|
|
Поиск по сайту ПАРТНЕРЫ САЙТА
|
Новое прочтение остракона из Хирбет-КейафыПрофессор Гершон Галили с кафедры Библейских исследований Хайфского университета дал свою расшифровку надписи, датированной 10 веком до н.э. (период правления царя Давида). Это древнейшая известная ученым надпись на иврите. Его расшифровка позволяет утверждать, что, по крайней мере, некоторые части Священного писания были записаны на несколько столетий ранее, чем считалось до сих пор, и Израильское царство уже существовало в то время. Сама надпись была сделана на трапезоидном черепке размером 15 х16,5 см, обнаруженном полтора года тому назад во время раскопок, которые проводил профессор Йосеф Гафинкель в Хирбет Кейафа в долине Эла (Эмек Ха-Эла). Надпись датирована 10 веком до н.э., периодом правления царя Давида, но не было уверенности, что она сделана именно на иврите.
Расшифровка древней надписи, сделанная профессором Галили, доказывает, что это был иврит. Она основывается на использовании глаголов, характерных для иврита, а содержание характерно именно для еврейской культуры, а не заимствовано у других культур региона. «Этот текст является социальной декларацией, касающейся рабов, вдов и сирот. Он использует глаголы, характерные для иврита, такие как «аса» (сделал) и «авад» (работал), которые чрезвычайно редко используются в других местных языках. Само содержание также незнакомо всем культурам региона, за исключением еврейского общества. Данная надпись указывает на социальные элементы, идентичные тем, которые находятся в библейских пророчествах, и очень сильно отличаются от пророчеств, написанных другими культурами, которые прославляют богов и заботятся об их физических потребностях», - объяснят профессор Галили. Он подчеркивает, что с получением расшифровки, эта надпись станет самой ранней надписью на иврите, а это свидетельствует, что у евреев существовала развитая письменность на иврите уже в 10 веке до н.э. Это противоречит существующим научным данным о датировке составления ТАНАХа, которые не признают возможности написания священных текстов в столь ранний период. Профессор Галили также отмечает, что надпись была обнаружена в провинциальном городе в Иудее. Он объясняет, что если были писцы на периферии, то можно с уверенностью предположить, что в центральном районе и в Иерусалиме были еще более профессиональные писцы. «Сейчас можно говорить, что весьма вероятно, что в 10 веке до н. э., во время правления царя Давида, в Израиле были писцы, способные писать литературные тексты и такие сложные историографии как книги Судей и Шмуэль». Он добавляет, что сложность текста, обнаруженного в Хирбет Кейафе, наряду с мощными фортификационными сооружениями, обнаруженными при раскопках, опровергает утверждения, что Израильское царство в этот период не существовало. Содержание текста выражает социальную чувствительность к хрупкой позиции слабых слоев общества. Надпись свидетельствует о наличии чужеземцев в израильском обществе уже в тот древний период, и призывает оказывать им помощь. Она призывает заботиться о вдовах и сиротах, и участвовать в этом должен царь, который в те времена нес ответственность за преодоление социального неравенства. Эта надпись соответствует по содержанию танахическим текстам (Исаия 1:17Б Псалмы 72:3, Исход 23:3 и другие), но совершенно ясно, что она не была скопирована с какого-либо танахического текста. Расшифрованный текст:1. Ты не будешь делать (этого), но поклоняться Б-гу. 2. Суди (справедливо) раба и вдову, Суди (справедливо) сироту. 3. И пришельца. Заступайся за младенца, заступайся за бедняка и 4. Вдову. Восстанови (благосостояние) бедняка рукой царя. 5. Защити бедняка и раба, помоги пришельцу.
Сообщение и фото найденного остракона с надписью надписи, палеоиврит, расшифровка, Хирбет-Кейяфа, версии 08.01.2010, 7234 просмотра.
Также читайте:20.08.2010 15:29:39
Предлагаем вашему вниманию версию того, что имел в виду автор текста, написанного на стеле, известной как каменная Кумранская рукопись. Автор версии Рами Юдовин. 04.08.2008 16:49:10
Прототип Христа носил имя Симон Изучение предметов и письменных источников, которые относятся к началу эры, большой интерес общественности, а также широкий круг ученых, занимающихся этими вопросами, часто приводят к тому, что подобные исторические артефакты считаются подделками. Поэтому для того, чтобы оценить важность подобной находки, обычно требуется большое количество времени. Стелу обнаружили уже 60 лет назад, но изучают ее всего несколько лет, а среди ученых за это время появилось множество противоречащих друг другу теорий о том, кем были авторы текста, и что он значит.
Юлия Минеева 06.06.2012 16:22:19
Библейская археология и Хирбет Кейяфа Был на экскурсии Миши Фрейкмана на Хирбет Кейяфа. Эта экскурсия очень отличалась от всех экскурсий на которых приходилось мне бывать раньше. Во-первых, Миша - очень интересный и правильный человек. Он сам на Хирбет Кейяфа копает, он настоящий ученый - там, где экскурсовод, цель которого заинтересовать, рассказал бы о каких-то выводах, Миша осторожничал - практически не выдавал интерпретаций, а если и выдавал, сопровождал пояснениями, что возможны и другие выводы. На меня это произвело очень большое впечатление. Во- вторых, то, что мы видели - реально передний край современной библейской археологии. Павел Бернштам
|
|
  | ||
|
||
|
Copyright © 2007-2024 JUDAEA.RU Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее |
|