История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Пустыня Негев. Тель-Шева

Мы снова в Негеве.   

На этот раз у нас два «неклассических» теля — Тель-Шева и Тель-Арад.

Стоп! На всякий случай сразу отвечаю на два незаданных вопроса: во-первых, что такое «тель»? Во-вторых, почему это вдруг Тель-Шева и Тель-Арад — неклассические?

«Тель» в литературе обычно переводят, как «курган». Но сие не совсем точно. Вернее было бы определить его, как городище, состоящее из некоторого количества культурных слоёв, один на другом. То есть, попросту, тель — это неприродный (слово «искусственный» не употребляю намеренно, оно не совсем верно)холм, состоящий из некой последовательности городов, в разные эпохи существовавших на том же месте. 

Помните, как у Роллинг Добби, домовой эльф, надел на голову одновременно все шапочки, которые связала Гермиона? Они такой неустойчивой колонной балансировали у него на макушке. Так вот, голова Добби в этот момент представляла собой классический тель.

Почему два этих теля неклассические? Потому что слоёв в них очень немного. По крайней мере, слоёв, представляющих интерес для историков. И в этом, как ни странно, их привлекательность. Потому что в многослойных телях, таких, как тель Бейт-Шеан или Тель-Мегиддо, невозможно увидеть древний город таким, каким он был в какую-то одну эпоху. Там можно найти кусочек, раскопанный до построек поздней бронзы, а рядом — израэлитская крепостца, скажем. Здесь же перед нами город, каким он был в некий исторический момент. Моментальная фотография через тысячелетия…

Две такие «моментальные фотографии»…

Первая из них —

ТЕЛЬ-ШЕВА

Раскопки здесь начал в конце 60-х археолог Йоханан Аарони. Его семья сумела в 30-е выбраться из нацистской Германии, брат, Цви Аарони, был сотрудником Моссада и участвовал в знаменитом похищении Эйхмана.
Первые следы поселения на холме датируются 12-м в.до н.э., но нас, если честно, гораздо больше интересует то, что было тут, начиная с века до н.э. десятого. Со времен царя Шломо (Соломона), короче говоря. Тогда здесь, в пустыне, на каких-то 11-12 дунамах (для сравнения — только дворец в Лахише занимает 13 дунамов) был построен не просто город — административный центр, опорный пункт центральной царской власти на глухой периферии. Оплот упорядоченности, если хотите, в аморфной вольнице Негева. Построен по заранее согласованному плану, продуманно, аккуратно и точно. Вот, взгляните сами:
 

 

Радиальная планировка, улицы, идущие по окружности в параллель со стенами, и другие улицы, радиусами сходящиеся к центру. Под каждой улицей — система водостоков, собирающих дождевую воду. Часть водостоков собирала воду с кровель домов. У входа, снаружи — колодец. Не для жителей города (а точнее — царских чиновников и солдат), отнюдь! Для посетителей. Ну, точно как в нашем жарком климате в приёмных разных рангов для ожидающих аудиенции ставится автомат с холодной водой. Разница только в том, что из этого колодца приходилось поить не только посетителей, но и их скот. Колодец, кстати, настоящий, артезианский.

И ещё пикантный момент: в этот же колодец из города сбрасывались ливневые стоки, смывавшие по пути, должно быть, всякое… Так что водичка видимо, не всегда отличалась чистотой. Но, как и сейчас, если «пипл хавает»… Не для себя же, чего там…
Стены городка были комбинированными: снизу — несколько рядов камня, поверх — глиняные кирпичи.

Глина сверху покрывалась штукатуркой, чтобы не так размывалась дождями:

Стен, собственно, было две. Первая, времён Шломо, была цельной, сплошной, и состояла из отрезков, то выступающих вперёд, то «отступающих» назад:

Позднее была построена стена совсем другого типа. Двойная, с полуметровым примерно промежутком внутри и с перпендикулярными перемычками, делящими этот промежуток на комнатки-камеры. Внутренняя часть стены одновременно была одной из стен примыкавших домов, и хозяин каждого дома отвечал за сохранность своего участка.
Вот так выглядели эти дома. Два продольных помещения, одно — поперечное. Посередине — ряд колонн из кремнёвых таблеток, положенных одна на другую. Задняя стена поперечной комнаты — она же и городская стена.

А вот эти здания (их два, около синенького щита) - яблоко раздора между двумя знаменитыми археологами — Йохананом Аарони и Игаэлем Ядином.
Впрочем, два этих человека словно искали повод для схватки почти всю свою жизнь: очень уж они были разными — армеец, сабра Игаэль Ядин и «йеки», до мозга костей гражданский человек Йоханан Аарони. Они работали на одном факультете Еврейского Университета в Иерусалиме, и, видимо, обоим это было невыносимо тяжело. Они настолько ненавидели друг друга, что если один говорил: «Утро» — другой тут же возражал: «Вечер».
 

Видите? Каждое здание состоит из 3-х удлинённых «отсеков», причём пол двух крайних вымощен камнями. На разделительной бровке стоят какие-то не то столбики, не то колонны. Очень похожие сооружения есть и в Мегиддо, и в других местах. Здесь, в Тель-Шеве, при раскопках внутри были найдены осколки множества разных глиняных сосудов.
Аарони утверждал, что это — склады (кстати, так и написано на синеньком щите).
Ядин — что это конюшни для боевых лошадей. Когда же началась война (я разве не говорила? Городок был разрушен ассирийцами то ли во времена Саргона, то ли при его сыне Сеннахериве — оба они отметились в этих местах со своими армиями), так вот, когда началась война, лошадей вывели, а в освободившиеся помещения набились беженцы из окрестных деревушек со своим скарбом. Поэтому-то найдены были не огромные сосуды для хранения чего-то жидкого или сыпучего, а всякие и всяческие разномастные банки-склянки… Но тогда, ехидно и резонно спрашивал Аарони, почему при раскопках не нашли ни гвоздя, ни бляшки со сбруи, ни подковинки, а?
В общем, сами, ребята, решайте, чья точка зрения вам ближе. И что здесь было — лошадиные склады, или складские конюшни. Я прям и не знаю…

Но самое интересное в этом городке — потрясающая система водоснабжения. Тель-Шева стоит точно в месте слияния двух речушек — Нахаль-Хеврон и Нахаль-Лахиш:

В русле Нахаль-Хеврон была построена дамба, превращавщая часть его во временный водосборник. Когда на Хевронском нагорье шли дожди, речка переполнялась, водосборник собирал воду, и по вот этому крытому камнями каналу:

вода поступала в гигантскую систему подземных водохранилищ. В систему входили отстойники, проводящие каналы и огромные резервуары. Инженерный расчёт сооружения потрясает.
Во-первых, для заполнения резервуаров было достаточно одного хорошего дождя.
Во-вторых, враг никак не мог бы пробраться в город через водовод — в каналах был предусмотрен жёлоб с искусственным водопадом высотой около 2-х метров.
В-третьих, выдалбливая водосборники, строители предусмотрительно оставили на стенках и потолке своеобразные каменные рёбра жёсткости, предохранявшие от обвалов:  

В-четвёртых, набирать воду можно было только изнутри города. К воде вёл глубокий облицованный камнями конический суживающийся книзу колодец с каменными же ступенями. Значит, инженеры древности, ещё начиная копать, знали точно, на какую глубину им придётся спуститься, и, исходя из этого, расчитали уклон стен и внешний диаметр раскопа! Более того: в каменной облицовке стен были ими специально оставлены отдушины — для снятия внутреннего напряжения в кладке из-за перепадов влажности и температур!

Вот! А напоследок — один из обитателей пустыни. Не совсем, правда, ожидаешь встретить в Негеве подобное создание, но — что есть, то есть…

 

Зоя Брук

Рассказ о Тель-Араде здесь 

ИзраильпрогулкаэкскурсияНегевТель-Шева 

21.10.2007, 7197 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

20.01.2008 10:07:33

Ливан. Библос

На свете есть несколько городов, претендующих на звание самого древнего. Библос, безусловно, один из них. В начале III тыс. до н.э. он уже был важным торговым и религиозным центром, основными источниками процветания которого была торговля древесиной, прежде всего ливанским кедром, и оливковым маслом — продуктом питания и сырьем для косметики.
А в  конце VIII в. до н.э. Библос стал одной из прародин первого алфавита Да и слово «Библия», как вы догадываетесь, однокоренное с названием города. Так и переводится с греческого: «Книга».

Олег Кузьменко (Украина)

 

ЛиванБиблосэкскурсия 

16.03.2008 20:09:15

Тель Цафит

Тель-Цафит находится на южном берегу потока ха-Эла, там, где русло уже выходит на относительно равнинное плато Предгорного района (Шфела). Площадь, которую занимает холм, — порядка 30 га. Высота — 232 м над уровнем моря.

Уже в 1887 году английский археолог Дж.Портер отождествил Тель-Цафит со знаменитым библейским городом филистимлян Гатом. Его поддержали видные коллеги, например, американец Джонс Блисс, также проводивший тут раскопки. И по сей день эта точка зрения считается наиболее распространенной.

 Михаил Король

ИзраильпрогулкаэкскурсияТель Цафит 

13.01.2009 18:09:25

Хирбет-Кейафа: Шаарим

Хирбет Кейафа (Khirbet Qeiyafa) - городище на площади в 2,3 гектара, окруженное внушительными укреплениями из камней эпохи мегалита, которые до сих пор возвышаются на 2-3 метра. В двух километрах к западу находится Тель Захария (Tell Zakariyeh), обычно идентифицируемый как библейский Азека (Azekah), а в двух с половиной километрах на юго-восток - Хирбет Шувайка (Khirbet Shuwayka), обычно идентифицируемый как библейский Сокхоф (Socoh).

Йосеф Гарфинкель и Саар Ганор (YOSEF GARFINKEL AND SAAR GANOR)  

раскопкиИзраильнаходкиХирбет-Кейяфабиблияверсии 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

01.01.2011 19:06:58

Израиль был связан с Лесбосом

Израильские археологи из университета Тель-Авива пишут о ряде интересных находок на месте раскопок древней крепости Тель-Кудади в устье реки Яркон.

Раскопки начались более 70 лет назад, но о них мало что писали. Новые находки свидетельствуют о крепких связях древнего Израиля с греческим островом Лесбос.

Израильраскопки 

18.01.2008 08:32:13

Археологи нашли новое подтверждение Библии

Одна из известнейших израильских археологов, доктор Эйлат Мазар, объявила о важной находке: во время раскопок на территории Города Давида, возле стены Старого города, найдена каменная печать с именем упоминаемого в Библии рода Темех.

Возраст печати — около 2.5 тысяч лет. На ней изображены бородатые храмовые служители у жертвенника, над которым висит полумесяц — символ вавилонского бога Сина, а внизу выгравированы три еврейские буквы, образующие имя «Темех». Род Темех упоминается в книге Неемии: там сказано, что эта семья была угнана в вавилонский плен при Навуходоносоре, а затем вновь вернулась в Иерусалим.

Иерусалимраскопкипечатибуллы 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2019 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100