История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Котель

Западная стена Храма, Стена Плача

Натали Палант

Иудейский Храм единого б-га, стоящий на горе Мория в Иерусалиме, был разрушен Десятым римским легионом под командованием Тита, сына Веспасиана Флавия, в 70 году н.э. Единственное что осталось от этого блестящего архитектурного творения человеческой цивилизации - западная, опорная стена храмового комплекса.  И вот уже две тысячи лет эта стена является самым святым местом для всех еврейских поколений. А сейчас Западная стена еще и самое популярное туристическое место Израиля, которое ежегодно посещают миллионы туристов.

По-русски она называется "Стеной Плача". На иврите используют арамейское слово "Котель".

Люди разных религий приходят сюда прикоснутся к древним камням, вознести молитву всевышнему и оставить в стене записку с личной просьбой...

 Но западная стена не ограничивается этим участком, предназначенным для миллионов паломников, и поэтому расчищенным в 1967 году от пристроенных вокруг лачуг. Стена продолжается еще немного направо, к южному углу Храмовой Горы и почти полкилометра налево, под домами арабского квартала. Начнем нашу виртуальную экскурсию по Котелю с его юго-западного угла.

Перпендикулярно нам - южная стена. По традиции еще со времен царя Соломона основные ворота на Храмовую Гору были именно с южной стороны, со стороны города Давида, со стороны Офеля (Комментарий из книги Игоря Торика - Небольшая территория между южной стеной Старого Города Иерусалима и тем местом, где сейчас проводятся раскопки Города Давида называется "Офель". Слово "офель" происходит от того же корня, что и, скажем, Афула - то есть, "возвышенность". Изначально, как считается, здесь стоял дворец царя Соломона, возвышавшийся над городом - JUDAEA.RU).

Даже во времена царя Ирода, когда основной Иерусалим располагался в верхнем городе, западнее Горы, все равно главный вход на Храмовую Гору был с южной стены. Через трехарочные ворота, известные под названием "шаарей Хульда", большинство паломников поднимались к Храму. Но на Западной стене тоже были ворота. Сейчас следы этих четырех ворот можно увидеть в виде арок. И названы они соответственно именам археологов, первыми их открывших и описавших.

Мы стоим около южного угла западной стены и первое что бросается в глаза - остатки арки. Это так называемая арка Робинсона.

Вначале думали, что это остатки арочного моста, соединяющего верхний город с Храмовой Горой. Оказалось намного интереснее. Это был не просто мост, это был первый многоуровневый перекресток в истории человечества!

 

Основная иродианская дорога в стиле римского Кардо вела от бассейна Шилоах, где паломники очищались перед восхождением в Храм, до Западной стены и продолжалась дальше на север. Возле юго-западного угла часть улицы поднималась по лестнице на мост и поворачивала направо к базилике. В эту базилику, на южной части Храмовой Горы могли подняться и греки, и римляне, и вообще любой человек. В то время как на площадь перед Храмом могли подойти только евреи. В сам Храм заходили только коэны. А в Святая святых Храма - только первосвященник и только один раз в году.

Сейчас на месте базилики находится мечеть Аль Акса, а на месте Храма - Купол над Скалой.А улица после разрушения Храма передвинулась сотню метров западнее. Ведь иродианская улица оказалась засыпана камнями, вот и пришлось римлянам мостить мостовую Элии Капитолины в стороне от завалов:

 

Следующие от арки Робинсона ворота в западной стене - это арка Беркли. Находится арка Беркли на женской половине Стены плача, так что преимуществом рассмотреть ее с близкого расстояния обладают только женщины.

 

Далее в западной стене были ворота, через которые коэны заходили на Гору. Коэны жили верхнем городе, там, где сейчас расположен еврейский квартал. И чтобы по дороге к Храму избежать им спуска и подъема, через ущелье был возведен мост. Во времена Второго Храма по этому мосту так же проходил акведук, снабжавший водой Храмовую Гору.

 

Мост был разрушен вместе со всем Иерусалимом в 70-ом году н.э. Арка, которая осталась называется Аркой Вильсона. Сейчас под аркой Вильсона находится синагога:

 

А на месте и на основании иродианского моста в 11 веке н.э. был построен другой арочный мост. Над арочными перекрытиями в 13-14 веках были построены множество различных зданий, так что уровень улицы поднялся, оставив большую часть Западной стены глубоко внизу. Поэтому чтобы продолжить идти параллельно Стене на уровне улицы времен Второго Храма, надо зайти в подземелья арабского квартала. Это так называемый "туннель Западной Стены".

 

Археологические раскопки в туннеле начались еще в 19-м веке археологами из английского фонда исследования Палестины (P.E.F.) и продолжаются до сих пор. А параллельно раскопкам тут проводятся и экскурсии. В туннеле можно встретить туристов со всех стран мира, говорящих на разных языках. Есть среди туристов и светские, и религиозные.

 

Храм, построенный Иродом, был самым великолепным сооружением своего времени. Колонны были такой толщины, что обнять их могли только три человек одновременно.

 

А камни...

Впрочем, судите сами, из каких камней был сложен Храм, если камни его опорной стены достигали веса 570 тон! Этот камень весит как 9 танков, и он находится не на нулевом уровне, а на других камнях:

 

Даже легендарный Десятый римский легион не смог сломать этот камень.

 

Немного проходим вперед и останавливаемся возле замурованной арки. Это арка Уорена и это 4-ый вход на Храмовую Гору. Британский археолог Чарльз Уорен обнаружил арку со стороны Храмовой Горы. Там, где мы стоим сейчас, Уорен никогда не был.

 

В средние века в этих воротах располагалось синагога, называемая "пещера". Об этом мы знаем из архива старой синагоги в Каире.

От арки Уорна самое близкое расстояние до места разрушенного Храма, за этими камнями находилась Святая святых Храма. Во времена царя Соломона там были скрижали завета, а во времена Второго Храма там обитало божественное присутствие (шхина).

 

Наверху, в арабском квартале старого города есть маленький, чудом не застроенный участок этой стены - так называемый "малый Котель". Малый Котель считается вторым по близости к Храму местом после стены в туннеле. На третьем месте находится площадь у Стены плача.

 

Продвигаемся еще немного вперед по узким катакомбам.

 

Теперь мы уже дошли до уровня иродианской улицы. Камни Стены с характерной окантовкой. Но если присмотреться внимательнее (или просто обращать внимание на разъяснительные таблички), то можно заметить что некоторые камни вовсе и не камни, а материнская скала горы Мория. Тут начинался естественный склон горы, и инженеры-проектировщики Втрого Храма просто прорубили прямую улицу в скале и вписали скалу в стену. Характерная окантовка и форма камней при этом была высечена прямо на скале.

 

В каком-то месте улица с колоннами и бордюром упирается в строительный завал недоделанных камней. Улица была не достроена по причине смерти царя Ирода в 4 году до н.э. и соответственно прекращения финансирования.

 

Но сегодняшние посетители туннеля могут продолжать идти и дальше. Правда, уже не по иродианской улице, а по Хашмонаитскому акведуку. Акведук этот был построен во 2-ом веке до н.э. во время правления династии Хашмонеев и снабжал водой Храмовую Гору.

 

После капитальной перестройки и расширения Горы царем Иродом, акведук оказался перерезан Западной Стеной и вышел из употребления. Воду к Храму пустили по другим акведуку, в частности, идущему по арке Вильсона. А воду из старого, хашмонаитского акведука направили в бассейн Стратион. В переводе с греческого "стратион" означает "цыпленок". Возможно, бассейн был так назван из-за своих скромных размеров. Лягушатник, по-нашему.

 

Бассейн был открытым и служил как защитный ров для башни Антония, находящейся в северной части Горы. Вода в бассейне есть до сих пор, только сам он находится под уровнем современной улицы.

 Южная часть бассейна - на территории туннеля Западной стены. Северная часть - в подвалах монастыря Сестер Сиона. Между этими частями монашки монастыря построили разделительную стену, чтобы предотвратить проникновение в монастырь через бассейн чужих людей.

 

Сегодня для удобства посетителей прорублен выход от бассейна прямо на улицу. Мы выходим из подземелий, из эпохи Второго Храма и сразу попадаем на современную шумную и неуютную улицу - улицу Виа Долороса!

Натали Палант

ИерусалимСтарый городпрогулкаэкскурсияИродХрамСтена Плача 

10.08.2011, 9473 просмотра.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

21.07.2008 21:08:00

Раскопки Города Давида. 2005 г. Период железа 2А

Когда я предполагала начать здесь раскопки в поисках дворца царя Давида, передо мной был план современного Давиду дворца в Мегидо (1723) размерами 23х21.5 м. Очевидно, что большая каменная постройка на вершине холма значительно превосходит все соответсвующие ожидания.

Эйлат Мазар

ИзраильИерусалимГород Давиданаходкиархеология 

13.07.2008 21:08:06

Раскопки Города Давида. 2005 г. Предисловие и введение

Иерусалим — очень древний город и его исследование приводит к множеству важнейших открытий. Исследования как последних десятилетий, так и нынешние изменили наше представление об Иерусалиме и его истории. Изучение истории города похоже на пазл, состоящий из огромного числа мелких деталей, и требует терпения и осторожности. Помня об этом, я решилась опубликовать этот предварительный отчет, посвященный первой фазе раскопок, которые проводились под моим управлением в северной части теля города Давида. Отчет не только описывает сделанные находки, но и приводит их исторический и археологический контекст, так же как и новые умозаключения, появившиеся благодаря этим находкам. Это является важным вкладом в понимание древней истории Иерусалима.

Эйлат Мазар

ИзраильИерусалимГород Давиданаходкиархеология 

19.07.2008 21:08:00

Раскопки Города Давида. 2005 г. Периоды поздней бронзы и железа-1

Царь Давид избрал Иерусалим для роли своей новой столицы благодаря его географическому положению и репутации многовекового столичного города. По этим причинам отношение Давида к жителям города было иным, не столь безжалостным, как к другим, захваченным им городам — несмотря на отчаянное сопротивление иевусеев. Более того, после захвата Давид оставил царя города «Аруну» и его население в живых (1 Хроник 11:4-8) и включил их в систему своего правления, ярким примером чего служит история Урии Хеттеянина, одного из бойцов царя Давида (2-я Самуила 11). Это был хорошо рассчитанный маневр — избежать кровопролития в городе, который он собирался сделать своей столицей, чтобы облегчить переход административной власти и использовать ее с пользой для себя в начальный период установления его монархии.

Эйлат Мазар

ИзраильИерусалимГород Давиданаходкиархеология 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

07.08.2008 09:19:33

В Ливане найдено захоронение ханаанского воина

Группа исследователей Британского музея обнаружила скелет ханаанского воина, чей возраст датируется 1.800 годом до н.э. Находка сделана в южной части Ливана, в районе портового города Сидон.

Клод Сераль, который руководит раскопками в Сидоне (Сайде) в последние десять лет, говорит, скелет был найден в прекрасном состоянии, в одной руке воин держал копье. Кроме того, в захоронении обнаружены малые предметы гончарной работы, старейшей в своем роде на территории Ливана.

 

Ливаннаходкираскопки 

01.01.2011 18:56:50

В Сирии найдены склепы с захоронениями каменного века

Древнейшие склепы со скелетами внутри были раскопаны в Таль-Эль Каркх, на северо-западе Сирии.

Также в склепах были найдены ожерелья бус из разных драгоценных камней, шила из костей животных и рабочие инструменты. Находки датируются каменным веком.

Сириянаходки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2022 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100