История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Храмовая гора

Храмовая гора, ар а-баит, гора Мория. Здесь Авраам по велению всевышнего собирался провести жертвоприношение своего сына Ицхака, но в последний момент Ицхак был заменен на барашка. Здесь царь Соломон построил Первый храм для богослужения. И здесь же, вернувшиеся из вавилонского плена, отстроили Второй храм на развалинах первого. Здесь Ирод Великий, предварительно существенно увеличив поверхность горы, отстроил самое великолепное сооружение того периода. Настолько великолепное, что блеск и слава его не угасает и сейчас. Здесь Иисус из Назарета читал свои проповеди. Здесь Магомет из Мекки поднимался на небо за заповедями.

Нет второго такого места на всей земле, где бы за многие тысячелетия так переплелись в один клубок традиции и религии, история и политика. Клубок настолько запутанный, что распутать его под силу только Мессии, который обязательно скоро придет. Так что ждем-с.

А сейчас просто поднимемся на Храмовую гору и прогуляемся по ней. 

Самое первое впечатление – это удивление от легкости попадания. Обычная процедура прохода через металлоискатель и просвечивание сумок. Кроме оружия на Храмовую гору нельзя проносить никакой религиозной литературы во избежание молитвы. Молитва на Храмовой горе приравнивается к открытию огня, а Танах или Библия приравниваются к автомату Калашникова. 

Если у вас на голове кипа, а вы не хотите лишнего внимания к своей скромной персоне, то можно одеть поверх кипы обычную кепку. Впрочем, это желательно, но не обязательно. На самой горе, около Ворот милосердия, я видела двух ортодоксальных иудеев при полном прикиде.

 Видимо это были тайные лазутчики по спецзаданию Любавического ребе. Не зря же они крутились около ворот, замурованных еще Салах А-Дином. Именно через эти ворота Машиах должен пройти в Иерусалим. Иудеев на некотором расстоянии сопровождал израильский полицейский при полном обмундировании спецназа. А сбоку, прячась за масличными посадками, следил араб в штатском. По мусульманской традиции через эти ворота тоже должен пройти мусульманский мессия – Мади. Задача арабского машиаха тоже не проста, т.к. ему еще предстоит построить мост через Кидронское ущелье (вади Джуз) с Масличной горы прямо к воротам города.

Отвлечемся от многочисленных мистических традиций и заметим, что ворота эти все равно не обычные. И странность их даже не в том, что они замурованы. А в том, что любые нормальные ворота должны затруднять проникновение противника, и поэтому всегда строились с различными ухищрениями и прибамбасами типа крутых поворотов. Через эти же ворота быстро может зайти целый римский легион!

Именно по причине трудностей охраны, ворота и оказались замурованы Салах-Адином. Интересно, что такая нетрадиционная для обычных ворот архитектура, является очень даже традиционной для триумфальных арок. И вполне возможно, что эти византийские ворота были построены как символ победы Иисуса на его крестном пути. Через эти ворота кесарь Ираклий вернул украденный истинный крест и через эти ворота существовала традиция крестового шествия (пока крест опять не забрали нехристи-сарацины).

Сегодня, кроме закрытых Ворот милосердия, на Храмовую гору ведут еще девять ворот. И через любые из этих девяти ворот можно выйти с Храмовой горы. Но зайти простому израильскому жителю, а так же гостю столицы, можно только через ворота « Маарабим» справа над Стеной плача.

Храмовая гора открыта каждый день кроме пятницы и субботы с 7.30 до 11.00 утра (зимой на час короче).

Свободный вход через все остальные ворота и в любое время суток только для арабов- мусульман. Интересно, как полицейские охранники безошибочно определяют, кого пускать, а кого нет? Ведь никаких документов о мусульманском вероисповедании предъявлять не надо, чисто «фейс-контроль».

На самой Храмовой горе очень чисто. Даже каменная брусчатка сверкает от чистоты как полированный паркет. И не удивительно – святое место должно быть прежде всего чистое.

В свое время, по приходу к власти Византии, для унижения евреев и оскорбления святости, гору специально засыпали мусором и превратили в свалку.

Когда после первого арабского завоевания Иерусалима, старик Хоттабыч Омар Ибн Хотаб пришел сюда, то мусор с Храмовой горы вываливался прямо через ступени ворот на улицу. Омар Ибн Хотаб не случайно пришел на свалку, он искал мечеть Дауд – место молитвы царя Давида. ( В 38 суре Корана пишется о Давиде, который просил в молитве у всевышнего прощения за свои грехи).

Иерусалимский патриарх привел сначала Омара в Храм Гроба, но Омару там не понравилось. Зато на мусорной свалке Омар сразу понял, что это именно то, что надо!

По версии другого арабского историка (11 век), Омар пришел на Храмовую гору и нашел там по наводке своего советника, который был евреем, принявшим ислам, под вонючим мусором святую скалу. Этот же еврей посоветовал Омару Хоттабычу построить молельный дом чуть севернее скалы. Но Омар не поддался на израильскую провокацию и построил молельный дом южнее скалы, чтоб молится не на иудейскую святыню, а на Мекку и Каабу.

Сейчас, в современном арабском мире, появилось модное утверждение, что никакого еврейского храма на горе никогда не было. Потому что нет никаких археологических доказательств. В принципе они правы: археологических доказательств существования храма и вправду нет, потому что никаких археологических раскопок здесь никогда не проводилось. И даже оставим на арабской совести многочисленные упоминания о Храме в их же Коране. Вот если бы мы нашли, например, позолоченную колону о которой написано в талмуде…

Впрочем, посмотрите повнимательнее на эти капители:

Что это там сверкает? Неужели золото?!

Выставка колон и капителей находится на Храмовой горе с западной стороны от мечети Аль Акса.

Сама же мечеть Аль Акса – главная мусульманская святыня, как я уже писала, построена на южной части храмовой горы. По топографии горы здесь был пологий склон, который Ирод Великий достроил с помощью целой системы арочных перекрытий. Для укрепления сооружения, в арочные полости была насыпана земля и строительный мусор.

Когда, 5 лет назад, арабы без всякого разрешения стали раскапывать и вывозить эту землю целыми грузовиками, они в первую очередь насолили сами себе. Потому что прочность перекрытий понизилась и при первом же небольшом землетрясении, в Аль Аксе что-то треснуло…

В настоящее время вся власть над Храмовой горой принадлежит Советам Израилю. Поэтому ни один камень, включая этот мусор, не двинется с места без специального разрешения правительства Израиля (Храмовая гора находится под патронажем  мусульманской  организации ВАКХ. В 2007 г.  при  проведении работ по прокладке  электричекого кабеля было вывезено огромное количество так называемого "строительного мусора"  Были даже организованы работы по его  просеиванию, в результате которых были найдены артефакты Первого Храма. Подробности, например, здесь и  здесь - JUDAEA.RU) :

Схема прокладки кабеля на Храмовой горе. 2007 г.

Не то чтобы этот мусор представлял какой-то научный интерес (Вполне себе представляет - JUDAEA.RU). Просто в Иерусалиме, а тем более на Храмовой горе – все политика. И эта политика показывает кто в доме хозяин. Лично у меня сразу появилась ассоциация со съемной квартирой. Формально, съемная квартира принадлежит тем, кто там живет. Но юридически квартира только во владении хозяина, который может и не продлить договор аренды…

Однако вернемся к Аль Аксе.

В Коране нет упоминания Иерусалима. Пишется только, что Мухаммед с верным конем Бураком перелетел ночью из Мекки в «Эль-Акцу», что переводится как «на краю» в смысле очень далеко. Знающие иврит могут сразу найти знакомый корень к.ц. – каце. О том, что «край» находится именно в Иерусалиме, написано уже в комментариях к Корану. Для справедливости замечу, что в Торе тоже не упоминается Иерусалим – только гора Мория и «место, которое тебе укажет Б-г».

И если две предыдущие религии – иудаизм и христианство - считают Иерусалим своим святым городом, то почему ислам должен был оставаться в стороне? Вот он и не остался.

Кроме стадного чувства в строительстве монументальных исламских сооружений в священном городе сыграли роль еще две веские причины. Первая причина – политическая замена Мекки и Медины, которая в то время не находилась в руках халифа Муавии. А властвовать жуть как хотелось, вот он и построил купол над святой скалой – альтернатива камню в Мекке. 

Вторая причина – конкуренция с христианской Византией. Иудаизм в 7 веке никто в расчет не брал, но у Византии были еще довольно сильные позиции. И поэтому два основных исламских сооружения – Купол над Скалой и мечеть Аль-Акса были построены по образу и подобию византийского Храма Гроба Господня.

Купол над Скалой – это Ротонда вокруг святого места. Мечеть Аль-Акса – это базилика, зал молитв. А между ними дворик. В христианском Храме Гроба тоже был дворик, который закрыли крышей крестоносцы. А тут дворик как был, так и остался.

Купол над Скалой тоже как был, так и остался, почти без изменений. Ведь со скалой что будет? Она крепкая.

Зато несчастная мечеть Аль-Акса, построенная над арочными перекрытиями царя Ирода, всякий раз страдает от землетрясений. И в сильном землетресении 8-го века оказалась разрушена до основания. В современном здании самые старые части датируются не ранее 12-го века. И само здание сильно напоминает многие католические церкви в Европе. Если будете в Равенне, загляните в церковь святого Виталия (Сан-Витале) – точный близнец нашей Аль-Аксы.

Если присмотреться, на колонах даже видны скульптуры пеликанов – непременная символика Христа периода крестоносцев.

Остатки строений крестоносцев можно увидеть и в других местах Храмовой горы. Например, капелла Вознесения - это баптистерий (место крещения новых христиан) при крестоносской церкви «Темплюм Доминус». Крестоносцы верили, что тут был дворец Соломона.

Мусульмане же считают, что именно в этом месте Мухаммед молился накануне своего полета на небо.

Само же вознесение состоялось над Камнем Мироздания. Причем начальная скорость для преодоления земного тяготения была столь велика, что Мухаммед вначале провалился под землю, а потом башкой проломил скалу и улетел на небо прямо к Аллаху. Вследствие этого процесса, называемого по-арабски «мираж», образовалась пещера в скале. Посетить эту святую пещеру можно, зайдя внутрь Купола.

Все стены внутри Купола расписаны цитатами из Корана. Чаще всего встречаются такие: « Бог один, а не два и не три. Бог не рожден, у него нет сына…» и т.д. Странно только, что нет ни одной цитаты по теме вознесения Мухаммеда на небо за заповедями. Возможно, что традиция, связывающая это вознесение с местом на Храмовой горе, возникла уже после строительства Купола.

После последней интифады израильтян и гостей столицы в Купол не пускают.

Так что познакомимся поближе с Куполом только снаружи. Тем более тут тоже есть немало интересного. Например, эти мраморные плиты в облицовке стен:

Посмотрите получше на рисунок в камне. Видите портрет Мухаммеда?

Если не видите, то значит вы не правоверный мусульманин.

Рядом с Куполом Скалы, с его восточной стороны, находится его уменьшеная копия – Кипат Шальшелет (Купол цепочки). По одной из версий, халиф Абд-Эль-Малик перед строительством основного Купола приказал построить его уменьшенную модель. Но эта версия не выдерживает никакой критики, потому что маленький купол не является копией большого. Выполненный в форме беседки, маленький купол никогда не имел стен.

Но факт, что именно эти два сооружения – большой и маленький купол являются самыми древними постройками на Храмовой горе. И купол Шальшелет обладает очень любопытной особенностью. Когда стоишь ровно посередине этой беседки, то можно говорить очень тихо – слышно все равно хорошо. Если же говорить громко – будет слышно по всей горе. Потому как этот древний усилитель звука находится ровно в середине горы!

И еще мое личное наблюдение – в центре беседки-купола все время дул ветер. Стоило шагнуть в сторону, ветер стих.

Там где Храмовая гора граничит с арабским кварталом, есть немало хорошо сохранившихся зданий периода мамлюков.

Мамлюки вообще отличились тут строительством религиозных школ изучения ислама – мидраса.

Традиционная мамлюкская архитектура очень красива. Одно только соединение различных цветов придает зданию необычную нарядность.

На самой северной оконечности Храмовой горы Ироду не нужно было достраивать, а наоборот пришлось срезать лишнюю возвышенность, чтоб разровнять территорию. Этот срез хорошо виден у основания арабской школы Омария. А в иродианский период здесь стояла башня Антония: 

Вот она, гора Мория:

Натали Палант

ИерусалимбиблияхристианствоверсииХрамиудаизмпрогулкаэкскурсия 

08.07.2010, 10344 просмотра.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

27.10.2007 20:05:48

Jarash Джераш

Удивляюсь, почему так раскручена Петра и так мало мы (я?) знаем про другие древние города в Иордании??! Вот Jarash: огромный античный город, раскопанный только в 20 веке, раньше из песка торчали только капители колонн. Я за час успел дойти только до середины центральной улицы, не заходя в боковые улочки, храмы и археологический музей!

Олег Кузьменко (Украина)

экскурсияИорданияДжерашпрогулка 

29.05.2008 22:43:32

Находки в "Городе Давида"

С самого начала научных исследований Святой Земли в середине XIX в. Город Давида является объектом интенсивных археологических исследований, продолжающихся по сей день, что легко объяснить. Несмотря на то, что сегодня Город Давида (ивр. Шилоах, араб. Силуан) находится вне крепостных стен, возведённых в XVI в. турецким султаном Сулейманом Великолепным, именно он является древнейшей частью Иерусалима, хананейским Иевусом, который, согласно Библии, царь Давид превратил в свою столицу. На небольшом холме площадью всего около 40 тыс. кв. м., расположенном к югу от Храмовой горы, работало больше экспедиций, чем на любом другом археологическом памятнике Ближнего Востока. Тем не менее, изучена только малая его часть.

Михаил Шенкарь 

ИзраильИерусалимГород Давидаархеология 

19.10.2007 23:33:46

Иерусалим. Как рождаются великие открытия.

Там, в захоронении времён Первого Храма, нашим проводником была сделана одна из самых выдающихся находок в археологии Святой Земли, которую можно по значимости сравнить, пожалуй, лишь с  Кумранскими рукописями.

Я предвкушала его рассказ несколько недель!
И вот теперь выдающийся археолог внезапно заявляет: «Я устал, уже поздно, на сегодня — хватит»…
Как же так? И как после этого жить?
Гордюсь собой! Потому что именно я кинулась Габи в ножки с криком: «Не погуби, батюшка!!!»
Ну, может, текст был чуть другим, но суть — передана верно. Главное — сработало! Не меньше сорока минут мы, затаив дыхание, слушали…

Зоя Брук 

Иерусалимбиблияоткрытияраскопкинаходки 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

25.11.2011 08:23:26

Кто достраивал Второй Храм?

Монеты, недавно найденные под Стеной плача, могут изменить принятые представления о том, кем  было построено две тысячи лет назад одно из самых священных мест мира , отмечают израильские археологи.

ХрамИродИерусалим 

25.11.2011 17:29:44

Из косточки финика, которому почти 2000 лет, выросла пальма "защитников Масады"

К удивлению ученых, финиковая косточка, обнаруженная археологами на месте дворца Ирода на Масаде, проросла. Пальма, относится к исчезнувшему в Израиле виду, упоминание о котором встречается в Танахе и Коране. По информации газеты "Маарив", еще в 60-е годы прошлого столетия во время раскопок на месте дворца Ирода на Масаде, археолог Игаль Ядин нашел несколько финиковых косточек. Одну из своих находок он передал Мордехаю Кислеву, главе лаборатории археологической ботаники в университете Бар-Илан. Изучив финиковую косточку, Кислев пришел к выводу, что речь идет о редком виде финиковой пальмы, который уже не встречается в Израиле.

Израильраскопкипальма 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2017 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100