История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Как из иероглифов родился алфавит

Может показаться странным, но я полагаю, что изобретали алфавита были неграмотны – то есть они не могли читать по-египетски с сотнями иероглифических знаков. Почему я так думаю? Буквы протосинайского алфавита очень грубы. Они разного размера. Они не написаны в одном и том же направлении – некоторые слева направо, некоторые – справа налево, а некоторые – сверху вниз. Это наводит на мысль о том, что написавшие их не владели ни египетской, ни какой-либо другой сложной системой регулируемого правилами письма.

Даниэль Берти (Daniel Berti)

ДОБЫЧА с МОЛИТВОЙ. Во времена египетского Среднего царства бесчисленные рабочие тяжело трудились в темных, извилистых шахтах в поисках бирюзы. Работая в тесных, плохо вентилируемых пещерах, поддерживаемых лишь немногими толстыми высеченными в камне колоннами, несомненно, рабочие искали защиты и поддержки у своих богов. Были ли надписи, высеченные ими на стенах шахт, предназначены для сохранения вечного благословения богов в то время, пока рудокопы искали ценную бирюзу?

Хершель Шанкс (Hershel Shanks)

Надписи рудокопов (их всего несколько дюжин) грубо и часто вразнобой написаны на камнях и скалах Серабита. В них мало обращают внимание или вообще пренебрегают «правилами» письма, которые использовались в более формальной традиционной системе письма. В этой надписи, которую В. Ф. Олбрайт (W.F. Albright) прочел как «Ты, о Шафан, собираешь из Абабы восемь (?) минас (бирюзы). Шим’а, конюх главного из кар[аванщиков(?)]» (“Thou, O Shaphan, collect from ’Ababa eight(?) minas (of turquoise). Shime‘a, groom of the chief of the car[avaneers(?)]”), первая половина написана по вертикали (показана на рисунке), а вторая – продолжается по горизонтали. Этот случайный метод написания предполагает, что рудокопы, которые придумали алфавит, не знали, как читать или писать строго формализованным, регулируемым правилами иероглифическим письмом, которое они видели повсюду вокруг себя

Для этих безграмотных ханаанцев значения рисунков новых букв были первостепенными. Графические значения иероглифов (то, что они изображали) служили важным мнемоническим инструментом для перенявших их ханаанцев. Графическое значение иероглифов было настолько важно, что даже сейчас, когда буквы иврита полностью потеряли любую графическую связь с древними рисунками-моделями (невозможно понять, что изображают буквы), большая часть букв продолжает именоваться в соответствии со старыми рисунками!

Современная ивритская буква алеф – это ’alp, слово, обозначавшее быка; бет – bayt «дом»; буква айин – «глаз». Все это названия древних букв-рисунков протоханаанской системы письма (см. рисунки в конце статьи). Но в современных ивритских буквах алеф, бет или айин уже невозможно разглядеть быка, дом или глаз (как, впрочем, нельзя разглядеть следы исходных пиктограмм в латинских буквах А или В)

СХЕМА ИСТОРИИ АЛФАВИТА. Алфавиты прошли длинный путь с момента их изобретения более трех с половиной тысяч лет назад. Рабочие в Серабите создали большую часть протосинайских букв на основе пиктограмм, найденных среди египетских иероглифов времен Среднего царства. Эта легко запоминаемая алфавитная система записи прожила сотни лет относительно без изменений, пока примерно в 1200 г. до н.э. среди городов и царств Железного века Сирии и Палестины не распространилась более линейная, абстрактная система письма. Когда алфавит был адаптирован для финикийского, греческого и латыни, буквы стали еще более абстрактными и, в конце концов, перестали быть хоть как-то похожими на исходные рисованные символы, изобретенные рудокопами в Серабите. Буквы современного иврита (крайние справа) произошли от арамейского алфавита, хотя и сохранили названия многих исходных протосинайских букв.
СХЕМА ИСТОРИИ АЛФАВИТА. Алфавиты прошли длинный путь с момента их изобретения более трех с половиной тысяч лет назад. Рабочие в Серабите создали большую часть протосинайских букв на основе пиктограмм, найденных среди египетских иероглифов времен Среднего царства. Эта легко запоминаемая алфавитная система записи прожила сотни лет относительно без изменений, пока примерно в 1200 г. до н.э. среди городов и царств Железного века Сирии и Палестины не распространилась более линейная, абстрактная система письма. Когда алфавит был адаптирован для финикийского, греческого и латыни, буквы стали еще более абстрактными и, в конце концов, перестали быть хоть как-то похожими на исходные рисованные символы, изобретенные рудокопами в Серабите. Буквы современного иврита (крайние справа) произошли от арамейского алфавита, хотя и сохранили названия многих исходных протосинайских букв.

В основном взяв в качестве графических моделей египетские иероглифы, ханаанские изобретатели алфавита использовали небольшой набор выбранных ими пиктограмм совершенно по-новому, без привязки (и без знания) правильного прочтения знаков на египетском!

Иероглиф «Кобра» Иероглиф «Рогатая гадюка»
Иероглиф «Рогатая гадюка»

Иероглиф «Кобра»

Иероглиф «Рогатая гадюка»

Протосинайская «Н» (эн) - "Нун"

Подтверждая их игнорирование значений египетских иероглифов, ханаанские изобретатели алфавита иногда объединяли две различных иероглифических пиктограммы. Например, в египетских иероглифах различается два разных вида змей. Один знак обычно обозначает кобру, другой – рогатую гадюку. Эти различные пиктограммы являются знаками для разных звуков в египетском: первый – для звука “DG”, а второй – для “F”. Эти две змеи никогда не путают в египетском письме. Ханаанские изобретатели алфавита, однако, не смогли заметить разницу и просто объединили двух змей в один протосинайский знак, который они использовали для буквы “N”, от слова «змея», предположительно «нахаш» naḥash.

 Ханаанский воин, изображенный на стене могилы Бени Хассана (Beni Hassan) держит композитный лук (называемый «ша-на-ну-ма» на ханаанской), который был использован в качестве модели для протосинайской буквы «Ш» (“SH”) (см. предпоследний столбец на рисунке СХЕМА РАЗВИТИЯ АЛФАВИТА)
Ханаанский воин, изображенный на стене могилы Бени Хассана (Beni Hassan) держит композитный лук (называемый «ша-на-ну-ма» на ханаанской), который был использован в качестве модели для протосинайской буквы «Ш» (“SH”) (см. предпоследний столбец на рисунке СХЕМА РАЗВИТИЯ АЛФАВИТА)

Для нескольких букв ханаанцы взяли за основу не иероглифы, а важные объекты из свобственного мира.  Например, изображение кисти руки отображает “K,” каф на ханаанском; среди египетских иероглифов нет пиктограммы для кисти руки. Точно так же в протосинайском есть знак для обозначения композитного лука, а в египетском – нет. В протосинайском он соответствует “SH”. На ханаанском композитный лук был «ша-на-ну-ма» или как-то похоже.  Эти примеры демонстрируют креативность ханаанских изобретателей алфавита и приводит к мысли, что они взяли египетские иероглифические знаки самостоятельно, без учета их функции или значения в египетском.

Можно даже более точно указать, кто именно были изобретатели алфавита. Можно даже знать их имена. Предположительно они связаны с окружением Хебедеда (Khebeded). Он несколько раз упомянут в различных египетских надписях в этих местах и назван «Братом правителя Ретену» (“Brother of the Ruler of Retenu”. Ретену – это пространство, бывшее между Газой и Бекаа (Baqaa) в Ливане. «Правитель Ретену» было титулом правителей этой части Леванта. Когда азиатские правители мигрировали в восточную дельту Нила, по-видимому, они сохранили этот титул. Ясно, что этот «Хебедед, брат правителя Ретену» является ханаанцем. На одной стелле в Серабите (Стелла 112) Хебедед изображается гордо едущим на осле в сопровождении двух слуг – впереди и позади. Египтянин не изобразил бы себя едущим на осле. На другой стелле там же Хебедед изображен с типичной ханаанской прической, похожей на гриб. Благодяря этой стелле понятно, что Хебедед, похоже, участвовал в египетских экспедициях в Серабит в течении более чем десяти лет. Очевидно, что он является ханаанцем наиболее высокого ранга, который оставил иероглифические надписи в храме в Серабите. Возможно, он был начальником над всеми ханаанскими рабочими.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ АЛФАВИТА? На стеллах в Серабит-эль-Хадеме Хебедед, «брат правителя Ретену», изображен гордо сидящим на осле. Его сопровождают двое слуг.

Святилище Хатхор (Sanctuaire D’Hathor)

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ АЛФАВИТА? На стеллах в Серабит-эль-Хадеме Хебедед, «брат правителя Ретену», изображен гордо сидящим на осле. Его сопровождают двое слуг.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ АЛФАВИТА? На стеллах в Серабит-эль-Хадеме Хебедед, «брат правителя Ретену», изображен гордо сидящим на осле. Его сопровождают двое слуг (см. выше). Хотя для большинства египтян такое изображение было бы оскорбительным, для ханаанцев, которые работали в шахтах, это был знак высокого, даже царского, статуса Хебедеда, и, наиболее вероятно, его высокого положения среди работавших в Сребаите ханаанцев. Был ли Хебедед изобретателем алфавита?
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ АЛФАВИТА? На стеллах в Серабит-эль-Хадеме Хебедед, «брат правителя Ретену», изображен гордо сидящим на осле. Его сопровождают двое слуг (см. выше). Хотя для большинства египтян такое изображение было бы оскорбительным, для ханаанцев, которые работали в шахтах, это был знак высокого, даже царского, статуса Хебедеда, и, наиболее вероятно, его высокого положения среди работавших в Сребаите ханаанцев. Был ли Хебедед изобретателем алфавита?

Гардинер, Надписи на Синае, Часть I (Gardiner, Inscriptions of Sinai, Part I)

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ АЛФАВИТА? На стеллах в Серабит-эль-Хадеме Хебедед, «брат правителя Ретену», изображен гордо сидящим на осле. Его сопровождают двое слуг (см. выше). Хотя для большинства египтян такое изображение было бы оскорбительным, для ханаанцев, которые работали в шахтах, это был знак высокого, даже царского, статуса Хебедеда, и, наиболее вероятно, его высокого положения среди работавших в Сребаите ханаанцев. Был ли Хебедед изобретателем алфавита?

Качество иероглифов надписи, которую Хебедед добавил на стеллу (он только добавил свою надпись на существующую стеллу с куда более качественными иероглифами) в храме, очень низкое. Его надпись на стелле 92 должно было вызывать смущение у образованного египетского писца (см. рисунок в статье ниже). 8 Иероглифические знаки разного размера, прижаты один к другому, и в конце строки остаются пустые места. Но иероглифические пиктограммы на стелле 92 очень похожи на знаки протосинайского письма. На стелле 92 наиболее поразительна пиктограмма «дом» в египетском иероглифическом тексте. Похожесть бет на дом в протосинайских надписях несомненна, и буква эта существенно отличается от исходного египетского иероглифа.

Пиктограмма Хебедеда «Дом» Протосинайская «Б» - Бет
Пиктограмма Хебедеда «Дом» Протосинайская «Б» - Бет

Египетские надписи, в которых использован квадратный дом, обнаружены только в этой части Синая и только периода Среднего царства. И несколько раз они определенно встречаются на стелле 92, что, возможно, является иероглифическим египетским текстом, высеченным ханаанцами, которые были знакомы с протосинайскими надписями. Они смешали рисунок своего «дома»-буквы с соответствующим египетским иероглифом!

Протосинайский алфавит мог быть изобретен в кругах близких к ханаанцу Хебедеду и его слуг, имена многих из которых есть на стелле.

надписиЕгипетпалеоивритоткрытияХанаанМесопотамия 

26.04.2010, 43243 просмотра.

Читать дальше:
1 2 3 4



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

21.10.2009 22:05:39

Надпись Хирбет-Кейафы. Первые сведения.

Здесь приводятся некоторые моменты, обсуждавшиеся на собрании в Еврейском университете на специальной сессии, посвященной надписи из Хирбет Кейафы. В своей презентации Хагай Мисгав (Hagai Misgav) представил свое прочтение надписи на найденном на раскопках остраконе.

Арен Майер

палеоивритХирбет-Кейяфанадписирасшифровкаверсии 

05.11.2008 10:26:10

Обнаружены следы исчезнувших финикийцев

Финикийцы - загадка древнего мира. Они подарили нам алфавит, навели мосты между Востоком и Западом, но впоследствии цивилизация их словно растворилась. Теперь генетики нашли то, что не удалось археологам, - наследственные комбинации первых в истории мореплавателей присутствуют в ДНК каждого 17-го мужчины в районе Средиземноморья.

Финикияисследованияоткрытия 

11.02.2012 16:39:23

Царская охота или звери и нелюди

Одно из главных сокровищ Британского музея - рельефы из дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Нимруде. Каменные плиты с изображением охоты на львов украшали стены царского дворца, раскопанного в середине XIX века сэром Генри Лейардом. Датируются рельефы серединой VII в. до н.э. Главная тема изображений - прославление мощи царя людей, который побеждает царя зверей. Сейчас, когда все вокруг хочешь – не хочешь, задумываются о природе единоличной власти, «сильной руке» и «альфа-самце» во главе государства, эти изображения стоит рассмотреть повнимательнее.

Наталья Самойленко

АссирияМесопотамия 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

08.06.2010 22:19:20

Археологическая находка: предметы культа 3500-летней давности

Археологи, работающие на раскопках у подножия холма Тель-Касис возле Йокнеама, сделали неожиданную находку: в древнем колодце были обнаружены около 100 языческих предметов культа, возраст которых оценивается в 3,5 тысячи лет.

Израильнаходки 

31.03.2008 17:25:27

Клинописная табличка зафиксировала падение астероида

Два британских ученых предложили оригинальное прочтение ассирийской круглой клинописной таблички VIII века до нашей эры: они полагают, что в ней упомянута траектория полета астероида, виновного в образовании кратера близ австрийского города Кофельс в конце IV тысячелетия до нашей эры.

Круглая табличка, ныне находящаяся в собрании Британского музея, была найдена в середине XIX века крупнейшим британским ассирологом Остином Генри Лейардом при раскопках Ниневии. На ней изображены некоторые созвездия, и рисунки снабжены комментариями. Табличка является поздней ассирийской копией шумерского оригинала. Ее прочтение породило многочисленные гипотезы.

Месопотамия 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2024 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100