История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Обнаружение городов греха – Содома и Гоморры

 

Значение разрушения городов Долины

Библейское описание

В Библии приведено подробное описание бедствий, случившихся с городами Долины. В этом описании есть две фразы и слово на иврите, которые следует изучить для понимания произошедшего: גופרית ואש (goprit wa es) (гофрит веэш), - то, что падало с неба на города (Бытие 19:24); הפך (hapak) (hафах), - то, что случилось с городами (Бытие 19:25); и כקיטור הכבשן (kqitor hakkibsan) (кекитор hакившан) – то, что наблюдал Авраам (Бытие 19:28).

Слово гофрит – заимствованное из другого языка, наиболее предположительно произошло от аккадского ki/ubritu, что значит сернистая нефть (sulfurous oil) (черная сера) (Дженри (Gentry) 1999). Слова, идущее вместе с гофрит, веэш, означает «и огонь». Иными словами, вещество, которое упало на Содом и Гоморру и города Долины (кроме Зоара) было горящим нефтепродуктом. Термин hафах значит перевернуть или перебросить. (Прим. перев. – hафах - форма прошедшего времени третьего лица единственного числа мужского рода, т.е. он что-то сделал. Если переводить не через английский, то значение глагола будет «перевернуть», «превратиться»).

Когда Авраам посмотрел на сцену разрушения, он увидел дым, поднимающийся от земли на равнине, keqitor hakkibsan, «как дым из печи». Kibsan – это керамическая печь для обжига (Вуд (Wood) 1992). Воздух, проходящий через печь для обжига ведет себя именно так под действием тяги в результате нагревания воздуха. Дым, выходящий из печи, выбрасывается из дымовой трубы вверх в воздух. Это именно то, что увидел Авраам – дым, выбрасываемый вверх от земли в долине. Слово, использованное для обозначения дыма, qitor, - не то, которым обозначают дым от обычного огня. Точнее, это густой дым, дым, который идет во время жертвоприношений. Очевидно, что здесь описано что-то неестественное или из ряда вон выходящее.

Таким образом, библейское описание разрушения говорит о потоках горящего вещества, которые лилось с небес, причем это сопровождалось «переворачиванием» городов и густым дымом, идущим от земли. Весьма апокалиптическая сцена, одна из тех, которые навсегда врезались в разум древних евреев. Ужасающее опустошение и разрушение, которые произошли тогда, стали примером типичного суда Б-жьего за грехи.

Сечение в районе Мертвого моря, показывающее геологические слои и линии разломов (fault line) по обеим сторонам долины Мертвого моря. Возможное объяснение разрушения городов Долины состоит в том, что давление от землетрясения вызвало выброс наверх из-под земли вдоль линий разлома горючих нефтепродуктов. Затем они вспыхнули и пролились на землю. Города Баб-эд-Дра и Нумерия расположены точно в месте восточного разлома

Геологические исследования

При первом прочтении может показаться, что разрушение было вызвано извержением вулкана. Когда геолог Фредерик Г. Клапп (Frederick G. Clapp) посетил регион в 1929 году, повторно в 1934 году, когда и обнаружил отсутствие свидетельств, указывающих, что лава или выбросы пепла имели место за последние, как минимум, 4000 лет. Он определил, что топографические отношения изменили его, возможно, что последний выброс поблизости произошел за тысячи лет до времен Авраама (Клапп 1936a: 906; 1936b: 339–40). Более поздние оценки поддерживают этот вывод (Неев и Эмери (Neev and Emery) 1995: 147).

Клапп обнаружил, что регион южнее Мертвого моря, будучи окружен линиями разломов с востока и запада, крайне нестабилен. В этих места нередки землетрясения. Изучив геологию этого района, Клапп пришел к заключению, что горючие вещества из земли разрушили города. Он обнаружил там битум и нефть. Также присутствуют природный газ и сера, сопровождающие обычно битум и нефть. Эти горючие материалы могли быть выброшены из земли подземным давлением, вызванным землетрясением, которое произошло из-за сдвига граничных разломов (Клапп 1936a: 906; 1936b: 40). Геологи, который изучали в последнее время этот район, согласны в реконструкцией Клаппа (Харрис и Бирдоу (Harris and Beardow) 1995: 360; Нив и Эмери (Neev and Emery) 1995: 13–14; 33, 37). Если молния или низовой пожар зажег эти горючие вещества, когда они извергались из земли, это несомненно вызвало бы катастрофу, подобную описанной в Бытие 19. Необходимо отметить, что и Баб-эд-Дра, и Нумерия находятся на краю долины, точно на восточной линии разлома!

Авраам после предыдущего общения с Г-сподом знал о неизбежном суде. Поднявшись рано утром, он посмотрел в сторону городов Долины со своей удобной позиции на Хевроне (Hebron), высоко в Иудейских горах западнее Мертвого моря. Дым, поднимавшийся из долины южнее Мертвого моря, должен был быть виден с Хеврона. Действительно, туман, поднимающийся от Мертвого моря может быть виден оттуда практически в любой день. Описание увиденного Авраамом согласуется с теорией о крупном горении нефтепродуктов, поскольку такое горение произвело бы толстую струю черного дыма, выбрасываемого в небо жаром и давлением от продуктов горения, вырывающихся из разлома в земле.

Свидетельство с места расположения городов (Evidence at the Town Sites)

Из работы геолога Джека Донахью (Jack Donahue), Университет Питтсбурга (University of Pittsburgh) ясно, что землетрясение произошло в тот момент, когда города были разрушены. В Баб-эд-Дра он обнаружил, что в течение периода населенности города происходило отложение осадков, или напластование, и образование культурных слоев (Донахью 1985: 135). Последующее разрушение изменило эрозионный режим и привело к выдавливанию участка (Донахью 1980: 50; 1985: 134–36). Выдавливание произвело увеличение в разнице высот города и Вади Керак (Wadi Kerak) в северной части как минимум на 28 м (92 фута) (Донахью 1985: 134). Это привело к резкой эрозии в северной части Баб-эд-Дра, что фактически заставило обрушиться северную стену в вади (Донахью 1985: 136).

Обнаруженное в Нумерии аналогично:

Предполагается, что башня обрушилась, и значительные слои сгоревшего оказались на месте города из-за землетрясения, вызванного сдвигом разломов (Донахью 1985: 139).

Землетрясение вызвало либо выдавливание участка поблизости от города, либо опускание ущелья западнее, что привело к увеличению разницы в высотах на 50 м (164 фута) между городом и Вади Нумерия севернее (Донахью 1984: 86; 1985: 137). Это также вызвало изменение направления Вади Нумерия, который проходил южнее в период населенности города (Донахью 1984: 86, 88; 1985: 138). Последовавшая за этим сильная эрозия привела к потере северной части поселения, включая северную защитную стену (Донахью 1984:87;1985:138,139).

Свидетельства, обнаруженные в Нумерии, говорят в пользу того, что жители бежали из города в спешке. Большая часть идентифицируемых дверных проемов последнего периода обитаемости города была целенаправленно заблокирована. Вероятно, это было попыткой защитить дома от ущерба. Кроме того, не было обнаружено никаких мелких ценностей, а также продуктов в кладовых. С другой стороны, большое количество керамики было найдено на полу домов, по-видимому, слишком тяжелой и громоздкой для переноски при спешной эвакуации. Похоже, жители получили какое-то предупреждение заранее, например, предшествующее дрожание почвы, и подготовились, как могли. Они укрепили дома, собрали все ценное и столько пищи, сколько могли унести, и покинули свои дома, чтобы никогда уже туда не вернуться (Куган 1984: 80–81).

Облицованное камнем яма для хранения зерна в Нумерии. Множество таких ям было найдено в Нумерии, но все они были пусты. Данные говорят о том, что жители спасались бегством из своих домов, взяв столько еды, сколько могли унести, предполагая жить на открытом пространстве до тех пор, пока не закончится землетрясение. Они так никогда и не вернулись – Нумерия была в руинах, пока ее в 1970 году не обнаружили и не раскопали археологи.

Свидетельство на кладбище в Баб-эд-Дра

Есть детальное подтверждение того, что оба города были разрушены губительным пожаром. Дополнительные данные с кладбища в Баб-эд-Дра показывают, что разрушение затронуло участки и вне городов, захватив, таким образом «всю равнину» (Бытие 19:25), и что оно «сошло с небес» (Бытие 19:24).

Во время Раннего Бронзового века III мертвых в Баб-эд-Дра хоронили в склепах, построенных выше уровня земли. Пять из таких сооружений, которые были раскопаны - A8, A22, A41, A51 и A55 – использовались в конце «жизни» города. В каждом случае сооружение было сильно обгоревшим (Шауб и Раст 1989: 326–26, 344, 384; Раст и Шауб 1978: 24; Раст и Шауб 1980: 37). Объяснение, которое археологи предлагают для этого обгорания, - это было преднамеренно сделано людьми, которые также разрушили горож (Раст и Шауб 1978: 24; Раст 1987:49; Шауб и Раст 1989: 396). Данные, которые обсуждались выше, указывают, что более вероятно разрушение в результате землетрясения, чем в результате действий людей. Даже если Баб-эд-Дра был разрушен врагом, выглядит крайне неправдоподобно, что завоеватель двинулся бы на кладбище, расположенное в нескольких сотнях метров в стороне и систематически бы поджигал все погребальные сооружения, чтобы уничтожить их. Это было бы беспрецедентным действием, которому нет известных аналогов. Есть более логичное объяснение.

План и разрез склепа A22 в Баб-эд-Дра. Самый крупный из раскопанных склепов, или погребальных сооружений (51 х 26 футов), был разрушен огнем в то же время, что и город. Пожар начался с крыши и распространился по внутренней части, когда крыша провалилась. Это дает наглядное подтверждение того, что «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» (Бытие 19:24).

В сезон 1979 года был обнаружен последний и самый крупный из склепов, А22. Сооружение было сложено из глиняных кирпичей и имело размеры 15,5 х 7,8 м (50,8 х 25,6 футов). Пол был из мелкой гальки, а крыша – из деревянных стропил, покрытых тростником и глиной. Под каменной кладкой археологи нашли внутреннюю часть, заполненную керамикой и другими погребальными предметами, а также кучу остатков человеческих скелетов и черепов в беспорядке (Раст и Шауб 1980:36–37).

Здание серьезно выгорело. Остатки обуглившихся свай и балок крыши были найдены среди руин. Также было найдено много пепла вместе с кирпичами, которые от сильного жара стали красными. Более занимательна, чем просто факт разрушения склепов огнем, однако, последовательность выгорания – изнутри наружу. Сначала археологи полагали, что был предумышленный поджог, связанный с какими-то религиозными или гигиеническими обычаями. Раскопки в склепе А22, однако, похоронили эту теорию. Теперь очевидно, что крыша, охваченная огнем, обрушилась внутрь постройки и вызвала пожар внутри.

Большой пожар является явным подтверждением того, что могилы были разрушены огнем. Горение было сконцентрировано вдоль внутренней стены в центре обоих секторов, где было обнаружено большинство свай и балок. Вдоль южной стены следы высохших стропил, наклоненных вниз к внутренней поперечной стене. Это указывает, что они обрушились в центре напротив внутренней стены (Раст и Шауб 1980: 37).

Разрушение склепов в Баб-эд-Дра произошло, начиная с крыш, которые сначала загорелись, а затем обрушились, вызвав пожар внутри сооружений. Это полностью согласуется с описанием разрушения Содома и Гоморры в Библии, когда ««пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» (Бытие 19:24).

Дата разрушения

Более или менее точная дата разрушения городов Долины может быть выведена из внутренней хронологии Ветхого Завета. Поскольку Г-сподь рассказал Аврааму и Саре о предстоящем рождении Исаака непосредственно перед разрушением (Бытие 18:10–14), то эта дата может быть рассчитана на основе даты рождения Исаака. Если мы полагаем датой Исхода середину 15-го века до н.э., то дата разрушения приходится примерно на 2070 г. до н.э.

Археологическая дата разрушения Баб-эд-Дра и Нумерии, однако, заметно более ранняя. Раст датирует конец Раннего Бронзового века III, а разрушение городов – 2350 г. до н.э. (1987: 47; 1992: 560). Шауб указывает несколько более позднюю дату – 2300 г. до н.э. (1997: 249) (9). Это приводит к расхождению между библейской и археологической датировками в 230-280 лет. Значит ли это, что невозможно сопоставить археологические находки в Баб-эд-Дра и Нумерии с событиями, описанными в Библии?

На самом же деле археологическая дата конца Раннего Бронзового века III не может быть определена с той или иной достоверностью. Датировка Бронзового века в Палестине зависит от синхронизации с известными событиями Египта. Для периода Раннего Бронзового века III такой синхронизации нет. Есть небольшое количество корреляций по предыдущему, II периоду Раннего Бронзового века, предполагающие, что по времени он был близок к Архаичному периоду (Archaic Period) (Первая и Вторая династии) в Египте, примерно 3100-2700 г.г. до н.э. (Мазар (Mazar) 1990: 135; Бен-Тор (Ben-Tor) 1992: 122; Китчен (Kitchen) 1996: 11). Даты Архаичного периода известны с точностью до 200 лет (Китчен 1991: 202).

Подобные связи для начала следующего Среднего Бронзового века указывают, что он по времени грубо совпадал с началом 12-ой Династии египетского Среднего царства, примерно 19783 г. до н.э. (Мазар 1990: 151; Бен-Тор 1992: 159–60; Китчен 1996: 11). Манфред Бьетак (Manfred Bietak), основываясь на собственной работе о Тель эль-Даба (Tell el-Daba) в Египте, помещает начало 12-ой Династии примерно на 1970 г. до н.э., а начало палестинского Среднего Бронзового века – примерно после 1900 г. до н.э. (1997: 90, 125–26). Даты для Среднего Царства (Middle Kingdom) известны довольно точно, плюс-минус 10 лет, согласно Кеннету Китчену, признанному авторитету в области египетской хронологии (1996: 9).

Каким образом переходные 700-800 лет от конца Раннего Бронзового века II до начала Среднего Бронзового века нужно поделить между Ранним Бронзовым веком III и IV, четко зависит от реального положения дел. Предполагается, что Ранний Бронзовый век III был более длинным из двух периодов из-за множественных фаз строительства и разрушения, обнаруженных на многих раскопках, в том числе и в Баб-эд-Дра (Бен-Тор 1992: 123). Таким образом, могло ли случиться ли разрушение Баб-эд-Дра и Нумерии примерно в 2070 г. до н.э. в библейской датировке, - находится полностью в области вероятностей. Надо подождать дальнейших открытий до точной археологической датировки, к которой можно привязать конец Раннего Бронзового века III. 

Время года, когда произошло разрушение

Есть одна дополнительная корреляция, которая может быть сделана между текстом Библии и археологическими находками – время года, когда произошло землетрясение. Как указывает Вильям Ши, время года может быть определено как поздняя весна или раннее лето (1988: 21–22). Когда ангелы посетили Авраама, Г-сподь возвестил:

«Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей.» … «В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын.» (Бытие 18:10, 14, Revised Standart Versions). (Прим. перев. – мне не удалось найти упоминания весны в соответствующий источниках.)

Если предположить, что зачатие произошло примерно за месяц до возвещения, это относит визит ангелов и, таким образом, разрушение городов Долины на позднюю весну или раннее лето.

Хорошо сохранившиеся руины в Нумерии преподнесли ряд сюрпризов, в том числе цельный виноград (11). Во время сезона раскопок 1977 года было найдено большое количество тайников. Примечательно, например, что виноград сохранился даже с наружной кожицей, вероятно, благодаря горящим материалам, которые обрушились на это место и запечатали то, что оказалось под ними (Раст1981: 43).

Хотя обуглившиеся цельные виноградины находили также и в Саламисе (Salamis), Хесване (Hesban) и Иерихоне (Jericho), размер клада в Нумерии, который состоял из более, чем 700 целых виноградин, очень редок (МакКрири (McCreery) 1981: 168).

Факт того, что виноград был целым, указывает на то, что он был свежесобранным. В жарком климате долины Мертвого моря сбор винограда происходит раньше, чем в других частях страны – поздней весной или ранним летом. В сезоне 1981 года еще был найден виноград, побудив археолога прокомментировать хронологические результаты:

«Редкие небольшие находки включали… целые обугленные виноградины с плодоножками, которые по результатам предварительного анализа считались обугленными семечками арбуза (оба свидетельства в пользу датирования разрушения поздней весной» (Куган 1984:77).

Заключение

Когда археологические, географические и эпиграфические факты детально изучены, ясно, что печально известные города Содом и Гоморра теперь найдены. Более того, эти данные показывают, что Библия предоставляет точное свидетельство очевидцев событий, которые произошли к юго-востоку от Мертвого моря более 4000 лет назад.

 Bryant G. Wood

Перевод © JUDAEA.RU - 2009 г.

Примечания

(1) Предыдущие статьи о Содоме и Гоморре в Bible and Spade см. Wood 1974, 1977, 1978, 1980, 1983; Shea 1988.

(2) Большие водные резервуары можно увидеть на бывшей территории южного бассейна, но это искусственные водоемы, возникшие в результате израильского и иорданского производства поташа. Вод из Мертвого моря направляется в бассейны (соляные пруды), где испаряется, позволяя добывать ценные соли.

(3) Полуостров Лизан (Lisan) отделяет основную, северную, часть Мертвого моря от южного пустого бассейна.

(4) Такие упоминания обнаружены в Зоаре. Более поздних упоминаний других городов Долины – содома, Гоморры, Адмы или Севоима - в качестве живых общин нет.

(5) «Долина Сидим (Соленого моря)» в Бытие 14:3, 8 и 10 несомненно является высохшим бассейном к югу от Лизанского полуострова, который в более ранние времена, когда уровень Мертвого моря был выше, стал продолжением Мертвого моря. В долине было много ям с hemor-ом, или битумом. Этот похожий на асфальт нефтепродукт часто находили в южном бассейне Мертвого моря в древние времена. Название «Сидим» происходит от глагола saded, который значит "бороновать" ("to harrow"). (Прим. перев. – сейчас в иврите нет такой формы saded. Есть глагол לְשַׂדֵד , от него есть форма «сидед» שדד ). Где бы ни использовался этот глагол в Ветхом Завете, везде он идет в сельскохозяйственном контексте (Иов 39:10; Исайя 28:24; Hos 10:11) (Говард 1988a).

(6) Возможно, эти два события, нападение объединенных сил месопотамских царей, описанное в Бытие 14, и разрушение городов Долины, описанное в Бытие 19, были существенными влияющими факторами для спада культуры Раннего Бронзового века III в Ханаане.

(7) Первый эпиграфист экспедиции в Эблу, Джованни Петтинато (Giovanni Pettinato), объявил в 1976 году об обнаружении названий Содома, Гоморры и Зоар/Бела на табличках из Эблы. Альфонсо Арчи (Alfonso Archi), следующий эпиграфист в экспедиции в Эблу, решительно опроверг это. Дискуссию см. в Shea 1983: 608–609.

(8) 1450 Исход (1 Царств 6:1; Судей 11:26) + 420, продолжительность пребывания в Египте (Исход 12:40), + 130, возраст Якова, когда он вошел в Египет (Бытие 47:9), + 60, возраст Исаака, когда родился Яков (Бытие 25:26), + 1, беременность Сары от Исаака = 2071 г. до н.э.

(9) Датировка, полученная в результате углеродного анализа (Carbon 14), - конец Раннего Бронзового века III, как в Баб-эд-Дра, так и в Нумерии слишком ранняя. Археологи, ведущие раскопки, ее отвергают (Раст и Шауб 1980: 45–47). Аналогично, датировка по углеродному анализу следующего Раннего Бронзового века IVA 2200 г. до н.э. (Шауб 1993:136) может тоже оказаться слишком ранней.

(10) Конец Раннего Бронзового века III в словаре Anchor Bible Dictionary (Девер (Dever) 1992: 110), дается, как 2350 г. до н.э., New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land – 2200 г. до н.э. (том 4, стр. 1529) (1993), а в The Oxford Encyclopedia of Archaeology in the Near East (том 5, стр. 413) (1997) – 2300 г. до н.э.

(11) Виноград из Содома и Гоморры упоминается во Второзаконии 32:32.

Ссылки

Archi, A. 1997 Ebla Texts. Pp. 87-89 in The Oxford Encyclopedia of Archaeology in the Near East, vol 4, ed. E.M. Meyers. New York: Oxford University Press.

Astour, M. 1992 Zoar. P. 1107 in The Archaeology of Ancient Israel, ed. A. Ben-Tor. New Haven: Yale University Press.

Ben-Tor, A. 1992 The Early Bronze Age. Pp. 81–125 in The Archaeology of Ancient Israel, ed. A. Ben-Tor. New Haven: Yale University Press.

Bietak, M. 1997 The Center of Hyksos Rule: Avaris (Tell el-Dab'a). Pp. 87–139 in The Hyksos: New Historical and Archaeological Perspectives, ed. E. D. Oren. Philadelphia: The University Museum.

Bilkadi, Z. 1984 Bitumen—A History. Aramco World November–December: 2–9.

1994 Bulls From the Sea. Aramco World July–August: 20–31.

Clapp, F.G. 1936a Geology and Bitumens of the Dead Sea Area. Bulletin of Petroleum Geologists 20: 881–909.

1936b The Site of Sodom and Gomorrah. American Journal of Archaeology 40: 323–44.

Coogan, M.D.  1984 Numeira 1981. Bulletin of the American Schools of Oriental Research 255: 75–81.

Dever, W. G. 1992 Palestine, Archaeology of (Bronze Iron Ages). Pp. 109–14 in The Anchor Bible Dictionary, vol. 5, ed. D. N. Freedman. New York: Doubleday.

Donahue, J.  1980 Geology. Pp. 47–52 in Preliminary Report of the 1979 Expedition to the Dead Sea Plain, Jordan, eds. W.E. Rast and R.T. Schaub. Bulletin of the American Schools of Oriental Research 240: 21–61.

1984 Geologic Reconstruction of Numeira. Bulletin of the American Schools of Oriental Research 255: 83–88.

1985 Hydrologic and Topographic Change During and After Early Bronze Occupation at Bab edh-Dhra. Pp. 131–40 in Studies in the History and Archaeology of Jordan 2, ed. A. Hadidi. Amman: Department of Antiquities.

Donner, H.  1992 The Mosaic Map of Madaba. Kampen, Netherlands: Kok Pharaos.

Gentry, P.J.  1999 Personal communication, October 1.

Harris, G.M., and Beardow, A.P.  1995 The Destruction of Sodom and Gomorrah: A Geotechnical Perspective. Quarterly Journal of Engineering Geology 28: 349–62.

Howard, D.M., Jr.   1984 Sodom and Gomorrah Revisited. Journal of the Evangelical Theological Society 27: 385–400.

1988a Siddim, Valley of. Pp. 499–500 in The International Standard Bible Encyclopedia, vol. 4, ed. G.W. Bromily. Grand Rapids MI: Eerdmans.

1988b Zoar. P. 1203 in The International Standard Bible Encyclopedia, vol. 4, ed. G.W. Bromily. Grand Rapids MI: Eerdmans.

Kitchen, K.A.  1991 The Chronology of Ancient Egypt. World Archaeology 23:201–208.

1996 The Historical Chronology of Ancient Egypt, a Current Assessment. Acta Archaeologica 67: 1–13.

McCreery, D.W.  1980 Paleobotany. Pp. 52–53 in Preliminary Report of the 1979 Expedition to the Dead Sea Plain, Jordan, eds. W.E. Rast and R.T. Schaub. Bulletin of the American Schools of Oriental Research 240: 21–61.

1981 Flotation of the Bab edh-Dhra and Numeira Plant Remains. Pp. 165–69 in The Southeastern Dead Sea Plain Expedition: An Interim Report of the 1977 Season, ed. W.E. Rast and R.T. Schaub. Annual of the American Schools of Oriental Research 46, ed. J.A. Callaway. Cambridge MA: American Schools of Oriental Research.

MacDonald, B.  1997 Southern Ghors and Northeast 'Arabah. Pp. 64–66 in The Oxford Encyclopedia of Archaeology in the Near East, vol. 5, ed. E.M. Meyers. New York: Oxford University Press.

Mazar, A.  1990 Archaeology of the Land of the Bible. New York:Doubleday.

Miller, J.M., and Hayes, J.H.  1986 A History of Ancient Israel and Judah. Philadelphia: Westminster.

Mulder, M.J.  1992 Sodom and Gomorrah. Pp. 99–103 in The Anchor Bible Dictionary, vol. 6, ed. D.N. Freedman. New York: Doubleday.

Neev, D., and Emery, K.O.  1995 The Destruction of Sodom, Gomorrah, and Jericho:

Geological, Climatological, and Archaeological Background. New York: Oxford University Press.

Polotis, K.D.  1993 Deir 'Ain 'Abata. Pp. 336–38 in The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land, vol. 1, ed. E. Stem. New York: Simon & Schuster.

Rast, W.E.  1981 Settlement at Numeira. Pp. 35–44 in The Southeastern Dead Sea Plain Expedition: An Interim Report of the 1977 Season, ed. W.E. Rast and R.T. Schaub. Annual of the American Schools of Oriental Research 46, ed. J.A. Callaway. Cambridge MA: American Schools of Oriental Research.

1987a Bab edh-Dhra and the Origin of the Sodom Saga. Pp. 185–201 in Archaeology and Biblical Interpretation, ed. L.G. Perdue, L.E. Tombs and G.L. Johnson. Atlanta: John Knox.

1987b Bronze Age Cities Along the Dead Sea. Archaeology 40: 42–49.

1992 Bab edh-Dhra. Pp. 559–61 in The Anchor Bible Dictionary, vol. 1, ed. D.N. Freedman. New York: Doubleday.

Rast, W.E., and Schaub, R.T.  1974 Survey of the Southeastern Plain of the Dead Sea, 1973. Annual of the Department of Antiquities of Jordan 19: 5–53, 175–85.

1978 A Preliminary Report of Excavations at Bab edh-Dhra', 1975. Pp. 1–32 in The Annual of the American Schools of Oriental Research, vol. 43, ed. D.N. Freedman. Cambridge MA: American Schools of Oriental Research.

1980 Preliminary Report of the 1979 Expedition to the Dead Sea Plain, Jordan. Bulletin of the American Schools of Oriental Research 240: 21–61.

Schaub, R.T. 1992 Safi. Pp. 895–96 in The Anchor Bible Dictionary, vol. 5, ed. D.N. Freedman. New York: Doubleday.

1993 Bab edh-Dhra. Pp. 130–36 in The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land, vol. 1, ed. E. Stem. New York: Simon & Schuster.

1997a Bab edh-Dhra. Pp. 248–51 in The Oxford Encyclopedia of Archaeology in the Near East, vol. 1, ed. E.M. Meyers. New York: Oxford University Press.

1997b Southeast Dead Sea Plain. Pp. 62–64 in The Oxford Encyclopedia of Archaeology in the Near East, vol. 5, ed. E.M. Meyers. New York: Oxford University Press.

Schaub, R.T., and Rast, W.E.  1984 Preliminary Report of the 1981 Expedition to the Dead Sea Plain, Jordan. Bulletin of the American Schools of Oriental Research 254: 35–60.

1989 Bab edh-Dhra: Excavations in the Cemetery, Directed by Paul W. Lapp (1965–1967). Reports of the Expedition to the Dead Sea Plains, Jordan, 1. Winona Lake IN: Eisenbrauns.

Shea, W.S.  1983 Two Palestinian Segments From the Eblaite Geographical Atlas. Pp. 589–612 in The Word of the Lord Shall Go Forth, ed. C.L. Meyers and M. O'Connor. Winona Lake IN: Eisenbrauns.

1988 Numeira. Archaeology and Biblical Research 1:12–23.

deVries, B.  1991 Archaeology in Jordan. American Journal of Archaeology 95:253–80.

Wood, B.G.  1974 Have Sodom and Gomorrah Been Found? Bible and Spade 3: 65–89.

1977 Sodom and Gomorrah Update. Bible and Spade 6:24–30.

1978 Specialists Help Reconstruct Life in the Cities of the Plain. Bible and Spade 7: 91–95.

1980 Results of the 1979 Season at Sodom and Gomorrah. Bible and Spade 9: 111–18.

1983 Sodom and Gomorrah Update. Bible and Spade 12:22–33.

1992 Kiln. Pp. 38–39 in The Anchor Bible Dictionary, vol. 4, ed. D.N. Freedman. New York: Doubleday.

библияраскопкиверсииСодомГоморра 

24.11.2009, 19454 просмотра.

Читать дальше:
1 2



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

12.10.2007 07:50:00

Дренажный тоннель спасал жителей древнего Иерусалима

Конец периода Второго Храма был одним из самых трагичных эпизодов истории Иерусалима. В то время (60-е годы нашей эры) жители города решили освободиться от гнёта Римской империи — началось восстание, известное как Иудейская война. Силы оказались неравными, и под натиском римлян город пал, а многие тысячи его жителей были убиты и захвачены в плен. Сейчас об этом известно немало, однако недавно открылись новые подробности того времени.

ИзраильИерусалимраскопки 

06.06.2012 16:22:19

Библейская археология и Хирбет Кейяфа

Был на экскурсии Миши Фрейкмана на Хирбет Кейяфа. Эта экскурсия очень отличалась от всех экскурсий на которых приходилось мне бывать раньше.

Во-первых, Миша - очень интересный и правильный человек. Он сам на Хирбет Кейяфа копает, он настоящий ученый - там, где экскурсовод, цель которого заинтересовать, рассказал бы о каких-то выводах, Миша осторожничал - практически не выдавал интерпретаций, а если и выдавал, сопровождал пояснениями, что возможны и другие выводы. На меня это произвело очень большое впечатление. 

Во- вторых, то, что мы видели - реально передний край современной библейской археологии.

 Павел Бернштам

ИзраильраскопкиэкскурсияХирбет-Кейяфаархеология 

04.02.2009 10:28:14

Царь Ирод. Дальновидный строитель Святой земли

В восьми милях к югу от Иерусалима, где последние низкорослые оливы и каменистые кукурузные поля растворяются в голых бесплодных землях Иудейской пустыни, резко выделяется холм в виде острого конуса со срезанной вершиной, как небольшой вулкан. Это Иродион - одно из великих архитектурных сооружений Ирода Великого, царя Иудеи, который на месте небольшого холма воздвиг прекрасный памятник из белоснежного камня и окружил его великолепными дворцами, журчащими бассейнами и террасными садами. Хитроумный и щедрый правитель, блестящий военачальник и один из наиболее впечатляющих и энергичных строителей в древнем мире, Ирод вел свое царство к новому процветанию и мощи.

Том Мюллер (Tom Mueller)

археологияИродионраскопкиИудеяИродианы 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

23.09.2009 12:07:08

Немецкие археологи раскопали неразграбленную могилу древнего сирийского царя

Германские археологи сообщили о сенсационной находке в сирийском городе Катна. Они раскопали остатки древнего королевского дворца и погребения, наполненные костями и драгоценностями, возраст которых, по некоторым оценкам, превышает 3.500 лет.

раскопкинаходкиСирия 

07.08.2008 09:19:33

В Ливане найдено захоронение ханаанского воина

Группа исследователей Британского музея обнаружила скелет ханаанского воина, чей возраст датируется 1.800 годом до н.э. Находка сделана в южной части Ливана, в районе портового города Сидон.

Клод Сераль, который руководит раскопками в Сидоне (Сайде) в последние десять лет, говорит, скелет был найден в прекрасном состоянии, в одной руке воин держал копье. Кроме того, в захоронении обнаружены малые предметы гончарной работы, старейшей в своем роде на территории Ливана.

 

Ливаннаходкираскопки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2021 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100