История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Пустыня Негев. Тель-Арад

Дул ветер, ветер из пустыни…

 

 

 

 

Когда археолог начинает раскапывать тель, он словно чистит луковицу. Слой за слоем. Сначала снимает жёлто-рыжую кожуру. Современные нам напластования — на выброс, в ведро. Потом — тоненькую полупрозрачную плёнку. Ну, скажем, века XVI-XIX. Туда же! И вот, наконец, белая влажная мякоть, сочные исторические слои. И снова — слой за слоем, всё ближе к сердцевине, всё глубже в прошлое.
А бывает по-другому. Случается, что люди по какой-то причине оставляют обжитое место и уходят. На века, на тысячелетия. И только песок, и пыль, и ветер, и дождь. Тысячелетиями… Тут археологу даже не надо копать: взять метёлку, и размести наносы. И перед ним — город. Такой, каким он был — особенно, если призвать на помощь хоть чуточку воображения.

Тель-Арад. Город, оставленный пять тысяч лет назад. Я не оговорилась — не построенный пять тысяч лет назад, а — оставленный.

«- Пошли.
Он сказал это так, как будто стоял на берегу — и надо было войти в море и утонуть.
Они вступили в город»…

Сплошные загадки… Начнём с того, что мы не знаем, как назывался тогда город. Арадом он стал уже в библейские времена, гораздо позже. Для нас он безымянный. И спросить — некого.
Ещё одна загадка. Посмотрите на снимок:

Видите, как построен Город? Правильной формы стена. Правильной формы улицы. Застройка не беспорядочная, как в большинстве восточных городков, а тщательно продуманная: дома стоят подковкой в точном соответствии с рельефом; в самом низком месте, в центре пересечения радиальной паутинки канавок, почти незаметной сейчас, — углубление: водоём для сбора дождевой воды. Не для хранения воды, как во многих других местах, где построены для этого впечатляющего размера водосборники-цистерны, а только и всего лишь — для сбора. Потом приходили женщины или рабы и разбирали воду по домам, где каждый и хранил её дальше, как бог на душу положит.
Как же так, возможно, спросите вы? Ведь сейчас в этом углублении расположен мощный, глубоченный, выложенный камнем колодец-цистерна.
Расположен. Только вот 5 тысяч лет назад его там не было. Его выкопали спустя множество лет обитатели крепости на холме, о которой мы поговорим позже. А раскопала его, как и весь нижний город, археолог Рут Амиран, и эти раскопки стали её звёздным часом.

Дома в Городе были стандартными. Этот тип сейчас в археологии так и называют — «арадский дом». Причём, и дома простых жителей, и дома знати, и даже храмы — это всё «арадские дома»: прямоугольные, с двориком и хозяйственными пристройками, без окон, из грязевых кирпичей, с колонной в центре единственной комнаты, с дверью, открывавшейся непременно в левую сторону и обращённой непременно на восток, ну, в крайнем случае, на север или юг, если топография не позволяла по-другому, но никогда — на запад. Запад — сторона дъявола, колдовская, недобрая… Так вот, всё это — те же «арадские дома», разница только в размерах.
Словом, Город строили «по генплану», а значит — в ограниченный отрезок времени. Почему? Кто? В Тель-Шеве, например, это понятно. Там было не столько жильё, сколько гарнизон. Может и здесь тоже — такой форпост на краю пустыни? Чей?

 

Кстати, взгляните на полукруглые башни на фотографии. Они относятся к более позднему периоду в жизни Города и являются передовым достижением военной мысли того времени. Из этих башен открывался обзор почти на 365 градусов, и ставили их вдоль стен неравномерно — чем опасность больше, тем гуще. Особенно густо такие башни стояли у ворот.

Стена тогда, когда Город был жив, выглядела не так:

Только нижние ряды были каменными, всё остальное — грязевые кирпичи. Просто создатели археологического парка поняли, что реставрированные кирпичи долго не протянут, и заменили их на каменную кладку.

Что за люди жили в Городе? Что за народ? Чем занимались здесь, в пустыне?

«…он неотрывно смотрел вдаль, на горы.- Глядишь на лестницу и думаешь: а как по ней ходили…, какие они были с виду?… И воображаешь себе этакий маленький призрак, воспоминание. Вполне естественно. Это всё фантазия. — Он помолчал.- Надеюсь, ты не забирался в эти развалины и не рыскал там?»…

 

Видимо, жители Города воинственностью не отличались, хоть и умели за себя постоять. Торговали, причём торговали серьёзно. В Городе при раскопках было найдено множество вещей и вещиц египетского происхождения, а в Египте — сосуды из глины из окрестностей Города. Значит, тут была последняя станция на длинном караванном пути через пустыню. Рынок. Мастерские ремесленников. Последняя возможность отдохнуть, вымыться, принести жертву богам. Сходить к гулящим женщинам (не смейтесь, дело серьёзное; недаром на иврите слово «зона» — «шлюха» — от того же корня, что и «мазон» — «пища». Древние однозначно считали удовлетворение сих потребностей не менее важным делом, чем трапеза).

Местных племён-соседей, видимо, не сильно опасались, жили в дружбе. Откуда мы это можем знать? В стене оставлены проёмы, по размеру точно подходящие для прохода одного человека с небольшой поклажей. Представляете, такие разрывы в системе оборонительных укреплений. Чтобы жителям не тащиться по жаре в обход до ближайщих ворот, чтобы крестьянам удобнее проходить на свои поля за стенами, а вечером возвращаться домой. Они называются на иврите «пишпашим». Удобно! А в случае действительной опасности «пишпашим“ можно быстренько заложить камнями и глиной, и стена — целёхонька.

…“Дул ветер, словно хотел развеять их в пыль»…

Почему люди оставили Город? Война? Нет. Точно — нет. Во-первых, «пишпашим» остались незаложенными. Во-вторых, грязевые стены Города и отдельных домов не были разрушены. Их просто смыло дождём, развеяло ветром. Что же случилось?
Некого спросить… Вот уже пять тысяч лет, как — некого.

И ещё одна загадка. В Городе и в его окрестностях археологи не нашли… кладбища.

«…холмы, реки, моря — у всего этого были имена, но для пришельцев всё оставалось безымянным… Горы рассыпались, моря пересохли, города обратились в развалины. И всё же земляне втайне чувствовали себя виноватыми, когда давали новые названия этим древним холмам и долинам»…

Те, кто дал новые названия, конечно, пришли. Где-то около трёх тысяч лет назад, веке в 10-м. На холме на древним Городом царские чиновники и солдаты построили крепость, внизу выкопали колодец-водосборник. И стали охранять дорогу на Иерусалим тут, в пустыне.
Отрезанные от тогдашнего цивилизованного мира, словно заброшенные на Марс, они даже в храмовые праздники не могли оставить свой пост. И построили тут, в крепости на холме, храм.

А теперь — внимание! Кто-то из наших современников видел въяве Первый Храм в Иерусалиме? Нет, конечно. Он разрушен в 6-м в. до н.э.
А вот храм в Араде — СОВРЕМЕННИК ПЕРВОГО ХРАМА!!! Живой! Настоящий!

С алтарём, на котором коаним проводили процедуры жертвоприношения:

 

Со «святая святых»- двиром, с камнем, на который укладывали «жертвы мирные» и «жертвы всесожжения»:

 

Стоп, стоп, стоп! Что за ерунда? Ведь были же две религиозные реформы в стране, реформы царей Иошиягу и Хизкиягу. Тогда по всему царству разрушались как языческие храмы, так и храмы Единому Богу, но — как бы это выразиться помягче — местного значения. В пользу единого и неповторимого Храма Иерусалимского. Это, конечно же, была больше политическая, нежели религиозная, реформа — просто-напросто проявление стремления к централизации, гражданской и духовной.
Но ПОЧЕМУ ГОСУДАРЕВЫ ЛЮДИ, ЦАРСКИЕ ЧИНОВНИКИ, ОСЛУШАЛИСЬ И НЕ РАЗРУШИЛИ ХРАМ НИ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ, НИ ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ РЕФОРМЫ? Как осмелились? Расчитывали, что ревизор не доедет? Это в течение нескольких поколений-то? И коменданты крепости — что, несколько поколений бунтовщиков?
 Или имели особое разрешение сохранить храм? Тогда — почему, за какие заслуги?

Снова загадки… Снова и снова.

Ни одного кладбища. Может, они и не умерли, те, 5 тысяч лет назад, и те, 3 тысячи лет назад? Может, они продолжают жить здесь? Эхом, ветром, лисёнком, перебежавшим дорогу автобусу, гекконом на полуразмытых грязевых кирпичах, парой бабочек над древними стенами?

А ветер из пустыни всё дует, дует. Словно пытается выдуть из нас что-то. А может, вдуть…
Точно, как у Брэдбери: «Были они смуглые и золотоглазые»…

И было утро, и был вечер. День четвёртый.

Зоя Брук

ИзраильэкскурсияпрогулкаТель-АрадНегев 

23.10.2007, 9061 просмотр.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

05.05.2010 13:15:32

Кейсария с неба

Итак, Кейсария Стратонова, она же Кейсария Маритима, древний город Ирода и Понтия Пилата, византийцев и крестоносцев - с небес.

ИгорьТорик

КейсарияИзраильакведукраскопкиРимИудея 

14.02.2009 09:12:57

Деревня разрушена, восставший обезглавлен

Небольшой городок Кафетра» (Caphetra), который расположен на низких холмах иудейской Шфелы (Judean Shepelah), был безжалостно разрушен во время Первого Восстания (66-70 г.г. н.э.), отстроен заново и опять разрушен в конце Второго Восстания (Восстания Бар-Кохбы) в 135 г. н.э. Раскопки его позволили нам взглянуть на жизнь евреев вне городов. В деревне, занимавшей площадь почти 5 акров, была синагога, конюшни, бассейны для ритуальных омовений, пещеры для погребений и признаки садоводства и виноградарства. Частично разрушенная во время Первого Восстания против Рима, она была восстановлена, возможно, вернувшимися жителями, которые построили тайные помещения, где находили убежище от нападений римских легионов во времена восстания Бар-Кохбы.

Боаз Зиссу (Boaz Zissu)

Израильраскопкинадписивосстание 

21.10.2007 13:15:08

Пустыня Негев. Тель-Шева

Первые следы поселения на холме датируются 12-м в.до н.э., но нас, если честно, гораздо больше интересует то, что было тут, начиная с века до н.э. десятого. Со времен царя Шломо (Соломона), короче говоря. Тогда здесь, в пустыне, на каких-то 11-12 дунамах (для сравнения — только дворец в Лахише занимает 13 дунамов) был построен не просто город — административный центр, опорный пункт центральной царской власти на глухой периферии.

Зоя Брук

ИзраильпрогулкаэкскурсияНегевТель-Шева 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

13.07.2008 23:48:42

В Израиле обнаружен морской амулет от сглаза: уникальной находке 2500 лет

Израильский спасатель Давид Шалом обнаружил на дне Средиземного моря в районе пляжа Пальмахим древний амулет, датируемый 5-4 веком до нашей эры. Об этом сообщило в воскресенье, 13 июля, Управление древностей Израиля. Спасатель совершал свой ежедневный заплыв, когда случайно заметил на дне моря необычный предмет. Нырнув, он достал мраморный диск диаметром около 20 сантиметров.

По словам археологов, Давид Шалом нашел древний амулет против дурного глаза — такие амулеты закрепляли на судах, чтобы оградить их от зла. Диск с одной стороны выпуклый, в его центре — отверстие, вокруг которого видны остатки двух нарисованных окружностей. Амулет изображал радужную оболочку глаза, он был укреплен на борту древнего военного корабля или грузового судна.

Израильнаходки 

16.02.2010 12:17:16

На реке Сорек найдена ранневизантийская винодельня.

Археологи управления древностей сообщили об обнаружении одной из крупнейших на территории Израиля виноделен, возраст которой оценивается в 1400 лет. Винодельня ранневизантийской эпохи (VI век новой эры) была обнаружена на территории регионального совета Нахаль Сорек возле кибуца Хафец-Хаим. схожая винодельня была обнаружена в 20 километрах южнее – в районе Ашкелона. Размеры виноделен свидетельствуют о том, что они были предназначены не для употребления местного спроса, а для экспорта. Основным рынком сбыта произведенных в то время вин был Египет. Также осуществлялся импорт в Европу.

Израильнаходки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2021 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100