История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Триумф и трагедия династии Хасмонеев

Эта статья была опубликована несколько лет назад в журнале "Лехаим".  Написана она, на наш взгляд, слишком предвзято, но будем рассматривать ее  лишь в качестве простого исторического повествования. Как и истории из библии - JUDAEA.RU

Одним из определяющих моментов в истории еврейского народа стал приход в 332 году до н. э. войск Александра Македонского в Эрец Исраэль. Обширные планы завоевателя включали в себя не только создание империи эллинов, но и распространение эллинской культуры во всем мире. Однако, присоединив Эрец Исраэль к своим владениям, великий царь сохранил евреям свободу вероисповедания и широкую политическую автономию. По обычаям тех времен все подвластные Александру народы помещали его статуи в своих храмах, но евреи не могли позволить себе этого. Взамен они оказали великому царю честь тем, что дали мальчикам, родившимся в течение этого года, имя Александр. Царь остался доволен и даровал евреям новые льготы. Он освободил жителей Эрец Исраэль от уплаты земельных налогов в «субботние годы», когда поля не обрабатывались, а евреев, служивших в его войсках, - от работ в субботу.
В 323 году до н. э., в возрасте тридцати двух лет, Александр внезапно умирает, а его империю буквально разрывают на части военачальники - диадохи (1). По примеру персов они становятся наместниками, управляющими различными областями империи Александра.
В 323 году до н. э. Птолемей, сын Лага, обеспечил себе контроль над Египтом. Эту дату принято считать началом государства Птолемеев, хотя официальная коронация состоялась лишь в 305 году до н. э. В 322 году до н. э. Селевк Никатор стал сатрапом Вавилона. Несмотря на некоторые трудности, к 312 году до н. э. он утвердил свою власть над всей восточной частью владений Александра. Именно эти эллинистические монархии сыграли решающую роль в истории Эрец Исраэль.
К 301 году до н. э. Птолемей установил твердый контроль над Эрец Исраэль, которая в этот период своего существования входила в состав египетской провинции Сирия и Финикия, включавшей территории по обе стороны Иордана и портовые города Тир и Сидон. Цари из династии Птолемеев не вмешивались во внутренние дела евреев. Их интересовала лишь своевременная уплата налогов. Эрец Исраэль по-прежнему управлялась Первосвященником и священнической аристократией. Страна процветала, а евреи преуспевали и становились многочисленным народом. «Они проникли во все страны, и трудно указать такое место в мире, куда бы это племя не пробралось и не стало господствующим», - писал эллинский философ и историк Страбон.
Однако за фасадом внешнего благополучия назревали сразу два конфликта. Причиной первого стали процесс эллинизации, начавшийся с приходом войск Александра в Эрец Исраэль, и нараставшее сопротивление ему. Эллинистическое владычество в Эрец Исраэль принесло с собой всепроникающее влияние чуждой евреям культуры и цивилизации. Высшие сословия общества в Эрец Исраэль практически перестали отличаться от высших сословий других провинций государства. Характерным признаком эллинизации евреев было распространение среди них эллинских имен, особенно заметное в аристократических семьях Иерусалима. Эллинизация происходила поначалу без вмешательства властей и представляла собой исторический процесс усвоения элементов культуры, высокий престиж которой происходил как из господствующего положения ее носителей - эллинов, так и из ее собственного богатства. Но, вместе с несомненными достижениями эллинской цивилизации, в среду еврейского народа стали проникать ее самые худшие обычаи и привычки: грубые языческие верования, распущенность нравов, погоня за низменными наслаждениями, тяга к роскоши. Видную роль в процессе эллинизации в период владычества Птолемеев и в начале властвования Селевкидов сыграли представители старинного рода Товии (2). И всё же большинство евреев сопротивлялось этому процессу: в основе их сопротивления лежали непререкаемый авторитет Торы и глубокая вера в возрождение династии Давида. Возглавили сопротивление хасидеи(3).
Второй конфликт заключался в территориальных спорах между государствами Птолемеев и Селевкидов. Войны царя из династии Селевкидов - Антиоха III Великого (223-187 гг. до н. э.) - положили конец периоду долгого мира в Эрец Исраэль. В течение двадцати лет, вплоть до 198 года до н. э., страна переходила из рук в руки. Недовольство правлением Птолемеев привлекло евреев на сторону Антиоха III, и царь вознаградил их, восстановив разрушенные во время войны кварталы Иерусалима, освободив его жителей от уплаты налогов на три года и предоставив Храму финансовую поддержку. В государстве Селевкидов Эрец Исраэль вошла в состав округа Келесирия и Финикия. На первых порах Селевкиды, как до них Птолемеи, не вмешивались во внутренние дела Эрец Исраэль. Но вскоре произошло событие, потрясшее государство Селевкидов до основания. В 192 году до н. э. Антиох III был втянут в войну против Рима. Для царя эта война с самого начала протекала крайне неудачно, а в 192 году до н. э. в битве при Магнисии он потерпел окончательное поражение. По мирному договору, заключенному в 188 году до н.э., Антиох обязывался отказаться от всех своих владений в Европе и Азии к северу от Тавра, возвратить военнопленных, передать всех слонов и флот, уплатить большую контрибуцию, а также выдать римлянам Ганнибала(4). Поражение имело для государства Селевкидов катастрофические последствия. От него отпали Армения и Софена. Начались волнения в восточных сатрапиях. Антиох предпринял поход на Восток, чтобы упрочить там свою власть и добыть средства для уплаты контрибуции Риму. При попытке овладеть сокровищами храма Бэла в Элимаиде царь был убит. На престол государства Селевкидов взошел Селевк IV Филопатор (187-175 гг. до н. э.).
В то время должность Первосвященника занимал Ония III, ревностный защитник веры, глава хасидеев, а попечителем Храма был Шимон, священнослужитель из семейства Билги. Шимон потребовал у Онии III, чтобы в дополнение к функциям попечителя Храма ему предоставили должность агронома(4) Иерусалима. Но Первосвященник отказал Шимону. Тогда Шимон обратился к Аполлонию, наместнику Селевкидов в Келесирии и Финикии, с доносом о больших сокровищах, хранящихся в Храме. Аполлоний немедленно доложил об этих сокровищах царю, который отправил в Иерусалим своего казначея Гелиодора с приказом разобраться в обстановке на месте и принять меры к конфискации сокровищ. Но что-то помешало казначею выполнить приказ царя. Народное предание гласит, что Гелиодор, переступив порог Святилища, увидел высокого всадника на коне, сопровождаемого двумя юношами необыкновенной красоты. Конь наступил на казначея и стал бить копытами, а юноши хлестали его бичами. Гелиодор вернулся к царю, не выполнив приказа. О дальнейшем в Книге Маккавеев говорится: «...37. Когда же царь спросил Гелиодора, кто был бы способен, чтоб послать в Ерушалаим, он отвечал: 38. "Если ты имеешь какого-нибудь врага и противника твоему правлению, то пошли его туда и встретишь его наказанным, если останется он в живых, ибо на месте сем пребывает истинно сила Б-жия..."»
Непрекращающиеся интриги Шимона привели к беспорядкам в Иерусалиме, и Ония, вынужденный обратиться за помощью к царю, отправился в Антиохию.
Вскоре Селевк IV пал от руки Гелиодора, и к власти пришел Антиох IV Эпифан (175-164 гг. до н. э.) - убежденный политеист, испытывавший неприязнь по отношению к вере евреев в Единого Б-га. За странности в поведении и исключительную жестокость современники называли его «Эпиман» («Безумец») вместо «Эпифан» («Великолепный»).
Пребыванием Онии III в Антиохии воспользовался его брат Иеошуа, примыкавший к умеренным эллинистам и принявший эллинское имя Язон. Он обещал царю увеличить налоги, поступающие от Эрец Исраэль в царскую казну, и внести существенные изменения в политический и общественный строй Иерусалима. Антиох IV сместил Онию III и назначил Первосвященником Язона, в планы которого входило преобразование Иерусалима в эллинистический полис под названием «Антиохия». С целью подготовки граждан будущего полиса Язон учредил у подножия Храмовой горы гимнасий и эфебион - общеобразовательные учреждения, распространенные в эллинистическом мире. Нововведения Язона начали приносить зловещие плоды. Участие в спортивных состязаниях стали принимать даже священнослужители Храма, которые, по свидетельству Второй Книги Маккавеев, «перестали интересоваться службами на алтаре; презирая Храм и пренебрегая жертвоприношениями, они спешат принять участие в непотребных упражнениях на спортивной площадке». Участники состязаний, по свидетельству Иосифа Флавия, «стали прикрывать наготу свою, чтобы не видно было их обрезания и чтобы с внешней стороны походить на греков, оставив все свои прежние обычаи, стали во всем подражать другим народностям». Дети из знатных семей Иерусалима носили широкополые шляпы бога Гермеса, покровителя учащихся. Эти шляпы, которые сами эллины называли «петас», в Книге Маккавеев именуются «срамной покрышкой». Однажды Язон отправил даже посольство в Тир с большой суммой денег на пожертвование Гераклу.
В 171 году до н. э. Антиох IV сместил Язона, назначив Первосвященником Менелая, сторонника радикальной эллинизации и брата небезызвестного Шимона, внесшего за свое назначение крупную сумму денег в царскую казну.
Приводя к власти то одного, то другого претендента, царь решал сразу две политические задачи. Во-первых, попав в зависимость от Антиоха IV, Первосвященник становился послушным проводником эллинизаторской политики царя, а во-вторых, тем самым царь дискредитировал высокий сан Первосвященника в глазах евреев. Над евреями нависла реальная угроза ассимиляции.
Вместе с одним из своих братьев, Лизимахом, Менелай ограбил сокровищницу Храма. При этом часть взятых из Храма сокровищ он продал, а часть осквернил, передав их в языческие храмы.
Действия Менелая и его брата вызвали возмущение жителей Иерусалима. В том же 171 году до н. э. вспыхнул бунт, в ходе которого разъяренная толпа убила Лизимаха. Жители города отправили послов в Антиохию с жалобами на Менелая, но царь приказал казнить их.
В 169 г. до н. э. Антиох IV вторгся в Египет. Он разбил египетские войска и осадил Александрию. Эти действия Антиоха совпали с решающими событиями в ходе третьей Македонской войны (171-168 гг. до н. э.).
Римское посольство во главе с Гаем Попилием, направленное для примирения Антиоха с Птолемеями, не спешило в Египет, пока военные действия римлян в Македонии не завершились победой. Но как только Попилий узнал о разгроме македонян при Пидне, он немедленно отправился в Египет и предъявил ультиматум Антиоху. Гай Попилий лично проследил за тем, чтобы был очищен и Кипр.
Неудачи Антиоха стали причиной распространения слухов о поражении царского войска и даже о гибели самого царя. Прямым следствием этих слухов стало восстание в Иерусалиме и некоторых других городах на юге государства Селевкидов. В разгар восстания в Иерусалим вернулся Язон во главе тысячи своих сторонников. Менелай, спасая жизнь, бежал.
Антиох воспринял восстание как личное оскорбление и приказал своим полководцам опустошить Эрец Исраэль. Царские войска бесчинствовали в Иерусалиме в течение трех дней. Жертвами разбоя стало не менее сорока тысяч мужчин и женщин. Храм был разграблен, осквернен и превращен в храм Зевса Олимпийского. В городской крепости Акра разместился гарнизон царских войск. Язон бежал сначала в Аравию, затем в Египет, а оттуда в Спарту, где и умер. Конец Менелая оказался еще более позорным: в 162 году до н. э. его казнили по повелению бывших покровителей из окружения царя. Так бесславно закончились интриги двух предателей интересов Эрец Исраэль.
В 167 году до н. э. репрессии усилились. Царь наложил запрет на изучение и исполнение законов Торы, свитки которой безжалостно уничтожались. Каждому еврею, сделавшему обрезание или соблюдавшему субботу, грозила смертная казнь.
Репрессии привели к восстанию против угнетателей. Оно началось с того, что в селение Модиин близ Иерусалима прибыл представитель царской администрации Апелл, склонявший жителей к исполнению эллинских законов и обычаев. Один из коэнов Модиина - Матисьяу, сын Хасмонея, - смело заявил: «Если даже весь народ сирийского государства подчинится царскому приказу, чтобы отказаться от веры своих отцов, то я и мои сыновья всё же останемся верующими и истинными евреями». Когда один из вероотступников попытался принести жертву Зевсу на алтаре, воздвигнутом на базарной площади, Матисьяу убил его. Сыновья Матисьяу, Иеуда, Шимон, Ионатан, Элиезер, Йоханан, напали на Апелла и его отряд. Немногим из царского отряда удалось спастись.
Вместе со своими сыновьями и группой единомышленников Матисьяу бежал в Иудейскую пустыню. Характерно, что после того, как отряд повстанцев численностью около тысячи человек погиб, не оказав сопротивления врагу из-за невозможности нарушить святость субботы, Матисьяу разрешил защищаться и в этот день, исходя из принципа ценности человеческой жизни. Борьба, которую вел Матисьяу, приобрела характер широкомасштабной партизанской войны, в результате которой разрозненные гарнизоны царских войск оказались отрезанными и друг от друга, и от административных центров государства Селевкидов. В 166 году до н. э. умер Матисьяу. Согласно его воле руководство восстанием перешло к Иеуде, получившему прозвище Маккаби (Маккавей), что означает «молот». Последний, избегая решительных сражений, следовал тактике внезапных ударов по врагу.
Обеспокоенный обострением обстановки в Эрец Исраэль, Антиох IV приказал подавить восстание. В 166 году до н. э. из Самарии выступил двухтысячный отряд под командованием Аполлония. Для наступления он избрал прямую дорогу, идущую через горы на юг, к Иерусалиму. Силы Иеуды Маккавея насчитывали всего шестьсот человек. Умело используя горный рельеф местности, Маккавей запер отряд Аполлония в узкой теснине близ Нахаль эль-Харамия и полностью уничтожил его. Аполлоний погиб, а меч его достался Иеуде. Вслед за тем восставшие, в бою при ущелье Бет-Хорон на северо-западе Эрец Исраэль, разгромили отряд другого военачальника Селевкидов - Серона.
В 165 году до н. э. Лизий, приближенный Антиоха IV, отправил на подавление восстания сразу трех полководцев - Птолемея, сына Доримена, Никанора и Горгия. Их ряды насчитывали сорок тысяч пешего и семь тысяч конного войска. Войско Иеуды насчитывало около шести тысяч человек. Селевкидские военачальники разделили свою армию с целью окружения и последующего уничтожения отряда евреев. Но, совершив ночной переход, Иеуда ускользнул из кольца, а затем атаковал лагерь Селевкидов близ Эммауса, нанеся при этом решительное поражение отряду Никанора. Увидев это, Горгий, возглавлявший другую часть войска, не рискнул вступить в сражение и отступил. Победа укрепила престиж Иеуды Маккавея как полководца и признанного вождя евреев.

(1) Диадохи - полководцы Александра Македонского, боровшиеся после его смерти за верховную власть. Следствием их борьбы стал распад империи Александра и образование эллинистических государств, возглавляемых диадохами.
(2)Тобиады (сыны Товии) - влиятельное семейство в Эрец Исраэль в эпоху второго Храма, оказывавшее решающее влияние на социальную, экономическую и политическую жизнь страны со времени Нехемии (445 г. до н. э.) до восстания Хасмонеев (167 г. до н. э.). Играли важную роль в событиях, приведших к восстанию Хасмонеев.
(3) Хасидеи - дословно «благочестивые». Течение (не секта), сыгравшее значительную роль в истории иудаизма. Их выступления относятся к началу восстания Хасмонеев. Выразители национальной идеи, спасшей иудаизм от грозившей гибели. Принадлежа к низшим слоям населения, хасидеи подвергались нападкам со стороны эллинистов. Когда эллинисты, заручившись поддержкой властей, начали коренную ломку древних устоев, хасидеи перешли к активному сопротивлению, неоднократно совершая подвиги самопожертвования.
(4)Агроном (агорономус) - предполагают, что «агорономус» руководил работой городского рынка, т. е. курировал экономическую жизнь города и командовал полицейскими силами. Возможно также, что это была административно-юридическая должность.
 

биографииХасмонеиМаккавеиИудея 

10.10.2008, 15937 просмотров.

Читать дальше:
1 2 3 4



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

04.02.2009 10:28:14

Царь Ирод. Дальновидный строитель Святой земли

В восьми милях к югу от Иерусалима, где последние низкорослые оливы и каменистые кукурузные поля растворяются в голых бесплодных землях Иудейской пустыни, резко выделяется холм в виде острого конуса со срезанной вершиной, как небольшой вулкан. Это Иродион - одно из великих архитектурных сооружений Ирода Великого, царя Иудеи, который на месте небольшого холма воздвиг прекрасный памятник из белоснежного камня и окружил его великолепными дворцами, журчащими бассейнами и террасными садами. Хитроумный и щедрый правитель, блестящий военачальник и один из наиболее впечатляющих и энергичных строителей в древнем мире, Ирод вел свое царство к новому процветанию и мощи.

Том Мюллер (Tom Mueller)

археологияИродионраскопкиИудеяИродианы 

23.02.2010 13:59:39

ЕВРЕИ И ХРИСТИАНСКИЙ РИМ. НАКАНУНЕ ТЕМНЫХ ВЕКОВ

26 июня 363 г., от ран полученных в бою с персами, скончался император Флавий Клавдий Юлиан, с которым евреи связывали надежды на избавление и возрождение Храма...

Александр Эльяшов

РимхристианствоиудаизмИудеярелигия 

30.09.2008 13:35:15

Царица Береника: Иудейская Клеопатра.

Казалось, что дух Клеопатры вместе с духом Юлия Цезаря, жертвы её роковой любви, витали в те дни над Римом, не собираясь оставлять в покое ни взбудораженных римлян, ни без пяти минут императора Тита Флавия. Но Клеопатра, хотя и считалась египетской царицей, была, по крайней мере, греческого происхождения. Тит же, к досаде римлян, связался с ненавистной еврейкой Береникой.

Я.Рабинер

биографииИудеяИудейская война 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

21.12.2009 14:50:40

В Нацерете раскопали домик эпохи Иисуса

Археологам управления древностей, работающим на раскопках в старом городе Назарета, впервые удалось обнаружить сохранившееся жилое здание римского периода – I-II века новой эры.

Здание было обнаружено возле церкви Благовещения, построенной в 1969 году на останках трех древних церквей, старейшая из которых относится к ранневизантийской эпохе и датируется четвертым веком новой эры. Согласно библии, на том месте, архангел Гавриил сообщил деве Марии об ожидаемом рождении Христа.

Израильнаходкибиблия 

16.07.2010 08:29:48

В Израиле нашли город библейского Голиафа

Израильские археологи, ведущие раскопки в Тель-Цафит, обнаружили развалины древнего города. По их мнению, это Гат (в русском переводе Библии - Геф), упоминаемый в Библии как родина великана-филистимлянина, убитого Давидом во время единоборства.

ИзраильбиблияТель-Цафит 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2017 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100