История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Царская охота или звери и нелюди

 

Наталья Самойленко

Одно из главных сокровищ Британского музея - рельефы из дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Нимруде. Каменные плиты с изображением охоты на львов украшали стены царского дворца, раскопанного в середине XIX века сэром Генри Лейардом. Датируются рельефы серединой VII в. до н.э. Главная тема изображений - прославление мощи царя людей, который побеждает царя зверей. Сейчас, когда все вокруг хочешь – не хочешь, задумываются о природе единоличной власти, «сильной руке» и «альфа-самце» во главе государства, эти изображения стоит рассмотреть повнимательнее.

Итоговая сцена цикла: могучий царь в сопровождении оруженосца разит мечом разъяренного льва. Кстати, человек здесь одного размера со львом, и даже кажется несколько больше зверя. Ашшурбанипал выглядит как ожившая статуя: бесстрастный, словно вросший в землю, с железной хваткой рук.

В другой сцене Ашшурбанипал изображен на колеснице. Завершающий удар опять наносит царь и выполняет эту "работу" с привычной точностью и уверенностью.

Его стрела, несомненно, достигнет цели:

Его нарядный конь спокоен и бесстрашен:


А слуги царя вообще больше похожи на роботов, чем на людей. Они поменьше царя, но так же твердокаменны и крепко сбиты:


Лев в бессильной злобе грызет колесо:


Пустое пространство, где сходятся люди и звери, рассекают стрелы:


Самое потрясающее в рельефах из Ниневии - изображение жертв. Расплющенный зверь превращен в жуткий знак смерти:


Погибающая на наших глазах львица, судорожно поджимает в последний раз лапу:


На земле лежит обессиленный лев, над которым несется царская колесница. В этом фрагменте рельефа опять нарушается реальный масштаб, чтобы подчеркнуть торжество человека:


Насколько похожи друг на друга люди, настолько по-разному умирают звери. И от этого тема страданий становится, во всяком случае, для нас важнее темы торжества сильного царя.


Не всегда понятно как располагаются фигуры львов в пространстве. Иногда кажется, что они одновременно и стоят и лежат.


Мы видим страдания, но царь и его приближенные, глядя как гибнут львы, как хлещет кровь из пасти грозного зверя, испытывали не жалость, а торжество.


Отдельные изображения животных из этих рельефов воспроизводят часто. Но какие-то части цикла известны гораздо меньше. Разглядывая весь комплекс в зале музея, делаешь жуткое открытие: это не охота, а добивание зверей-пленников. Их выпускают из тесных клеток, чтобы стрела или меч царя достигли жертвы наверняка.


Рядом слуги с громадными псами:


Так организуется триумф победителя: изловить, помучить, добить и торжественно продемонстрировать добычу:


Слуги-близнецы легко и дружно несут убитого льва:


Ни царь, ни его подданные-автоматы не воспринимаются нами сейчас как люди, поскольку напрочь лишены страха или сострадания. Около этих рельефов гораздо отчетливее, чем в залах древнегреческого или древнеримского искусства, проступает непроходимая грань между нами и древними цивилизациями. Хотя особой разницы между ритуальным закланием львов и жертвоприношениями на Акрополе или кровавыми представлениями на арене Колизея в общем-то немного. Жестокость в том мире не нуждалась в прикрытии, ее демонстрировали. Но если Греция и Рим – это все-таки человеческий мир, в котором в той или иной мере развивалась демократия, то в ассирийских рельефах «во всей красе» предстает восточная деспотия. Кстати, женщине здесь совсем нет места. Так же, как и Сократу. Страдают в этом мире не люди, а звери. Поэтому именно им мы сочувствуем. И не Ашшурбанипал, а раненная львица стала для нас главной героиней этих рельефов. Именно это изображение сейчас кочует из одной книги в другую.

АссирияМесопотамия 

11.02.2012, 15111 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

06.12.2007 22:14:09

Львица-девица

Самая дорогая скульптура в мире

Фантастический рекорд, установленный на торгах Sotheby's 5 декабря 2007 года, — 57 миллионов долларов за восьмисантиметровую статуэтку из полированного известняка, требует некоторых пояснений. Откуда взялось это чудо, не подделка ли это, есть у «Львицы Гуэннола» аналоги? И почему она стоит так дорого?

Юлия Штутина

Львица ГуэннолаМесопотамия 

11.02.2012 11:00:00

Учёные впервые нашли прижизненный чертёж Вавилонской башни

Древнейшее в мире изображение Вавилонской башни, вернее — реального прототипа библейского сооружения, обнаружено на одной из стел Нововавилонского царства, давно хранящейся в частной коллекции.

Леонид Попов

ВавилонМесопотамиябиблияНавуходоносор 

26.04.2010 22:23:38

Как из иероглифов родился алфавит

Изобретение алфавита возвестило о том, что было, наверное, самой потрясающей медийной революцией в истории. Это великое изобретение имело далеко идущие социальные и культурные последствия. С алфавитом письмо вырвался из «золотой клетки» мира профессиональных писцов. Письмо перестало быть монополией. Когда гораздо больше членов общества смогли научиться читать (и писать), доступ к информации и знаниям перестал быть ограниченным, как это было до того. Алфавитное письмо в итоге дало гораздо большему числу людей контроль над их жизнями и вовлекло большую часть населения в принятие более активного участия в культурных и административных делах в соответствующих сообществах.

Но как это было сделано?

Орли Гольдвассер (Orly Goldwasser)

 

надписиЕгипетпалеоивритоткрытияХанаанМесопотамия 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

04.08.2009 09:55:11

В Иерусалиме найден сосуд эпохи Второго Храма

Археологи в Иерусалиме обнаружили редкие образцы глиняных изделий, возраст которых составляет около 2000 лет. Среди находок исследователи выделяют округлый керамический сосуд, полностью исписанный неизвестными на сегодняшний день символами.

Группа ученых из американского Университета Северной Каролины сообщает, что находка была сделана во время последних раскопок на территории национального парка Ган Собев Хомот Йерушалаим, недалеко от Сионских ворот Старого города.

Иерусалимнадписинаходки 

06.12.2007 14:23:08

Иерусалим. Раскопан дворец иракской царицы

Израильские археологи нашли в Иерусалиме остатки дворца I века нашей эры, описанного в книге римского историка Иосифа Флавия «Иудейские древности». Как сообщает агентство France Presse, исследователи полагают, что дворец принадлежал Елене, царице Адиабены (территория современного Ирака), принявшей около 40 года нашей эры иудаизм.

ИерусалимраскопкиГород Давида 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2021 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100