из стел Нововавилонского царства, давно хранящейся в частной коллекции.

Леонид Попов

ВавилонМесопотамиябиблияНавуходоносор 

06.12.2007 22:14:09

Львица-девица

Самая дорогая скульптура в мире

Фантастический рекорд, установленный на торгах Sotheby's 5 декабря 2007 года, — 57 миллионов долларов за восьмисантиметровую статуэтку из полированного известняка, требует некоторых пояснений. Откуда взялось это чудо, не подделка ли это, есть у «Львицы Гуэннола» аналоги? И почему она стоит так дорого?

Юлия Штутина

Львица ГуэннолаМесопотамия 

26.04.2010 22:23:38

Как из иероглифов родился алфавит

Изобретение алфавита возвестило о том, что было, наверное, самой потрясающей медийной революцией в истории. Это великое изобретение имело далеко идущие социальные и культурные последствия. С алфавитом письмо вырвался из «золотой клетки» мира профессиональных писцов. Письмо перестало быть монополией. Когда гораздо больше членов общества смогли научиться читать (и писать), доступ к информации и знаниям перестал быть ограниченным, как это было до того. Алфавитное письмо в итоге дало гораздо большему числу людей контроль над их жизнями и вовлекло большую часть населения в принятие более активного участия в культурных и административных делах в соответствующих сообществах.

Но как это было сделано?

Орли Гольдвассер (Orly Goldwasser)

 

надписиЕгипетпалеоивритоткрытияХанаанМесопотамия 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

22.07.2010 12:26:06

Небольшой адронный коллайдер прояснил происхождение Свитков Мертвого моря

Итальянские физики пришли к выводу, что так называемые Кумранские свитки были изготовлены там же, где их нашли в 1947 году, - на Мертвом море. Ученые использовали оригинальную методику физико-химического анализа, разработанную Джузеппе Паппалардо (Giuseppe Pappalardo) из итальянского Национального института ядерной физики, который и руководил исследованием. Работа группы Папаллардо над Свитками Мертвого моря (распространенное название Кумранских рукописей) продолжается, и выводы ученых пока не опубликованы ни в каком рецензируемом научном издании.

Кумранверсии 

28.10.2008 10:14:46

Найдены копи царя Соломона

Новые находки, обнаруженные на археологическом комплексе Пунон в Иордании, примерно в 50 километрах от Мертвого моря, указывают на то, что именно там находились легендарные копи царя Соломона. Об этом рассказывает агентство NRG.

В ходе раскопок в известном и ранее древнем центре обработки металлов «Хирбет аль-Нахес» были найдены предметы, датированные 10 веком до нашей эры, что дает основание предполагать, что медные копи уже действовали во времена правления царя Соломона, и принадлежали израильскому правителю.

находкиИорданияВетхий Завет 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2017 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100