История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Нелегкая победа Адриана

Большие потери римлян в Иудейской войне

Вернер Эк (By Werner Eck)

Перевод © JUDAEA.RU - 2009 г. 

Представляем статью, опубликованную в журнале Biblical Archaeology Review  (сент./окт. 2007 г.)

Первое Еврейское Восстание против Рима (66-70 гг. н.э.), которое закончилось разрушением Иерусалима и сожжением Храма (Восстание не закончилось с разрушением Храма. В частности, Масада  пала лишь в 73 году - JUDAEA.RU), описано еврейским историком Иосифом Флавием. Многое из его «Иудейской войны», которая занимает 681 страницу в стандартном издании Loeb Classical Texts edition, является свидетельством очевидца: Иосиф командовал еврейскими силами в Галилее до попадания в плен в 67 г. н.э.; некоторое время он бы военнопленным и сопровождал Веспасиана  в Александрию. Однако позднее он вернулся в Иудею с Титом и, таким образом, был способен описывать разрушение Иерусалима день за днем, иногда час за часом. 

Второе Восстание против Рима (132-135 г.г. н.э.) происходило без Иосифа Флавия. Единственное относительно близкое к событиям письменное свидетельство принадлежит римскому историку Кассию Дио, который писал в начале третьего века. Его описание событий в сокращенном изложении византийского монаха 11-го века занимает чуть более двух страниц в стандартном издании Loeb Classical Texts edition.

Большая часть того, что известно о Втором Восстании, таким образом, основывается на эпиграфических, папирологических, нумизматических и археологических остатках. До последнего времени зачастую предполагалось, что угроза, которую представляло восстание римской власти, была незначительна, примерно, как укус блохи для слона - слон вряд ли знает о том, что его укусили. Это же восстание, согласно Диону, представляло серьезную угрозу Риму, хотя он также сообщает, что и потери евреев были чудовищны.

Некоторые недавние археологические находки хорошо согласуются с опасениями евреев перед мощью римлян чеканить собственные монеты. В Иудейской пустыне было обнаружено множество тайных мест или пещер-убежищ, куда евреи спасались бегством в надежде укрыться от римских войск. Старательно прокопанные тоннели под фундаментами домов в деревне служили тем же целям. Эти тайные пещеры и укрытия часто отображают безнадежное стечение обстоятельств для тех, кто там спасался или прятался. За последние несколько лет израильские археологи обнаружили несколько сотен таких мест к югу от Иерусалима в Шфеле (Shephelah).

Обнаружение писем, договоров и приказов предводителя восставших евреев, Бар-Кохбы (часто это восстание называют Восстанием Бар-Кохбы), в пещере, известной под названием Пещера Писем (о ней еще пойдет речь), в Иудейской пустыне и в пещерах в Вади Мурабаат (Wadi Muraba'at), скорее отражает отсиживавшегося в пустыне вожака восставших, который вряд ли представлял угрозу могущественной Римской империи.

С другой стороны, восставшие в достаточной степени контролировали территорию, чтобы чеканить монеты (часто используя в качестве сырья римские денарии и провинциальные тетрадрахмы - JUDAEA.RU)  с надписями «Свобода Израиля» ("Freedom of Israel") и «За свободу Иерусалима» ("For the Freedom of Jerusalem.")

Более важно, что внимательное изучение короткого упоминания у Кассия Диона в связи с давно и недавно обнаруженными надписями показывает, что Второе Восстание бросило серьезный вызов римской военной мощи и нанесло постыдную рану римскому самолюбию и гордости. Малочисленный народ в небольшой провинции осмелился восстать во второй раз против могущественного Рима. Евреи, причиняя огромные потери римским силам, оказались в состоянии заставить защищаться империю на протяжении почти четырех лет.  Кроме того, анализ фактов наводит на мысль, что восстание распространилось за пределы Иудеи в Аравию (Arabia) и, возможно, в Галилею (Galilee). По словам Ханны Коттон (Hannah Cotton) из Еврейского университета в Иерусалиме (The Hebrew University in Jerusalem), «Второе Восстание потрясло самые основы Римской империи».

Что свидетельствует в пользу этого? Наша дискуссия будет ограничена сведениями из Диона, который сообщает о «многих погибших римлянах», которых было настолько много, что Адриан, делая доклад в сенате по поводу войны, многозначительно опустил традиционное приветствие: «Я и легионы пребываем в благополучии».

 
«Я И ЛЕГИОНЫ ПРЕБЫВАЕМ В БЛАГОПОЛУЧИИ» - было стандартным началом в докладе императора сенату. Однако, когда Адриан написал сенату о состоянии военных действий в Иудее, он опустил это традиционное приветствие. Его солдаты столкнулись с куда более жестоким сопротивлением, чем ожидали. Адриан был вынужден перебросить одного из своих верховных военачальников Юлия Севера из Британии в Иудею, перевести большое количество моряков из флота в Десятый легион, немедленно сделав их гражданами, и начать широкомасштабный призыв из провинций в действующую армию, достаточно большую для подавления восстания.

Правда, потери со стороны евреев в любом случае были куда более ужасающими. Дион сообщает, что 985 еврейских деревень «были сровнены с землей». Кроме того, 580 000 человек было убито в различных вылазках и сражениях.  И «множество тех, которые погибли от голода, болезней и огня, было обнаружено после.» Цифры, приводимые Дионом, не кажутся большим преувеличением, возможно, они основываются на сборе сведений в провинции и отчете, данном в сенате Адрианом.

 
ЗАЩИТА ПОВСТАНЦЕВ в восстании Бар-Кохбы осуществлялась множеством способов: подземные комплексы под деревнями подобные системе в Этри (Ethri) (см. «Деревня вырезана, восставшие обезглавлены»), пещеры естественного происхождения и специально вырытые тоннели, такие, как показанный здесь обнаруженный в Шфеле, на западе центральной горной гряды Израиля. Эти укрытия создают впечатление о боязливом народе, который спасался от римских легионов. Но факты доказывают, что местное население сражалось достаточно ожесточенно, чтобы «поколебать самые основы Римской империи».

Дион также сообщает, что Адриан отправил «своего лучшего военачальника» подавить еврейское восстание.  По-видимому, потребовались их объединенные усилия. И не должно быть оснований сомневаться по этому вопросу. «Первый из этих» военачальников (и единственный, имя которого упоминает Дион) был Юлий Север (Julius Severus), прибывший из Британии, где был наместником и командовал римскими войсками. Это само по себе признак чрезвычайной ситуации, такие переводы не совершались императором без достаточных оснований или по прихоти. Британия была одной из двух наиболее важных в военном отношении провинций. Только Сирия могла соперничать с ней. При другом стечении обстоятельств перевод лица, подобного Северу, из Британии в Иудею было бы воспринято как понижение в должности. Ситуация должна была быть безнадежной, чтобы потребовалось послать Севера в небольшую Иудею. (Сразу после победы над евреями он был назначен в Сирию, что могло быть вполне подобающим для военачальника его ранга).

Чрезвычайность ситуации для Рима также отражена и в другой экстренной мере: перевод значительного числе солдат из подразделения, известного как Classis Misenensis в X «Сокрушительный» легион (Legio X Fretensis) в Иудее. Тем, кто состоял в Classis Misenensis, не обязательно было иметь высоко ценимое римское гражданство; однако, в легионах римское гражданство было необходимым условием. Римское высшее командование никогда бы не согласовало полный перевод солдат (с обязательным принятием их в римское гражданство) из Classis Misenensis в легион, если бы ситуация не была угрожающей. Сейчас есть множество подтверждений этого перевода, так как есть 12 военных аттестатов солдат Мисенского флота (Misene fleet) 160 г. н.э. Эти аттестаты выданы солдатам, призванным в 133-134 гг. н.э. Согласно возрастным нормам этих аттестатов видно, что в 133-134 г.г. по меньшей мере 2000, а возможно 3000 и более, новых солдат было рекрутировано в Мисенский флот. Такое количество новых рекрутов было необходимо в 133-134 гг. только в том случае, если флот мгновенно «потерял» почти всех солдат. Некомплект в подразделениях флота был создан переводом большей части моряков в X «Сокрушительный» легион.

 
ОТ «ШИМОНА БАР-КОХБЫ, ШАЛОМ! Йехонатану, сыну Беайи» (Yehonathan son of Be'aya). Это письмо на папирусе, найденное в Пещере Писем в Нахаль Хевер (Nahal Hever), было среди нескольких других, завернутых в козью шкуру, вместе с предметами, принадлежавшими женщине. Йигаэль Йадин (Yigael Yadin), археолог, производивший раскопки, полагает, что женщина была женой Йехонатана. Однако, письма отзываются о нем не лучшим образом и характеризуют его как уклоняющегося от долгов и скрывающегося в пещере.
Судя по реакции Рима на восстание, образ действий Йехонатана не мог быть нормой. У Бар-Кохбы было достаточно верного ему и сражающегося против Рима народа, из-за чего Адриан был вынужден принять против него экстраординарные меры.

Подобным образом солдат призывали в Италии и других провинциях для участия в Иудейской войне. Хотя у Рима были еще солдаты-рекруты, к этому времени призыв в Италии использовался редко. Это был один из таких редких случаев. Два сенатора руководили этим призывом: один в Абруцци (Abruzzi), к востоку от Рима, другой - в Транспадане (Transpadana).

XXII легион Deiotariana (Собранный Дейотарием) последний раз упоминается в 119 г. Вероятно, он мог погибнуть во время Иудейской войны. В любом случае, Корнелий Фронто (Cornelius Fronto), наставник императора Марка Аврелия (Marcus Aurelius), пишет в своей истории Парфянской войны между 161 и 162 г.г., что Адриан понес многочисленные потери от евреев. Это подтверждено также четырьмя аттестатами, найденными на юге Турции. Они удостоверяют большой рекрутский набор в 135 г., произведенный в провинции Лиция-Памфилия (Lycia-Pamphylia) на юге Малой Азии (Asia Minor) для пополнения вспомогательных подразделений, которые понесли потери в сражениях с войсками Бар-Кохбы в Сирии Палестине (Syria Palaestina).

Ученые расходятся во мнениях по поводу численности римских сил, которые потребовались для подавления Восстания Бар-Кохбы. Но даже «минималисты» признают, что в дополнение к двум легионам, расквартированным в Иудее, по меньшей мере, еще семь полностью укомплектованных или представленных vexillationes (частями легионов из других провинций) были переброшены римлянами для подавления восстания.  Те, которые полагают, что было задействовано больше войск, называют 12 или 13 легионов.  В любом случае, особенно учитывая размер провинции, это была огромная армия. Римское высшее командование поняло, что столкнулось с потенциально опасной ситуацией, ситуацией, которая требовала подключения всех возможных ресурсов и крупной передислокации военных сил.

Другое свидетельство жестокости и трудности сражений проистекает из награждений, пожалованных к концу войны. Во времена республики победоносные римские генералы награждались триумфами (triumphs). Это было предельным желанием для каждого правителя провинции и величайшей наградой, присуждаемой за командование действующей армией. Честь оказывалась легко, но мало кто получил эти награды. Много сражений произошло в первые годы правления Адриана в Британии (Britain), Мавритании (Mauretania), в низовьях Дуная (Danube) и Дакии (Dacia), но никто, насколько это известно, не получил за это ornamenta triumphalia. (14) Как показали последние исследования, ситуация сильно отличалась в случае с иудейским восстанием.

 
«СВОБОДА ДЛЯ ИЗРАИЛЯ» или «Свобода для Иерусалима» было написано на на древнем иврите на монетах, которые чеканили Бар-Кохба и его сторонники во время восстания. На каждой указывался год и символы такие, как лиры, амфоры и пальмы. Независимая чеканка монет и факт того, что они были найдены на всей территории Иудеи, от Иерихона на севере до Масады на юге, указывает, что территория, несмотря на присутствие огромных сил Рима, находилась под контролем восставших. Монеты восстания Бар-Кохбы в каталоге на нашем сайте

По двум надписям из Далмации (Dalmatia) известно, что в конце восстания сенат наградил по инициативе Адриана Юлия Севера  ornamenta triumphalia. Одна из надписей указывает основание для награждения: ob res in [Iu]dea prospere gestas («за успешные бои в Иудее») ("because he has fought successfully in Judea"). Факт того, что Север был награжден ornamenta triumphalia вызывает сильное удивление. Он - единственный военачальник, которого Дион упоминает по имени как переброшенного для подавления восстания. Но были ведь и другие; Дион рассказывает, что «Адриан послал против них [евреев] лучших военачальников». Внимательное изучение некоторых хорошо известных надписей показывает, кем они были, а также что они получили ornamenta triumphalia.

Надпись из Анкиры (Ancyra) в Галатии (Galatia) гласит, что правитель Сирии, некто Поблиций Марцелл (Poblicius Marcellus), оставил свою провинцию из-за иудейского восстания (поэтому один из легатов легионов в то время действовал в Сирии в качестве правителя).  Другая надпись, обнаруженная в Акилее (Aquileia) в Италии относится к тому же Марцеллу, получившему ornamenta triumphalia.  Хотя надпись напрямую не говорит, за какие заслуги Марцелл получил эту награду, очевидно, можно с уверенностью сказать, что за службу по подавлению иудейского восстания. Если вклад Марцелла в окончательную победу Рима был бы скромным, то его наградой была бы dona militaria (военные награды) (military decorations). То, что он получил желанный ornamenta triumphalia показывает, что его вклад в римскую победу был решающим.

Фрагментарный текст из Фульгинии (Fulginiae) в Италии (19) перечисляет награды некоего Хатерия Непоса (Haterius Nepos), упоминаемого в некоторых документах в качестве правителя Аравии (Arabia) в 130-131 г.г.  Неполный текст заканчивается словом triumphalib[---], которое было правильно восстановлено как triumphalibus ornamentis honoratus (награжден триумфальной наградой) (triumphal decorations). Эта честь была дарована Непосу после 131 г., и другие надписи уточняют, что не позднее 136 г. Исходя из этих фактов, следует неизбежный вывод, что награда была ему вручена после Восстания Бар-Кохбы, несомненно в честь вклада в его подавление.

Адриан был чрезвычайно скуп на выдачу военных привилегий своим военачальникам, за исключением тех, кто одержал победу над восставшими иудеями; это единственное заслуживало почета. Похожую сдержанность, которую он ранее выказал в награждении других, он применил и к себе: в отличие от многих предшественников он не принял ни одной попытки своих солдат приветствовать его как императора - до того, как с иудейским восстанием было покончено. С этого времени он назывался император II, победоносный во второй раз.

Только потому, что Адриан принял титул императора, он смог награждать военачальников-сенаторов ornamenta triumphalia. Приняв императорский титул, он дал понять, что победа над евреями заслуживала триумфа, и его военачальники могли, соответственно, разделить его славу.

Римская провинция Иудея была значительно больше собственно Иудеи, которая включала в себя только территорию от Иерусалима до Хеврона (Hebron) на юге и до Эммауса (Emmaus) на западе. Дион указывает, что «вся Иудея», иначе говоря, целая провинция, не собственно Иудея, «была бурлящей». Он продолжает: «Евреи повсюду выказывали беспокойство, собирались вместе и проявляли большую враждебность к римлянам». Высшее римское командование также должно было беспокоиться, потому что восстание могло распространиться за пределы провинции Иудеи, что, несомненно, и произошло. Дион сообщает, что «многие другие народы также присоединялись к ним [евреям] из-за жажды наживы, и все население, можно сказать, было из-за этого возбуждено».

 
Diplomata militaria или военные аттестаты давали римское гражданство солдатам, которые родились в других странах и отслужили Риму 25 лет. Много военных аттестатов, таких, как изображенный на рисунке, найденный в южной Турции, являются свидетельством усилий по массовому призыву на военную службу в Сирию-Палестину между 133 и 135 г.г. н.э. Этот набор был необходим, чтобы восполнить значительные потери в войсках, которые несли римляне в боях против сил Бар-Кохбы.
 

 ПРЕДЕЛЬНЫМ ЖЕЛАНИЕМ для каждого правителя и военачальника было быть награжденным ornamenta triumphalia, или "triumphal regalia", которая позволяла ему носить мантию императора, принимать определенные титулы и возводить триумфальные статуи. Адриан редко награждал ornamenta triumphalia, но надписи, найденные в Далмации, Галатии и Италии (вроде одной из Аквилеи (Aquileia)) указывают, что Юлий Север, командующий армией в Иудее, и правители из Сирии и Аравии, Хатерий Непос и Публиций Марцелл, все получили почести. Награждение ornamenta triumphalia показывает, что это было значительной победой для Рима

Известно, что Поблиций Марцелл, правитель Сирии, принял участие в войне против евреев, но это не значит, что восставшие евреи перебрались в провинцию Сирия, или что евреи, живушие там приняли участие в сражениям против римлян. Но, по крайней мере, известно, что части провинции Аравия были вовлечены в восстание.  Это доказано не только ornamenta triumphalia, пожалованной Хатерию Непосу, правителю Аравии, но в большей степени документами, созданными в Аравии, но обнаруженными вне ее.

Я уже упомянул пещеры-укрытия в Иудейской пустыне, где спасались евреи. Одна из них, известная под названием Пещеры Писем, раскопана известным израильским археологом Игаэлем Йадином (Yigael Yadin). Среди наиболее удивительных находок в пещере был тайник с письмами, известный как архив Бабаты (Babatha archive), включающий 37 личных документов, принадлежавших Бабате, дважды бывшей замужем вдовы, которая (и это важная часть для наших целей) прибыла из провинции Аравия на восточный берег Мертвого моря. Некоторые полагают, что она и другие добровольно присоединились к восстанию, но, поскольку известно, что Хатерий Непос сражался в войне против Бар-Кохбы, более вероятно, что Бабата и другие покинули свои деревни, чтобы избегнуть военных действий в провинции Аравия. В итоге, вместе с другими она укрылась в пещерах в Нахаль Хевер (Nahal Hever), взяв с собой семейные документы. Также как она, другая еврейская женщина, Саломея Комаизе (Salome Komaise), бежала в пещеры, где были найдены и ее документы.

 
 СПАСАЯСЬ БЕГСТВОМ из Махозы (Mahoza) в Аравии, вторая жена человека по имени Иуда, собрала наиболее ценные пожитки и важные документы для защиты своих прав, когда вернется. Она взяла с собой брачный договор падчерицы - документ, подписанный пятью свидетелями (на четырех разных языках) и 33 других официальных документа. Этот архив был обнаружен в так называемой Пещере Писем неподалеку от Эйн-Геди. Бабата была из Махозы на юго-восточном побережье Мертвого моря в провинции Аравия, которая управлялась Хатерием Непосом. Участие Непоса в боях против повстанцев подтверждает факт того, что он был награжден ornamenta triumphalia, указывающий, что сражения происходили не только на территории собственно Иудеи, но распространились и на другие провинции.

В центре восстания, в собственно Иудее, изначальным римским «ответом» руководил, разумеется, римский правитель провинции в то время, некто Тинерий Руф (Tineius Rufus). Его сменил Юлий Север, если Тинерий не умер в начале войны. Восстание приобрело большие размеры и были подключены Поблиций Марцелл, правитель Сирии, и, что еще более важно, Хатерий Непос, правитель Аравии. Оно охватило целый регион вокруг Иудеи. Римляне, обеспокоенные распространением восстания, были вынуждены затратить гораздо больше сил и людских ресурсов, чем ожидали. Были мобилизованы армии соседних провинций. Окончательная победа было совсем не легкой.

В 70-ых годах в Тель Шалеме (Tell Shalem) в Иордансокй долине, примерно в 10 милях от Скитополиса / Бет Шеана (Scythopolis/Beth Shean) были обнаружены мраморные фрагменты надписи на том, что должно было быть очень большой величественной аркой.  Немедленно бросается в глаза, так это то, что буквы в первой строке почти в полтора фута высотой, во второй - почти десять дюймов, а в третьей - 7 дюймов. За некоторыми исключениями буквы этой надписи крупнее, чем на любой другой из найденных когда-либо в Риме (исключением являются, например, Арка Тита (Arch of Titus), Пантеон, построенный Адрианом и Храм Кастора и Поллукса (Temple of Castor and Pollux) на Римском Форуме (Forum Romanum). Монументальность надписи также отражена в ее протяженности - около 35 футов. Она выполнена на латыни, хотя во втором веке греческий был здесь преобладающим. Почти все надписи из Скитополиса выполнены на греческом.

 
 

СЕНАТ И НАРОД РИМА, вероятно, воздвигли монументальную арку в Тель Шалеме, в южной части Скитополиса/Бейт Шеана, чтобы увековечить победу Адриана над восставшей Иудеей. Она могла соперничать с Аркой Тита в Риме, которая была воздвигнута в память о победе Тита над евреями при подавлении Первого Восстания в 70 г. н.э. Посвященная Адриану арка несла на себе надпись на латыни, которая была 35 футов в длину, а буквы местами достигали 16 дюймов в высоту. Возведение такой арки было свидетельством трудной победы Адриана и признанием важности этой битвы для Рима.

Хотя надпись фрагментарна (сохранилось всего около ее четверти), ее реконструкция практически однозначна. Это посвящение Адриану, которое, несомненно, было на монументальной триумфальной арке, подобной Арке Тита в Риме. Конец третей строки отсутствует, но, исходя из данного контекста и размеров пустого места, весьма вероятной выглядит следующая реконструкция: SPQR (Senatus Populusque Romanus, «Сенат и Народ Рима» ("the Senate and the People of Rome")). Или это могло быть именем римского легиона, но такая реконструкция менее вероятна. Посвящение Адриану в Иудее на этой арке было признанием сената и народа в далеком Риме серьезности вызова, с которым столкнулась империя, и отражает значительные усилия, потребовавшиеся для усмирения столь малочисленного, но столь неистового врага. Арка могла быть возведена как знак и символ облегчения, которое почувствовали в Риме, центре Римской империи, в степени, не меньшей, чем и сам Адриан и его военачальники, когда опасность миновала. Окончательный триумф над восставшими был, таким образом, провозглашен и задокументирован в мятежной провинции, которая опять была полностью под контролем Рима.

И еще одна мера была предпринята: в конце войны было принято решение переименовать провинцию из Иудеи в Сирию-Палестину. Решение было принято самим Адрианом, хотя, возможно, нееврейское население провинции инициировало его решение. Они не желали, чтобы их продолжали ассоциировать с повстанцами из-за названия провинции, в которой они жили. Периодические восстания были обычны в провинциях империи. Но никогда до и никогда после не были предприняты столь радикальные меры. Иудея, названная по названию народа (иудеи) просто прекратила существовать для римского правительства.

Вернер Эк (By Werner Eck)

Перевод © JUDAEA.RU - 2009 г. 

Монеты восстания Бар-Кохбы в каталоге на нашем сайте

надписиИудеявосстаниеБар-КохбаАдрианРим 

02.03.2009, 12391 просмотр.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

04.09.2009 15:06:28

Диплом о демобилизации и римском гражданстве 160 г. н.э.

Император Цезарь Т Аэлий Адриан Август Пий, сын божественного Адриана, внук божественного Траяна Парфиция, правнук божественного Нервы, Понтифика Максимуса в двадцать третьем году его властвования трибуном, дважды император, четырежды консул, отец этой страны дарует римское гражданство кавалеристу и пехотинцу, который до сих пор им не обладает, который служил в ....

РимАдрианвосстаниеБар-Кохба 

05.05.2010 13:15:32

Кейсария с неба

Итак, Кейсария Стратонова, она же Кейсария Маритима, древний город Ирода и Понтия Пилата, византийцев и крестоносцев - с небес.

ИгорьТорик

КейсарияИзраильакведукраскопкиРимИудея 

18.08.2009 15:34:04

ЕВРЕИ И РИМ. НАКАНУНЕ ВЕЛИКОГО КРИЗИСА

 Убийство последнего представителя династии Антонинов, императора Коммода, последовавшее 31 декабря 192 г. н. э., стало зловещим предзнаменованием надвигавшегося на Римскую империю кризиса.

Александр Эльяшов

ИудеяиудаизмРиммишна 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

11.09.2009 07:54:44

На берегу Кинерета обнаружена синагога времен Второго Храма

Израильские археологи обнаружили в районе озера Кинерет руины одной из древнейших синагог в мире - по мнению специалистов она была построена еще во времена Второго Храма, между 50 годом до н.э и 100 годом н.э.

Площадь главного зала синагоги составляла 120 кв.м., ее пол украшен рисунками, а стены фресками. По ее периметру вдоль стен расположены каменные скамьи для молящихся, а посередине зала была обнаружена самая ценная находка: камень, с высеченными на нем рисунками, в том числе с изображением Меноры на пьедестале.

находкиИзраильраскопки 

17.01.2008 08:23:44

Израильские археологи боятся, что нашли могилу Иисуса Христа

Израильский археолог Йосеф Гат во время раскопок в районе Тальпиот в Иерусалиме 28 лет назад обнаружил погребение, датированное первым веком нашей эры. На погребальном камне выцарапана надпись: «Иисус, сын Йосефа».
Гат умер вскоре после окончания раскопок, но до конца жизни верил, что нашел могилу Иисуса Христа. Он не сделал свое открытие достоянием гласности из-за опасений вызвать волну антисемитизма в христианском мире, сообщила его вдова Рут.

 

Израильверсиибиблия 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2024 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100