История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

ОФЕЛЬ

Игорь Царицын

Офель – это местность в Иерусалиме, расположеннная к северу от города Давида, непосредственно примыкающая к южной стене Храмовой горы. От города Давида Офель отделяет дорога, вдоль которой паркуются туристические автобусы. В переводе с иврита «офель» означает «высокое место куда надо подняться». В библейском отрывке: «... они дерзнули подняться на вершину горы; ковчег же завета Господня и Моисей не оставляли стана» (Чис. 14:44), – использован глагол с тем же корнем.

Вид на Храмовую гору с востока: отчётливо видны район Офеля (слева) и мусульманские святыни: мечеть аль-Акса и Купол Скалы

Окрестности Храмовой горы за пределами города Давида евреи начали застраивать при царе Соломоне (10 в. до н.э.). Библия говорит об этом иносказательно: «Соломон породнился с фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь фараона и ввел ее в город Давидов, доколе не построил дома своего и дома Господня и стены вокруг Иерусалима» (3Цар.3:1).

Мы также узнаём, что строительство Храма («дома Господня») заняло семь лет (3Цар.6:38), а дворца («дома своего») – тринадцать (3Цар.7:1). Если первый, очевидно, находился на Храмовой горе, то по поводу стен и дворца мнения разнятся. Понятно, что Офель, соединявший город Давида с «религиозным центром» на Храмовой горе и в дальнейшем активно осваивался: археологи нашли здесь артефакты, относящиеся к эпохе Первого и Второго Храмов, а также фрагменты укреплений более поздних византийского и раннего арабского периодов, включая остатки нескольких византийских башен, одна из которых располагается ныне под автомобильной дорогой.

Первые научные изыскания проводил здесь в 1867-70 гг. капитан Чарльз Уоррен (Charles Warren) (1840-1927) под эгидой Фонда Исследования Палестины (P.E.F.). Англичане работали в тайне от ВАКФа, запрещавшего копать рядом с мусульманскими святынями. Ч. Уоррен исследовал около 250 м византийской городской стены, начиная от юго-восточного угла Храмовой горы в направлении на юго-запад и обнаружил на этом участке четыре квадратные башни. Примерно через 100 лет профессор Беньямин Мазар (Benjamin Mazar) (1906-1995) нашёл ещё одну, и в настоящее время считается, что этот 250-метровый отрезок стены в районе Офеля включал пять защитных башен, располагавшихся на расстоянии 35-50 м друг от друга.

Византийская стена и башни были частью фортификаций, следовавших в основном по линии стен времён Первого храма (10 – 6 вв. до н.э.), огибавших в том числе град Давида и Сионскую гору. Площадь византийского Иерусалима значительно превышала площадь, окружённую современными «турецкими» стенами Старого города, возведёнными в середине 16 в. н.э.

Византийская стена вокруг Иерусалима (серой штриховкой показан участок Офеля) [1]

Кроме этого, англичане открыли фрагменты двух больших башен периода Первого храма, и любопытно, что одна из византийских башен была построена поверх иудейской. В 1967 г. исследования продолжила британский археолог Кетлин Кеньон (Kathleen Kenyon) (1906-1978), а начиная с 1968 г. раскопки с перерывами вели израильские учёные. Вначале их возглавлял проф. Беньямин Мазар  (1968-78). Затем, в 1986-87 гг., он продолжил их вместе с внучкой-археологом Эйлат Мазар (Eilat Mazar) (род. 1956), и, наконец, исследования завершила сама Э. Мазар в 2009-10 гг.

Среди множества находок, остановимся на постройках эпохи Первого храма, замеченных ещё Ч. Уорреном, и, прежде всего, на так называемых «Большой башне» (Large Tower) (10 – 9 вв. до н.э.) и пристроенной к ней позже «Дополнительной башне» (Extra Tower). По мнению Э.Мазар, эти башни были частью комплекса южных городских ворот, причём «Дополнительную башню» мог возвести царь Озия (Uzziah) (сер. 8 в. до н.э.): «И построил Озия башни в Иерусалиме над воротами угОльными и над воротами долины и на углу, и укрепил их (2Пар.26:9)»

Использованное здесь название «угОльные» – это неточность переводчика. В оригинальном тексте значится слово «микцоа» (מקצוע), которое можно перевести как «ветка» или «линия». И действительно, от этой башни начинается раскопанная на 37 м стена, которую археологи окрестили «Прямой» (Straight Wall).

На рисунке внизу приведён план сооружений на Офеле времён Первого храма. Чёрным цветом выделены обнаруженные строения, а красным – гипотетические. Обратим внимание на остатки первого этажа большого здания к востоку от ворот. Это здание было уничтожено в результате пожара, по-видимому, в ходе захвата города вавилонянами в 586 г. до н.э. Археологи назвали его «Царскими постройками» (Royal Structure). Здесь были найдены двенадцать больших глиняных кувшинов – пифосов, – использовавшихся для хранения масла, вина и т.п. (показаны на плане в виде небольших кругов розового цвета). На одном из кувшинов учёные заметили еврейские слова, первое из которых: «לשר», – означает – «для министра», а второе: «האו», – возможное начало слова «хлебопечение» («אפיית לחם», ивр.). Такие пифосы были популярны в Иудее эпохи Первого храма.

План построек времён Первого храма [1]

Предполагаемое нахождение на Офеле городских ворот вызывает много вопросов. Принимая эту гипотезу, мы вынуждены согласиться с существованием во времена царя Соломона (и позднее) как бы двух укрепленных Иерусалимов: одного – в районе Храмовой горы, а второго – более южного – в районе города Давида. Иначе, зачем были бы нужны ворота между Храмовой горой и городом Давида?

Какие же доводы в пользу этой идеи приводит Эйлат Мазар?

Во-первых, Библия использует разные названия города в период Первого храма, хотя слово Иерусалим известно по крайней мере с начала второго тысячелетия до н.э., что следует из его появления в египетских текстах Проклятий (Execration Texts) – названий городов, правителей и племён, считавшихся враждебными древнему Египту, и наносившихся вначале на керамические миски, а позже – и на глиняные фигурки (эта керамика затем разбивалась, чтобы, по-видимому, навлечь на провинившихся «небесную кару»). В годы правления Давида название «Иерусалим» применялось наряду с «город Давида».

К слову, было у города и «иноземное» имя – «Иевус»: «И пошел Давид и весь Израиль к Иерусалиму, то есть к Иевусу. А там были Иевусеи, жители той земли» (1Пар.11:4). Принято считать, что после разгрома хеттской империи «народами моря» (нач. 12в. до н.э.), в городе сменилась правящая элита: с территории современной Турции пришло «более образованное» индоевропейское население, давшее Иерусалиму новое название, но уже при Давиде историческое – Иерусалим – вернулось (см. напр. [2]).

Во-вторых, начиная с эпохи Соломона в Библии говорится об «иерусалимских стенах» и не утверждается, что именно они окружали город Давида, укрепленный за 1000 лет до этого в период Средней Бронзы, о чем свидетельствуют обнаруженные археологами вблизи источника Гихон (Силоамского, Siloam springs) ханаанские стены и башня 19 в. до н.э. Это подтверждает и цитата о поселении в город Давида египетской невесты до окончания возведения иерусалимских стен (3Цар.3:1).

В-третьих, разделение города на две части следует и из рассказа о бунте будущего израильского царя Иеровоама (Иоров'ама) (3Цар.11:27): «И вот обстоятельство, по которому он поднял руку на царя: Соломон строил Милло, починивал повреждения в городе Давида, отца своего», – то есть проводил «ремонтные работы» в «отцовском» городе.

От себя добавим, что возможно, что и строки Псалма царя Давида: «Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима» (Пс.50:20), – следует понимать, как желание построить новые стены, отличные от окружавших город Давида ханаанских.

Итак, во времена царя Соломона возможно существовало два иерусалимских городских центра: город Давида, расположенный ниже Офеля и окружённый ханаанскими стенами, построенными за сотни лет до прихода израильтян и, собственно, Иерусалим в районе Храмовой горы, опоясанный укреплениями, возведёнными самим Соломоном. Этот город включал по крайней мере Храм («дом Господень») и Царский дворец (и, в том числе, «Царские постройки»). Поэтому, нельзя исключать существования на Офеле ворот из Иерусалима в направлении города Давида. Для воссоздания возможного облика этих ворот используем рисунок из книги Э.Мазар [1].

Реконструкция городских ворот времён Первого храма (вид на запад). Ближе к зрителю – Дополнительная, а западнее – Большая башня [1]

Э.Мазар считает также, что конструкция ворот типична для ханаанских и еврейских городов эпохи поздней бронзы и Первого храма: идущие один за другим два или три «сторожевых» помещения по обе стороны от прохода. На Офеле таких два, т.е. ворота можно считать «четырёхкамерными» (см. План построек выше). Такие же четырёхкамерные ворота мы видим, например, в Тель-Шеве и Лахише, а в Тель-Хацоре и Гезере, в свою очередь, ворота «шестикамерные» – по обе стороны от прохода идут по три помещения. В Мегиддо обнаружены четырёхкамерные ворота ханаанского периода и шестикамерные – израильского.

«Израильские» ворота Мегиддо (центральное из трёх сторожевых помещений слева от прохода заложено)
Раскопки на Офеле: правее металлического настила – квадратная постройка, напоминающая одно из сторожевых помещений городских ворот (справа)

Э.Мазар полагает, что эти же ворота упомянуты в Библии в перечне «ремонтно-строительных работ», проведённых евреями в Иерусалиме по возвращению из Вавилонского изгнания, под названием «Водяных»: «Нефинеи же, [которые] жили в Офеле, [починили] напротив Водяных ворот к востоку и до выступающей башни» (Неем.3:26). Название «водяные» было дано воротам возможно потому, что они «смотрят» вниз на источник Гихон.

Помимо «потенциальных» ворот и пифосов, среди других артефактов, на Офеле сделана ещё одна важнейшая находка: обнаружен древнейший в Иерусалиме письменный документ. Это фрагмент остракона – глиняной таблички с клинописным аккадским текстом. Среди искусно написанных слов – «Вы были», «позже», «делать» и «они», – но смысл текста понять невозможно.

Размер обломка невелик: 2.8 х 2.0 см. Сейчас он размещён в экспозиции Центра Давидсона (Davidson Center) у Мусорных ворот Старого города. Исследования показали, что использовалась местная глина. Как утверждает профессор ассириологии Еврейского Университета в Иерусалиме Уэйн Горовиц (Wayne Horowitz), начертания букв на иерусалимском остраконе такие же, как на сохранившихся в архиве эль-Амарны письмах ханаанского правителя Иерусалима середины 14 в. до н.э. Абди-Хепы (Abdi-Heba) фараону Эхнатону (ок. 1353-1336 до н.э.). Почему же остракон не был отправлен в Египет? По одной из версий – это «архивная копия». К слову, аккадский язык был lingua franca дипломатической переписки тех лет.

Один из пифосов, найденных в «Царских постройках» на Офеле
Найденный на Офеле ханаанский остракон

Что же можно обнаружить на Офеле сейчас? Нагромождение построек и «перестроек», начиная с эпохи Первого храма и заканчивая ранним арабским периодом. Слева на фотографии внизу видна омейядская стена (7 – 8 вв. н.э.). Правее и ближе к зрителю – две комнаты жилой постройки времён Второго храма (5 в. до н.э. – 1 в. н.э.). В центре – сооружения времён Первого храма. Справа от металлического настила – возможное сторожевое помещение комплекса четырёхкамерных ворот и начало стены «казематного» типа. Слева от настила – Царские постройки, где для туристов «оставлены» несколько пифосов. Вдали под современной дорогой виден участок Византийской стены императрицы Евдокии (5 в. н.э.).

Лучше разобраться в постройках времён Первого храма на Офеле поможет сравнение схемы и фотографии (см. ниже).

Схема и современный вид раскопок на Офеле

На схеме: 1 – проход в город; 2 – Царские постройки; 3 – квадратное помещение (возможная часть четырёхкамерных городских ворот) и начало стены казематного типа; 4 – участок Византийской стены.

ИСТОЧНИКИ:
1. Eilat Mazar, Discovering the Solomonic Wall in Jerusalem, a Remarkable Archeological Adventure, Jerusalem, 2011, 173 p.,ISBN: 978-965-90299-69.
2. נתן שור, תולדות ארץ ישראל מן התקופכ הפריהיסטורית עד ימינו, הוצאת דביר, תל אביב, 1998
3. The first temple period ophel city walls site open – http://www.goisrael.com/tourism_euk/tourist+information/press+releases/the+first+temple+period+ophel+city+walls+site+now+open.htm.

 

ИерусалимраскопкиГород ДавидаСтарый городХрамовая гора 

05.01.2012, 9264 просмотра.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

22.10.2010 23:45:34

Универсализм Иерусалима

...в еврейской устной традиции, книге называемой Агада, говорится, что святость Иерусалима выше святости всех других мест земли Израильской, поэтому и говорят евреи, что в Иерусалим восходят. Это верно и с географической точки зрения , так как город находится на горных образованиях, высотой от 600 до 830м.

Марк Гершем

ИерусалимХрамбиблия 

16.03.2008 20:03:54

Могила Ирода Великого

Профессор Еврейского университета в Иерусалиме, археолог Эхуд Нетцер (род. 1934г) на протяжении 35 лет своей профессиональной деятельности изучал всё, что связано с деятельностью Ирода. Заветной мечтой ученого было найти могилу царя. Ведь о месте его погребения было известно довольно точно — Иродион.

Аркадий Таль

ИзраильИродионИродианыраскопкинаходкиИудея 

13.01.2009 18:09:25

Хирбет-Кейафа: Шаарим

Хирбет Кейафа (Khirbet Qeiyafa) - городище на площади в 2,3 гектара, окруженное внушительными укреплениями из камней эпохи мегалита, которые до сих пор возвышаются на 2-3 метра. В двух километрах к западу находится Тель Захария (Tell Zakariyeh), обычно идентифицируемый как библейский Азека (Azekah), а в двух с половиной километрах на юго-восток - Хирбет Шувайка (Khirbet Shuwayka), обычно идентифицируемый как библейский Сокхоф (Socoh).

Йосеф Гарфинкель и Саар Ганор (YOSEF GARFINKEL AND SAAR GANOR)  

раскопкиИзраильнаходкиХирбет-Кейяфабиблияверсии 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

17.01.2008 08:23:44

Израильские археологи боятся, что нашли могилу Иисуса Христа

Израильский археолог Йосеф Гат во время раскопок в районе Тальпиот в Иерусалиме 28 лет назад обнаружил погребение, датированное первым веком нашей эры. На погребальном камне выцарапана надпись: «Иисус, сын Йосефа».
Гат умер вскоре после окончания раскопок, но до конца жизни верил, что нашел могилу Иисуса Христа. Он не сделал свое открытие достоянием гласности из-за опасений вызвать волну антисемитизма в христианском мире, сообщила его вдова Рут.

 

Израильверсиибиблия 

08.06.2010 22:19:20

Археологическая находка: предметы культа 3500-летней давности

Археологи, работающие на раскопках у подножия холма Тель-Касис возле Йокнеама, сделали неожиданную находку: в древнем колодце были обнаружены около 100 языческих предметов культа, возраст которых оценивается в 3,5 тысячи лет.

Израильнаходки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2024 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100