История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

По следам раскопок в Хирбет Кейафе

Новые свидетельства указывают на царство Давида

© JUDAEA.RU - по материалам печати

В течение 3000 лет стены древнего города высотой 4 метра были четко видны на холме, возвышающемся над Долиной Эла, где, согласно Библии, Давид убил Голиафа. Но никто до сих пор не связывал руины с городом, упоминавшемся в 1 кн. Царств при описании легендарной дуэли и победы евреев. Профессор археологии Еврейского университета Йосеф Гарфинкель (Yosef Garfinkel) в считает, что у него есть неопровержимые доказательства того, что он нашел библейский город 10-го века до н.э. Шаараим (Sha'arayim), что на иврите значит «Двое ворот».

«Наличие двух  ворот - уникальная деталь, обнаруженная на территории Древневрейского царства на сегодняшний день», - утверждает Гарфинкель. По его словам, другие артефакты, найденные в этом районе, доказывают: город основали евреи.

Гарфинкель полагает: находки при раскопках свидетельствуют о том, что царь Давид правил царством из столицы - Иерусалима. Некоторые современные исследователи подвергают сомнению библейское значение царства Давида и само его существование. Хотя не ясно, какое отношение имеет Шаараим к Давиду, Гарфинкель утверждает, что обнаружение еврейского города, который похож на крепость на западной границе с филистимлянами, на древнем пути в Иерусалим указывает, что царство обладало достаточно развитой военной и политической организацией, чтобы быть сильным настолько, чтобы пограничные города были укрепленными.

«Не подлежит сомнению, что Йосеф Гарфинкель обнаружил уникальное городище того типа, который до сих пор не встречался,» - сказал Арен Меир (Aren Maeir), профессор археологии Бар-Иланского университета в Рамат-Гане, который проводит раскопки неподалеку в родном городе Голиафа - Гате (Gath). «Но необходимо подождать дальнейших находок и более глубокого анализа».

Открытие это происходит спустя всего несколько недель после обнаружения самой древней из найденных еврейской надписи на том же участке в пять акров - керамический фрагмент возраста 300 лет с пятью строчками текста на протоханаанском, предшественнике иврита. Он был найден в доме около больших ворот в западной части холма Хирбет Кейафы, которые Гарфинкель полагал единственным входом в город - пока не нашел на прошлой неделе вторые.

Углеродный анализ в Оксфордском университете четырех оливковых косточек, обнаруженных вблизи от надписи, датируемой по надписи поздним Железным веком, в частности, ранним 10 в. до н.э., или между 1000 и 975 г.г. до н.э., временем, когда должен был жить царь Давид, правивший Израильским царством. Как принято считать, Давид объединил Иудею и Израиль, создав большое царство, которое при его сыне, Соломоне, согласно Библии, простерлось до современных Египта и Ирака.

Пять строк текста еще не расшифрованы, так как чернила на 10 из 50 букв выцвели, что сделало невозможным прочтение их невооруженным глазом. Фрагмент будет исследован в Megavision, компании-производителе цифровых камер, в Санта-Барабаре, и Cedars Sinai Hospital в Лос-Анжелесе, где в сложном спектральном и ультрафиолетовом освещении изображения, может быть, удастся обнаружить отсутствующие буквы.

Археологи утверждают, что сообщение было составлено опытным писцом с совершенно определенной целью. Возможно, надпись разъяснит некоторые аспекты правовой системы древних евреев и предоставит ученым ценнейшую информацию об общественном укладе древних евреев. Кроме того, текст (составленный из символов раннеханаанского алфавита) позволит продвинуться в изучении развития систем письменности в целом.

Гарфинкель из библейских текстов знал, что Шаараим находился неподалеку от места знаменитой «дуэли» между Давидом и Голиафом, и размышлял, могут ли руины быть городом. Обнаружение вторых ворот подтвердило его мнение о том, что он нашел единственное место, упомянутое в связи с рассказом о Давиде и Голиафе, которое еще оставалось обнаружить.

Гарфинкель, который произвел множество раскопок в Израиле, рассказывает, что обнаружил вторые ворота, заметив предположительный пролом в массивном камне стены, когда шел вдоль тянущегося на 2100 футов сооружения, обращенного в сторону дороги на Иерусалим. После двух дней раскопок его предчувствие оправдалось. Второй вход, построенный из массивных камней, обнаружился всего под несколькими футами почвенного слоя.

«Это единственный город с двумя воротам ииз обнаруженных в данном регионе городов Железного века, - сообщил Гарфинкель. «Вероятно, это было ошибкой. Это делало город более уязвимым. Это может объяснить, почему он, похоже, был населен лишь дважды и на очень короткие периоды». Гарфинкель уверен, что обнаруженные массивные каменные ворота были основным входом, который существовал в начале 10 в. до н.э. и позднее еще несколько лет при Александре Великом.

«Они огромны, это имеет символическую ценность, демонстрирующую власть царства», - рассказал Гарфинкель, описывая огромные глыбы более 3 метров длиной, каждый весом более 10 тонн, из которых сложены здания. «Это самые крупные [ворота] из когда-либо найденных, относящихся к Железному веку. Если царь Давид когда-либо приезжал сюда из Иерусалима, он въезжал через эти ворота. Возможно, что мы идем по следам царя Давида».

Некоторые ученые утверждают, что город Железного века со свидетельствами еврейской цивилизации и неисследованной крепостью в центре перевернет существующее представление о древних евреях.

Помимо библейского текста, о царстве Давида известно мало. Практически нет свидетельств существования царя Давида, кроме единственной надписи, обнаруженной в Тель Дане (Tel Dan) на севере Израиля в 1993, в которой упоминается «Дом Давида». Некоторые ученые даже полагают, что Давид был не более, чем местным шейхом, который правил небольшим племенем в Иерусалиме.

«Нет нужды пересказывать литературно библейскую историю о Давиде и Голиафе», - сказал Гарфинкель. «Могло быть много Давидов и много Голиафов. Я же вижу пограничную территорию между евреями и филистимлянами, за которую сражались на протяжении многих поколений, как за Эльзас-Лотарингию между Францией и Германией. ... Города находятся именно там, где сказано в Библии, а датировка наших находок показывает, что они были заселены в то время, которое указано в Библии.»

На сегодняшний день за два сезона раскопок Гарфинкель откопал менее 5 процентов городища. В следующем году Foundation Stone, образовательная организация из Иерусалима, которая поддерживает проект, надеется привлечь сотни волонтеров для участия в раскопках. Между тем, исследователи Библии, несомненно, будут обдумывать новые находки и возобновят споры о существовании Давида и его сражении с Голиафом в юности.

«Если он прав, то это делает Давида и Соломона из ряда вон выходящими и демонстрирует, что они не были плодом воображения неких более поздних авторов, как некоторые предполагали», - сказал профессор Меир (Professor Maeir).

© JUDAEA.RU - по материалам печати

 По следам раскопок в Хирбет Кейафе

Дэвид Вилнер (David Willner)
Foundation Stone

Перевод © JUDAEA.RU - 2008 г. 

Итак, еще в феврале это был Хирбет Кейафа. Никто из нас тогда не знал, что это значит. Я разговаривал с некоторыми друзьями-арабами, и никто из них не смог помочь. В процессе этих разговоров мы поняли, что нужно название, которое хорошо будет «резонировать» в общественном сознании. Мы покрутили разные варианты и просто предложили «Mivtzar HaElah» - Крепость Эла - и все согласились. Просто. Понятно. В конце концов, это ведь и был город-крепость в долине Эла.

В течение лета мы выяснили, что местные бедуины называют это место «Khirbet Daoud» или «Руины Давида». Это было интригующе - ОЧЕНЬ интригующе.Потом профессор Гарфинкель сообщил, что профессор университета перевел арабское название, как «прекрасные руины» - весьма подходящее прозвище.

Но настоящая идентификация места продолжала ускользать от нас. Хотя наши доблестные археологи высказали предположения, то, что мы узнали об этом месте, оказалось ошибкой, как гипотеза Азека (hypothesis of Azeka) 2007 года. Блогосфера гудела от теорий и догадок: Эфес Дамим (Efes Damim) и Гов (Gov) были не единственными.

Позвольте сделать лирическое отступление - еще одна забавная история: в начале сезона 2008 года в одном из неофициальных разговоров я спросил Йоси  [Гарфинкеля], думал ли он о возможности существования вторых ворот. Одни у нас уже были, и я прикинул, что наличие двух будет в два раза лучше. Я сказал Йоси: «Не кажется ли тебе возможным, что, поскольку у нас есть одни ворота на западе, могут быть еще и другие». Йоси подумал с наносекунду и сказал: «У нас в стране нет ни одного города 10 века с двумя воротами.» Стараясь не показаться полным идиотом, я замял этот разговор. Мы это больше не обсуждали.

Но мне было любопытно, и, будучи по основной специальности графическим дизайнером, а преподавателем по призванию, и, как я уже упоминал ранее, любопытным, я взял камеру с треногой и решил сделать что-нибудь полезное. Я облазил стены города снаружи и внутри и сделал портфолио из снимков, которые в будущем могут быть полезны для меня или для кого-нибудь еще. Было МНОЖЕСТВО деталей, которые мне попались на глаза: основание арки, лестница, ведущая в сторону «берм» около внутренних стен, пандусы, помосты и руины различных форм и размеров - и поразительно на мой непрофессиональный взгляд - похожие на еще одни ворота. Когда я, возбужденный и едва владеющий собой, обходил стены, то столкнулся с профессором Дэвидом Адамсом (Prof. David Adams), который делал ровно то же самое, только в противоположном направлении, - фотосъемкой раскопа. «Дэвид, раз уж Вы тут гуляете, посмотрите. Я думаю, что здесь еще одни ворота», - сказал я ему. Дэвид сделал несколько снимков тех же деталей, и они вошли в основной архив изображений раскопа.

Поэтому сообщение через пару недель о том, что команда предполагает наличие вторых ворот, для меня не оказалось таким сюрпризом. Йоси посмотрел фотографии Дэвида Адамса, а я еще ему прислал одну из моих, и было принято решение пойти и расчистить этот участок с несколькими ешиботниками из Австралии, после чего оценить результаты. И результаты были впечатляющими. Вторые ворота из массивных цельных камней в городской стене, возможно, даже более крупные, чем западные.

Но самое крутое, самое-самое, - то, что в кн. Иисуса Навина, где упоминается 14 городов Shefela (ладно, 15 там упомянуто, и есть куча раввинистических дискуссий о двух названиях, относящихся, на самом деле, к одному и тому же месту, но это отдельная тема). Одно из этих мест называется Шаараим ("Sha'arayim"), что значит Двое Ворот! Каким макаром? И, если этого недостаточно, оно также упоминается в кн. Царств - евреи преследовали филистимлян на всем обратном пути - «Дэрех Шаараим» ("Derech Sha'arayim") - вдоль дороги на Шаараим.

Профессора Дэвид Адамс и Ансон Рэйни (Anson Rainey) выиграли лотерею со своим ранним предположением о названии места.

Слава профессорам Гарфинкелю и Саар Ганор (Saar Ganor) за непревзойденное мастерство в открытии еще одного уникального и неотразимого сенсационного материала, благодаря которому который мы разгадываем Тайну Крепости Эла! Двое ворот - это круто! Я теперь думаю - может, есть и третьи?

Дэвид Вилнер (David Willner)
Foundation Stone

Перевод © JUDAEA.RU - 2008 г. 

ИзраильнаходкираскопкиХирбет-Кейяфабиблияверсии 

27.11.2008, 4882 просмотра.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

19.10.2007 23:33:46

Иерусалим. Как рождаются великие открытия.

Там, в захоронении времён Первого Храма, нашим проводником была сделана одна из самых выдающихся находок в археологии Святой Земли, которую можно по значимости сравнить, пожалуй, лишь с  Кумранскими рукописями.

Я предвкушала его рассказ несколько недель!
И вот теперь выдающийся археолог внезапно заявляет: «Я устал, уже поздно, на сегодня — хватит»…
Как же так? И как после этого жить?
Гордюсь собой! Потому что именно я кинулась Габи в ножки с криком: «Не погуби, батюшка!!!»
Ну, может, текст был чуть другим, но суть — передана верно. Главное — сработало! Не меньше сорока минут мы, затаив дыхание, слушали…

Зоя Брук 

Иерусалимбиблияоткрытияраскопкинаходки 

12.02.2008 12:51:09

Акко - тень самого себя

Город Акко — это не что иное, как тень самого себя. Город, который, как минимум, три раза менял своё месторасположение. Возникновением и самим существованием обязанный морю, он изначально был построен достаточно далеко от воды, на холме…

Зоя Брук

АккоИзраиль 

23.10.2007 00:03:38

Пустыня Негев. Тель-Арад

Почему люди оставили Город? Война? Нет. Точно — нет. Во-первых, «пишпашим» остались незаложенными. Во-вторых, грязевые стены Города и отдельных домов не были разрушены. Их просто смыло дождём, развеяло ветром. Что же случилось?
Некого спросить… Вот уже пять тысяч лет, как — некого.

Зоя Брук

ИзраильэкскурсияпрогулкаТель-АрадНегев 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

16.02.2008 23:14:37

Землетрясение раскололо Храмовую гору

В пятницу, незадолго до традиционной молитвы мусульман на Храмовой горе, на территории комплекса мечетей, недалеко от мечети Купола Скалы (мечеть Золотого Купола, Кипат а-села) образовался провал в почве величиной два на полтора метра, примерно метровой глубины.

Xранители мечети Аль-Акса заявили, что гору разрушают проводимые Израилем в этом районе археологические раскопки. Мусульмане уверены, что в ходе раскопок евреи нарочно роют туннели и подкопы под Храмовую гору, чтобы разрушить мечеть Аль-Акса и другие святыни ислама.

ИерусалимХрамовая гора 

28.12.2011 22:47:07

Найденная печать подтверждает связь евреев с Иерусалимом

Предмет был обнаружен несколько дней назад в ходе раскопок у Стены Плача, проводимых Управлением древностей, по завершении расчистки территории и процесса просеивания и сортировки грунта, в котором приняли участие тысячи израильских студентов.

находкиИерусалимпечати 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2018 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100