История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Тель Цафит

 Михаил Король

Тель-Цафит находится на южном берегу потока ха-Эла, там, где русло уже выходит на относительно равнинное плато Предгорного района (Шфела). Площадь, которую занимает холм, — порядка 30 га. Высота — 232 м над уровнем моря.

 

 

Уже в 1887 году английский археолог Дж.Портер отождествил Тель-Цафит со знаменитым библейским городом филистимлян Гатом. Его поддержали видные коллеги, например, американец Джонс Блисс, также проводивший тут раскопки. И по сей день эта точка зрения считается наиболее распространенной. И мы тоже будем рассказывать ниже про Гат. Однако есть и иные варианты отождествления Тель-Цафита с древними поселениями. Ряд исследователей в идентификационных поисках отталкивается от арабского названия холма — Тель-а-Цафи, что значит «Сияющий белизной холм-городище». К тому же у крестоносцев тут была отгрохана крепость, именуемая Бланш Гард (Blanche Garde), то есть «Белая Гвардия». А если еще учесть замечательный белый цвет местной меловой породы (мергель), то станет совсем ясно, что апологеты «белой теории» отождествляют Тель-Цафит с библейским городом Ливна, название которого тоже ассоциируется с белым цветом (на иврите «лаван» — «белый»).

О городе Ливна упоминается в книге Иисуса Навина: «И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Македа к Ливне и воевал против Ливны; и предал Господь и ее в руки Израиля, и царя ее, и истребил ее Иисус мечом и все дышащее, что находилось в ней: никого не оставил в ней, кто бы уцелел, и поступил с царем ее так же, как поступил с царем Иерихонским. Из Ливны пошел Иисус и все Израильтяне с ним к Лахису (Лахишу) и расположился подле него станом и воевал против него; и предал Господь Лахис в руки Израиля, и взял он его на другой день, и поразил его мечом и все дышащее, что было в нем, так, как поступил с Ливною» (10:29-32).

А одной из книг Царей рассказывается, как город Ливна выходит из-под контроля иудейского царя Йорама (Цари II (Царств IV) 8:22), впрочем есть все основания полагать, что вскоре город вернулся в состав Иудеи. Пишет о Ливне и Евсевий Кесарийский (260-339 гг. н.э.) в «Ономастиконе»: «Левна (Λεβνά), и его взял Иисус, умертвив его царя; он был священническим городом колена Иудина; и ныне, есть селение в Елевферополяитане, называемое Лована (Λοβανά); находится и у Исаии» (634). Оба-на! Вот тут и кроется ответ на вопрос, где находится Ливна — в Элевтерополисе, то есть в Бейт-Гуврине, который находится от Тель-Цафита в 15 примерно км на юго-восток. То есть, как бы не хотелось привязать наш холмик к «Белгороду», но, скорее всего, он и есть исторический Гат.
А Тель-Цафит отмечен и на карте Медвы (VI в. н.э.):

CΑΦΙΘΑ (Цафита) — в данном случае производное скорее от еврейского корня «цафа» (глядеть, наблюдать), чем от арабского «цафи» (белизна)…

Первое же упоминание о Гате — в XIV в. до н.э. в письмах Эль-Амарны; процитируем же послание Абди-Хеба, царя Иерусалимского, фараону Аменхотепу IV (Эхнатону):
«К господину моему, царю, речение: так сказал Абдихеп, раб твой, семь раз припадаю я к ногам твоим, господин.
Посмотри на то, что Малкиилу <царь Гезера> и Шувардата <царъ Киила> сделали против страны господина: они наняли солдат из Гезера, Гата и Киила и захватили земли города Рубуту. Земли царя попали в руки хабиру, и кроме того, город земли Иерусалимской по имени Бет-Ниниб, город царя, стал пристанищем людей Киила. Да послушает царь раба своего Абдихепа и пошлет лучников, которые смогут вернуть земли царя царю. Но если не прибудут лучники, попадет земля царя в руки хабиру. Такова будет участь земли этой…»

В книге Иисуса Навина (13:3) Гат назван в числе пяти городов, принадлежащих филистимлянам, народу эгейского происхождения. А вот пророк Самуил, отвечающий на вопросы публики, повествует о Гате в контексте биографии царя Давида. Прежде всего мы узнаем, что Голиаф, побежденный юношей-пращником, родом именно оттуда, из Гата:
«И вышел из станов Пелиштимских единоборец по имени Гольят, из Гата; рост его — шесть локтей с пядью» (Шмуэль I (Царств I), 17:4).
Ну, а дальше, после известной победы Давида над гатским богатырем ( «И опустил Давид руку свою в сумку, и взял оттуда камень, и метнул, и поразил Пелиштимлянина в лоб, и камень вонзился в лоб его, и упал он лицом на землю») начинаются сплошные военные хитрости. Давид, скрываясь от собственного царя Саула (Шауляя), куда бежит? В Гат! В стан врага, где его знают, прежде всего, как убийцу местного героя. «И поднялся Давид, и убежал в тот же день от Шаула, и пришел к Ахишу, царю Гата. И сказали Ахишу слуги его: ведь это Давид, царь страны! Ведь ему пели в хороводах и говорили: «Поразил Шаул тысячи свои, а Давид — десятки тысяч свои!» И принял Давид слова эти в сердце свое, и весьма убоялся Ахиша, царя Гата. И притворился пред ними безумным, и неистовствовал при них, и чертил на дверях ворот, и пускал слюну по бороде своей. И сказал Ахиш рабам своим: вы же видите человека безумствующего, зачем же привели вы его ко мне? Не хватает мне безумных, что вы привели этого, чтобы он сумасбродствовал предо мною? Разве может этот входить в мой дом?» (Шмуэль I (Царств I), 21:11-16) Не правда ли, ложная придурь — великолепный тактический ход, восходящий, кстати, и к битве с Голиафом ( «разве я собака, что ты идешь на меня с палками?»)? После этого Давид еще какое-то время прячется от Саула по различным заграницам, успешно воюет с филистимлянами, скрывается в пустынных местах и, в конце-концов «сказал Давид в своем сердце: Ныне погибну однажды от руки Шауля! Нет лучшего для меня, чем бегством спасаться на землю плиштим, и Шауль отчается искать меня дальше во всем пределе (сынов) Исраэля, и я бегством спасусь от его руки. И поднялся Давид, и перешел он и шестьсот человек, которые с ним, к Ахишу, сыну Маоха, царю Гата. И находился Давид у Ахиша в Гате, он и его люди, каждый с домом своим, Давид и две его жены…» (Шмуэль I (Царств I), 27:1-3)
Ох, темная история… Получается, что Анхус (Ахиш) год и 4 месяца пригревал на своей широкой филистимлянской груди жидовскую гадюку. Однако, накануне большого сражения с израильтянами Давид был не допущен к боевым действиям по понятным опасениям. Ну, а далее наш будущий царь снова возглавляет израильское воинство и навсегда разделывается с филистимскими городами…
Ясно вот еще что: город этот древний находится на пересечении важных дорог, на пути из прибрежной равнины в Бейт-Гуврин и Хеврон. Отсюда его важное стратегическое значение. В 1142 году Фульк Анжуйский, король Иерусалима, строит тут крепость Бланш Гард, защищающую подступы к Ашкелону. В 1187 году Салах ад-Дин захватывает крепость, которая была разрушена только в 1191 г. из-за угрозы взятия ее Ричардом, который Львиное Сердце. В 1241 г. крестоносцы в последний раз захватывают свой Белогвардейск и удерживают его лишь три года…
Раскопки тут ведутся с конца XIX века, и начало научному исследованию холма положили Блисс и Мак-Листер в 1899 г. С 1996 года бар-иланский университет проводит периодические раскопки, зависящие от получения субсидий. А находки здесь чудесные! Ну, вот, например, керамика с типичными филистимлянскими птицами:

 

 Или знаменитый остракон с именем Голиафа, недавняя сенсация:

 

Подробнее о раскопках можно узнать на сайте руководителя проекта проф. Аарона Меира — http://faculty.biu.ac.il/~maeira/
…Есть, есть о чем поговорить, гуляя по этому славному холмику, картинки с коего, держи, благодарный слушатель:

Оригинал статьи в журнале Михаила

ИзраильпрогулкаэкскурсияТель Цафит 

16.03.2008, 9945 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

23.02.2008 20:54:03

Иерусалим. Гробы септуагинтовы

Колоссальный иудейский погребальный комплекс периода Второго Храма, известный под названием Гробницы Синедриона ( «Киврей Сахедрин»), находится в северной части Нового города в районе, имя которого обязано самому некрополю — Санхедрия.
По достаточно поздней еврейской традиции здесь были погребены члены Большого Синедриона, верховного органа политической, религиозной и юридической власти, действовавшего в Иерусалиме в период Второго Храма. Так это или не так, лежат тут или не лежат мудрецы из числа 71, уже и не важно — название прижилось…

Михаил Король

СинедрионэкскурсияИерусалим 

10.08.2011 12:39:55

Котель

Иудейский Храм единого б-га, стоящий на горе Мория в Иерусалиме, был разрушен Десятым римским легионом под командованием Тита, сына Веспасиана Флавия, в 70 году н.э. Единственное что осталось от этого блестящего архитектурного творения человеческой цивилизации - западная, опорная стена храмового комплекса.  И вот уже две тысячи лет эта стена является самым святым местом для всех еврейских поколений. А сейчас Западная стена еще и самое популярное туристическое место Израиля, которое ежегодно посещают миллионы туристов.

Натали Палант

ИерусалимСтарый городпрогулкаэкскурсияИродХрамСтена Плача 

18.11.2008 14:14:24

Хирбет-Кейяфа. Репортаж о репортаже

Собственно началось все с приглашения журналистов... Разослали всем информацию, в которой сообщалось, что находка затмевает собой обнаружение кумранских свитков, так как эта находка "на тысячелетие старше"...

Алексей Ивлиев (соб. кор. НТВ на Ближнем Востоке)

ИзраильнаходкираскопкиХирбет-Кейяфа 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

13.07.2008 23:48:42

В Израиле обнаружен морской амулет от сглаза: уникальной находке 2500 лет

Израильский спасатель Давид Шалом обнаружил на дне Средиземного моря в районе пляжа Пальмахим древний амулет, датируемый 5-4 веком до нашей эры. Об этом сообщило в воскресенье, 13 июля, Управление древностей Израиля. Спасатель совершал свой ежедневный заплыв, когда случайно заметил на дне моря необычный предмет. Нырнув, он достал мраморный диск диаметром около 20 сантиметров.

По словам археологов, Давид Шалом нашел древний амулет против дурного глаза — такие амулеты закрепляли на судах, чтобы оградить их от зла. Диск с одной стороны выпуклый, в его центре — отверстие, вокруг которого видны остатки двух нарисованных окружностей. Амулет изображал радужную оболочку глаза, он был укреплен на борту древнего военного корабля или грузового судна.

Израильнаходки 

23.02.2009 17:51:05

Находки в Израиле: установлено место древней Метофы

Управление древностей Израиля сообщило об обнаружении большого здания времени Первого и Второго Храма. Это довольно хорошо сохранившееся сооружение найдено во время раскопок в деревне Умм-Туба, в южной части Иерусалима. На одном из фрагментов керамических изделий была найдена царская печать, которая относятся к эпохе Езекия, царя Иудеи из рода Давида (конец VIII века до нашей эры).

Четыре буквы - LMLK, указывающие, что вещи принадлежали царю, были обнаружены на ручках больших кувшинов для хранения вина и масла. Кроме того, были найдены оттиски печатей двух высокопоставленных правительственных чиновников - Ахимелека бен Амадияху и Йеохила бен Шахара.

Израильнаходкипечати 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2021 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100