История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Неизвестная Саломея

Саломея Александра

Кеннет Аткинсон (Kenneth Atkinson)

Перевод © JUDAEA.RU - 2008 г.

Перевод статьи, опубликованной в журнале Biblical Archaeology Review, сентябрь-октябрь 2008 г.

Когда люди слышат имя Саломея, они немедленно вспоминают о недоброй памяти танцующей девушке из Евангелия. Ирод Антипа, которого Иисус назвал «лисом», женился на жене брата, Иродиаде. Когда Иоанн Креститель осудил этот противозаконный союз, Ирод Антипа заключил его в тюрьму. Именно дочь Иродиады, Саломея, танцевала перед Иродом на торжестве по случаю его дня рождения. Ее танец так понравился Ироду,что тот пообещал ей все, что она пожелает, вплоть до половины своего царства! По наущению матери Саломея попросила у Ирода голову его самого известного пленника на блюде. Боясь не сдержать слово перед гостями, Ирод выполнил пожелание Саломеи и приказал обезглавить Иоанна Крестителя. (Подробнее на нашем сайте в статье об Ироде Антипе)

В античные времена была куда более известная Саломея, которую чтили многие века. Она была настолько уважаема, что поколениями матери, и Иродиада, вероятно, была среди них, называли своих дочерей Саломеями в ее честь. Эта Саломея была единственной женщиной, которая когда-либо правила Иудеей единолично. Она даже упоминается в свитках Мертвого моря: единственная женщина, одна из 18 названных в них по именам людей. Она осуществила ряд религиозных реформ и придала иудаизму времен Иисуса Христа более современную форму. Во времена хаоса мужчины выбрали ее вести их нацию и сражаться в битвах. Века спустя авторы Талмуда считали ее правление золотым веком. Однако эта выдающаяся женщина была практически забыта. Ее имя Царица Саломея Александра (Она также известна под несколькими другими именами - Шель-Цион (Shel-Zion), Шалмонин (Shalmonin), Шалмца (Shalmza) и Шламто (Shlamto). Уважаемый историк, специализирующийся в области древнего иудаизма, Якоб Нейснер (Jacob Neusner), называл ее «царицей, имя которой никто не может просто понять.» Свитки Мертвого моря впервые за более, чем 2000 лет, открыли ее настоящее имя: Шломцион  (Shelamzion). Краткая форма этого имени  - Саломея).

Трудно собрать воедино историю забытой иудейской царицы, Саломеи Александры, но правила она в золотые годы мира и процветания. Кратко упоминаемая в свитках Мертвого моря и у Иосифа Флавия, она была единственной женщиной, которая единолично правила Иудеей. Этот коллаж был создан художником Джоном Гринфилдом (Joan Greenfield), которого вдохновила история царицы Саломеи Александры

Времена Саломеи Александры были временами неизвестности и разрушения. Так было с тех пор, как великий македонский завоеватель и военачальник Александр Великий (356-323 гг. до н.э.) принес греческую культуру, иностранные привычки и новые религии на Ближний Восток. Александр распространил греческую цивилизацию по всей территории, которую завоевал. В результате этого многие в Иудее времен Саломеи Александры переняли греческую культуру - явление, известное как эллинизм, основным признаком которого является не только культурная, но и религиозная терпимость. Для многих религиозных евреев эллинизм являлся ни чем иным, как угрозой самому выживанию иудаизма, поскольку Б-г завещал: «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.»

В 167 г. до н.э. Антиох IV Епифан, эллинистический греческий царь Сирии и наследник части империи Александра Великого фактически объявил войну иудаизму. Отказавшись от терпимости, характерной для эллинизма, Антиох запретил обрезание, соблюдение субботы, кашрут и жертвоприношения в Храме. В ответ иудейский первосвященник Маттафия (Mattathias) поднял восстание, чтобы изгнать сирийцев. Его сын, Иуда (Judas), по прозванию Маккавей (Maccabee -"Молот") вернул Иерусалим и заново освятил Храм. После смерти Иуды его братья Ионатан и Симон (Jonathan and Simon) продолжили борьбу за независимость. Каждый из них стал не только светским правителем, но и первосвященником. Они и их потомки стали известны как Хасмонеи (Hasmoneans), по имени прадеда Маттафии, Хасмона (Hasmon) (прим. перев. - согласно другому источнику Хасмонеи происходят от ХаСимоним, т.е. принадлежащие к роду Симона). Это были прославленные предки Саломеи Александры, заслуги которых до сих пор подробно пересказываются на Хануку.

За сыном Маттафии, Симоном, последовал его сын, Иоанн Гиркан (Гиркан I) (John Hyrcanus, Hyrcanus I). С ним началась новая, менее знаменитая страница еврейской истории с дворцовыми интригами, недееспособными династиями и даже матереубийством.

Большая часть того, что известно об этом периоде, основывается на данных еврейского историка I века Иосифа Флавия (37-100 г.г. н.э.), современника новозаветных персонажей, таких, как Павел и брат Иисуса Яков. Но по отношению к героине нашей истории Иосиф Флавий зачастую нехарактерно для себя краток. Он опускает важные детали и даже делает противоречивые выводы в двух своих грандиозных трудах, «Иудейских древностях» и «Иудейской войне». Хотя он особенно не симпатизирует Саломее Александре (в отличие от более поздних рабби в Талмуде), он все равно вынужден отметить ее выдающиеся достижения.

История Саломеи Александры начинается с Иоанна Гиркана, сына Симона, внука Маттафии. У Гиркана было четыре сына (на самом деле пять, но имя пятого даже неизвестно, и в нашей истории он не участвует) от одной матери или нет, не сказано. Двух его старших сыновей, воинов, как и он сам, звали Иуда Аристобул (Judah Aristobulus, Аристобул I) и Антигон (Antigonus). В какой-то момент Гиркан считал их своими наследниками. Однако, к концу жизни, он назначил наследницей жену (имя которой неизвестно).

Но после смерти отца, сын Иоанна Гиркана, Иуда Аристобул, проигнорировал его волю и объявил себя одновременно царем и первосвященником. Согласно Иосифу Флавию, его мать «оспорила претензии [Иуды Аристобула] на власть», что подразумевает наличие у нее серьезной поддержки. Поэтому Аристобул заключил ее в тюрьму, где она умерла голодной смертью.

Затем Аристобул обратился к брату, Антигону, приказав прибыть к нему безоружным - проверка лояльности, чтобы проверить, были ли правдивы настойчивые слухи о том, что Антигон собирается захватить власть. Жена Аристобула, Салина Александра (Salina Alexandra), перехватила письмо и изменила его: Антигону приказывалось предстать перед царем в новых доспехах. Антигон буквально попал в ловушку. Телохранители Аристобула, выполняя приказ не подпускать никого вооруженного к царю, его убили.

Услышав об этом, Аристобул стал мучиться от раскаяния. Физические симптомы, от которых он страдал, усугублялись. Он ослабел от сильной боли, его рвало кровью. Аристобул вскоре умер, закончив свое царствование, продлившееся меньше года.

В этот момент Александр Яннай (Alexander Jannaeus), другой брат и сын Иоанна Гиркана, становится центральной фигурой рассказа. Гиркан никогда не видел своего сына Янная. Когда Яннай был еще в утробе матери, Гиркану был сон или видение, в котором Б-г сказал ему, что ни один из его двоих любимых сыновей, Аристобул и Антигон, не станет его наследником. Вместо этого его будущий сын (Александр Яннай) унаследует все его владения. Как рассказывает Иосиф Флавий, когда Яннай родился, Гиркан (надеясь, что сон не исполнится) приказал, чтобы ребенок вырос в далекой Галилее, в то время, как вся семья жила в Иерусалиме.

Из-за смерти Аристобула в государстве возник вакуум власти. То, что произошло дальше, действительно уникально. Жена Аристобула, Салина Александра, воспользовалась ситуацией. Она быстро освободила Янная, который был заключен в тюрьму ее мужем, и избрала его в качестве нового царя Иудеи. Никогда до этого женщина не выбирала монарха и первосвященника!

Александр Яннай правил в течение 27 лет. После его смерти жена и героиня нашего рассказа, Саломея Александра, стала единоличной правительницей Иудеей на девять лет (76-67 г.г. до н.э.): наиболее благополучное и мирное время в истории ее нации. Через четыре года после ее смерти Иудея потеряла независимость. Бывшая длительное время под римским влиянием, теперь Иудея напрямую управлялась Римом. И перестала быть независимым государством почти на две тысячи лет.

Но это произошло через четыре года после смерти Саломеи Александры. При жизни она бросила вызов предрассудкам, чтобы стать самой влиятельной женщиной в истории Иудеи.

Брак Саломеи Александры с Александром Яннаем, посредством которого она обрела трон, был заключен в периоде с примерно сентября по май. Если датировка у Иосифа Флавия верна, то ей было 29 лет, а ему - от 14 до 16.

Крайне маловероятно, чтобы молодой человек от 14 до 16 лет выбрал себе в жены женщину 29 лет. Брак Саломеи Александры и Александра Янная несомненно был заключен их родителями, что было в те времена обычной практикой (JUDAEA.RU - Есть и другая версия, что Салина Александра и Саломея Александра - это одна и та же женщина. Она вышла замуж за младшего брата после смерти старшего, согласно еврейскому закону о левиратном браке). Это был исключительно несчастный союз.

Правление Саломеи Александры резко отличалось от позднего правления ее мужа, Александра Янная, который был одним из самых безжалостных царей в истории Иудеи. Его молодость и неопытность почти превратили государство в руины. Глупое нападение на средиземноморский портовый город Птолемаис (Акко) (Ptolemais, Acco) привело к вторжению в Иудею египетского претендента на власть, Птолемея Сотера (Ptolemy Soter), войска которого были на Кипре. Сотер легко победил войска Янная и истребил от 30 000 до 50 000 иудеев. Согласно Иосифу Флавию, когда воины Сотера бесчинствовали в Иудее, они варили женщин и детей и ели их.

Царствование Янная было полно насилием и бесконечными войнами. Хотя он существенно расширил границы своего царства почти во всех направлениях, народ его ненавидел. У Иосифа Флавия описан показательный в этом отношении эпизод, который произошел в Суккот (Праздник Кущей), один из трех паломнических праздников, на которые евреи толпами стекались в Иерусалим. Во время празднования Суккота полагается носить пальмовые ветви и похожий на лимон фрукт - этрог. Будучи первосвященником Яннай приблизился к алтарю в Храме. Собравшиеся на праздник закидали Янная этрогами.

Возмездие Янная было жестоким. За последующие шесть лет он убил более 50 000 своих соплеменников. Однажды, когда он праздновал со своими наложницами, он распял 800 евреев после того, как убил на их глазах их жен и детей. Люди, упомянутые в свитках Мертвого моря, считали эти зверства беспрецедентным актом жестокости, объяснения которому они, согласно обычаям, искали в священных книгах. Как Б-г мог допустить такое? Комментарии, которые они написали по поводу происходившего, называются пешарим (pesharim) (множественное число от «pesher», что значит «значение, смысл, объяснение, отгадка»). Пешер цитирует стих из священной книги и связывает его с происходящим. Пешарим редко называют кого-либо по именам, но предпочитают эпитеты, которые описывают качества лиц, о которых идет речь.

Пешер Нахума (Nahum Pesher) содержит ряд исторических аллюзий, которые позволяют идентифицировать Александра Янная, как «Льва Ярости» ("the Lion of Wrath"). Пешер также называет его жену Саломею Александру блудницей. Для автора пешера Писание рассматривает совместно деяния Саломеи Александры и ее мужа. Пешер упоминает по имени сирийского царя Деметрия (Demetrius), который при поддержке фарисеев вторгся в Иудею в злосчастной попытке сместить Александра Янная с трона. Пешер затем цитирует Книгу Нахума 2:12: «Лев, терзавший довольно для львят своих и душивший для львиц своих!». Читатель того времени должен был знать, что Нахум продолжал: «Вот Я - на тебя, слово Г-спода Цеваота» (Нахум 2:14, в английской версии 2:13) (прим. перев. - Г-спода Воинств, Г-спода Саваофа). Текст пешера, таким образом, называет льва в тексте Нахума «Львом Ярости», который убил некоторых из своих людей «повесив их заживо» (т.е. распяв). Так как Александр Яннай распял фарисеев, которые призвали Деметрия вторгнуться в Иудею, то понятно, что именно он и должен быть этим «Львом Ярости».

В последующих фразах Пешер Нахума цитирует еще стихи из Нахума для описания изменений в правлении и царствовании женщины: «за множество блудодеяний блудницы привлекательной, искусной в чародействах, продающей народы в блудодействах своих и семьи (племена) - в чародействах своих» (Нахум 3:4). И снова читатель того времени должен был знать, что за этой фразой следовало: «Вот Я - на тебя, слово Г-спода Цеваота» (Нахум 3:5). Пешер явно указывает на Саломею Алекснадру и ее царствование. Сектанты, писавшие Свитки Мертвого моря, осуждают ее только потому, что они отвергали всех царей из династии Хасмонеев. Похоже, что пешер также должен был плохо воспринимать царствование женщины, поскольку хотел, чтобы читатель идентифицировал порочную «блудницу», упомянутую Нахумом, как Саломею Александру.

Иосиф Флавий рассказывает крайне мало о Саломее Александре в период кровавого царствования ее мужа. В последние три года властвования (79-76 г.г. до н.э.) Яннай страдал от последствий злоупотребления в течение жизни алкоголем и квартаны (четырехдневной малярии) или малярии, хотя и продолжал вести войну с целью расширить границы Иудеи. В это время, а также за многие годы, проведенные им в военных кампаниях за пределами Иудеи, Саломея Александра должна была выступать в качестве регента. Это предполагает способ, посредством которого она стала царицей. Когда Яннай пересекал Иордан, осаждая Рагабу (Ragaba), она была там. Яннай понял, что умирает. Иосиф Флавий пишет: «Правление он оставил своей жене Александре, в том убеждении, что ей народ тем охотнее будет повиноваться, так как она никакого участия не принимала в зверских расправах мужа, а напротив постоянно противодействовала его беззакониям, чем и приобрела себе до¬верие иудеев. Надежда его не обманула. Слава благочестия, которой эта женщина пользовалась, доставила ей господство.»

Когда Яннай умер, Саломея Александра продолжила его военную кампанию, успешно захватила Рагабу и вернулась в Иерусалим уже в качестве царицы. Будущее Иудеи теперь было в женских руках. Жители иудеи охотно приняли женщину-правительницу, хотя у нее было два взрослых сына!

Саломея Александра, вероятно, заключила мир с врагом покойного мужа, набатейским царем Аретой, и, скорей всего, совершила военный поход для помощи ему в отбивании Дамаска  у Птолемея Меннея (Ptolemy Mennaeus). Так Саломея Александра установила мир на восточной и северной границах Иудеи, где во время царствования ее мужа продолжалась война.

Саломея Александра понимала, что должна принимать некоторые из методов ее мужа и иметь сильную армию, потому что соседние правители попытаются захватить Иудею теперь, когда ей правит женщина. Читаем у Иосифа Флавия: «Набирая все больше и больше войска внутри страны и вербуя не мало наемников извне, она вдвое увеличила вооруженные силы своего государства и сделалась страшной даже для соседних князей

Иосиф Флавий также замечает, что она «в серьезнейших положениях жизни явила на практике доказательство того, как тверда была ее воля», удвоив численность армии Иудеи и наняв иностранных наемников. В последующем походе на Птолемею (Ptolemais), куда направлялся ее муж в последней экспедиции, она столкнулась с армянским царем Тиграном, который раздумал вторгаться в Иудею и покинул эту область. Внезапно он понял, что не стоит воевать с могущественной царицей Саломеей Александрой и ее серьезной военной мощью. В отличие от мужа, Саломея Александра успешно пользовалась открытой угрозой насилия для предотвращения конфликтов и принесла в регион мир и стабильность.

Саломея Александра не только заключила мир с иностранными врагами мужа, но и с его религиозными противниками. В хасмонейский период фарисеи (Pharisees) и саддукеи (Sadducees), знакомые тем, кто читал Новый завет, своими нападками на Иисуса, стали известными религиозными партиями. Обе они сражались за сердца и умы простых жителей Иудеи. К сожалению, нет документов, о которых можно было бы достоверно сказать, были они написаны фарисеями или саддукеями во времена Саломеи Александры. Исследователи вынуждены доверять более поздним, часто неточным, источникам сведений о них. Согласно Новому Завету: «саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.» (Деяния 23:8). Хотя Иисус называл фарисеев «лицемерами» (Матфей 23:23) и «порождения ехиднины» (Матфей 23:33), эти эпитеты неверны. Поскольку Иисус и ранние христиане верили в воскресение, они видели в фарисеях своих основных конкурентов; по этой причине оценкам из Нового Завета в настоящем нельзя доверять полностью как честным и гармоничным представлениям о фарисеях.

Фарисеи пользовались большим уважением народа во времена Иисуса. Это происходило потому, что они обещали массам надежду на загробную жизнь. Более того, в отличие от аристократичных саддукеев, группы, в основном состоящей из представителей высшего класса семей священников, фарисеи были обычными жителями Иудеи.

Сохраняя связь с корнями, фарисеи придавали особое значение простой, благочестивой жизни и приверженность Торе. Самое важное то, что фарисеи верили в Устный Закон - учение, которое предположительно передается с времен Моисея до того времени. Они рассматривали эти законы в связи с записанными законами Писания. Устный Закон был популярен среди масс, так как зачастую он упрощал жизнь. Особенно тогда, когда речь шла о соблюдении субботы. Например, во времена Саломеи Александры саддукеи учили более строго соблюдать запрет на работу в шаббат.

Хасмонеи были фарисеями. Но свекор Саломеи Александры, Иоанн Гиркан, стал саддукеем. Когда фарисеи оспорили свое право быть первосвященниками, он не только объявил неправильным фарисейское толкование Закона, но и преследовал тех, кто продолжал его соблюдать и учить. У людей не было выбора, кроме как принять вариант саддукеев; иначе им было бы запрещено молиться в Храме. Когда саддукеи получили контроль над Храмом, они запретили Устный Закон. Это сделало их очень непопулярными среди большинства жителей Иудеи, которые и так уже не доверяли им из-за связей с правящей верхушкой. Саломея Александра единственная из Хасмонеев, кто понимал, что саддукеи были крайне непопулярны, и что монархию Хасмонеев ждет неясное будущее, пока не будет мира с фарисеями.

Хотя сыновья Иоанна Гиркана, Иуда Аристобул, Антигон и муж Саломеи Александры, Яннай, оставались саддукеями, сама она была явной последовательнице фарисеев.

Талмуд, свод иудейских законов и верований, сохранил несколько историй о Саломее Александре, что говорит ее открытой поддержке фарисеев во время правления ее мужа. Во время ее собственного правления при помощи фарисейского лидера по имени Симон бен Шетах (Simeon ben Shetah) была проведена реформа судебной системы, введена ктуба (ketubah) - брачный контракт, в котором оговаривались обязательства жениха по отношению к невесте.

Постоянное направление в традиции с 1 в. до н.э. до редакции Мишны (Mishnah) b в конце 2 в. н.э. связывает богатых влиятельных женщин с фарисеями. В обмен на финансовую поддержку фарисеи дали им большие религиозные и гражданские права, чем это делали саддукеи. Также во время царствования Саломеи Александры посещение школы для детей стало обязательным, постановление, которое вероятно, относилось и к девочкам.

В Талмуде есть прелестная история о царствовании Саломеи, которая отражает насколько ее почитали: Рассказывается, что в дни Симона бен Шетаха и царицы Саломеи дождь шел с кануна шаббата до кануна шаббата, пока пшеница не стала, как почки, ячмень - как косточки оливок, а чечевица - как золотые денарии. Мудрецы собрали несколько из них и отложили для будущих поколений.

Поскольку раввины, которые написали Талмуд, были духовными наследниками фарисеев, современный иудаизм в большой степени является прямым следствием фарисейского направления иудаизма, развитого фарисеями под покровительством Саломеи Александры.

А что же дети Саломеи Александры - Гиркан (II) и Аристолбул (II)? В конце концов, при нормальном ходе событий, они могли рассчитывать на наследство отца. Снова читаем Иосифа Флавия: "Александр оставил после себя двух сыновей, Гиркана и Аристобула, а царство передал Александре. Из сыновей этих Гиркан был неспособен к государственным делам и более всего предпочитал мир и спокойный образ жизни, тогда как младший, Аристобул, был энергичнее и предприимчивее его. Вместе с тем царица сумела снискать себе расположение народа тем, что открыто выказывала свое несочувствие ко всему тому, что предпринимал столь ошибочно ее покойный муж.

Царица назначила первосвященником сына своего, Гиркана, как вследствие его возраста, так еще более для того, чтобы наполнить чем-нибудь его досуг. Вместе с тем она передала все дела фарисеям, повиноваться которым повелела и народу, причем вновь санкционировала все те дополнения фарисеев к установленному закону, которые были введены фарисеями и затем отменены ее свекром, Гирканом [I]. Таким образом, она носила лишь имя царицы, вся же власть на самом деле была в руках фарисеев."

И хотя Иосиф Флавий желал изобразить Саломею Александру пешкой фарисеев, при более внимательном чтении выясняется, что она была независимым монархом с твердой волей. Наконец, она оставалась фарисейкой во времена, когда ее муж преследовал и даже распинал приверженцев этого религиозного направления.

Единственным провалом Саломеи Александры, вероятно, был ее младший сын Аристобул. Она, по-видимому, так никогда и не добилась его лояльности. Он был слишком похож на своего отца, он был воинственным и придерживался взглядов саддукеев. Кроме того, сыновья ненавидели друг друга.

Когда археологи откопали величественный зимний дворец Хасмонеев в теплом оазисе в пустыне в Иерихоне, они обнаружили два одинаковых смежных комплекса, которые построила Саломея Александра: один для одного сына, Гиркана, другой - для другого, Аристобула.  Саломея Александра должна была любить обоих, но, вероятно, понимала, что следует держать сыновей подальше друг от друга даже во время досуга!

Хотя она пыталась обеспечить обоим сыновьям равный комфорт и удобства, старший, Гиркан, явно был ее фаворитом: она сделала его первосвященником Иудеи. Согласно Иосифу Флавию, младший, Аристобул «показывал явно, что, будь у него возможность, он не оставил бы свое матери никакой власти.»

В 67 г. до н.э. Саломея Александра заболела. Ей было 73 года, и она правила Иудеей 9 лет. Аристобул воспользовался ее немощью и предпринял действия по захвату власти. Она приказала Гиркану и своим придворным использовать все необходимые средства для подавления восстания. Саломея Александра в последние свои часы правила государством. Перед смертью она, вероятно, назначила Гиркана царем. Его правление, однако, продлилось всего три месяца, после чего он был низложен своим воинственным братом. К сожалению, по наущению своего друга Антипатра, отца Ирода Великого, неумелый Гиркан пытался вернуть свой титул. Римляне воспользовались соперничеством братьев и вторглись в 63 г. до н.э. в Иудею. Гиркан был восстановлен в качестве первосвященника, но не царя (JUDAEA.RU - и царя тоже). Иудея теперь была объявлена владением Рима. Эра Хасмонеев закончилась. Началось прямое правление Рима.

Последние слова принадлежат Иосифу Флавию: «[Саломея Александра] ничем не уступавшая, несмотря на свой пол, мужчине по силе характера. Преисполненная ненасытным властолюбием, она в серьезнейших положениях жизни явила на практике доказательство того, как тверда была ее воля и как неразумны мужчины, терпящие крушение в государственных делах.»

Несмотря на то, что сегодня о ней практически забыли, Саломея Александра была, наверное, величайшей из Хасмонеев, когда либо сидевших на троне.

Кеннет Аткинсон (Kenneth Atkinson)

Перевод © JUDAEA.RU - 2008 г. 

Kenneth Atkinson is an associate professor of religion at the University of Northern Iowa. In addition to excavating at various sites in Israel and Turkey, he has published numerous books and articles and is currently working on Queen Salome: The Forgotten Ruler and the Mysterious Women of the Dead Sea Scrolls.

Династия хасмонеев - схема. Файл в формате  .pdf

Монеты Хасмонеев статья и каталог

ИудеяХасмонеибиографии 

12.11.2008, 33317 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

20.06.2009 15:28:29

ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ "СЫНА ЗВЕЗДЫ"

Борьбу против римлян возглавил Шимон бар-Косева, получивший впоследствии арамейское прозвище «Бар-Кохба», т.е. «Сын Звезды». Он появился как ниспосланный Небом предводитель.

Александр Эльяшов

ИудеяБар-КохбавосстаниеРимАдриан 

24.09.2008 16:15:52

Ирод Антипа, тетрарх Галилеи и Переи

Антипа был самым талантливым из сыновей Ирода. Как и отец, он был сторонником эллинистической культуры и великим строителем. Его главной стройкой был город Тверия (Tiberias) , который он назвал в честь императора Тиберия (22 г. н.э.), на западном берегу Галилейского озера.

Насколько хорошо Антипа служил интересам Рима, можно оценить по отсутствию восстаний или открытого неповиновения на любом уровне в двух регионах его тетрархии в эти годы. Волнения, которые приключались в Иудее, когда та стала римской провинцией, никак не влияли на Галилею или Перею ...

Профессор Ф.Ф. Брюс

биографииИродианыИудея 

21.10.2008 14:40:26

На звук! Как встретились строители туннеля Езекии.

Путешествие по туннелю - первый шаг в воду, наклон для продвижения под менее чем 5-ти футовым потолком, обнаружение места встречи двух бригад, исследование «ложных» туннелей, осмотр места, где была высечена знаменитая Силоамская надпись, взгляд на потолок примерно в 17 футах над полом, выход к древнему Силоамскому бассейну - может быть одним из самых захватывающих приключений во время поездки в Иерусалим. При длине более 1700 футов (533 метра) он был самым длинным туннелем, сооруженным в то время без промежуточных шахт искусственного происхождения.

Гершель Шанкс (Hershel Shanks)

ИерусалимЕзекияИудеябиблия 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

22.11.2010 23:42:46

В Иерусалиме откопали бассейн Десятого легиона

При раскопках, проводившихся на территории Еврейского квартала Старого города в Иерусалиме, израильские археологи откопали бассейн, возраст которого составляет приблизительно 1800 лет. Он был частью бани, использовавшейся солдатами Десятого Римского легиона - того самого, который разрушил Второй Храм.

ИерусалимнаходкираскопкиРим 

06.08.2009 16:13:56

Археологи прочли древнюю просьбу о военной помощи

Работающая на юго-востоке Турции совместная экспедиция нескольких европейских и одного американского университета обнаружила клинописную табличку, написанную в 630 году до нашей эры и содержащую мольбу о военной помощи городу Тушхан (Тушан), атакованному армией вавилонян.

находкиАссирияВавилоннадписи 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2024 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100