История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Пустыня Негев. Тель-Арад

Дул ветер, ветер из пустыни…

 

 

 

 

Когда археолог начинает раскапывать тель, он словно чистит луковицу. Слой за слоем. Сначала снимает жёлто-рыжую кожуру. Современные нам напластования — на выброс, в ведро. Потом — тоненькую полупрозрачную плёнку. Ну, скажем, века XVI-XIX. Туда же! И вот, наконец, белая влажная мякоть, сочные исторические слои. И снова — слой за слоем, всё ближе к сердцевине, всё глубже в прошлое.
А бывает по-другому. Случается, что люди по какой-то причине оставляют обжитое место и уходят. На века, на тысячелетия. И только песок, и пыль, и ветер, и дождь. Тысячелетиями… Тут археологу даже не надо копать: взять метёлку, и размести наносы. И перед ним — город. Такой, каким он был — особенно, если призвать на помощь хоть чуточку воображения.

Тель-Арад. Город, оставленный пять тысяч лет назад. Я не оговорилась — не построенный пять тысяч лет назад, а — оставленный.

«- Пошли.
Он сказал это так, как будто стоял на берегу — и надо было войти в море и утонуть.
Они вступили в город»…

Сплошные загадки… Начнём с того, что мы не знаем, как назывался тогда город. Арадом он стал уже в библейские времена, гораздо позже. Для нас он безымянный. И спросить — некого.
Ещё одна загадка. Посмотрите на снимок:

Видите, как построен Город? Правильной формы стена. Правильной формы улицы. Застройка не беспорядочная, как в большинстве восточных городков, а тщательно продуманная: дома стоят подковкой в точном соответствии с рельефом; в самом низком месте, в центре пересечения радиальной паутинки канавок, почти незаметной сейчас, — углубление: водоём для сбора дождевой воды. Не для хранения воды, как во многих других местах, где построены для этого впечатляющего размера водосборники-цистерны, а только и всего лишь — для сбора. Потом приходили женщины или рабы и разбирали воду по домам, где каждый и хранил её дальше, как бог на душу положит.
Как же так, возможно, спросите вы? Ведь сейчас в этом углублении расположен мощный, глубоченный, выложенный камнем колодец-цистерна.
Расположен. Только вот 5 тысяч лет назад его там не было. Его выкопали спустя множество лет обитатели крепости на холме, о которой мы поговорим позже. А раскопала его, как и весь нижний город, археолог Рут Амиран, и эти раскопки стали её звёздным часом.

Дома в Городе были стандартными. Этот тип сейчас в археологии так и называют — «арадский дом». Причём, и дома простых жителей, и дома знати, и даже храмы — это всё «арадские дома»: прямоугольные, с двориком и хозяйственными пристройками, без окон, из грязевых кирпичей, с колонной в центре единственной комнаты, с дверью, открывавшейся непременно в левую сторону и обращённой непременно на восток, ну, в крайнем случае, на север или юг, если топография не позволяла по-другому, но никогда — на запад. Запад — сторона дъявола, колдовская, недобрая… Так вот, всё это — те же «арадские дома», разница только в размерах.
Словом, Город строили «по генплану», а значит — в ограниченный отрезок времени. Почему? Кто? В Тель-Шеве, например, это понятно. Там было не столько жильё, сколько гарнизон. Может и здесь тоже — такой форпост на краю пустыни? Чей?

 

Кстати, взгляните на полукруглые башни на фотографии. Они относятся к более позднему периоду в жизни Города и являются передовым достижением военной мысли того времени. Из этих башен открывался обзор почти на 365 градусов, и ставили их вдоль стен неравномерно — чем опасность больше, тем гуще. Особенно густо такие башни стояли у ворот.

Стена тогда, когда Город был жив, выглядела не так:

Только нижние ряды были каменными, всё остальное — грязевые кирпичи. Просто создатели археологического парка поняли, что реставрированные кирпичи долго не протянут, и заменили их на каменную кладку.

Что за люди жили в Городе? Что за народ? Чем занимались здесь, в пустыне?

«…он неотрывно смотрел вдаль, на горы.- Глядишь на лестницу и думаешь: а как по ней ходили…, какие они были с виду?… И воображаешь себе этакий маленький призрак, воспоминание. Вполне естественно. Это всё фантазия. — Он помолчал.- Надеюсь, ты не забирался в эти развалины и не рыскал там?»…

 

Видимо, жители Города воинственностью не отличались, хоть и умели за себя постоять. Торговали, причём торговали серьёзно. В Городе при раскопках было найдено множество вещей и вещиц египетского происхождения, а в Египте — сосуды из глины из окрестностей Города. Значит, тут была последняя станция на длинном караванном пути через пустыню. Рынок. Мастерские ремесленников. Последняя возможность отдохнуть, вымыться, принести жертву богам. Сходить к гулящим женщинам (не смейтесь, дело серьёзное; недаром на иврите слово «зона» — «шлюха» — от того же корня, что и «мазон» — «пища». Древние однозначно считали удовлетворение сих потребностей не менее важным делом, чем трапеза).

Местных племён-соседей, видимо, не сильно опасались, жили в дружбе. Откуда мы это можем знать? В стене оставлены проёмы, по размеру точно подходящие для прохода одного человека с небольшой поклажей. Представляете, такие разрывы в системе оборонительных укреплений. Чтобы жителям не тащиться по жаре в обход до ближайщих ворот, чтобы крестьянам удобнее проходить на свои поля за стенами, а вечером возвращаться домой. Они называются на иврите «пишпашим». Удобно! А в случае действительной опасности «пишпашим“ можно быстренько заложить камнями и глиной, и стена — целёхонька.

…“Дул ветер, словно хотел развеять их в пыль»…

Почему люди оставили Город? Война? Нет. Точно — нет. Во-первых, «пишпашим» остались незаложенными. Во-вторых, грязевые стены Города и отдельных домов не были разрушены. Их просто смыло дождём, развеяло ветром. Что же случилось?
Некого спросить… Вот уже пять тысяч лет, как — некого.

И ещё одна загадка. В Городе и в его окрестностях археологи не нашли… кладбища.

«…холмы, реки, моря — у всего этого были имена, но для пришельцев всё оставалось безымянным… Горы рассыпались, моря пересохли, города обратились в развалины. И всё же земляне втайне чувствовали себя виноватыми, когда давали новые названия этим древним холмам и долинам»…

Те, кто дал новые названия, конечно, пришли. Где-то около трёх тысяч лет назад, веке в 10-м. На холме на древним Городом царские чиновники и солдаты построили крепость, внизу выкопали колодец-водосборник. И стали охранять дорогу на Иерусалим тут, в пустыне.
Отрезанные от тогдашнего цивилизованного мира, словно заброшенные на Марс, они даже в храмовые праздники не могли оставить свой пост. И построили тут, в крепости на холме, храм.

А теперь — внимание! Кто-то из наших современников видел въяве Первый Храм в Иерусалиме? Нет, конечно. Он разрушен в 6-м в. до н.э.
А вот храм в Араде — СОВРЕМЕННИК ПЕРВОГО ХРАМА!!! Живой! Настоящий!

С алтарём, на котором коаним проводили процедуры жертвоприношения:

 

Со «святая святых»- двиром, с камнем, на который укладывали «жертвы мирные» и «жертвы всесожжения»:

 

Стоп, стоп, стоп! Что за ерунда? Ведь были же две религиозные реформы в стране, реформы царей Иошиягу и Хизкиягу. Тогда по всему царству разрушались как языческие храмы, так и храмы Единому Богу, но — как бы это выразиться помягче — местного значения. В пользу единого и неповторимого Храма Иерусалимского. Это, конечно же, была больше политическая, нежели религиозная, реформа — просто-напросто проявление стремления к централизации, гражданской и духовной.
Но ПОЧЕМУ ГОСУДАРЕВЫ ЛЮДИ, ЦАРСКИЕ ЧИНОВНИКИ, ОСЛУШАЛИСЬ И НЕ РАЗРУШИЛИ ХРАМ НИ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ, НИ ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ РЕФОРМЫ? Как осмелились? Расчитывали, что ревизор не доедет? Это в течение нескольких поколений-то? И коменданты крепости — что, несколько поколений бунтовщиков?
 Или имели особое разрешение сохранить храм? Тогда — почему, за какие заслуги?

Снова загадки… Снова и снова.

Ни одного кладбища. Может, они и не умерли, те, 5 тысяч лет назад, и те, 3 тысячи лет назад? Может, они продолжают жить здесь? Эхом, ветром, лисёнком, перебежавшим дорогу автобусу, гекконом на полуразмытых грязевых кирпичах, парой бабочек над древними стенами?

А ветер из пустыни всё дует, дует. Словно пытается выдуть из нас что-то. А может, вдуть…
Точно, как у Брэдбери: «Были они смуглые и золотоглазые»…

И было утро, и был вечер. День четвёртый.

Зоя Брук

ИзраильэкскурсияпрогулкаТель-АрадНегев 

23.10.2007, 8633 просмотра.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

21.07.2008 23:15:00

Раскопки Города Давида. 2005 г. Период железа 2B, периоды Второго Храма, Византии и раннего ислама

Гемарияху сын Шафана наиболее известен среди хозяев булл, найденных в городе Давида. Он многократно упоминается в Библии как писец и официальное лицо во время правления Иехоакима во дни пророка Иеремии. Обнаружение буллы Иехухаля сына Шелемияху добавляет еще один пример реального существования людей, которых упоминает Библия. Совпадения библейского текста в именах этих двух официальных лиц не только изумительно само по себе, но и показывает нам точность, аккуратность и огромную важность библейских источников.

Эйлат Мазар

ИзраильИерусалимГород Давиданаходкиархеология 

19.06.2009 22:12:20

В поисках Шебнайаху, царского слуги

Надпись на одной из печатей состояла из двух строк и содержала имя Шебнайаху и слово «ha-melekh» («царь»), указывающее, что Шебнайаху имел отношение к царскому семейству. К сожалению, треть оттиска в нижней правой части отсутствует. Основываясь на сохранившихся буквах, археологи не смогли указать, какое отношение Шебнайаху имел к царю. Если на фрагмент, который отсутствует справа (с учетом того, что на иврите пишут справа налево) написано...

Роберт Дойч (By Robert Deutsch)

 

надписинаходкипечатираскопкибуллыбиблияИзраиль 

29.05.2008 22:43:32

Находки в "Городе Давида"

С самого начала научных исследований Святой Земли в середине XIX в. Город Давида является объектом интенсивных археологических исследований, продолжающихся по сей день, что легко объяснить. Несмотря на то, что сегодня Город Давида (ивр. Шилоах, араб. Силуан) находится вне крепостных стен, возведённых в XVI в. турецким султаном Сулейманом Великолепным, именно он является древнейшей частью Иерусалима, хананейским Иевусом, который, согласно Библии, царь Давид превратил в свою столицу. На небольшом холме площадью всего около 40 тыс. кв. м., расположенном к югу от Храмовой горы, работало больше экспедиций, чем на любом другом археологическом памятнике Ближнего Востока. Тем не менее, изучена только малая его часть.

Михаил Шенкарь 

ИзраильИерусалимГород Давидаархеология 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

07.08.2008 09:19:33

В Ливане найдено захоронение ханаанского воина

Группа исследователей Британского музея обнаружила скелет ханаанского воина, чей возраст датируется 1.800 годом до н.э. Находка сделана в южной части Ливана, в районе портового города Сидон.

Клод Сераль, который руководит раскопками в Сидоне (Сайде) в последние десять лет, говорит, скелет был найден в прекрасном состоянии, в одной руке воин держал копье. Кроме того, в захоронении обнаружены малые предметы гончарной работы, старейшей в своем роде на территории Ливана.

 

Ливаннаходкираскопки 

01.01.2011 18:56:50

В Сирии найдены склепы с захоронениями каменного века

Древнейшие склепы со скелетами внутри были раскопаны в Таль-Эль Каркх, на северо-западе Сирии.

Также в склепах были найдены ожерелья бус из разных драгоценных камней, шила из костей животных и рабочие инструменты. Находки датируются каменным веком.

Сириянаходки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2020 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100