История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Раскопки Города Давида. 2005 г. Предисловие и введение

Эйлат Мазар

Предварительный отчет, 2005 год

(сокращенный перевод, ссылки не указаны и не переведены)

…И построили они дворец Давиду
(2-я Самуила 5:11)

 


Предисловие

Дополнительные археологические раскопки в городе Давида производились в феврале-августе 2005 года под моим руководством под эгидой центра «Шалем» с участием фонда «Ир Давид», представителя управления национальных парков в этом месте. Академическое наблюдение осуществлялось Институтом Археологии Еврейского университета в Иерусалиме в сотрудничестве с Управлением Археологии и других органов. Ряд частных лиц предоставил пожертвования для произведения работ. Главной целью раскопок, опубликованной в моей статье 10 лет тому назад, были поиски дворца царя Давида несколько севернее древнего теля города, где сегодня находится туристический центр.

Предположение о местоположении дворца базировалось на целом ряде соображений как археологических, так и географических и исторических. Даже если бы раскопки не достигли бы своей прямой цели, они внесли бы огромный вклад в развитие понимания древней истории Иерусалима. Одной из причин проведения раскопок было все увеличивающееся строительство в этом районе, способное стать причиной повреждения древних сооружений. По этой же причине я поспешила опубликовать и предварительный отчет — объяснить широкой публике важность раскопок в городе Давида и избежать повреждения теля современным строительством.

Раскопки были поделены на три части: территория А в восточной части, В — в западной и С - в середине. Археологом территории А был Йоав Фархи, Далит Вейнблатт-Краусс — территории В и Реут Левитан и Эйнат Флаум территории С. Общим наблюдением занимался др. Давид Милсон. Шломо Коль-Яаков ассистировал, а регистратором была Авиталь Мазар-Цаири. Далит Вейнблатт-Краусс также занималась лабораторными исследованиями ранней керамики, Ифтах Шалев — компьютерным обеспечением, графикой и архитектурными планами. В работе также принимали участие множество других специалистов. Далее следуют множество благодарностей, как огранизациям, так и отдельным официальным и частным лицам.

Введение 

Иерусалим — очень древний город и его исследование приводит к множеству важнейших открытий. Исследования как последних десятилетий, так и нынешние изменили наше представление об Иерусалиме и его истории. Изучение истории города похоже на пазл, состоящий из огромного числа мелких деталей, и требует терпения и осторожности. Помня об этом, я решилась опубликовать этот предварительный отчет, посвященный первой фазе раскопок, которые проводились под моим управлением в северной части теля города Давида. Отчет не только описывает сделанные находки, но и приводит их исторический и археологический контекст, так же как и новые умозаключения, появившиеся благодаря этим находкам. Это является важным вкладом в понимание древней истории Иерусалима.

Большая часть проводившихся в Иерусалиме раскопок была посвящена более поздним периодам, только немногие из них занимались самой древней частью истории — раскопками ханаанского города, ранне-израильского и периодом Первого Храма. Наиболее ранняя часть города расположена на древнем теле, известном как Город Давида, занимающем территорию порядка 10 акров в южной части склона, известного как «восточный холм». Холм этот поднимается между двумя долинами — Кидроном на востоке и Центральной долиной (известной во времена Второго Храма как долина Терапеона или Серапеона) на западе.

Эти две естественных преграды, а также наличие водного источника Гихон на восточном склоне, являются причиной появления в этом месте древнего поселения в 3-м тысячелетии до нашей эры (эпоха ранней бронзы), а, возможно, и ранее. Большая часть древнего теля никогда не раскапывалась. Территории, где ранее велись исследования, расположены по большей части вдоль восточного склона и немного на севере. Среди наиболее известных — раскопки МакАлистера и Данкена в 1920-х (на территориях 5,7 и 9 по их счислению), исследования Кетлин Кеньон в 1960-х, Игаля Шило в 1970-х и 1980-х, а также Ронни Райха и Эли Шукрона в 1990-х и 2000-х. К этому списку сегодня можно добавить и наши раскопки, начатые в первой половине 2005 года на вершине теля и немного севернее.

Раскопки были начаты в 200 метрах южнее южной стены Храмовой горы и распространены на территорию порядка 300 квадратных метров (шириной 30 м с запада на восток). Большая часть этой территории уже раскапывалась МакАлистером и Данкеным в 1923-25 годах, под названием территория 5. Результатом явился обнаруженное плохо сохранившееся ханаанско-йевусейское укрепление, когда-то стоявшее на этом месте — над ступенчатой каменной структурой (территория G по классификации Шило), построенной, как предполагалось, для поддержки крепости.

Поскольку ранее предполагалось, что на вершине холма нет никаких существенных сохранившихся остатков, мои идеи поиска там дворца царя Давида не получили должной поддержки от моих коллег. Вопрос существования, нахождения и датировки ханаанского укрепления так же как и городских стен является принципиальным для понимания истории города на его начальных стадиях. Несмотря на важность этих проблем решение их до сих пор базировалось, в лучшем случае, на косвенных доказательствах, а часто просто на логических выводах. Важной поворотной точкой оказались раскопки Райха и Шукрона в районе источника Гихон, обнаружившие массивное укрепление среднего бронзового периода. Таким образом, становится понятным, что уже в столь ранний период Иерусалим был важнейшим городским центром. Это соответствует древнеегипетским источникам 19 и 18 веков до н.э., сообщающих, что Иерусалим того периода был столицей района центрального горного хребта, а также библейской истории Мелкиседека, царя Шалема (Бытие 14).

 Понимание истории города периода поздней бронзы и раннего железа неизбежно приводит нас к выводу, что укрепления средней бронзы, впечатляюще сохранившиеся и до наших дней, безусловно играли роль и в период царя Давида. Город был выбран Давидом для роли столицы как крупнейший и отлично укрепленный город своего времени, а не как маленькая деревенька, как заявляют некоторые (ссылка на Финкельштейна и Зильбермана).

Разумеется, Иерусалим поздней бронзы, как и многие другие города того периода, продолжал использование укреплений, построенных во времена средней бронзы, но достаточных археологических доказательств использования этих сооружений позднее найдено не было. Основная информация об Иерусалиме того периода базируется на письмах Абди-Хепа, правителя города, посланных им в Амарну, столицу фараона Аменхотепа IV (1350-1334 до н.э.). Письма подтверждают особый статус Иерусалима в Ханаане в тот период. Аналогичную картину представляет нам библейская история царя Иерусалима Адоницедека (Навин 10).

Несмотря на тот факт, что у нас не имеется археологических свидетельств местоположения и существования крепости периода средней бронзы, ее наличие очевидно в связи с важностью города и аналогиями с другими центральными городами той эпохи. Таким же образом можно предположить что крепость или же крепость-дворец не меняли своего местоположения и в другие эпохи, в которые границы и крепостные стены города оставались на тех же местах. Именно об этом укреплении сообщает Абди-Хепа, в рассказе о попытках аккадцев захватить город и убить автора письма. И именно эту крепость захватил царь Давид: «Давид захватил крепость Сион, сегодня это город Давида» (2-я Самуила 5:7). Только в период железа IIA (10-9 века до н.э.), когда город стал расширяться на северо-запад в сторону горы Мория, возникла необходимость постройки новой крепости, соответствующей новой географии города.

Раскопки МакАлистера и Данкена в северной части восточного склона города Давила обнажили ступенчатую структуру, которую они назвали «иевуситской рампой». Они предположили, что это восточное укрепление иевусейского города в районе крепости. В процессе расширения раскопок, Кеньон, однако предположила, что эта конструкция, построенная на всю длину скального склона, не связана с самой крепостью, а целью ее является расширение подиума для строительства. Кеньон решила, что стена эта является составной частью так называемого Мило и относится к строительству периода поздней бронзы.

Раскопки Шило показали, что эта ступенчатая конструкция не продолжается на юг, как предполагала Кеньон, а поворачивает на запад, как бы окружая вершину холма. Шило определил эту конструкцию как часть укреплений крепости ханаанско-иевусейской эпохи и это впервые дало основания для определения точного местоположения этой крепости в свете археологических находок. Стейнер, публиковавшая отчет о находках Кеньон, не стала отрицать версию Шило, заметив лишь, что доказательств недостаточно и различные версии имеют право на существование, в том числе и предположение, что вершина холма, окруженная ступенчатой конструкцией, вполне могла оставаться незастроенной. Этот аргумент сегодня используют и другие ученые.

Дискуссия на тему расположения городского укрепления во втором тысячелетии до нашей эры (средняя и поздняя бронза, железо-1) пережила драматический поворот с тех пор, как Кеньон и Шило объявили, что ступенчатая конструкция относится к периоду поздней бронзы — сегодня он датируется не ранее, чем в период железа-1, то есть 12-11 веков до новой эры. Причиной этого поворота послужили публикации как Стейнер — результатов изучения керамики, найденной в этой конструкции Кетлин Кеньон, так и Кахиллом, исследовавшим находки Игаля Шило. Оба пришли к независимым друг от друга выводам, что исследованные ими керамические фрагменты не могут относиться к периоду ранее железа-1. Стейнер даже утверждала, что ступенчатая конструкция построена на остатках здания, в полу которого был обнаружен хорошо сохранившийся глиняный кувшин, датируемый ранним железом. Пока невозможно установить, типична такая керамика только для железа-1 или для всего периода железа вплоть до 11 века до н.э. Таким образом, ступенчатая структура не может быть построена ранее железа-1 или позднее железа -2А. Датировка также совпадает с керамикой из стратум-14 Шило, составляющего этот культурный слой.

10 лет тому назад я опубликовала на иврите и на английском языке статью, в которой заявила, что, исходя из  исследований МакАлистера, Шило, Кеньон, а также из  библейских текстов, существует высокая вероятность находки того самого дворца царя Давида, построенного Хирамом, царем Тирским, немногим выше и севернее от этой ступенчатой конструкции. В результате наших раскопок 2005 года были обнаружены остатки огромного каменного строения, площадь которого даже выходила за пределы территории раскопа, включая территорию сразу за ступенчатой конструкцией. Работы показали, что до строительства найденного нами сооружения здесь было открытое пространство вне ханаанейской фортификации, северная граница которого должна была быть южнее. Под зданием обнаружено большое количество керамики средней и поздней бронзы, а также раннего железного периода (12-11 вв до н.э.).

Позже сооружение было укреплено при помощи утолщения восточной стены, смотрящей на долину Кидрона. Керамика, соответствующая этому периоду, включая почти полностью сохранившиеся сосуды, относится к железу-2А (10-9 вв до н.э.). Таким образом, сочетание керамики, обнаруженной ниже конструкции, с датировкой достройки восточной стены, позволяет утверждать, что начало строительства самого здания относится к железу-1 или к самому началу железа-2, около 1000 года до н.э.. Эта дата является усредненной наиболее вероятной датировкой по керамической стратиграфии и другим свидетельствам возведения найденного нами большого каменного здания, так же как и ступенчатой структуры, обнаруженной Игалем Шило на территории G. (прим. пер.: дата совпадает с библейской датой строительства дворца царя Давида).

Внушающий почтение внешний вид этого здания, его стратегическое расположение на вершине городища могло бы убедить нас в том, что мы обнаружили ханаанейско-иевуситскую крепость, опирающуюся на ступенчатую структуру. Однако это противоречит датировке найденной нами под всеми стенами строения керамики. Все имеющиеся у нас сегодня данные говорят о том, что наиболее правильным будет предположение, что это огромное каменное здание — не что иное, как дворец, построенный финикийцами для самого царя Давида. Здание это оказалось значительно больше, чем я могла бы предположить, когда публиковала мою идею о поиске дворца в этом месте. Стало также очевидным, что ступенчатая структура была построена для поддержки и увеличения подиума, на котором был возведен дворец. Иными словами, оба эти строения относятся к одной и той же конструкции.

Судя по всему, в начале строительства, дворец находился вне пределов городской стены, но служил дополнительной ее защитой. Такая ситуация продолжалась недолго, и уже во времена правления царя Соломона город распространился севернее, включив в себя и дворец Давида. В пределы новой городской черты были включены и дворец самого Соломона на Офеле и гора Мория.

Возможно, разочаровывающим обстоятельством служит то, что на территории этого здания найдены только каменные остатки, хотя и хорошо сохранившиеся. Руины эти датируются вплоть до разрушения Иерусалима вавилонянами в 586 году до н.э (железо-2В). Свидетельством этого разрушения служат множество керамических сосудов, разбитых уже на месте (in situ), обнаруженные как экспедициями Кеньон и Шило, так и работами Б. Мазара и моими на Офеле. Видно, что это каменное строение пережило то же разрушение, но следы его были полностью уничтожены в период массивного строительства в период Второго Храма — стены Нехемии, Хасмонейской стены и водных сооружений периода как Хасмонеев так и Ирода.

Небольшое количество найденных нами печатей и булл относятся, очевидно к периоду железа-2В. Булла с именем «Иехухаль, сын Шелемияху» (Иеремия 37:3 и 38:1), чиновника царя Цедекии (597-586 гг до н.э.), возможно, служит указанием, что сооружение это продолжало использоваться для царских нужд до конца периода Первого Храма. Два имени «Дом Давида, царя Израиля» и «Дом Мило» были даны дворцу в течении долгого периода его существования, как нижнего царского дворца, параллельно используемого наряду с «верхним» дворцом, построенным царем Соломоном на Офеле (Нехемия 3:25).

Ряд позднейших перестроек на вершине холма очевидно относятся к периодам Хасмонеев, Ирода Великого, византийскому и ранне-исламскому. Прежде всего это различные водные сооружения, сохранившиеся со времен хасмонейских правителей и иродианских проектов. Эти сооружения включают в себя большой бассейн, ритуальную микву и арочный зал, находившийся в подвале большого не сохранившегося здания. Мы обнаружили также комнату с мозаичным полом византийского периода, относящуюся, видимо, к позднему комплексу «дома Евсевия», большому многокомнатному зданию, раскопанному МакАлистером и Данкеном. Определены три фазы строительства этой комнаты, начиная с конца византийского периода и на протяжении всего 7 века нашей эры. В одном из углов комнаты обнаружена выкопанная цистерна с осколками керамики периода Аббасидов (10 в. н.э.) — самый поздний археологический слой, обнаруженный здесь. Отсутствие более поздних свидетельств говорит о том, что эта часть города позже была полностью заброшена.

Перевод Игоря Торика

Далее: Периоды халколита, ранней и средней бронзы

ИзраильИерусалимГород Давиданаходкиархеология 

13.07.2008, 8705 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

27.05.2008 09:09:51

География Ветхого Завета

В первом приближении Библия, и прежде всего Ветхий Завет, выглядит огромным сборником рассказов с запоминающимися сюжетами. Столетиями она воспринималась на веру, пока в XIX веке археологические открытия и расшифровка письменностей различных народов Древнего Востока постепенно не придали этим событиям материальность и осязаемость. Более того, в современном Израиле неожиданно естественным образом возродилась география Ветхого Завета. Вернулись на карту древние названия гор и долин, многие современные города и селения приняли имена библейских предшественников. А раз так — что мешает пройти по этим местам с Библией и фотоаппаратом в руках?

Игорь Трибельский

ИзраильВетхий Заветбиблия 

21.11.2008 19:03:20

В поисках древнего названия Хирбет Кейафы

Что может подтвердить идентификацию Хирбет Кейафы? История сражения Давида с Голиафом описывает арену битвы следующим образом (1 кн. Царств 17:1-2): «Филистимляне собрали войска свои для войны и собрались в Сокхофе, что в Иудее, и расположились станом между Сокхофом и Азеком в Ефес-Даммиме. А Саул и Израильтяне собрались и расположились станом в долине дуба и приготовились к войне против Филистимлян.»

NADAV NA'AMAN

ИзраильраскопкиверсиибиблияХирбет-Кейяфа 

10.04.2008 09:54:35

Иерусалим: Прогулка Старому городу и под ним

Таким встречает Ерушалаим своих гостей — неожиданным солнцем, появившемся из-за гор, и моментально заигравшими солнечными бликами на золоченных куполах церквей. Во время британского мандата был издан закон, предписывающий облицовывать дома в Ерушалаиме камнем, добывавшимся в окрестных каменоломнях. Делается это и до сих пор. Цвета камня — от желто-золотистого (отсюда город золотой!) и до розового, который совсем недавно открыли в новом карьере.

Геннадий Бордуков (aka BorgeN, email: genasha@bk.ru)

ИерусалимСтарый городпрогулка 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

31.03.2008 17:25:27

Клинописная табличка зафиксировала падение астероида

Два британских ученых предложили оригинальное прочтение ассирийской круглой клинописной таблички VIII века до нашей эры: они полагают, что в ней упомянута траектория полета астероида, виновного в образовании кратера близ австрийского города Кофельс в конце IV тысячелетия до нашей эры.

Круглая табличка, ныне находящаяся в собрании Британского музея, была найдена в середине XIX века крупнейшим британским ассирологом Остином Генри Лейардом при раскопках Ниневии. На ней изображены некоторые созвездия, и рисунки снабжены комментариями. Табличка является поздней ассирийской копией шумерского оригинала. Ее прочтение породило многочисленные гипотезы.

Месопотамия 

17.01.2008 08:23:44

Израильские археологи боятся, что нашли могилу Иисуса Христа

Израильский археолог Йосеф Гат во время раскопок в районе Тальпиот в Иерусалиме 28 лет назад обнаружил погребение, датированное первым веком нашей эры. На погребальном камне выцарапана надпись: «Иисус, сын Йосефа».
Гат умер вскоре после окончания раскопок, но до конца жизни верил, что нашел могилу Иисуса Христа. Он не сделал свое открытие достоянием гласности из-за опасений вызвать волну антисемитизма в христианском мире, сообщила его вдова Рут.

 

Израильверсиибиблия 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2020 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100