История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Царская охота или звери и нелюди

 

Наталья Самойленко

Одно из главных сокровищ Британского музея - рельефы из дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Нимруде. Каменные плиты с изображением охоты на львов украшали стены царского дворца, раскопанного в середине XIX века сэром Генри Лейардом. Датируются рельефы серединой VII в. до н.э. Главная тема изображений - прославление мощи царя людей, который побеждает царя зверей. Сейчас, когда все вокруг хочешь – не хочешь, задумываются о природе единоличной власти, «сильной руке» и «альфа-самце» во главе государства, эти изображения стоит рассмотреть повнимательнее.

Итоговая сцена цикла: могучий царь в сопровождении оруженосца разит мечом разъяренного льва. Кстати, человек здесь одного размера со львом, и даже кажется несколько больше зверя. Ашшурбанипал выглядит как ожившая статуя: бесстрастный, словно вросший в землю, с железной хваткой рук.

В другой сцене Ашшурбанипал изображен на колеснице. Завершающий удар опять наносит царь и выполняет эту "работу" с привычной точностью и уверенностью.

Его стрела, несомненно, достигнет цели:

Его нарядный конь спокоен и бесстрашен:


А слуги царя вообще больше похожи на роботов, чем на людей. Они поменьше царя, но так же твердокаменны и крепко сбиты:


Лев в бессильной злобе грызет колесо:


Пустое пространство, где сходятся люди и звери, рассекают стрелы:


Самое потрясающее в рельефах из Ниневии - изображение жертв. Расплющенный зверь превращен в жуткий знак смерти:


Погибающая на наших глазах львица, судорожно поджимает в последний раз лапу:


На земле лежит обессиленный лев, над которым несется царская колесница. В этом фрагменте рельефа опять нарушается реальный масштаб, чтобы подчеркнуть торжество человека:


Насколько похожи друг на друга люди, настолько по-разному умирают звери. И от этого тема страданий становится, во всяком случае, для нас важнее темы торжества сильного царя.


Не всегда понятно как располагаются фигуры львов в пространстве. Иногда кажется, что они одновременно и стоят и лежат.


Мы видим страдания, но царь и его приближенные, глядя как гибнут львы, как хлещет кровь из пасти грозного зверя, испытывали не жалость, а торжество.


Отдельные изображения животных из этих рельефов воспроизводят часто. Но какие-то части цикла известны гораздо меньше. Разглядывая весь комплекс в зале музея, делаешь жуткое открытие: это не охота, а добивание зверей-пленников. Их выпускают из тесных клеток, чтобы стрела или меч царя достигли жертвы наверняка.


Рядом слуги с громадными псами:


Так организуется триумф победителя: изловить, помучить, добить и торжественно продемонстрировать добычу:


Слуги-близнецы легко и дружно несут убитого льва:


Ни царь, ни его подданные-автоматы не воспринимаются нами сейчас как люди, поскольку напрочь лишены страха или сострадания. Около этих рельефов гораздо отчетливее, чем в залах древнегреческого или древнеримского искусства, проступает непроходимая грань между нами и древними цивилизациями. Хотя особой разницы между ритуальным закланием львов и жертвоприношениями на Акрополе или кровавыми представлениями на арене Колизея в общем-то немного. Жестокость в том мире не нуждалась в прикрытии, ее демонстрировали. Но если Греция и Рим – это все-таки человеческий мир, в котором в той или иной мере развивалась демократия, то в ассирийских рельефах «во всей красе» предстает восточная деспотия. Кстати, женщине здесь совсем нет места. Так же, как и Сократу. Страдают в этом мире не люди, а звери. Поэтому именно им мы сочувствуем. И не Ашшурбанипал, а раненная львица стала для нас главной героиней этих рельефов. Именно это изображение сейчас кочует из одной книги в другую.

АссирияМесопотамия 

11.02.2012, 8467 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

11.02.2012 11:00:00

Учёные впервые нашли прижизненный чертёж Вавилонской башни

Древнейшее в мире изображение Вавилонской башни, вернее — реального прототипа библейского сооружения, обнаружено на одной из стел Нововавилонского царства, давно хранящейся в частной коллекции.

Леонид Попов

ВавилонМесопотамиябиблияНавуходоносор 

01.04.2010 09:17:00

Древние Ближневосточные печати

Сельскохозяйственная революция эпохи неолита привела к образованию оседлых общин на Ближнем Востоке. Такие общины обеспечили беспрецедентные возможности для владения материальными благами, и появилась необходимость развития системы маркировки, кто чем владеет.

Роберт Б. Мейсон (Robert B. Mason)

печатибуллыАссирияВавилонИранМесопотамияАккад 

06.12.2007 22:14:09

Львица-девица

Самая дорогая скульптура в мире

Фантастический рекорд, установленный на торгах Sotheby's 5 декабря 2007 года, — 57 миллионов долларов за восьмисантиметровую статуэтку из полированного известняка, требует некоторых пояснений. Откуда взялось это чудо, не подделка ли это, есть у «Львицы Гуэннола» аналоги? И почему она стоит так дорого?

Юлия Штутина

Львица ГуэннолаМесопотамия 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

12.07.2010 11:35:03

В Иерусалиме обнаружено древнее письмо на аккадском языке

Археологи и филологи Еврейского университета обнародовали результат совместной работы: найденный при раскопках обломок глиняной таблички оказался самым древним, из обнаруженных до сих пор в Иерусалиме, письмом на аккадском языке.

Исследователи датируют обнаруженную табличку с клинописью 14-м веком до нашей эры.

Иерусалимнаходки 

01.08.2008 15:02:08

Найдена печать с именем Гедалияху

«И услышали Сафатия, сын Матфана, и Годолия, сын Пасхора, и Юхал, сын Селемии, и Пасхор, сын Малхии, слова, которые Иеремия произнес ко всему народу, говоря: так говорит Господь: кто останется в этом городе, умрет от меча, голода и моровой язвы; а кто выйдет к Халдеям, будет жив, и душа его будет ему вместо добычи, и он останется жив. Так говорит Господь: непременно предан будет город сей в руки войска царя Вавилонского, и он возьмет его… «

Имя одного из обвинителей Иеремии, Годолии, сына Пасхора (Gedaliah сын Pashur), стоит на маленькой булле, которая была недавно обнаружена приблизительно в 200 метрах к югу от Храмовой горы. Доктор Эйлат Мазар, один из ведущих археологов Израиля, нашла буллу в этом году в безупречном состоянии во время влажного просеивания материала, поднятого в результате раскопок под башней в северном конце Города Давида.

ИзраильИерусалимГород Давидараскопкинаходкипечатибиблия 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2017 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100