История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Пустыня Негев. Тель-Шева

Мы снова в Негеве.   

На этот раз у нас два «неклассических» теля — Тель-Шева и Тель-Арад.

Стоп! На всякий случай сразу отвечаю на два незаданных вопроса: во-первых, что такое «тель»? Во-вторых, почему это вдруг Тель-Шева и Тель-Арад — неклассические?

«Тель» в литературе обычно переводят, как «курган». Но сие не совсем точно. Вернее было бы определить его, как городище, состоящее из некоторого количества культурных слоёв, один на другом. То есть, попросту, тель — это неприродный (слово «искусственный» не употребляю намеренно, оно не совсем верно)холм, состоящий из некой последовательности городов, в разные эпохи существовавших на том же месте. 

Помните, как у Роллинг Добби, домовой эльф, надел на голову одновременно все шапочки, которые связала Гермиона? Они такой неустойчивой колонной балансировали у него на макушке. Так вот, голова Добби в этот момент представляла собой классический тель.

Почему два этих теля неклассические? Потому что слоёв в них очень немного. По крайней мере, слоёв, представляющих интерес для историков. И в этом, как ни странно, их привлекательность. Потому что в многослойных телях, таких, как тель Бейт-Шеан или Тель-Мегиддо, невозможно увидеть древний город таким, каким он был в какую-то одну эпоху. Там можно найти кусочек, раскопанный до построек поздней бронзы, а рядом — израэлитская крепостца, скажем. Здесь же перед нами город, каким он был в некий исторический момент. Моментальная фотография через тысячелетия…

Две такие «моментальные фотографии»…

Первая из них —

ТЕЛЬ-ШЕВА

Раскопки здесь начал в конце 60-х археолог Йоханан Аарони. Его семья сумела в 30-е выбраться из нацистской Германии, брат, Цви Аарони, был сотрудником Моссада и участвовал в знаменитом похищении Эйхмана.
Первые следы поселения на холме датируются 12-м в.до н.э., но нас, если честно, гораздо больше интересует то, что было тут, начиная с века до н.э. десятого. Со времен царя Шломо (Соломона), короче говоря. Тогда здесь, в пустыне, на каких-то 11-12 дунамах (для сравнения — только дворец в Лахише занимает 13 дунамов) был построен не просто город — административный центр, опорный пункт центральной царской власти на глухой периферии. Оплот упорядоченности, если хотите, в аморфной вольнице Негева. Построен по заранее согласованному плану, продуманно, аккуратно и точно. Вот, взгляните сами:
 

 

Радиальная планировка, улицы, идущие по окружности в параллель со стенами, и другие улицы, радиусами сходящиеся к центру. Под каждой улицей — система водостоков, собирающих дождевую воду. Часть водостоков собирала воду с кровель домов. У входа, снаружи — колодец. Не для жителей города (а точнее — царских чиновников и солдат), отнюдь! Для посетителей. Ну, точно как в нашем жарком климате в приёмных разных рангов для ожидающих аудиенции ставится автомат с холодной водой. Разница только в том, что из этого колодца приходилось поить не только посетителей, но и их скот. Колодец, кстати, настоящий, артезианский.

И ещё пикантный момент: в этот же колодец из города сбрасывались ливневые стоки, смывавшие по пути, должно быть, всякое… Так что водичка видимо, не всегда отличалась чистотой. Но, как и сейчас, если «пипл хавает»… Не для себя же, чего там…
Стены городка были комбинированными: снизу — несколько рядов камня, поверх — глиняные кирпичи.

Глина сверху покрывалась штукатуркой, чтобы не так размывалась дождями:

Стен, собственно, было две. Первая, времён Шломо, была цельной, сплошной, и состояла из отрезков, то выступающих вперёд, то «отступающих» назад:

Позднее была построена стена совсем другого типа. Двойная, с полуметровым примерно промежутком внутри и с перпендикулярными перемычками, делящими этот промежуток на комнатки-камеры. Внутренняя часть стены одновременно была одной из стен примыкавших домов, и хозяин каждого дома отвечал за сохранность своего участка.
Вот так выглядели эти дома. Два продольных помещения, одно — поперечное. Посередине — ряд колонн из кремнёвых таблеток, положенных одна на другую. Задняя стена поперечной комнаты — она же и городская стена.

А вот эти здания (их два, около синенького щита) - яблоко раздора между двумя знаменитыми археологами — Йохананом Аарони и Игаэлем Ядином.
Впрочем, два этих человека словно искали повод для схватки почти всю свою жизнь: очень уж они были разными — армеец, сабра Игаэль Ядин и «йеки», до мозга костей гражданский человек Йоханан Аарони. Они работали на одном факультете Еврейского Университета в Иерусалиме, и, видимо, обоим это было невыносимо тяжело. Они настолько ненавидели друг друга, что если один говорил: «Утро» — другой тут же возражал: «Вечер».
 

Видите? Каждое здание состоит из 3-х удлинённых «отсеков», причём пол двух крайних вымощен камнями. На разделительной бровке стоят какие-то не то столбики, не то колонны. Очень похожие сооружения есть и в Мегиддо, и в других местах. Здесь, в Тель-Шеве, при раскопках внутри были найдены осколки множества разных глиняных сосудов.
Аарони утверждал, что это — склады (кстати, так и написано на синеньком щите).
Ядин — что это конюшни для боевых лошадей. Когда же началась война (я разве не говорила? Городок был разрушен ассирийцами то ли во времена Саргона, то ли при его сыне Сеннахериве — оба они отметились в этих местах со своими армиями), так вот, когда началась война, лошадей вывели, а в освободившиеся помещения набились беженцы из окрестных деревушек со своим скарбом. Поэтому-то найдены были не огромные сосуды для хранения чего-то жидкого или сыпучего, а всякие и всяческие разномастные банки-склянки… Но тогда, ехидно и резонно спрашивал Аарони, почему при раскопках не нашли ни гвоздя, ни бляшки со сбруи, ни подковинки, а?
В общем, сами, ребята, решайте, чья точка зрения вам ближе. И что здесь было — лошадиные склады, или складские конюшни. Я прям и не знаю…

Но самое интересное в этом городке — потрясающая система водоснабжения. Тель-Шева стоит точно в месте слияния двух речушек — Нахаль-Хеврон и Нахаль-Лахиш:

В русле Нахаль-Хеврон была построена дамба, превращавщая часть его во временный водосборник. Когда на Хевронском нагорье шли дожди, речка переполнялась, водосборник собирал воду, и по вот этому крытому камнями каналу:

вода поступала в гигантскую систему подземных водохранилищ. В систему входили отстойники, проводящие каналы и огромные резервуары. Инженерный расчёт сооружения потрясает.
Во-первых, для заполнения резервуаров было достаточно одного хорошего дождя.
Во-вторых, враг никак не мог бы пробраться в город через водовод — в каналах был предусмотрен жёлоб с искусственным водопадом высотой около 2-х метров.
В-третьих, выдалбливая водосборники, строители предусмотрительно оставили на стенках и потолке своеобразные каменные рёбра жёсткости, предохранявшие от обвалов:  

В-четвёртых, набирать воду можно было только изнутри города. К воде вёл глубокий облицованный камнями конический суживающийся книзу колодец с каменными же ступенями. Значит, инженеры древности, ещё начиная копать, знали точно, на какую глубину им придётся спуститься, и, исходя из этого, расчитали уклон стен и внешний диаметр раскопа! Более того: в каменной облицовке стен были ими специально оставлены отдушины — для снятия внутреннего напряжения в кладке из-за перепадов влажности и температур!

Вот! А напоследок — один из обитателей пустыни. Не совсем, правда, ожидаешь встретить в Негеве подобное создание, но — что есть, то есть…

 

Зоя Брук

Рассказ о Тель-Араде здесь 

ИзраильпрогулкаэкскурсияНегевТель-Шева 

21.10.2007, 6637 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

02.07.2011 22:49:16

Трилогия о Via Dolorosa.

Улица Via Dolorosa, она же путь страданий, она же Крестный ход - самая популярная аттракция для паломников всех мастей в Иерусалиме. Когда то давным-давно, лет 10 назад, первый раз оказавшись в Старом городе, я знала только о существовании двух мест: о Стене плача возле Храмовой горы и о Храме Гроба на Виа Долороса. Стену плача мне удалось найти довольно легко. А вот с Виа Долороса вышла заминка. С одной стороны, я ее вроде нашла, с другой стороны, я ее сразу потеряла.

Натали Палант

ИерусалимпрогулкаэкскурсиябиблияСтарый городхристианство 

17.10.2010 11:37:54

Два кургана: Армагеддон для библейской археологии?

Статья опубликована в журнале Science в 2000-м году. Предлагаемый пересмотр датирования находок  в Израиле бросает вызов библейскому описанию сильного государства, которым правили цари Давид и Соломон. Тем  важнее результаты раскопок последних лет, в частности, в Хирбет-Кейяфе, дающие дополнительный материал для исследований и проливающие свет на события трехтысячелетней давности. Автор статьи - Майкл Балтер (Michael Balter)

МегиддораскопкиИзраильСоломонверсии 

19.06.2009 22:12:20

В поисках Шебнайаху, царского слуги

Надпись на одной из печатей состояла из двух строк и содержала имя Шебнайаху и слово «ha-melekh» («царь»), указывающее, что Шебнайаху имел отношение к царскому семейству. К сожалению, треть оттиска в нижней правой части отсутствует. Основываясь на сохранившихся буквах, археологи не смогли указать, какое отношение Шебнайаху имел к царю. Если на фрагмент, который отсутствует справа (с учетом того, что на иврите пишут справа налево) написано...

Роберт Дойч (By Robert Deutsch)

 

надписинаходкипечатираскопкибуллыбиблияИзраиль 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

09.08.2011 11:44:30

Археологи нашли в Иерусалиме меч римского легионера

Израильские археологи сообщили о двух новых находках, сделанных в Иерусалиме: при раскопках в древней сточной канаве был обнаружен меч римского легионера и камень с выбитым на нем изображением светильника (меноры).Археологи отмечают, что светильник сделан не с семью подсвечниками, как традиционная менора, стоявшая в иерусалимском Храме, а с пятью. Они указывают, что изображение представляет большую важность, так как автор, вероятно, своими глазами видел храмовый светильник. Это изображение дает любопытные сведения об опоре светильника, который, вероятно, стоял на чем-то вроде треножника.

ИерусалимнаходкиРимвосстание 

07.07.2009 12:09:02

В Иерусалиме обнаружены каменоломни царя Ирода

Израильские археологи обнаружили в районе Иерусалима каменоломни периода правления царя Ирода I Великого. По мнению ученых, именно из этой каменоломни, занимавшей площадь в 100 квадратных метров, мог браться материал для реконструкции Второго Храма, проведенной царем Иродом.

ИзраильИерусалимнаходки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2018 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100