История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Новое прочтение остракона из Хирбет-Кейафы

Профессор Гершон Галили с кафедры Библейских исследований Хайфского университета дал свою расшифровку надписи, датированной 10 веком до н.э. (период правления царя Давида). Это древнейшая известная ученым надпись на иврите. Его расшифровка позволяет утверждать, что, по крайней мере, некоторые части Священного писания были записаны на несколько столетий ранее, чем считалось до сих пор, и Израильское царство уже существовало в то время.

Сама надпись была сделана на трапезоидном черепке размером 15 х16,5 см, обнаруженном полтора года тому назад во время раскопок, которые проводил профессор Йосеф Гафинкель в Хирбет Кейафа в долине Эла (Эмек Ха-Эла). Надпись датирована 10 веком до н.э., периодом правления царя Давида, но не было уверенности, что она сделана именно на иврите.

Прорисовка надписи на остраконе из Хирбет Кейафы

Расшифровка древней надписи, сделанная профессором Галили, доказывает, что это был иврит. Она основывается на использовании глаголов, характерных для иврита, а содержание характерно именно для еврейской культуры, а не заимствовано у других культур региона. «Этот текст является социальной декларацией, касающейся рабов, вдов и сирот. Он использует глаголы, характерные для иврита, такие как «аса» (сделал) и «авад» (работал), которые чрезвычайно редко используются в других местных языках. Само содержание также незнакомо всем культурам региона, за исключением еврейского общества. Данная надпись указывает на социальные элементы, идентичные тем, которые находятся в библейских пророчествах, и очень сильно отличаются от пророчеств, написанных другими культурами, которые прославляют богов и заботятся об их физических потребностях», - объяснят профессор Галили.

Он подчеркивает, что с получением расшифровки, эта надпись станет самой ранней надписью на иврите, а это свидетельствует, что у евреев существовала развитая письменность на иврите уже в 10 веке до н.э. Это противоречит существующим научным данным о датировке составления ТАНАХа, которые не признают возможности написания священных текстов в столь ранний период.

Профессор Галили также отмечает, что надпись была обнаружена в провинциальном городе в Иудее. Он объясняет, что если были писцы на периферии, то можно с уверенностью предположить, что в центральном районе и в Иерусалиме были еще более профессиональные писцы. «Сейчас можно говорить, что весьма вероятно, что в 10 веке до н. э., во время правления царя Давида, в Израиле были писцы, способные писать литературные тексты и такие сложные историографии как книги Судей и Шмуэль». Он добавляет, что сложность текста, обнаруженного в Хирбет Кейафе, наряду с мощными фортификационными сооружениями, обнаруженными при раскопках, опровергает утверждения, что Израильское царство в этот период не существовало.

Содержание текста выражает социальную чувствительность к хрупкой позиции слабых слоев общества. Надпись свидетельствует о наличии чужеземцев в израильском обществе уже в тот древний период, и призывает оказывать им помощь. Она призывает заботиться о вдовах и сиротах, и участвовать в этом должен царь, который в те времена нес ответственность за преодоление социального неравенства. Эта надпись соответствует по содержанию танахическим текстам (Исаия 1:17Б Псалмы 72:3, Исход 23:3 и другие), но совершенно ясно, что она не была скопирована с какого-либо танахического текста.

Расшифрованный текст:

1. Ты не будешь делать (этого), но поклоняться Б-гу.

2. Суди (справедливо) раба и вдову, Суди (справедливо) сироту.

3. И пришельца. Заступайся за младенца, заступайся за бедняка и

4. Вдову. Восстанови (благосостояние) бедняка рукой царя.

5. Защити бедняка и раба, помоги пришельцу.

 

О  раскопках в Хирбет-Кейафе

Сообщение и фото найденного остракона с надписью

надписипалеоивритрасшифровкаХирбет-Кейяфаверсии 

08.01.2010, 5329 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

20.08.2010 15:29:39

Откровение Гавриила

Предлагаем вашему вниманию  версию того, что имел в виду автор текста, написанного на  стеле, известной  как  каменная Кумранская рукопись. Автор версии Рами Юдовин.

надписиверсиибиблия 

08.07.2010 22:12:43

Храмовая гора

Храмовая гора, ар а-баит, гора Мория. Здесь Авраам по велению всевышнего собирался провести жертвоприношение своего сына Ицхака, но в последний момент Ицхак был заменен на барашка. Здесь царь Соломон построил Первый храм для богослужения. И здесь же, вернувшиеся из вавилонского плена, отстроили Второй храм на развалинах первого. Здесь Ирод Великий, предварительно существенно увеличив поверхность горы, отстроил самое великолепное сооружение того периода. Настолько великолепное, что блеск и слава его не угасает и сейчас. Здесь Иисус из Назарета читал свои проповеди. Здесь Магомет из Мекки поднимался на небо за заповедями.

Нет второго такого места на всей земле, где бы за многие тысячелетия так переплелись в один клубок традиции и религии, история и политика. Клубок настолько запутанный, что распутать его под силу только Мессии, который обязательно скоро придет. Так что ждем-с.

А сейчас просто поднимемся на Храмовую гору и прогуляемся по ней. 

Натали Палант

ИерусалимбиблияхристианствоверсииХрамиудаизмпрогулкаэкскурсия 

13.01.2009 18:09:25

Хирбет-Кейафа: Шаарим

Хирбет Кейафа (Khirbet Qeiyafa) - городище на площади в 2,3 гектара, окруженное внушительными укреплениями из камней эпохи мегалита, которые до сих пор возвышаются на 2-3 метра. В двух километрах к западу находится Тель Захария (Tell Zakariyeh), обычно идентифицируемый как библейский Азека (Azekah), а в двух с половиной километрах на юго-восток - Хирбет Шувайка (Khirbet Shuwayka), обычно идентифицируемый как библейский Сокхоф (Socoh).

Йосеф Гарфинкель и Саар Ганор (YOSEF GARFINKEL AND SAAR GANOR)  

раскопкиИзраильнаходкиХирбет-Кейяфабиблияверсии 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

18.01.2008 08:32:13

Археологи нашли новое подтверждение Библии

Одна из известнейших израильских археологов, доктор Эйлат Мазар, объявила о важной находке: во время раскопок на территории Города Давида, возле стены Старого города, найдена каменная печать с именем упоминаемого в Библии рода Темех.

Возраст печати — около 2.5 тысяч лет. На ней изображены бородатые храмовые служители у жертвенника, над которым висит полумесяц — символ вавилонского бога Сина, а внизу выгравированы три еврейские буквы, образующие имя «Темех». Род Темех упоминается в книге Неемии: там сказано, что эта семья была угнана в вавилонский плен при Навуходоносоре, а затем вновь вернулась в Иерусалим.

Иерусалимраскопкипечатибуллы 

11.03.2012 22:41:57

Уникальный шекель продан за 1,1 миллиона долларов

Серебряный шекель, отчеканенный в 66 году новой эры, продан с аукциона в Нью-Йорке за 1,1 миллиона долларов.  Покупателем выступил анонимный американский коллекционер. Монета была отчеканена во время Первого восстания. На одной стороне шекеля изображена ритуальная чаша, на другой - гранатовое дерево и надпись "Святой Иерусалим". Всего до нашего времени дошли только две такие монеты.

монетынумизматикавосстание 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2020 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100