В прошлую среду (27.09.2006 г.) мы снова побывали в Иерусалиме. На этот раз — в сопровождении археолога д-ра Габи Баркая.
Через Кидронскую долину взглянули на древнее кладбище на Масличной горе, в эту пору прочерченное тонкими вертикальными штрихами проросших стеблей хацава — знак наступающей осени…
Прошлись по Городу Давида: Посмотрели на раскопки Мазар (скажем осторожно: некое большое — 30 м в длину — здание 10-9 вв.до н.э., возможно, из дворцового комплекса династии Давида), на дома знатных иерусалимцев 9-7 вв.до н.э. (здесь были найдены во множестве оттиски личных печатей обитателей домов; оказалось, что с большей частью этих людей мы знакомы — они упоминаются в ТАНАХе, в книге «Невиим» — «Пророки»)…
На колумбарий — голубятню, построенную в районе «Бейн-хомотаим» (как это перевести? «Междустение», что ли? «Промеждустенствие»? «Межстенание»?)
На городскую стену периода Второго Храма, частично разрушенную солдатами Тита в 70-м г…
Было много интересного, забавного и серьёзного — как всегда в Иерусалиме. Но самое главное — нам удалось раскрутить Габи Баркая на подробный рассказ о том, как он нашёл в захоронениях на Кетеф Гееном две серебряные пластинки, скрученные в виде двух маленьких сигар — «Биркат ha-Коhаним», самый древний на сегодняшний день текст из ТАНАХа, написанный на иврите!
Габи Баркай, один из наиболее выдающихся археологов Израиля, вёл нас в прошлую среду по Иерусалиму времён Первого Храма. Это было захватывающе! Плотность его рассказа такова, что пытавшиеся за ним записывать в отчаянии возводили очи долу и разводили руками. Я ходила за Габи хвостиком и записывала каждое слово на МП-4, чтобы потом, дома, сесть и расшифровать (надеюсь, что это «потом» всё-таки наступит — ну, скажем, на Суккот). В тоннеле Хизкиягу гид некой, следующей за нами, группы попытался выразить неудовольствие тем, что мы слишком долго, с его точки зрения, задерживаемся в каждом пункте. «Стыдись! — загремел Габи,- Это — твои будущие коллеги! Они имеют право знать ВСЁ!». Гид не унялся. Наша координатор попыталась урезонить его, но Габи остановил её неподражаемым: «Не сметь сотрудничать с врагом!!!»
Но, ближе к вечеру, Габи вдруг раскапризничался. Последним пунктом нашей программы должно было стать плечо долины Гееном, прямо под Шотландской церковью, словно растущей из кромки обрыва.
Там, в захоронении времён Первого Храма, нашим проводником была сделана одна из самых выдающихся находок в археологии Святой Земли, которую можно по значимости сравнить, пожалуй, лишь с Кумранскими рукописями. Вот эта находка, вернее, её копия:
Перед вами не что иное, как серебряная полоска с тестом «Биркат ha-Коhаним», написанным на иврите древним ивритским письмом (не квадратным, иудейским, или арамейским, которым мы пользуемся сегодня) — самым древним на сегодняшний день текстом из ТАНАХа!!! Значение этой находки невозможно переоценить: до неё многие спекулировали на том, что самый древний текст Священной Книги, дошедший до нас, был на греческом, и даже делали из этого вывод, что греческий и есть язык оригинала, а существование ивритского текста — выдумка евреев, более поздний перевод с греческого.
Я предвкушала его рассказ несколько недель! И вот теперь выдающийся археолог внезапно заявляет: «Я устал, уже поздно, на сегодня — хватит»… Как же так? И как после этого жить? Гордюсь собой! Потому что именно я кинулась Габи в ножки с криком: «Не погуби, батюшка!!!» Ну, может, текст был чуть другим, но суть — передана верно. Главное — сработало! Не меньше сорока минут мы, затаив дыхание, слушали…
А теперь — слово самому Габи:
«Я копал здесь семь сезонов, начиная с 1975 г. Тогда здесь проходила дорога на Бейт-Лехем, Оттоманского периода, и муниципалитет не дал мне разрешения копать под ней. Только позже я раскопал несколько погребальных пещер, в том числе — и эту.
Включите своё воображение: над пещерой был потолок, его остатки можно видеть по углам и сегодня. Пещера делилась на множество комнат. Перекрытия были выломаны и утащены, в основном, в византийский период для строительство находившейся неподалёку церкви Св.Георгия, что за стенами. Эта пещера — одна из семи, расположенных в ряд, и одна из примерно 50,найденных в долине Гееном. Здесь находилось одно из трёх кладбищ эпохи Первого Храма, ещё одно — Шилоах, а второе — севернее Шхемских ворот. В пещеру, в её центральное помещение, спускались по двум ступенькам. Видите, кто-то попытался эти ступеньки выломать на строительство, и сломал. Размеры центрального зала — точно 8 на 6 локтей, локтей царских, 52,5 см. каждый. Имеются три основных помещения, и ещё комната специального назначения, где покойников готовили к погребению. В основных помещениях — ложа на высоте 1 м. 5 см. каждое, то есть — ровно 2 локтя. Вместе с покойником укладывали и „необходимые“ для него предметы. Ложа были групповыми. Вот тут — место для шести погребённых сразу. В изголовье — длинная каменная подушка с выемками для головы.
Здесь шестеро лежали в рядок, рядышком друг с дружкой. Вот тут у вас есть прекрасный пример типичного покойника:
В других комнатах тела укладывали "валетом". Пещера эта была семейной, и каждая комната, видимо, принадлежала одному из сыновей с домочадцами.
Вначале, когда я только начинал здесь копать, я был страшно рад, потому что пещера эта очень красива, таких каменных изголовий нет больше нигде, да ещё и в такой сохранности. В 1976 г. мы копали здесь с детьми из Тель-Авива, которые изучали археологию. Ребятишечки были 12 — 13-летние, самый опасный возраст. Среди них был один… зануда первой степени. Ужасный мальчишка, я никак не мог от него избавиться. Каждые 30 секунд он дёргал меня сзади за рубашку, чтобы задать очередной совершенно идиотский вопрос. Мы обнаружили здесь, внизу, вот это отверстие:
Оно ведёт в овальную комнату глубиной 3 метра, в ширину около 2-х метров (ничего общего не имеющую с Овальным кабинетом в Белом доме). Эта комната — repository, или מאספה — помещение, куда по истечении года собирали кости погребённых вместе с положенными с ними предметами, чтобы освободить место для новых поколений. Когда мы её нашли, я заглянул внутрь и увидел нечто, показавшееся мне полом. "Ясно,- подумал я,- И эта пещера ограблена, как и предыдущие. О, это — замечательная идея — я поставлю сюда юного Натана, и хотя бы на 15 минут буду от него свободен и не увижу его!" Короче, я ему сказал, что если здесь не будет так же чисто, как в доме его мамы — он отсюда не выйдет. Через полчаса я копал в совершенно другом месте, довольно далеко от пещеры. Чувствую — сзади теребят за рубашку. Оборачиваюсь — и мне становится плохо. Парень стоит передо мной, и в руках у него почти целые глиняные сосуды. При этом всем вдалбливали, что НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ ТРОГАТЬ С МЕСТА! И что необходимо тащить меня к находке, а не находку ко мне! Я чуть не прибил этого мальчишку прямо на месте. На этот раз я вцепился ему в рубашку: "Быстро показывай, где ты это взял?!" — "А я их под камешками нашёл". Что выяснилось? Ему было скучно в этой яме. И он, вместо одного веника, сволок туда половину всех лопат, совков и прочего, чем мы пользовались на раскопках. И молоток, в том числе. Через 10 минут в яме парню стало невмоготу, он взял этот молоток и стал колотить по тому, что мы сочли полом. Потом я понял, что и грабители когда-то подумали, что это был пол. А это была обвалившаяся в результате какого-то землетрясения крыша! Плита с кровли обрушилась и погребла под собой всё содержимое ещё в древности! И тогда уже Натан и его приятели были с почётом отправлены по домам, был собран несколько более опытный коллектив археологов — из Еврейского Университета в Иерусалиме, из других мест… Я протащил в яму электричество из Шотландской церкви, священник в ней был моим учеником. Разбили людей на 3 группы: одна — внутри, другая — снаружи принимает находки, третья — отсыпается. Так вот, меняясь, работали 24 часа в сутки, оставить раскоп было нельзя — ни на минуту. Более 1000 находок было в этой комнате! Среди них — 360 целых, нетронутых глиняных сосудов; 150 — 200 полудрагоценных камней, в основном, в виде бус; по нескольку вещей из серебра, золота, слоновой кости; наконечники стрел — словом, это оказалась единственная в Иерусалиме маасефа, найденная нетронутой. Все эти находки выставлены сегодня в Музее Израиля. Но самым драматическим моментом было, когда американская студентка (сегодня она — профессор библеистики в США) позвала меня внутрь. И показала некий предмет. Только через 3 года мы сумели открыть его! Это было нечто, напоминавшее серебряную сигару. Серебро — чистейшее, 99%-ное. Открыть удалось сотрудникам Музея Израиля, после того, как в университете Бен-Гуриона в Негеве с этим не справились и даже разрушили часть. Ширина была около 10 см, а ширина — около 2-х; свёрнута пластинка была 6 раз. На пластинке было 19 строк, написанным древним еврейским шрифтом. Первое слово, которое мне удалось прочесть — "י.ה.ו.ה". Имя Господа… Три раза… Каждый, кто знаком с еврейской традицией, знает, что три раза имя Господа встречается только в "Биркат ha-Коhаним"… Потом, когда просеяли всю пыль, нашли ещё один такой же предмет, поменьше — 5 см. И на нём тоже — 19 строк миниатюрных букв! Седьмой век до н.э., время пророка Иермиягу!!!"
Из седьмого века до н.э., из погребальных пещер мы с трудом вернулись в современный Иерусалим. И было утро, и был вечер: день второй…
Таким встречает Ерушалаим своих гостей — неожиданным солнцем, появившемся из-за гор, и моментально заигравшими солнечными бликами на золоченных куполах церквей. Во время британского мандата был издан закон, предписывающий облицовывать дома в Ерушалаиме камнем, добывавшимся в окрестных каменоломнях. Делается это и до сих пор. Цвета камня — от желто-золотистого (отсюда город золотой!) и до розового, который совсем недавно открыли в новом карьере.
Геннадий Бордуков (aka BorgeN, email: genasha@bk.ru)
Был на экскурсии Миши Фрейкмана на Хирбет Кейяфа. Эта экскурсия очень отличалась от всех экскурсий на которых приходилось мне бывать раньше.
Во-первых, Миша - очень интересный и правильный человек. Он сам на Хирбет Кейяфа копает, он настоящий ученый - там, где экскурсовод, цель которого заинтересовать, рассказал бы о каких-то выводах, Миша осторожничал - практически не выдавал интерпретаций, а если и выдавал, сопровождал пояснениями, что возможны и другие выводы. На меня это произвело очень большое впечатление.
Во- вторых, то, что мы видели - реально передний край современной библейской археологии.
Колоссальный иудейский погребальный комплекс периода Второго Храма, известный под названием Гробницы Синедриона ( «Киврей Сахедрин»), находится в северной части Нового города в районе, имя которого обязано самому некрополю — Санхедрия. По достаточно поздней еврейской традиции здесь были погребены члены Большого Синедриона, верховного органа политической, религиозной и юридической власти, действовавшего в Иерусалиме в период Второго Храма. Так это или не так, лежат тут или не лежат мудрецы из числа 71, уже и не важно — название прижилось…
2000-летний римский амфитеатр, наконец-то, показался во всей красе после 19 лет раскопок, которые велись с момента его первого открытия. Остатки римского амфитеатра уходят в землю на глубину 15 метров.
Два британских ученых предложили оригинальное прочтение ассирийской круглой клинописной таблички VIII века до нашей эры: они полагают, что в ней упомянута траектория полета астероида, виновного в образовании кратера близ австрийского города Кофельс в конце IV тысячелетия до нашей эры.
Круглая табличка, ныне находящаяся в собрании Британского музея, была найдена в середине XIX века крупнейшим британским ассирологом Остином Генри Лейардом при раскопках Ниневии. На ней изображены некоторые созвездия, и рисунки снабжены комментариями. Табличка является поздней ассирийской копией шумерского оригинала. Ее прочтение породило многочисленные гипотезы.
Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах,
публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов,
распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее