История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Тель Цафит

 Михаил Король

Тель-Цафит находится на южном берегу потока ха-Эла, там, где русло уже выходит на относительно равнинное плато Предгорного района (Шфела). Площадь, которую занимает холм, — порядка 30 га. Высота — 232 м над уровнем моря.

 

 

Уже в 1887 году английский археолог Дж.Портер отождествил Тель-Цафит со знаменитым библейским городом филистимлян Гатом. Его поддержали видные коллеги, например, американец Джонс Блисс, также проводивший тут раскопки. И по сей день эта точка зрения считается наиболее распространенной. И мы тоже будем рассказывать ниже про Гат. Однако есть и иные варианты отождествления Тель-Цафита с древними поселениями. Ряд исследователей в идентификационных поисках отталкивается от арабского названия холма — Тель-а-Цафи, что значит «Сияющий белизной холм-городище». К тому же у крестоносцев тут была отгрохана крепость, именуемая Бланш Гард (Blanche Garde), то есть «Белая Гвардия». А если еще учесть замечательный белый цвет местной меловой породы (мергель), то станет совсем ясно, что апологеты «белой теории» отождествляют Тель-Цафит с библейским городом Ливна, название которого тоже ассоциируется с белым цветом (на иврите «лаван» — «белый»).

О городе Ливна упоминается в книге Иисуса Навина: «И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Македа к Ливне и воевал против Ливны; и предал Господь и ее в руки Израиля, и царя ее, и истребил ее Иисус мечом и все дышащее, что находилось в ней: никого не оставил в ней, кто бы уцелел, и поступил с царем ее так же, как поступил с царем Иерихонским. Из Ливны пошел Иисус и все Израильтяне с ним к Лахису (Лахишу) и расположился подле него станом и воевал против него; и предал Господь Лахис в руки Израиля, и взял он его на другой день, и поразил его мечом и все дышащее, что было в нем, так, как поступил с Ливною» (10:29-32).

А одной из книг Царей рассказывается, как город Ливна выходит из-под контроля иудейского царя Йорама (Цари II (Царств IV) 8:22), впрочем есть все основания полагать, что вскоре город вернулся в состав Иудеи. Пишет о Ливне и Евсевий Кесарийский (260-339 гг. н.э.) в «Ономастиконе»: «Левна (Λεβνά), и его взял Иисус, умертвив его царя; он был священническим городом колена Иудина; и ныне, есть селение в Елевферополяитане, называемое Лована (Λοβανά); находится и у Исаии» (634). Оба-на! Вот тут и кроется ответ на вопрос, где находится Ливна — в Элевтерополисе, то есть в Бейт-Гуврине, который находится от Тель-Цафита в 15 примерно км на юго-восток. То есть, как бы не хотелось привязать наш холмик к «Белгороду», но, скорее всего, он и есть исторический Гат.
А Тель-Цафит отмечен и на карте Медвы (VI в. н.э.):

CΑΦΙΘΑ (Цафита) — в данном случае производное скорее от еврейского корня «цафа» (глядеть, наблюдать), чем от арабского «цафи» (белизна)…

Первое же упоминание о Гате — в XIV в. до н.э. в письмах Эль-Амарны; процитируем же послание Абди-Хеба, царя Иерусалимского, фараону Аменхотепу IV (Эхнатону):
«К господину моему, царю, речение: так сказал Абдихеп, раб твой, семь раз припадаю я к ногам твоим, господин.
Посмотри на то, что Малкиилу <царь Гезера> и Шувардата <царъ Киила> сделали против страны господина: они наняли солдат из Гезера, Гата и Киила и захватили земли города Рубуту. Земли царя попали в руки хабиру, и кроме того, город земли Иерусалимской по имени Бет-Ниниб, город царя, стал пристанищем людей Киила. Да послушает царь раба своего Абдихепа и пошлет лучников, которые смогут вернуть земли царя царю. Но если не прибудут лучники, попадет земля царя в руки хабиру. Такова будет участь земли этой…»

В книге Иисуса Навина (13:3) Гат назван в числе пяти городов, принадлежащих филистимлянам, народу эгейского происхождения. А вот пророк Самуил, отвечающий на вопросы публики, повествует о Гате в контексте биографии царя Давида. Прежде всего мы узнаем, что Голиаф, побежденный юношей-пращником, родом именно оттуда, из Гата:
«И вышел из станов Пелиштимских единоборец по имени Гольят, из Гата; рост его — шесть локтей с пядью» (Шмуэль I (Царств I), 17:4).
Ну, а дальше, после известной победы Давида над гатским богатырем ( «И опустил Давид руку свою в сумку, и взял оттуда камень, и метнул, и поразил Пелиштимлянина в лоб, и камень вонзился в лоб его, и упал он лицом на землю») начинаются сплошные военные хитрости. Давид, скрываясь от собственного царя Саула (Шауляя), куда бежит? В Гат! В стан врага, где его знают, прежде всего, как убийцу местного героя. «И поднялся Давид, и убежал в тот же день от Шаула, и пришел к Ахишу, царю Гата. И сказали Ахишу слуги его: ведь это Давид, царь страны! Ведь ему пели в хороводах и говорили: «Поразил Шаул тысячи свои, а Давид — десятки тысяч свои!» И принял Давид слова эти в сердце свое, и весьма убоялся Ахиша, царя Гата. И притворился пред ними безумным, и неистовствовал при них, и чертил на дверях ворот, и пускал слюну по бороде своей. И сказал Ахиш рабам своим: вы же видите человека безумствующего, зачем же привели вы его ко мне? Не хватает мне безумных, что вы привели этого, чтобы он сумасбродствовал предо мною? Разве может этот входить в мой дом?» (Шмуэль I (Царств I), 21:11-16) Не правда ли, ложная придурь — великолепный тактический ход, восходящий, кстати, и к битве с Голиафом ( «разве я собака, что ты идешь на меня с палками?»)? После этого Давид еще какое-то время прячется от Саула по различным заграницам, успешно воюет с филистимлянами, скрывается в пустынных местах и, в конце-концов «сказал Давид в своем сердце: Ныне погибну однажды от руки Шауля! Нет лучшего для меня, чем бегством спасаться на землю плиштим, и Шауль отчается искать меня дальше во всем пределе (сынов) Исраэля, и я бегством спасусь от его руки. И поднялся Давид, и перешел он и шестьсот человек, которые с ним, к Ахишу, сыну Маоха, царю Гата. И находился Давид у Ахиша в Гате, он и его люди, каждый с домом своим, Давид и две его жены…» (Шмуэль I (Царств I), 27:1-3)
Ох, темная история… Получается, что Анхус (Ахиш) год и 4 месяца пригревал на своей широкой филистимлянской груди жидовскую гадюку. Однако, накануне большого сражения с израильтянами Давид был не допущен к боевым действиям по понятным опасениям. Ну, а далее наш будущий царь снова возглавляет израильское воинство и навсегда разделывается с филистимскими городами…
Ясно вот еще что: город этот древний находится на пересечении важных дорог, на пути из прибрежной равнины в Бейт-Гуврин и Хеврон. Отсюда его важное стратегическое значение. В 1142 году Фульк Анжуйский, король Иерусалима, строит тут крепость Бланш Гард, защищающую подступы к Ашкелону. В 1187 году Салах ад-Дин захватывает крепость, которая была разрушена только в 1191 г. из-за угрозы взятия ее Ричардом, который Львиное Сердце. В 1241 г. крестоносцы в последний раз захватывают свой Белогвардейск и удерживают его лишь три года…
Раскопки тут ведутся с конца XIX века, и начало научному исследованию холма положили Блисс и Мак-Листер в 1899 г. С 1996 года бар-иланский университет проводит периодические раскопки, зависящие от получения субсидий. А находки здесь чудесные! Ну, вот, например, керамика с типичными филистимлянскими птицами:

 

 Или знаменитый остракон с именем Голиафа, недавняя сенсация:

 

Подробнее о раскопках можно узнать на сайте руководителя проекта проф. Аарона Меира — http://faculty.biu.ac.il/~maeira/
…Есть, есть о чем поговорить, гуляя по этому славному холмику, картинки с коего, держи, благодарный слушатель:

Оригинал статьи в журнале Михаила

ИзраильпрогулкаэкскурсияТель Цафит 

16.03.2008, 10451 просмотр.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

13.07.2008 21:08:06

Раскопки Города Давида. 2005 г. Предисловие и введение

Иерусалим — очень древний город и его исследование приводит к множеству важнейших открытий. Исследования как последних десятилетий, так и нынешние изменили наше представление об Иерусалиме и его истории. Изучение истории города похоже на пазл, состоящий из огромного числа мелких деталей, и требует терпения и осторожности. Помня об этом, я решилась опубликовать этот предварительный отчет, посвященный первой фазе раскопок, которые проводились под моим управлением в северной части теля города Давида. Отчет не только описывает сделанные находки, но и приводит их исторический и археологический контекст, так же как и новые умозаключения, появившиеся благодаря этим находкам. Это является важным вкладом в понимание древней истории Иерусалима.

Эйлат Мазар

ИзраильИерусалимГород Давиданаходкиархеология 

28.11.2007 14:53:29

Вади Далия (Вади Далиех)

Когда я узнал о готовящемся походе в Вади Далия, мне было трудно в это поверить. Туда же никто не ходит!
Первой мыслью было, что в объявление вкралась ошибка, и речь идёт о небольшой речке Нахаль Далия к югу от Хайфы. Но личность экскурсовода Михаила Эзера
не позволила усомниться в намерении организаторов.
Да, известный краевед Самарии собрался вести нас в то самое знаменитое в научном мире и в тоже время почти неисхоженное туристами Вади Далия на стыке самарийских гор и долины реки Иордан.

Евгений Озеров

ИзраильСамарияВади Далияэкскурсия 

12.02.2008 12:51:09

Акко - тень самого себя

Город Акко — это не что иное, как тень самого себя. Город, который, как минимум, три раза менял своё месторасположение. Возникновением и самим существованием обязанный морю, он изначально был построен достаточно далеко от воды, на холме…

Зоя Брук

АккоИзраиль 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

20.11.2007 00:32:18

Иерусалим. Находки у Стены плача.

В последние месяцы специалисты Управления археологии Израиля при раскопках неподалеку от Стены плача обнаружили предметы культуры и быта римского периода. Речь идет о 2-4 веках  н.э., когда захватившие Иерусалим римляне переименовали его в Элию Капиталину.

Иерусалимраскопкинаходки 

25.10.2007 23:12:16

Находки на Храмовой Горе

Не впервые мы обнаруживаем артефакты периода Первого храма, — сказал профессор Баркаи. – Мы создали экспериментальный проект (по просеиванию «строительного мусора», сбрасываемого с Храмовой горы) и обнаружили сотни, а то и тысячи керамических предметов, печати, надписи, печатки, наконечники стрел, гири и другие артефакты периода Первого храма…»

ИерусалимнаходкиХрамовая гора 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2022 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100