История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Иерусалим. Как рождаются великие открытия.

В прошлую среду (27.09.2006 г.) мы снова побывали в Иерусалиме. 
На этот раз — в сопровождении археолога д-ра Габи Баркая.

 

Через Кидронскую долину взглянули на древнее кладбище на Масличной горе, в эту пору прочерченное тонкими вертикальными штрихами проросших стеблей хацава — знак наступающей осени…

Прошлись по Городу Давида:
Посмотрели на раскопки Мазар (скажем осторожно: некое большое — 30 м в длину — здание 10-9 вв.до н.э., возможно, из дворцового комплекса династии Давида), на дома знатных иерусалимцев 9-7 вв.до н.э. (здесь были найдены во множестве оттиски личных печатей обитателей домов; оказалось, что с большей частью этих людей мы знакомы — они упоминаются в ТАНАХе, в книге «Невиим» — «Пророки»)…

На колумбарий — голубятню, построенную в районе «Бейн-хомотаим» (как это перевести? «Междустение», что ли? «Промеждустенствие»? «Межстенание»?)

На городскую стену периода Второго Храма, частично разрушенную солдатами Тита в 70-м г…

 

Было много интересного, забавного и серьёзного — как всегда в Иерусалиме. Но самое главное — нам удалось раскрутить Габи Баркая на подробный рассказ о том, как он нашёл в захоронениях на Кетеф Гееном две серебряные пластинки, скрученные в виде двух маленьких сигар — «Биркат ha-Коhаним», самый древний на сегодняшний день текст из ТАНАХа, написанный на иврите!

Габи Баркай, один из наиболее выдающихся археологов Израиля, вёл нас в прошлую среду по Иерусалиму времён Первого Храма. Это было захватывающе! Плотность его рассказа такова, что пытавшиеся за ним записывать в отчаянии возводили очи долу и разводили руками. Я ходила за Габи хвостиком и записывала каждое слово на МП-4, чтобы потом, дома, сесть и расшифровать (надеюсь, что это «потом» всё-таки наступит — ну, скажем, на Суккот).
В тоннеле Хизкиягу гид некой, следующей за нами, группы попытался выразить неудовольствие тем, что мы слишком долго, с его точки зрения, задерживаемся в каждом пункте. «Стыдись! — загремел Габи,- Это — твои будущие коллеги! Они имеют право знать ВСЁ!». Гид не унялся. Наша координатор попыталась урезонить его, но Габи остановил её неподражаемым: «Не сметь сотрудничать с врагом!!!»

Но, ближе к вечеру, Габи вдруг раскапризничался.
Последним пунктом нашей программы должно было стать плечо долины Гееном, прямо под Шотландской церковью, словно растущей из кромки обрыва.

Там, в захоронении времён Первого Храма, нашим проводником была сделана одна из самых выдающихся находок в археологии Святой Земли, которую можно по значимости сравнить, пожалуй, лишь с Кумранскими рукописями. Вот эта находка, вернее, её копия:

Перед вами не что иное, как серебряная полоска с тестом «Биркат ha-Коhаним», написанным на иврите древним ивритским письмом (не квадратным, иудейским, или арамейским, которым мы пользуемся сегодня) — самым древним на сегодняшний день текстом из ТАНАХа!!! Значение этой находки невозможно переоценить: до неё многие спекулировали на том, что самый древний текст Священной Книги, дошедший до нас, был на греческом, и даже делали из этого вывод, что греческий и есть язык оригинала, а существование ивритского текста — выдумка евреев, более поздний перевод с греческого. 

Я предвкушала его рассказ несколько недель!
И вот теперь выдающийся археолог внезапно заявляет: «Я устал, уже поздно, на сегодня — хватит»…
Как же так? И как после этого жить?
Гордюсь собой! Потому что именно я кинулась Габи в ножки с криком: «Не погуби, батюшка!!!»
Ну, может, текст был чуть другим, но суть — передана верно. Главное — сработало! Не меньше сорока минут мы, затаив дыхание, слушали…

А теперь — слово самому Габи:

«Я копал здесь семь сезонов, начиная с 1975 г. Тогда здесь проходила дорога на Бейт-Лехем, Оттоманского периода, и муниципалитет не дал мне разрешения копать под ней. Только позже я раскопал несколько погребальных пещер, в том числе — и эту.


Включите своё воображение: над пещерой был потолок, его остатки можно видеть по углам и сегодня. Пещера делилась на множество комнат. Перекрытия были выломаны и утащены, в основном, в византийский период для строительство находившейся неподалёку церкви Св.Георгия, что за стенами.
Эта пещера — одна из семи, расположенных в ряд, и одна из примерно 50,найденных в долине Гееном. Здесь находилось одно из трёх кладбищ эпохи Первого Храма, ещё одно — Шилоах, а второе — севернее Шхемских ворот.
В пещеру, в её центральное помещение, спускались по двум ступенькам. Видите, кто-то попытался эти ступеньки выломать на строительство, и сломал. Размеры центрального зала — точно 8 на 6 локтей, локтей царских, 52,5 см. каждый. Имеются три основных помещения, и ещё комната специального назначения, где покойников готовили к погребению. В основных помещениях — ложа на высоте 1 м. 5 см. каждое, то есть — ровно 2 локтя. Вместе с покойником укладывали и „необходимые“ для него предметы. Ложа были групповыми. Вот тут — место для шести погребённых сразу. В изголовье — длинная каменная подушка с выемками для головы.
  

Здесь шестеро лежали в рядок, рядышком друг с дружкой. Вот тут у вас есть прекрасный пример типичного покойника:

В других комнатах тела укладывали "валетом". Пещера эта была семейной, и каждая комната, видимо, принадлежала одному из сыновей с домочадцами.

Вначале, когда я только начинал здесь копать, я был страшно рад, потому что пещера эта очень красива, таких каменных изголовий нет больше нигде, да ещё и в такой сохранности.
В 1976 г. мы копали здесь с детьми из Тель-Авива, которые изучали археологию. Ребятишечки были 12 — 13-летние, самый опасный возраст. Среди них был один… зануда первой степени. Ужасный мальчишка, я никак не мог от него избавиться. Каждые 30 секунд он дёргал меня сзади за рубашку, чтобы задать очередной совершенно идиотский вопрос.
Мы обнаружили здесь, внизу, вот это отверстие:

Оно ведёт в овальную комнату глубиной 3 метра, в ширину около 2-х метров (ничего общего не имеющую с Овальным кабинетом в Белом доме). Эта комната — repository, или מאספה — помещение, куда по истечении года собирали кости погребённых вместе с положенными с ними предметами, чтобы освободить место для новых поколений.
Когда мы её нашли, я заглянул внутрь и увидел нечто, показавшееся мне полом. "Ясно,- подумал я,- И эта пещера ограблена, как и предыдущие. О, это — замечательная идея — я поставлю сюда юного Натана, и хотя бы на 15 минут буду от него свободен и не увижу его!"
Короче, я ему сказал, что если здесь не будет так же чисто, как в доме его мамы — он отсюда не выйдет.
Через полчаса я копал в совершенно другом месте, довольно далеко от пещеры. Чувствую — сзади теребят за рубашку. Оборачиваюсь — и мне становится плохо. Парень стоит передо мной, и в руках у него почти целые глиняные сосуды. При этом всем вдалбливали, что НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ ТРОГАТЬ С МЕСТА! И что необходимо тащить меня к находке, а не находку ко мне! Я чуть не прибил этого мальчишку прямо на месте. На этот раз я вцепился ему в рубашку: "Быстро показывай, где ты это взял?!" — "А я их под камешками нашёл".
Что выяснилось? Ему было скучно в этой яме. И он, вместо одного веника, сволок туда половину всех лопат, совков и прочего, чем мы пользовались на раскопках. И молоток, в том числе. Через 10 минут в яме парню стало невмоготу, он взял этот молоток и стал колотить по тому, что мы сочли полом. Потом я понял, что и грабители когда-то подумали, что это был пол. А это была обвалившаяся в результате какого-то землетрясения крыша! Плита с кровли обрушилась и погребла под собой всё содержимое ещё в древности!
И тогда уже Натан и его приятели были с почётом отправлены по домам, был собран несколько более опытный коллектив археологов — из Еврейского Университета в Иерусалиме, из других мест…
Я протащил в яму электричество из Шотландской церкви, священник в ней был моим учеником. Разбили людей на 3 группы: одна — внутри, другая — снаружи принимает находки, третья — отсыпается. Так вот, меняясь, работали 24 часа в сутки, оставить раскоп было нельзя — ни на минуту. Более 1000 находок было в этой комнате! Среди них — 360 целых, нетронутых глиняных сосудов; 150 — 200 полудрагоценных камней, в основном, в виде бус; по нескольку вещей из серебра, золота, слоновой кости; наконечники стрел — словом, это оказалась единственная в Иерусалиме маасефа, найденная нетронутой. Все эти находки выставлены сегодня в Музее Израиля.
Но самым драматическим моментом было, когда американская студентка (сегодня она — профессор библеистики в США) позвала меня внутрь. И показала некий предмет. Только через 3 года мы сумели открыть его! Это было нечто, напоминавшее серебряную сигару. Серебро — чистейшее, 99%-ное. Открыть удалось сотрудникам Музея Израиля, после того, как в университете Бен-Гуриона в Негеве с этим не справились и даже разрушили часть. Ширина была около 10 см, а ширина — около 2-х; свёрнута пластинка была 6 раз. На пластинке было 19 строк, написанным древним еврейским шрифтом. Первое слово, которое мне удалось прочесть — "י.ה.ו.ה". Имя Господа… Три раза…
Каждый, кто знаком с еврейской традицией, знает, что три раза имя Господа встречается только в "Биркат ha-Коhаним"…
Потом, когда просеяли всю пыль, нашли ещё один такой же предмет, поменьше — 5 см. И на нём тоже — 19 строк миниатюрных букв! Седьмой век до н.э., время пророка Иермиягу!!!"

Из седьмого века до н.э., из погребальных пещер мы с трудом вернулись в современный Иерусалим.
И было утро, и был вечер: день второй…

Зоя Брук 


 

Иерусалимбиблияоткрытияраскопкинаходки 

19.10.2007, 5852 просмотра.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

07.11.2010 17:11:38

Матфей против фарисеев

Евангелие от Матфея изобилует обличениями со стороны Иешуа (Иисуса Христа)  в адрес своих оппонентов - фарисеев, саддукеев и книжников.

Евангелие от Матфея адресовано евреям проживающих в Иудее или в диаспоре, несомненно знакомых с религиозными направлениями в иудаизме первого века нашей эры. Проблемы и споры, описанные в евангелия от Матвея вовсе не универсальны, как в других евангелиях, особенно в евангелии от Луки и Иоанна, и рассматривают религиозные разногласия, возникшие именно в первой половине первого века в Иудее.

Рами Юдовин

версиибиблияевангелие 

05.01.2012 13:08:33

ОФЕЛЬ

Офель – это местность в Иерусалиме, расположеннная к северу от города Давида, непосредственно примыкающая к южной стене Храмовой горы. От города Давида Офель отделяет дорога, вдоль которой паркуются туристические автобусы. В переводе с иврита «офель» означает «высокое место куда надо подняться». В библейском отрывке: «... они дерзнули подняться на вершину горы; ковчег же завета Господня и Моисей не оставляли стана» (Чис. 14:44), – использован глагол с тем же корнем.

Игорь Царицын

ИерусалимраскопкиГород ДавидаСтарый городХрамовая гора 

19.06.2009 22:12:20

В поисках Шебнайаху, царского слуги

Надпись на одной из печатей состояла из двух строк и содержала имя Шебнайаху и слово «ha-melekh» («царь»), указывающее, что Шебнайаху имел отношение к царскому семейству. К сожалению, треть оттиска в нижней правой части отсутствует. Основываясь на сохранившихся буквах, археологи не смогли указать, какое отношение Шебнайаху имел к царю. Если на фрагмент, который отсутствует справа (с учетом того, что на иврите пишут справа налево) написано...

Роберт Дойч (By Robert Deutsch)

 

надписинаходкипечатираскопкибуллыбиблияИзраиль 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

27.06.2013 12:32:12

Обнаружен тайник, спасавший жителей осажденного римлянами Иерусалима от голода

В ходе археологических раскопок, проходивших в шедшем от Стены Плача и до Силоамской купели дренажном канале, был обнаружен колодец, в котором находилась посуда, датируемая периодом римской осады Иерусалима в 70 году Нашей Эры.

Колодец, расположенный на территории жилого дома, сохранил на 2.000 дет свое содержимое – три горшка для изготовления пищи и небольшой глиняный светильник. Это стало первым материальным свидетельством того, в каких условиях ели жители осажденного города.

Иерусалимвосстаниераскопки 

31.10.2008 09:12:47

У Стены Плача найдена печать эпохи Первого Храма

В ходе археологических раскопок, проводимых Управлением по охране древностей у северо-западной части Стены плача в Иерусалиме по инициативе «Фонда наследия Стены плача», была найдена редчайшая древнееврейская печать эпохи Первого храма.
Печать была обнаружена при раскопках строения, которое датируют 7 в. до н.э., временем библейских царей Менаше, Аммона и Йосия. 

находкиИерусалимпечатибуллы 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2019 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100