История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Трилогия о Via Dolorosa.

Часть 3. Заключительная.

И вот с божьей помощью мы, наконец, добрались до Голгофы.

Во времена Второго Храма, до того как царь Агриппа Иродович (внук Ирода Великого, сын Ирода Архелая) укрепил разрастающийся Иерусалим третьей крепостной стеной, тут была заброшенная каменоломня за пределами города. Естественно, бывшая каменоломня за городской чертой использовалась для захоронений.

В римский период, после разгрома еврейского восстания, здесь был языческий храм Венере. Римский храм богу Юпитеру стоял на бывшем месте иудейского храма. Там где сейчас мусульманский Купол над Скалой.  Византия, которая копировала с Рима и архитектуру, и культуру, и даже святые места - установила на месте храма Венеры храм Иисусу.

И тут мы переходим на личности.

Первое и основополагающее действующее лицо в истории христианства - Елена, мама императора Константина I. В 326 году от рождества Христова Елена прибывает на Святую землю и посвящает себя инденфицированию святых реликвий и мест. Определив Голгофу как место казни, смерти и воскрешения Иисуса, Елена строит тут огромную церковь.

В 335 году церковь уже была открыта для посетителей. Вход в Церковь был с востока, со стороны Кардо, а не с юга, как сейчас. Основная святыня церкви - пустая могильная пещера - была отсечена от скалы, в которой находилась. Получилась совершенно отдельная "инсула", которую покрыли мраморной плиткой. Со временем паломники разобрали на сувениры по кусочкам всю оригинальную скалу изнутри пещеры. И остались только мраморные плитки и воздух...

Появление на мировой сцене нового игрока в лице ислама, вначале не имело сильного влияния на будничную жизнь гробового храма. Ранние мусульмане очень спокойно относились к параллельным религиям. С тех дней до нас дошла любопытная легенда: Халиф Омар гулял около церкви Гроба, когда наступило время молитвы. Христианский патриарх предложил Омару помолиться внутри церкви. Но это любезное предложение было отвергнуто, т.к. Омар очень дальнозорко заметил: "Если я помолюсь в вашем храме, то это место станет святым для мусульман и его превратят в мечеть. Лучше я помолюсь во дворе напротив входа".

Самое прикольное, что так оно и произошло. Напротив церкви сейчас есть мечеть Омара. Изначально, когда вход в церковь был с востока, и мечеть была с востока. Когда вход перенесли на южную сторону, перекочевала и мечеть...

Но в дальнейшем отношения мусульманских лидеров к христианству поменялось. Примерно в том же году, когда Россия крестилась в Днепре, Храм Гроба Господня был разрушен почти до основания. Примерно через полстолетия Константин Мономах отстраивает церковь заново. И еще через полстолетия пришедшие в Левант крестоносцы церковь ремонтируют и обустраивают.

На этом этапе, наконец, появляется крыша над ротондой, в середине которой находится сама могила. До крестоносцев инсула могилы стояла в открытом внутреннем садике.

Дальнейшие пожары, землетрясения, достройки, перестройки и ремонты сколь серьезного изменения в стиль церкви не внесли.

В этом храме сейчас сожительствуют шесть христианских конфессий. Три крупные: католики, ортодоксы (они же православные) и армяне. И три маленькие: копты, эфиопы и ассирийцы.

Естественно, при таком большом количестве соседей спокойно в этой коммунальной квартире не было никогда. Лучше всего драки между священниками тех дней описывает Марк Твен. Я не буду даже пытаться подражать великому сатирику, а расскажу другую историю, но на эту же тему. Как-то на Пасху армяне уговорили оттоманские власти не пустить к могиле ортодоксальную общину. Несчастные ортодоксы остались за закрытыми дверями. И тут произошло чудо: одна из колонн у входа треснула, и благодатный огонь сошел прямо из трещины!

Когда будете у входа, обратите внимание на колонну с левой стороны. Туда сейчас даже записочки суют, как в Стену плача.

В конце концов, туркам эти разборки надоели и в 1856 году, сразу после окончания Крымской войны, в Париже был подписан акт о прекращение огня - "статус-кво" враждующих общин. Через 30 лет "статус-кво" было еще раз утверждено, на этот раз в Берлине. За религиозными общинами официально признавалась та площадь, которую они уже занимали "де факто". Протестанты, которые не успели к разбору полетов, оказались не у дел без удела. И нашли себе альтернативный вариант на нейтральной полосе.

Кроме разделения территории в пакте о статус-кво было установлено, что за соблюдением этого закона обязано следить правительство. В начале это было оттоманское правительство, потом английское, затем иорданское. И, наконец, с 1967 года - израильское. Именно поэтому рядом с церковью находится станция миштары (полиция).

После установления статус-кво, драки и убийства внутри храма почти прекратились, и даже отпала необходимость в турецких охранниках, которые остались до наших дней как красивая костюмированная традиция францисканского крестного хода. Что-то менять в храме с тех пор запрещено, чтобы не спровоцировать очередную внутрихристианскую войнушку.

Даже строительная лестница на правом фасадном окне здания никто не трогает. Это символ неизменности и порядка, символ "статус-кво"! Фотография 1890 года уже с лестницей:

Слева и снизу от входа находится капелла с вечно закрытой серой дверью, посвященная Марии Египетской. Эта Мария была проституткой из Египта, которая приехала в Святой город в поисках лучшей жизни. Но всякий раз, когда Мария приближалась к гробу Иисуса, какая-то неведомая сила ее от могилы отталкивала. В результате Мария поняла, что что-то не в порядке то ли с ней самой, то ли со зданием. И ушла в пустыню к монахам монашкой.

А прямо над капеллой Марии Египетской находится капелла Снятия одежд с Иисуса перед распятием и разыгрыванию частей его одежки римскими солдатами. Это уже Голгофа и наша 10-я остановка на Виа Долороса. (Надеюсь, вы еще не сбились со счета?)

Во времена крестоносцев от 10-й до 11-й остановки был один шаг. Сейчас расстояние не увеличилось, но появилась стена. Поэтому идем в обход и поднимаемся на Голгофу по ступенькам. Одна большая комната, в которой мы оказались, на самом деле не одна, а целых две комнаты, принадлежащие двум разным хозяевам и обозначающая целых три остановки крестного пути.

Начнем по порядку.

Прямо и справа - остановка №11, принадлежащая францисканцам.  Здесь Иисус был повешен на крест (или на дерево? - в Деяниях апостолов написано, что его повесили на дерево).

Левая комната - это остановка №12, здесь Иисус умер на кресте. По многочисленным иконам на иконостасе сразу понятно, что мы во владении греко-ортодоксов.

А небольшая приступочка между 11 и 12 остановками - это остановка №13 под названием "Снятие Иисуса с креста". Сейчас тут стол и скульптура скорбящей Марии с кинжалом в сердце.

Последние предсмертные слова Иисуса были обращены к маме и Иоанну (одному из учеников-апостолов, в последствии автору последнего евангелия). Иисус сказал:

- Мама, сыном тебе теперь будет Иоанн.

- Иоанн, это теперь твоя мать, позаботься о ней.

Наверное, это самые трогательные и самые человечные слова произнесенные полубогом...

После снятия с креста тело усопшего обмазали душистыми маслами на ближайшем камне и отнесли в могилу, любовно предоставленную неким Иосифом Рамати. Говорят, что этот Иосиф был тайным учеником Иисуса, т.к. из-за своей службы Коэном в Храме всевышнего не мог открыто выражать любовь своему господину.

Могила - это последняя 14-я остановка. Сюда занесли тело и закрыли пещеру камнем. Все как положено. В могилу Иисуса всегда стоит огромная очередь из паломников, желающих прикоснутся к камню, где лежало мертвое тело, которое воскресло и покинуло свой печальный приют. Кому лень или некогда стоять в очереди, могут прикоснуться к камню с другой стороны могилы. Там территория коптов-египтян, а они почему-то у православных не очень котируются, и поэтому очереди там нет.

Напротив могилы со стороны коптов - темная комнатка имени Иосифа Аримофейского. Ведь после того как Иосиф подарил Иисусу свою могилу, ему пришлось позаботиться о себе опять. В этой капелле есть ниши в скале с типичными могильными пещерами времен Второго Храма.

Далее по часовой стрелке вокруг центральной могилы находится францисканская капелла в стиле постмодернизма. Над ней есть комната, где хранятся крест, меч и шпоры славного рыцаря, короля Иерусалимского Королевства крестоносцев Готфрида Бульонского.

Идем дальше по кругу мимо колонн разных эпох от Византии до крестоносцев и упираемся в камеру под названием "темница Иисуса". По идее, он сидел не тут, а в подвале первосвященника Каифы. Или в башне Антония. Но здесь запасная камера, на случай, когда ходить в восточную часть города небезопасно.

А в самом центре храма, напротив могилы - большая базилика под названием каталикон (кафоликон). Несмотря на название, это центральный зал для молитв греко-ортодоксальной общины. В середине зала стоит круглая табуретка и стоит она точно на центре земли. На самом деле это не табуретка, это ваза Омфалос – пуп земли. Не двигайте пожалуйста, эту вазу, чтобы ненароком не сдвинуть земную ось!

Еще надо обязательно посетить капеллу Елены и посидеть у окошка в нижний зал. Там, где сидела сама Елена в начале IV века, когда наблюдала за рабочими, работающими на раскопках истинного креста.

Ну и, конечно, нельзя не заглянуть в капеллу Адама. Здесь, точно под Голгофой, по христианской традиции был похоронен первый человек. Скала с черепом треснула во время смерти Иисуса. Так написано в библии: «Земля зашаталась, занавес в храме порвался». Да, тот самый занавес, что вышивала в отрочестве Дева Мария.

Около капеллы Адама есть капелла Сменной одежды. И там хранится кусочек настоящего креста. Но с ортодоксами так сложно иметь дело,  поэтому эту щепочку никому не показывают...

Старое здание таит в себе еще много легенд и историй. Их можно рассказывать бесконечно. Но время моих терпеливых слушателей не столь бесконечно, поэтому я закругляюсь.

 

Натали Палант

ИерусалимпрогулкаэкскурсиябиблияСтарый городхристианство 

02.07.2011, 17597 просмотров.

Читать дальше:
1 2 3



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

14.07.2008 21:08:00

Раскопки Города Давида. 2005 г. Периоды халколита, ранней и средней бронзы

Артефакты периода средней бронзы, обнаруженные при проведении различных раскопок, неопровержимым образом свидетельствуют об истинности письменных источников, утверждающих, что Иерусалим того периода был главным управляющим городом южной части горного района страны. Явным подтверждением этого факта также служат  впечатляющие укрепления, найденные Райхом и Шукроном вокруг источника Гихон.

Эйлат Мазар

ИзраильИерусалимГород Давиданаходкиархеология 

05.01.2012 13:08:33

ОФЕЛЬ

Офель – это местность в Иерусалиме, расположеннная к северу от города Давида, непосредственно примыкающая к южной стене Храмовой горы. От города Давида Офель отделяет дорога, вдоль которой паркуются туристические автобусы. В переводе с иврита «офель» означает «высокое место куда надо подняться». В библейском отрывке: «... они дерзнули подняться на вершину горы; ковчег же завета Господня и Моисей не оставляли стана» (Чис. 14:44), – использован глагол с тем же корнем.

Игорь Царицын

ИерусалимраскопкиГород ДавидаСтарый городХрамовая гора 

20.08.2010 15:29:39

Откровение Гавриила

Предлагаем вашему вниманию  версию того, что имел в виду автор текста, написанного на  стеле, известной  как  каменная Кумранская рукопись. Автор версии Рами Юдовин.

надписиверсиибиблия 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

01.01.2011 18:56:50

В Сирии найдены склепы с захоронениями каменного века

Древнейшие склепы со скелетами внутри были раскопаны в Таль-Эль Каркх, на северо-западе Сирии.

Также в склепах были найдены ожерелья бус из разных драгоценных камней, шила из костей животных и рабочие инструменты. Находки датируются каменным веком.

Сириянаходки 

23.05.2012 17:03:00

Обнаружено свидетельство существования Вифлеема во времена Первого Храма

Управление древностей Израиля опубликовало сообщение об обнаружении во время раскопок в Иерусалиме обломка глиняной таблички (диагональный размер около 1,5 см), надпись на которой свидетельствует о существовании города Бейт-Лехем (Вифлеем) во времена Первого Храма.

Иерусалимраскопкинаходкибуллыпечати 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2022 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100