История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Обнаружение городов греха – Содома и Гоморры

 Bryant G. Wood

Перевод © JUDAEA.RU - 2009 г.

Эта статья впервые была опубликована в летнем выпуске Bible and Spade. В 1999 г.

Названия Содом и Гоморра (1) стали в современном обществе нарицательными. Особо мерзкое место называют «содомом с гоморрой». Пасторами иногда произносятся «огонь и сера». Есть официальный термин содомия для неестественного полового акта. Конечно, эти аллюзии идут из библейского изложения событий, произошедших во времена Авраама в кн. Бытия.

Но существовали ли когда-нибудь эти места и будут ли они найдены? Большая часть ученых полагает, что нет. В статье в словаре Anchor Bible Dictionary о Содоме и Гоморре М. Дж. Мулдер (M.J. Mulder) сделал вывод, что это были «…два легендарных города древнего Израиля неподалеку от Мертвого моря… это весьма сомнительно, если не невероятно, что исчезнувшие города Пентаполиса (Pentapolis, Пятиградье) когда-либо будут обнаружены (1992: 99, 102).»

В учебнике по истории Израиля и Иудеи Миллер и Хайес (Miller and Hayes) пишут: «История Содома и Гоморры отражает еще один сюжет, известный из внебиблейских источников, когда божественные существа посещают город, чтобы проверить гостеприимность его жителей и в итоге разрушают негостеприимный город. Можно сопоставить это с греческим мифом о Филемоне и Бавкиде. Наличие таких традиционных мотивов в библейском повествовании увеличивает вероятность того, что, по крайней мере, некоторые из них в чистом виде плод выдумки рассказчика, что, разумеется, ставит серьезный вопрос о полезности их для исторической реконструкции» (1986:60).

В поисках городов

Содом и Гоморра были двумя из пяти городов, упомянутых в Писании, как города Долины (Cities of the Plain) - Содомское пятиградие (Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор). Из упоминаний о «долине Иордана» (Бытие 13:10), «Долина Сиддима (Соленого моря)» (Бытие 14:3) и Авраама, смотревшего вниз на города Долины в районе Хеврона (Бытие 19:28), становится ясно, что города находились неподалеку от Мертвого моря. Поскольку горы близко подступают к берегу с востока и с запада, города должны были находиться либо южнее, либо севернее Мертвого моря. Разные комментаторы на протяжении веков строили догадки о расположении как к югу, так и к северу (Мулдер 1992: 101 102). Однако, упоминание «смоляных ям» ("bitumen pits") в Бытии 14:10, говорит в пользу южного расположения (Говард 1984). Смола (естественный нефтяной продукт, похожий на битум) была в больших количествах обнаружена в обмелевшем южном бассейне Мертвого моря (Билкади (Bilkadi) 1984; 1994; Клапп (Clapp) 1936a: 901–902; 1936b: 341–342).

Одна популярная теория, повторяемая и сегодня, состоит в том, что города Долины, которые уже невозможно увидеть, были расположены в долине южнее Мертвого моря и позднее покрыты водой южного бассейна. В последние годы уровень Мертвого моря заметно понизился, из-за чего южный бассейн высох (2). Активная разработка и деятельность в этом регионе привели к тому, что не осталось свидетельств о существовании там древних поселений. (Раст (Rast) 1987a: 193).

До 1973 года не было обнаружено четких археологических свидетельств о расположении городов Долины. В то время археологические исследования юго-восточной части Мертвого моря проводились Уолтером Растом и Томасом Шаубом (Walter Rast and Thomas Schaub) вместе с работами в Баб-эд-Дра (Bab edh-Dhra), площадке Раннего Бронзового века (примерно 3300-2000 до н.э.) в восточной части Лизанского полуострова (Lisan peninsula) (3). Раст и Шауб обнаружили четыре дополнительных поселения к югу от Баб-эд-Дра, которые, как они предположили, могли иметь отношение к городам Долины из Ветхого Завета (Раст и Шауб 1974). Последующие раскопки в Нумерии (Numeira), расположенной в 13 км (8 милях) к югу от Баб-эд-Дра, подтвердили их близкое родство с Баб-эд-Дра. Однако, дальнейшие работы в трех других раскопах – Сафи (Safi), Фейфа (Feifa) и Ханазир (Khanazir) – не были столь результативными.

Раскопки в Сафи, Фейфе и Ханазире

Когда Раст и Шауб посетили эс-Сафи в 1973 году, то обнаружили крупное кладбище Раннего Бронзового века. К востоку от кладбища они нашли остатки стен и черепки Раннего Бронзового века, указывающие расположение поселения (1974: 911). К сожалению, в последующие годы на месте раскопа были построены дома и «следующие посещения не смогли подтвердить наличие бывшего города [Раннего Бронзового века]» (Шауб 1992: 895). Раскопки в Фейфе и Ханазире проводились менее месяца – с 16 декабря 1989 года по 13 января 1990 года. Огромное кладбище Раннего Бронзового века было обнаружено в Фейфе Растом и Шаубом в 1973 году. Также было обнаружено укрепленное место (1974: 11–12). По результатам раскопок это место оказалось крепостью Железного века II (восьмой век до н.э.), построенной частично на месте кладбища Раннего Бронзового века (де Врие (de Vries) 1991: 262; Макдональд (MacDonald) 1997: 65). В Ханазире стены, обнаруженные Растом и Шаубом в 1973 году (1974: 12–14), были на самом деле прямоугольным строением, обозначенным могильными колодцами Раннего Бронзового века IV (де Врие 1991: 262; Раст 1992: 560; Макдональд 1997: 65; Шауб 1997b: 62).

Несмотря на то, что расположение трех из городов Долины остается непонятным, получено четкое свидетельство того, что два наиболее важных, Содом и Гоморра, были обнаружены.

Карта территории к югу от Мертвого моря, где показаны предполагаемые места расположения библейских городов Долины
Карта территории к югу от Мертвого моря, где показаны предполагаемые места расположения библейских городов Долины

Идентификация мест

Баб-эд-Дра и Нумерия являются единственными известными обитаемыми городами в районе Мертвого моря в период примерно между 3300 г. и 900 г. до н.э. Кроме того, Баб-эд-Дра – крупнейшее поселений доэллинистического периода в этих местах (Раст 1987b: 46). Заключение о том, что эти поселения связаны с городами Долины, неизбежно (Раст 1987a: 190–94; 1992: 561).

Определение соответствия между местами археологических раскопок и названиями мест из Библии мы начали с Зоара (Zoar). Поскольку Лот бежал в Зоар, чтобы спастись от катастрофы (Бытие 19:21–23), город избежал суда Г-споднего. Из более поздних упоминаний о Зоаре в пророчествах против Моава (Исайя 15:5; Иеремия 48:34) известно, что город продолжил существовать. Он далее упоминается в различных древних источниках от эллинистического периода до Средних веков (Шауб 1997b: 63; Астур (Astour) 1992; Говард 1988b) (4). Наиболее важным источником является карта Медвы (Madaba map) – мозаичная карта на полу церкви в Медве, в Иордании, на которой изображена Палестина шестого века.

Баб-эд-Дра – вид на восток вдоль южной стены. Обратите внимание на близость гор на заднем плане. Ангелы сказали Лоту: «Спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть!» (Бытие 19:17).

 

Баб-эд-Дра - городище и кладбища. Хотя северная стена утрачена в результате эрозии, предполагается, что площадь укрепленной территории была 9-10 акров. Была застройка к востоку, югу и западу от городских стен. Основным местом захоронений на протяжении более чем тысячелетней истории города была Кладбище А (Cemetery A) на юго-западе.Зоар показан на юго-восточном берегу Мертвого моря, немного южнее реки Заред (Вади Хеса) (Zared River (Wadi Hesa)) (Доннер (Donner) 1992: 42, No. 18). Это помещает Зоар поблизости от современного Сафи (Safi), хотя точное местоположение в настоящее время неизвестно (Шауб 1997b: 63–64)

Библия гласит, что Лот и его дочери жили в пещере в горах неподалеку от Зоара (Бытие 19:30). На горном хребте восточнее Зоара карта Медвы изображает Церковь Св. Лота, церковь, построенную в память Лота. Х. Доннер и Е.А. Кнауф обнаружили остатки церкви в 1983 году (Доннер 1992: 42), хотя Макдональд объявил, что нашел это место в 1986 году (Политис (Politis) 1993: 338). Церковь, построенная напротив пещеры, в которой, как предполагается, жил Лот с дочерьми, расположена в 7 км (4 милях) северо-восточнее Сафи на северном склоне Вади Хеса. Наиболее раннее свидетельство обитаемости этого места относится к Раннему Бронзовому веку. Поскольку четыре прочих города всегда упоминаются парами – Содом и Гоморра, Адма (Admah) и Севоим (Zeboiim) – логично предположить, что Содом располагался рядом с Гоморрой, а Адма – рядом с Севоимом. Тогда Баб-д-Дра и Нумерия должны быть идентифицированы как одна из этих пар, но какая именно?

Обратившись к поселению севернее Сафи, Нумерии, можно выявить лингвистическую связь с одним из городов Долины. Существует множество примеров, как древние названия сохраняются в современных арабских названиях мест. Согласные буквы названия Гоморра – Айин-М-Р и согласные названия Нумерия – Н-М-Р. Древнее и современное названия совпадают, за исключением первой буквы. Начальные гортанные, как Айин в Айин-М-Р повсеместно терялись или трансформировались со временем или при переходе в другие языки и диалекты. В этом случае, возможно, имела место назалдизация, то есть Айин из ивритского Айин-М-Р стал Н в арабском Н-М-Р. (Ши (Shea) 1988: 17).

Иерихон (Jericho), будучи на высоте 220 м (7200 футов) ниже уровня моря, назывался самым низко расположенным городом в мире. Баб-эд-Дра находится примерно на той же высоте. Титул наиболее низко расположенного города в мире, однако, должен перейти теперь к Нумерии, поскольку та расположена на высоте 280-290 м (920-950 футов) ниже уровня моря.

Поселение к северу от Нумерии, Баб-эд-Дра, должно быть Содомом. Поскольку Баб-эд-Дра является развалинами наиболее крупного древнего города в регионе, разумно идентифицировать его как Содом, наиболее известный из городов Долины. Он был населен с Раннего Бронзового века в течение более 1000 лет.

Свидетельства

Общие положения

Геологические исследования доказали, что уровень Мертвого моря был на нижней отметке во время Раннего Бронзового века (Неев (Neev) и Эмери (Emery) 1995: 62), и, таким образом, пустой бассейн, или «равнина» юга Мертвого моря должна была быть сухой и, вероятно, обработанной (5). Расположение поселений Раннего Бронзового века вдоль восточного края долины соответствует библейскому описанию этих городов как городов, располагавшихся в долине (being of the plain). «Города Долины» - грамматическая конструкция в иврите, которая значит, что слово «города» имеют близкую связь со словом «долина». Города были не В долине или НА долине. Для этого случая была бы использована другая конструкция. Точнее, города «принадлежали» долине (the cities were "of" the plain) – у них была четкая ассоциация или связь. Несомненно они зависели от долины в смысле средств существования.

Палеография

Первое описание городов Долины в Библии появляется в связи с Лотом, когда тот отделился от Авраама в Бытие 13:10–13. Там про долину написано, что та «орошалась водою» до Зоара (Бытие 13:10). Слова כֻלָּהּ מַשְׁקֶה переведены с иврита как «орошалась водою» ("well watered"). כֻלָּהּ (кулА)– вся она, מַשְׁקֶה (машкЭ), прошедшее время от глагола לְהַשקוֹת (леhашкот) (поить или поливать, орошать). Значение «кулА машкЭ» тогда – (она) полностью полита. Палеоботаничекие исследования показали, что в Баб-эд-Дра и Нумерии выращивали множество разнообразных растений. Преимущественно это был ячмень, пшеница, виноград, фиги, чечевица и лен. Менее часто встречались нут (турецкий горох), горох, кормовые бобы, финики и оливки (МакКрири (McCreery) 1980:52). Некоторые из этих растений могли выращиваться только при использовании ирригации:

«Нет никаких сомнений, что земледелие было важным компонентом экономики городов региона, а ирригация была ключевым элементом земледелия.» (МакКрири 168; cf p. 167, 1980: 52).

Городские ворота в Баб-эд-Дра. Расположенные в северо-восточной части города, они использовались в конце его жизни. Ангелы встретили Лота в городских воротах (Бытие 19:1–3). Стрелка указывает направление входа

Похоже, что каждый из пяти городов Долины контролировал воду из основных источников, которые втекали в долину с востока.

Укрепления

Когда два ангела пришли в Содом, чтобы предупредить Лота о неизбежном, они обнаружили его сидящим в воротах города (Бытие 19:1). Это говорит о том, что Содом был укреплен. Баб-эд-Дра, что значит «ворота власти», обладал внушительными укреплениями. Городская стена, окружающая территорию в 9-10 акров, была серьезной – 7 м (23 фута) шириной, сложена из каменных и земляных блоков (Шауб 1993: 134). Также обнаружено свидетельство того, что поселение также существовало и вне стен. Общее количество жителей Баб-эд-Дра к моменту окончания его существования было от 600 до 1200 человек (Раст 1987b: 47; 1992: 560; Шауб 1993: 134). Внутри стен находилось святилище на возвышении на юго-западном краю города, жилая и производственная зоны и ворота в северо-восточной части.

Ворота состояли из двух башен по бокам с массивными каменными и деревянными основаниями. Они были примерно 4 м (13 футов) в ширину и 10 м (33 фута) в длину с 3-4 метровым (10-13 футов) проходом посередине. Когда Лот увидел ангелов « встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли» (Бытие 19:1). Затем он пригласил их к себе в дом. Дома в Баб-эд-Дра были типичными домами Раннего Бронзового века «broad room». Они были прямоугольными, примерно 5 м (16 футов) в длину и 2-3 м (7-10 футов) в ширину со входом на одной из длинных сторон (Раст 1987b: 46).

В Нумерии, городе меньшем, чем Баб-эд-Дра, найденная городская стена была около 4 м (13 футов) шириной. Внутри были дома очень похожие на дома в Баб-эд-Дра. Вероятно, жители Нумерии хоронили своих умерших на огромном кладбище Баб-эд-Дра, поскольку в Нумерии кладбище найдено не было. В поддержку этой гипотезы говорит тот факт, что керамика из Нумерии была найдена в захоронениях в Баб-эд-Дра. (Раст 1987b: 47).

Баб-эд-Дра – вид на север вдоль западной стены, у западных ворот видны раскопки. Ворота были главными на протяжении большей части истории города, что обеспечивало удобный выход к полям с посевами на равнине, расположенной ниже. Примерно за 25 лет до окончательного разрушения Баб-эд-Дра подвергся нападению, которое заставило жителей целенаправленно замуровать западные ворота и построить новые на северо-востоке. Эта могло быть связано с коалицией месопотамских царей, которая описана в Бытие 14.

Два разрушения

Библия рассказывает, что не одно, а два разрушительных события произошли в последние дни Содома и Гоморры. В Бытие 14 описана атака коалиции четырех месопотамских царей на города Долины. Битва завязалась в долине Сидима (Содома), вероятно, на северном ее краю. Преследуя войска городов Долины, «…[Победители] взяли все имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли. И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли.» (Бытие 14:11).

Далее, в Бытие 19, есть описание окончательного разрушения за грехи. «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли. « (Бытие 19:24-25) 

План раскопок в Нумерии. На юге расположена четырехметровая (13 футов) городская стена, к которой примыкает открытое пространство. Севернее стены – жилая часть, где группы домов разделены улицей, идущей в направлении восток-запад. Внутренняя часть была покрыта толстым слоем пепла от огненной бури, которая полностью разрушила город.

Из хронологических данных, приведенных в Бытии можно уточнить временной промежуток между разграблением Содома и Гоморры царями Месопотамии и окончательным разрушением этих городов. Нападение объединенных месопотамских войск происходит между тем моментом, когда Авраам оставил Харан, когда ему было 75 лет (12:4) и зачатием Ишмаэля (lshmael), когда Аврааму было 85 (16:3). Так как Содом и Гоморра были разрушены примерно одновременно с обрезанием (Ишмаэля, когда Аврааму было 99 лет (17:1, 21:5), разграбление Содома и Гоморры царями Месопотамии имело место в период от 14 до 24 лет до окончательного разрушения. Это свидетельство применимо как для разрушения Баб-эд-Дра, так и Нумерии (6)

Раскопки в районе Нумерии, как они выглядели в последующий сезон 1977 года.

Будучи заселенными менее, чем век, руины в Нумерии сохранились лучше, чем в Баб-эд-Дра. Ткани, нитка, веревка, семена и даже гроздь винограда удивительно хорошо сохранились. Каждая комната была заполнена пеплом и обгоревшими остатками после ужасной огненной бури, которая охватила город.

Свидетельство разрушения Баб-эд-Дра

Большую часть «жизни» Баб-эд-Дра основной вход в город был расположен в западной части, что предоставляло доступ на лежащую ниже равнину. В последние 100 лет, когда город был населен, западная стена и пространство около ворот подверглись значительному разрушению (Шауб и Раст 1984: 46; Раст 1987b: 47; Шауб 1997a: 249). Это привело к тому, что жители целенаправленно замуровали западные ворота и построили новые на северо-востоке (Шауб и Раст 1984: 46; Шауб 1993: 134). Новые ворота были найдены на уровне обгоревших обломков, образовавшихся после катастрофы. (Раст и Шауб 1980: 28; Раст 1981a: 20).

Чуть позже, ближе к периоду Раннего Бронзового века III, укрепленный город Баб-эд-Дра встретил свой огненный финал. Несмотря на то, что город сильно выветрен, в разных местах сохранилось достаточно свидетельств масштабов бедствия. Северо-восточные ворота были разрушены огнем, на что указывает уголь, упавшие и разбитые кирпичи и участки, покрытые пеплом (Раст 1981: 21). Была массивная груда кирпичей из глины на западном краю, что предполагает сильное разрушение этой части города (Раст 1981: 31). В тот момент, предположительно, после пожара, городская стена упала, и конструкция из глиняных кирпичей на кладбище рухнула (Раст 1992: 560). Множество участков в городе было засыпано камнями и булыжниками городских стен, которые были разбиты и сползли вниз по склону. (Донахью (Donahue) 1980: 51; 1985:136).

После разрушения Баб-эд-Дра был населен в Раннем Бронзовом веке в IV периоде, но почти исключительно снаружи разрушенного укрепленного города Раннего Бронзового века III. После этого краткого периода существования поселения вне стен это место было надолго заброшено.

Две жертвы разрушения Нумерии. Эти два скелета были обнаружены лежащими после пожара, который разрушил город, в обгорелых обломках рядом с восточной башней. Они были погребены под рухнувшими камнями башни

Свидетельство разрушения Нумерии

В Нумерии, городище которой сохранилось лучше, чем в Баб-эд-Дра, свидетельства еще более драматичны. В отличие от Баб-эд-Дра развалины этого города не пострадали от эрозии. Также в отличие от Баб-эд-Дра Нумерия была заселена на протяжении менее, чем 100 лет (Раст 1981b: 42; Раст и Шауб 1980: 43). В восточной части Нумерии есть большая башня шириной 7,4 м ( 24 фута) и, по меньшей мере, 10 м (33 фута) длиной (Куган (Coogan) 1984: 80). Она была построена поверх того, что осталось после пожара от прежней постройки.

Самые ранние постройки были уничтожены огнем; стены и комнаты, которые обрушились на обгоревшие обломки значительного количества глиняных кирпичей, множества больших деревянных балок и обуглившейся травы и тростника, все еще связанных веревками, которые соединяли их на крыше. В населенной части Комнаты V (NE 10/2 Locus 5) был скелет взрослого мужчины, который погиб во время разрушения самого раннего поселения (Куган 1984: 79).

Похожее доказательство найдено в Комнате 4 прямо внутри южной стены. Ниже на 20-30 см (8-12 дюймов), чем последний культурный слой, был более ранний слой с фрагментами человеческих костей (Раст и Шауб 1980:44). Так же, как и Баб-эд-Дра, Нумерия была полностью разрушена в конце Раннего Бронзового века III. Тип керамики на полу домов подтверждает, что городу пришел конец в то же время, что и Баб-эд-Дра (Раст и Шауб 1980: 45). Толстый слой сгоревших обломков был обнаружен практически во всех местах, которые были раскопаны (Раст 1981b: 41; 1987b: 47). Майкл Куган, один из тех, кто проводил раскопки в Нумерии, описал, с чем столкнулись археологи:

«Под верхним слоем почвы (пустынная почва) и естественным образом нанесенным ветром песком вся площадь была покрыта пеплом обломков окончательного разрушения города глубиной до 0,4 м. Пепел содержал фрагменты деревянных балок, которые поддерживали крыши жилищ и лежали прямо поверх последнего культурного слоя в каждой комнате, «запечатывая» то, что оказалось под ними.

Часто поверх пепла были обломки кирпича, которые оказались там в результате обрушения строений после последнего разрушительного пожара (1984: 76).

На внутренней стороне башни было обнаружено еще более удивительное свидетельство трагедии, произошедшей в Нумерии.

Поверх последнего слоя был толстый (0,5-0,1 м) слой обгоревших обломков, среди которых были найдены скелеты двух взрослых мужчин, погибших во время окончательного разрушения города. Поверх них были кирпичные обломки и насыпь из камней (Куган 1984:80).»

В комнате 4 прямо внутри южной стены были фрагменты человеческих костей над и в последней поверхности (Раст и Шауб 1980: 44). Нумерии пришел конец, и она никогда больше не была населена.

Можно оценить временной интервал между более ранним и окончательным разрушениями Нумерии. Прилегающая к внутренней (западной) поверхности башни территория использовалась в качестве площадки для деятельности вне помещения. Более 20 перемежающихся слоев мусора и обугленного материала были обнаружены между наиболее ранним культурным слоем и слоем окончательного разрушения. Природа слоев предполагает сезонную деятельность (Куган 1984:80). Таким образом, можно оценить временной интервал между разрушениями, как немногим более 20 лет, что согласуется с временными рамками из Библии (от 14 до 24 лет) между событиями Бытия 14 и 19 (Ши (Shea) 1988: 18–19).

Торговля с Сирией

В 1975 году в Тель Мадрихе (Tell Mardikh), древней Эбле (Ebla), в северной Сирии (Арчи (Archi) 1997) был обнаружен крупный архив глиняных табличек, датируемых 2400-2350 г.г. до н.э.. Одна из табличек – географический атлас, насчитывающий 289 названий мест. Анализ 2 сегментов списка Вильяма Ши (William Shea) показывает, что они являются местами в Палестине, вероятно, местами, которые посетили торговцы из Эблы (Ши 1983). Второй сегмент, площадки 188-219, прослеживает путь из Сирии на юг через центральную гористую Цисиорданию (Cisjordan) вдоль западного берега Мертвого моря, на юг низины Мертвого моря (Dead Sea Plain), а затем на север вдоль восточной стороны низины Мертвого моря. На территории, соответствующей восточной стороне низины Мертвого моря, есть два поименованных места – номер 210, Адма (Admah), и номер 211, Содом. Если прочтение Ши правильно, то это является подтвержденным упоминанеим городов Долины вне Библии (7). Но почему три других города – Гоморра, Зоар и Севоим – не упомянуты? Возможно, раскопки в Нумерии смогут пролит свет на этот вопрос. Эти раскопки обнаружили, что Нумерия (= Гоморра) существовала только короткий период времени – менее 100 лет. Похоже, что атлас Эблы был составлен раньше обнаружения Нумерии. То же самое могло произойти с Зоаром и Севоимом. Были свидетельства из Баб-эд-Дра, подтверждающие этот предполагаемый контакт.

Среди предметов культуры, которые отражают контакты с чужаками… большая часть – включая архитектурные признаки, оттиски цилиндрических печатей, ювелирные изделия, формы глиняных сосудов и вырезанную голову быка – указывает на сирийское, если не месопотамское, влияние (Шауб 1993: 135).

Путь, отмеченный в географическом атласе Эблы. Точка номер 210 – Адма, 211 – Содом, единственное упоминание городов Долины вне Библии.

библияраскопкиверсииСодомГоморра 

24.11.2009, 16302 просмотра.

Читать дальше:
1 2



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

31.03.2009 22:08:37

Древний акведук соединил города под землёй

Римляне прославились не только военными походами. Они были неплохими инженерами. Чего только стоят их изящные акведуки, взмывающие каменными арками в воздух. Немало таких сооружений сохранилось до наших дней. Однако самый необычный акведук римляне построили на глубине в десятки метров под землёй. "Тайный" суперводопровод, протянувшийся из современной Сирии в Иорданию едва ли не на пару сотен километров, обнаружили немецкие учёные.

туннельРимАдрианакведукИорданияраскопкинаходки 

04.02.2009 10:28:14

Царь Ирод. Дальновидный строитель Святой земли

В восьми милях к югу от Иерусалима, где последние низкорослые оливы и каменистые кукурузные поля растворяются в голых бесплодных землях Иудейской пустыни, резко выделяется холм в виде острого конуса со срезанной вершиной, как небольшой вулкан. Это Иродион - одно из великих архитектурных сооружений Ирода Великого, царя Иудеи, который на месте небольшого холма воздвиг прекрасный памятник из белоснежного камня и окружил его великолепными дворцами, журчащими бассейнами и террасными садами. Хитроумный и щедрый правитель, блестящий военачальник и один из наиболее впечатляющих и энергичных строителей в древнем мире, Ирод вел свое царство к новому процветанию и мощи.

Том Мюллер (Tom Mueller)

археологияИродионраскопкиИудеяИродианы 

17.04.2012 22:44:08

На последней неделе

В первый день страстной недели христиане вспоминают о событиях, произошедших с Иисусом из Назарета во время его последнего пребывания в Иерусалиме. Я предлагаю вашему вниманию одну из возможных версий развития этих событий. Она сложилась у меня на основании анализа текстов Ветхого и Нового Заветов, а также некоторых исторических трудов и художественных произведений. Не судите слишком строго: я всего лишь попытался представить, что могло произойти с человеком, которого звали Иисус из Назарета в Иерусалиме почти две тысячи лет назад в дни еврейского праздника Песах.

Юрий Полторак

ИерусалимПасхаИисусбиблияПонтий Пилатверсии 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

01.08.2008 15:02:08

Найдена печать с именем Гедалияху

«И услышали Сафатия, сын Матфана, и Годолия, сын Пасхора, и Юхал, сын Селемии, и Пасхор, сын Малхии, слова, которые Иеремия произнес ко всему народу, говоря: так говорит Господь: кто останется в этом городе, умрет от меча, голода и моровой язвы; а кто выйдет к Халдеям, будет жив, и душа его будет ему вместо добычи, и он останется жив. Так говорит Господь: непременно предан будет город сей в руки войска царя Вавилонского, и он возьмет его… «

Имя одного из обвинителей Иеремии, Годолии, сына Пасхора (Gedaliah сын Pashur), стоит на маленькой булле, которая была недавно обнаружена приблизительно в 200 метрах к югу от Храмовой горы. Доктор Эйлат Мазар, один из ведущих археологов Израиля, нашла буллу в этом году в безупречном состоянии во время влажного просеивания материала, поднятого в результате раскопок под башней в северном конце Города Давида.

ИзраильИерусалимГород Давидараскопкинаходкипечатибиблия 

26.07.2010 22:10:13

В Израиле найдены фрагменты свода законов Хаммурапи

Археологи Израиля сделали важнейшее научное открытие. Археологи Еврейского Университета Иерусалима во время раскопок в районе Хацор, на севере страны, обнаружили фрагменты знаменитого свода законов царя древней Вавилонии Хаммурапи. Документ написан на аккадском языке – одном из древних семитских языков.

Израильнаходки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2018 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100