История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Тель-Хадид

Хадид (острый конец) … — город колена Вениаминова,
упоминаемый вместе с Оном и Лодом …
Таким образом мы должны искать г. Хадид близ [Лoда],
и весьма вероятно, что он представляется в настоящее
время небольшим селением на невысоком холме к востоку
от [Лода] под названием Эль-Хадиф.

Библейская энциклопедия. Москва,

Когда мы полгода назад переезжали в Модиин, главным аргументом было местоположение: двадцать минут на машине до Иерусалима, и примерно столько же — до Тель-Авива.
Однако, предположение, что свободное время мы будем проводить вне спального города, каким действительно является Модиин, оказалось абсолютно неверным.
Я даже и не подозревал, насколько богата история этих мест! Потребуются годы, чтобы все осмотреть и изучить.
К сожалению, литературы по этой теме очень и очень немного. Сказывается то, что район Модиина долгие годы был закрытой военной зоной, археологические раскопки проводились здесь редко. Информация в большинстве случаев весьма скудная, если вообще есть.

Но я все же попытаюсь. Не судите строго.

Тель-Хадид (холм Хадид, иврит) находится в северо-западной, наименее известной, части леса Бен-Шемен. Этот крупный лесной массив непосредственно примыкает к Модиину, мы бываем там почти каждые выходные. 

 Холм Хадид в парке Бен-Шемен

 Холм Хадид в парке Бен-Шемен.

Высота холма — 147 метров над уровнем моря. Его можно увидеть в районе съезда с 1-го шоссе на 443-е — слева, если ехать из Тель-Авива в Иерусалим.

 Тель-Хадид. Древняя маслодавильня

Тель-Хадид. Древняя маслодавильня  

Проводившиеся археологические раскопки указывают на существование здесь поселения уже на исходе каменного века (XV век до н.э.).
К этому же периоду относится и царствование египетского фараона Тутмоса III (иврит|русский), в описаниях военных походов которого впервые упоминается это место.

Найдены также следы крепостных стен периода завоевания Ханаана израильтянами, но в книге Иисуса Навина Хадид упоминается не как место боев, но как одно из поселений, доставшихся колену Иуды в результате жребия, брошенному священником (коэном) Элиазаром и самим Иисусом Навином:

20. Вот удел колена сынов Иудиных, по племенам их: …
33. На низменных местах: Ештаол, Цора и Ашна …
36. Шаараим, Адифаим, Гедера или Гедерофаим: четырнадцать городов с их селами.

Книга Иисуса Навина, глава 15

Конечно же, обращает на себя внимание то, что название места приведено во множественном числе — Адифаим (или Адитаим, звуки «т» и «ф» передаются в иврите одной буквой). Это принятая в иврите форма, когда речь идет о двух одних и тех же объектах вместе: Гиватаим — два холма, Шаараим — двое ворот и т.д.
Тут можно вспомнить, что в оригинале слово Хадид означает «острый», «острие». Но никаких значимых вершин вокруг холма нет.
Историки полагают, что название произошло от крепости, которая находилась рядом с городом, а не окружала его, как обычно — две Адифы, крепость и город. Использование имени собственного для меня, однако, представляется странным.

 Холм Хадид. Вид на Лод.

Холм Хадид. Вид на Лод.

Следующие по времени находки относятся к периоду захвата Иудеи Ассирией (VIII-VII век до н.э.). В частности, были найдены документы, свидетельствующие о существовании в этом месте поселения переселенцев из Вавилона, также попавшем под господство ассирийского правителя Саргона II.

Еврейское присутствие в Хадиде возобновилось, по-видимому, в ходе религиозных реформ царя Иосии (VII век до н.э.), когда все иноверцы из Иудеи были изгнаны.
Вскоре, в конце VII века до н.э., Ассирийская империя прекращает свое существование, потерпев поражение от Вавилона. К 586 году до н.э. вавилонский царь Навуходоносор захватывает Иудею, большинство жителей которой были переселены в Вавилон.
После пятидесяти лет плена евреям было разрешено возвратиться в родные места, о чем рассказывается в книгах Эзры (в синодальном переводе — Ездра) и Нехемии (Неемии), наместников вавилонского царя в Иудее.
В том, что касается Хадида, Эзра и Нехемия пишут почти одно и тоже:

1. Вот сыны страны из пленников переселения, которых Навуходоносор, царь Вавилонский, отвел в Вавилон, возвратившиеся в Иерусалим и Иудею, каждый в свой город, …
33. уроженцев Лидды, Хадида и Оно семьсот двадцать пять

Первая книга Ездры, глава 2

6. вот жители страны, которые отправились из пленников, переселенных Навуходоносором, царем Вавилонским, и возвратились в Иерусалим и Иудею, каждый в свой город, …
37. Уроженцев Лода, Хадида и Оно семьсот двадцать один

Книга Неемии, глава 7

 

Хадид на карте «Палестина после вавилонского плена. V век до н.э.»
Источник — Тим Даули, «Библейский атлас».

В следующий раз мы встречаем в письменных источниках Хадид через два столетия, когда в первой книге Маккавеев рассказывается о строительстве Симоном Маккавеем крепостей для борьбы с селевкидами:

35. … и созвал старейшин народа, и советовался с ними, чтобы построить крепости в Иудее, …
38. А Симон построил Адиду в Сефиле и укрепил ворота и запоры.

1-я книга Маккавеев, глава 12 

Сефила — это искаженное ивритское Шфела, «предгорье». Шфелой называют полосу невысоких, от 100 до 300 метров, холмов между морской равниной и Иудейскими горами — от Рош ха-Аина на севере до Негева на юге.
В 90-е гг. в ходе археологических раскопок в Тель Хадиде действительно были найдены остатки крепости хасмонейского периода. Правда, не на самом холме, а немного севернее, ближе к 4-му шоссе. Считается, что это еще один довод в пользу версии существования двух Хадидов — города и крепости.

Древняя камнеломня

Повествуя о борьбе Маккавеев, дважды упоминает Хадид Иосиф Бен Матитьягу (37-100 гг., в христианской традиции — Иосиф Флавий).

Тем временем Трифон во главе большого войска выступил из Птолемаиды и двинулся в Иудею, ведя за собою пленного Ионатана. Навстречу ему выступил Симон с его ратью и подошел к городу Аддиде, лежащем на горе, у подошвы которой расстилается Иудейская равнина.

Иосиф Флавий, «Иудейские древности». Книга XIII, глава 6 

В результате успешной военной кампании Симон Маккавей после продолжительного перерыва вновь основывает независимое еврейского государство.
А вот второе упоминание Хадида (Аддиды) у Иосифа Флавия связано с менее радостным событием — поражением Александра Янная, еще одного представителя династии Маккавеев, от сирийского царя Арета:

После него царем Келесирии стал Арета, которого призвали на царство войска, занимавшие Дамаск; к тому побудила их ненависть к Птолемею Меннаю. Напав отсюда на Иудею, Арета разбил Александра в сражении при Аддиде, но затем, на основании заключенного договора, вновь удалился из Иудеи.

глава 15, там же

 

 

Обзорная площадка памяти Рои Коэна.
Вид на аэропорт имени Бен Гуриона.

Мне встретилось ещё одно любопытное упоминание о Тель Хадиде в литературе, причём в современной. Не знаю, из какого источника черпал сведения американский писатель Говард Фаст (кстати, лауреат сталинской премии за укрепление мира в 1953 г.), но название города встречается в его романе о восстании Маккавеев:

Аполлоний, главный наместник Иерусалима и Иудеи, расставил вдоль дороги из Модиина в Хадид семьсот кольев, на которых торчали головы евреев — расплата за голову Апелла на алтаре Афины. С пятью тысячами наемников рыскал Аполлоний по всей Иудее, из конца в конец, убивая, сжигая и разрушая. А мы скрывались в горах и поначалу бездействовали, пока исстрадавшиеся люди не стали приставать к Мататьягу…

Г.Фаст, «Мои прославленные братья»

 

 

Холм Хадид. Вид на Шоам.

Хадид продолжает существовать и после установления власти римлян (63 год до н.э.). Археологами найдены следы многочисленных построек периода правления Ирода (I век н.э.), вероятно, разрушенных во время восстания Бар-Кохбы (II век).

Встречается Хадид и в Мишне:

… окруженные стенами со времен Иисуса Навина, например, … Хадид, Оно и Иерусалим

Аракин, 46 и 89

В III веке Хадид включен в Ономастикон — описание Палестины, составленное Евсевием Кесарийским (ок.260 — ок.340 гг.):

Адиафаим (Άδιαθαίμ), колена Иудина; … около Диосполя, к востоку

В византийский период (IV век) на фундаменте крепости был построен монастырь.
Еще одно здания культа того же времени было найдено английскими археологами в 1940 году в юго-западной части холма. Оно примечательно тем, что в нем была найдена мозаика на греческом языке с изображением корабля, плывущего по Нилу (предположительно VI век). В настоящее время она находится в национальном морском музее в Хайфе (иврит|русский).

Наверное, именно в это время изменился этнический состав населения города. Хотя могу ошибаться.

 

«Египет». Фрагмент мозаики, найденной в Тель Хадиде.
Взято с сайта http://www.christusrex.org/

Пожалуй, самое известное упоминание Хадида находится на мозаичной карте середины VI века, найденной в иорданском городе Мадаба.
На этой карте Хадид — внизу, левее центра. Чуть выше и правее — Модиин, слева — загадочный Бетомельгезис, нигде, кроме этой карты не встречающийся.

 

Карта Медабы. Фрагмент.
Взято здесь

Поскольку из подписи к рисунку следует, что из двух Хадидов остался только один, возникает вопрос — какой из них? Ответ следует искать на картинке:

 

«Адиатим, сейчас — Адита» (греческий)
Взято с сайта http://www.christusrex.org/

Нет никаких сомнений, что это изображение крепости. Из этого можно сделать вывод, что город, находившийся на вершине холма, по какой-то причине прекратил своё существование. Жизнь сосредоточилась вокруг крепостных стен.

Раскопки показали, что Хадид был просцветающим городом в VI-VII веках.
Однако, после пожара в монастыре в X веке поселение пришло в упадок и в XII веке было оставлено.

На развалинах Хадида до середины XX века находилась арабская деревня, унаследовавшая название — Эль-Хадита (Эль-Хадифа). Точное время её основания нигде не приводится.
По моему предположению, как и другие близлежащие поселения, она была основана в середине XIX века во время массовой миграции арабского населения в Палестину. Как известно, переселенцы старались перенимать местную топонимику.
К моменту образования Израиля в Эль-Хадите проживало 700-800 человек. Все они оставили её в сентябре 1948 года.
В 1950 году к западу от холма был основан мошав Хадид, постройки которого находятся вне зоны древнего поселения.

На холме и вокруг него в 70-е гг. были посажены деревья, при этом почти все древние постройки были снесены. Когда сюда пришли археологи, им пришлось довольствоваться тем, что осталось под землёй. 
 

 

Строительство туннеля под холмом Хадид.
Взято с сайта http://www.mycar.co.il/

Основные раскопки были произведены в конце 90-х гг. в рамках работ по прокладке скоростного 6-го шоссе. Оно проходит под западным склоном холма, где сохранились еврейские захоронения — чтобы их не тревожить, был сооружен туннель.

 

Тель Хадид. Могилы.

Любители археологии при посещении Тель-Хадида будут разочарованы. Кроме глубоких ям (колодцы?), пустых могил и камнеломни, увидеть сейчас ничего нельзя. Существует, правда, большая пещера, в которой еврейские жители скрывались во время восстания Бар-Кохбы (II век), но, похоже, она в данный момент замурована. Во всяком случае, найти мне ее не удалось.

Но, тем не менее, здесь есть на что посмотреть.
На вершине холма оборудована обзорная площадка памяти Рои Коэна (1971-1993) из соседнего мошава Бейт-Нехемия, погибшего во время велосипедной прогулки в США.
С неё открывается прекрасный вид на морскую равнину. Даже в пасмурный день просматриваются высотные здания Тель-Авива и Рамат-Гана, а близлежащий Лод виден как на ладони.
От арабской деревни сохранились обширные насаждения оливковых деревьев, многим из которых не менее ста лет. Пожалуй, это самая близкая к Тель-Авиву роща вековых олив.

 

Плантации оливковых деревьев у подножия Тель Хадида.

Евгений Озеров

Оригинал статьи здесь


Источники:
статья в Википедии (иврит)
сайт Керен ха-Кайемет ле-Исраэль (иврит)
— Хадид на сайте францисканцев:
1 | 2 (английский)
— статьи на сайте управления древностями (решут ха-атикот):
1 | 2 | 3 (иврит, английский)
палестинский сайт, посвященный деревне Эль-Хадита (английский)
использование библейских названий в современном Израиле (иврит)
прогулка по Мицпе Модиин и Тель-Хадиду (иврит)
еще одна прогулка по Тель-Хадиду на сайте журнала «Маса ахер» (иврит
)

ИзраильэкскурсияТель-Хадид 

30.11.2007, 8493 просмотра.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

19.06.2009 22:12:20

В поисках Шебнайаху, царского слуги

Надпись на одной из печатей состояла из двух строк и содержала имя Шебнайаху и слово «ha-melekh» («царь»), указывающее, что Шебнайаху имел отношение к царскому семейству. К сожалению, треть оттиска в нижней правой части отсутствует. Основываясь на сохранившихся буквах, археологи не смогли указать, какое отношение Шебнайаху имел к царю. Если на фрагмент, который отсутствует справа (с учетом того, что на иврите пишут справа налево) написано...

Роберт Дойч (By Robert Deutsch)

 

надписинаходкипечатираскопкибуллыбиблияИзраиль 

23.02.2008 20:54:03

Иерусалим. Гробы септуагинтовы

Колоссальный иудейский погребальный комплекс периода Второго Храма, известный под названием Гробницы Синедриона ( «Киврей Сахедрин»), находится в северной части Нового города в районе, имя которого обязано самому некрополю — Санхедрия.
По достаточно поздней еврейской традиции здесь были погребены члены Большого Синедриона, верховного органа политической, религиозной и юридической власти, действовавшего в Иерусалиме в период Второго Храма. Так это или не так, лежат тут или не лежат мудрецы из числа 71, уже и не важно — название прижилось…

Михаил Король

СинедрионэкскурсияИерусалим 

13.01.2009 18:09:25

Хирбет-Кейафа: Шаарим

Хирбет Кейафа (Khirbet Qeiyafa) - городище на площади в 2,3 гектара, окруженное внушительными укреплениями из камней эпохи мегалита, которые до сих пор возвышаются на 2-3 метра. В двух километрах к западу находится Тель Захария (Tell Zakariyeh), обычно идентифицируемый как библейский Азека (Azekah), а в двух с половиной километрах на юго-восток - Хирбет Шувайка (Khirbet Shuwayka), обычно идентифицируемый как библейский Сокхоф (Socoh).

Йосеф Гарфинкель и Саар Ганор (YOSEF GARFINKEL AND SAAR GANOR)  

раскопкиИзраильнаходкиХирбет-Кейяфабиблияверсии 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

10.11.2009 23:22:12

В пустыне Сахара нашли пропавшую армию персидского царя Камбиса II

Итальянские археологи обнаружили в пустыне Сахара останки армии персидского царя Камбиса II, сообщает Discovery News. По утверждению братьев Альфредо и Анджело Кастильони, сделанное ими открытие является первым научным подтверждением истории, которая ранее считалась легендой.

История исчезновения армии царя Камбиса II, старшего сына Кира Великого из династии Ахеменидов, описана у Геродота. По свидетельству древнегреческого историка, в 525 году до нашей эры Камбис направил армию, состоявшую из 50 тысяч солдат, в оазис Сива, чтобы уничтожить храм оракула Амона. Жрецы этого храма отказывались признавать власть Камбиса II над Египтом

Персиянаходкиверсии 

19.11.2008 22:57:32

Раскрываются новые тайны гробницы царя Ирода

Израильские археологи, ведущие раскопки в Иродионе, крепости в Иудейской пустыне, сообщили новые данные о гробнице царя Ирода Великого, обнаруженной в прошлом (2007) году, а также о всем комплексе зданий.

По оценкам археологов, царя Ирода похоронили в роскошном мавзолее, построенном в два этажа. Здание достигало в высоту 25 метров. Помимо царского саркофага, внутри находились еще два небольших саркофага, вероятно, с останками членов семьи Ирода Великого.

ИзраильраскопкиИродианы 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2018 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100