История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Как из иероглифов родился алфавит

Статья из журнала Biblical Archaeology Review

Орли Гольдвассер (Orly Goldwasser)

Врезка:  Надпись из Вади-эль-Холь: более ранняя, чем в Серабите?

Врезка:  Клинописный алфавит в Угарите 

Перевод © JUDAEA.RU - 2010 г.  

Для азиатов, как их называли, покрытая буйной растительностью дельта Нила с ее болотами, полными рыбы и грязи, были настоящим Райским садом. С древнейших времен ханаанцы (Canaanites) и другие азиаты приходили и селились здесь. Очевидно, это является одной из причин библейской истории про голод в Ханаане, который привел Иакова в Египет (Бытие 46:1-7)

МЕСТО ПЕРЕВОРОТА. Посреди диких, продуваемых ветрами холмов южного Синая находятся руины Серабит-эль-Хадема. От руин храма Хатхор чередой тянутся стеллы и камни с написанными именами и молитвами бесчисленных чиновников, рабочих и вечных скитальцев, которые работали на богатых бирюзой шахтах во времена египетского Среднего царства (примерно 1950-1800 г.г. до н.э.). Хотя многие из сообщений были высечены загадочными египетскими иероглифами, некоторые были (впервые!) написаны в ханаанской, простой, но оригинальной, системе алфавитного письма, состоящей всего из нескольких дюжин знаков, созданных на основе иероглифов. Это изобретение, сделанное простыми рабочими в бирюзовых шахтах на Синае, навсегда изменило человеческую цивилизацию

Эрих Лессинг (Erich Lessing)

МЕСТО ПЕРЕВОРОТА. Посреди диких, продуваемых ветрами холмов южного Синая находятся руины Серабит-эль-Хадема. От руин храма Хатхор чередой тянутся стеллы и камни с написанными именами и молитвами бесчисленных чиновников, рабочих и вечных скитальцев, которые работали на богатых бирюзой шахтах во времена египетского Среднего царства (примерно 1950-1800 г.г. до н.э.). Хотя многие из сообщений были высечены загадочными египетскими иероглифами, некоторые были (впервые!) написаны в ханаанской, простой, но оригинальной, системе алфавитного письма, состоящей всего из нескольких дюжин знаков, созданных на основе иероглифов. Это изобретение, сделанное простыми рабочими в бирюзовых шахтах на Синае, навсегда изменило человеческую цивилизацию.

К началу периода Среднего царства в Египте (несколькими годами позднее 2000 г. до н.э.) давление иммигрантов в восточной дельте Нила было настолько сильным, что египетские власти построили ряд крепостей в стратегических местах для «противостояния азиатам», как рассказывает история Синухе (Sinuhe).

 Однако, спустя более, чем столетие, египетская политика по отношению к азиатам изменилась. Вместо попыток предотвратить их проникновение египтяне развили тесные отношения с сильными ханаанскими городами-государствами на средиземноморском побережье и позволили избранным представителям азиатов селиться в восточной дельте Нила. Последние из великих фараонов XII Династии, Аменемхет III (Amenemhet III) (примерно 1853–1808 г.г. до н.э.) и Аменемхет IV (Amenemhet IV) (примерно 1808–1799 г.г. до н.э.) даже создали для них новый город. 

После XII Династии последовала более слабая XIII. Тысячи иммигрантов из Сирии, Ливана и Ханаана хлынули в восточную дельту Нила, образуя большое ханаанское поселение, которое стало Аварисом (Avaris) (современный Тель-эль-Даба) (Tell el-Daba), столицей знаменитого Гиксоса (Hyksos). Гиксосы были ханаанцами, которые захватили власть у египетских фараонов и правили Египтом на протяжении более ста лет (примерно 1638–1530 г.г. до н.э.)

ПРАВЯЩЕЕ МЕНЬШИНСТВО. Это красочное, но обветшалое панно Бени Хассана из могилы (Beni Hassan) египетского чиновника XII династии изображает семью «азиатских» кочевников, входящих в Египет со своими животными и пожитками. В период Среднего царства подобные группы азиатов-семитов из Сирии и Ханаана просачивались сквозь границы Египта и расселялись в плодородных районах восточной части дельты Нила, библейской земли Гошен (Goshen). К концу периода выходцы из Азии были вовлечены практически во все сферы египетского общества и даже на время приобрели политический контроль над большей частью Египта.

Гершель Шанкс (Hershel Shanks)

ПРАВЯЩЕЕ МЕНЬШИНСТВО. Это красочное, но обветшалое панно Бени Хассана из могилы (Beni Hassan) египетского чиновника XII династии изображает семью «азиатских» кочевников, входящих в Египет со своими животными и пожитками. В период Среднего царства подобные группы азиатов-семитов из Сирии и Ханаана просачивались сквозь границы Египта и расселялись в плодородных районах восточной части дельты Нила, библейской земли Гошен (Goshen). К концу периода выходцы из Азии были вовлечены практически во все сферы египетского общества и даже на время приобрели политический контроль над большей частью Египта.

Но до этого, в конце правления XII Династии, во время царствования Аменемхета III и Аменемхета IV, Египет был в расцвете мощи. Велась активная торговля с Нубией (Nubia) на юге. Импорт из Леванта шел в Египет по суше и по морю. Золото и драгоценные камни добывались в восточной пустыне. Также регулярно предпринимались широкомасштабные кампании для поиска бирюзы в высоких горах Южного Синая, в том месте, которое сейчас называется Серабит-эль-Хадем (Serabit el-Khadem).

В этих горах далеко в Синайской пустыне с безжалостными ветрами и убийственной жарой находятся остатки древнеегипетского храма богини Хатхор (Hathor), «Повелительницы бирюзы» (“The Mistress of Turquoise”). Созданный Сесострисом I (Sesostris I), вторым царем XII Династии (примерно 1953–1908 г.г. до н.э.) храм просуществовал с небольшими перерывами до конца Нового Царства – примерно 800 лет.

На основе созданного Сесострисом I фараоны Аменемхет III и Аменемхет IV разрабатывали богатые бирюзой шахты Серабита. Ценный сине-зеленый камень был наиболее продаваемым за все время предметом роскоши в царских кругах. При правлении одного только Аменемхета III зафиксировано не менее 28 экспедиций в бирюзовые шахты Серабита.

РЕКОНСТРУКЦИЯ СВЯТИЛИЩА В СЕРАБИТЕ. Хотя Храм в Среабите сегодня представляет из себя груду развалин, в течении почти 800 лет он функционировал и расширялся фараонами Среднего и Нового царств Египта. Площадка была окружена серьезной стеной, пройти сквозь которую можно было через небольшие ворота. Входящие в храмовый комплекс молящиеся проходили по дороге, вдоль которой располагалось множество молелен, стен и внутренних двориков, которые были украшены стеллами и надписями предыдущих поколений. В конце пути был открытый двор, через который осуществлялся проход во внутреннее святилище храма – небольшая пещера, вырубленная в склоне холма – посвященного египетской богине Хатхор, владычице бирюзы.

Жан-Клод Голвэн (Jean-Claude Golvin)

РЕКОНСТРУКЦИЯ СВЯТИЛИЩА В СЕРАБИТЕ. Хотя Храм в Среабите сегодня представляет из себя груду развалин, в течении почти 800 лет он функционировал и расширялся фараонами Среднего и Нового царств Египта. Площадка была окружена серьезной стеной, пройти сквозь которую можно было через небольшие ворота. Входящие в храмовый комплекс молящиеся проходили по дороге, вдоль которой располагалось множество молелен, стен и внутренних двориков, которые были украшены стеллами и надписями предыдущих поколений. В конце пути был открытый двор, через который осуществлялся проход во внутреннее святилище храма – небольшая пещера, вырубленная в склоне холма – посвященного египетской богине Хатхор, владычице бирюзы.

Чтобы заручиться благословением богов, более ранний храм был значительно увеличен Аменемхетом III и Аменемхетом IV. По пути к храму в честь Хатхор, богини бирюзы, были возведены многочисленные мемориальные стеллы с иероглифическими надписями.

Откуда пришли все те люди, которые высекли эти надписи? Большинство, вероятно, были из дельты Нила. Экспедиции за бирюзой свели вместе высоких чиновников, писцов, жрецов, архитекторов, врачей, фокусников, заклинателей скорпионов, переводчиков, проводников караванов, погонщиков ослов, рудокопов, солдат и моряков.

В конце пути был открытый двор, через который осуществлялся проход во внутреннее святилище храма – небольшая пещера, вырубленная в склоне холма – посвященного египетской богине Хатхор, владычице бирюзы. Многие стеллы в Серабите украшены изображениями богини и ее характерной завитой прически

З. Радован(Z. Radovan)

В конце пути был открытый двор, через который осуществлялся проход во внутреннее святилище храма – небольшая пещера, вырубленная в склоне холма – посвященного египетской богине Хатхор, владычице бирюзы. Многие стеллы в Серабите украшены изображениями богини и ее характерной завитой прически.

И многие из участников экспедиций оставили надписи в окрестностях храма. Некоторые содержат только имя или рисунок. Все искали благословения богов на удачу в их опасном предприятии – также, как на благополучный путь домой. Эти надписи рассказывают о сотнях рудокопов и камнетесов, работавших в сезоны разработок, наряду с теми, кто трудился над постройкой храма.

Были ли эти горняки и рабочие египтянами? Ханаанцами? Или же и теми, и другими?

ЕГИПЕТСКИЕ УКРАШЕНИЯ «ОТ ТИФФАНИ». В период Среднего царства египетские фараоны, такие, как Аменемхет II и те, кто за ним следовал, отправляли экспедиции в горы южного Синая в поисках бирюзы, полудрагоценного сине-зеленого камня, который стал ценимым предметом потребления в царских кругах в Египте и на Ближнем Востоке. На этих золотых ожерельях и браслетах, которые некогда носила дочь Аменемхета II, Хнумет, есть подвески в форме иероглифов и деталями из бирюзы

Юрген Льепе (Jürgen Liepe)

ЕГИПЕТСКИЕ УКРАШЕНИЯ «ОТ ТИФФАНИ». В период Среднего царства египетские фараоны, такие, как Аменемхет II и те, кто за ним следовал, отправляли экспедиции в горы южного Синая в поисках бирюзы, полудрагоценного сине-зеленого камня, который стал ценимым предметом потребления в царских кругах в Египте и на Ближнем Востоке. На этих золотых ожерельях и браслетах, которые некогда носила дочь Аменемхета II, Хнумет, есть подвески в форме иероглифов и деталями из бирюзы

Египетское общество того времени было относительно терпимым, поэтому чужеземцы быстро адаптировались и становились его частью, если, конечно, не были политическими врагами государства. Некоторые из высоких чиновников, которые оставили надписи в храме Серабита, записали себя египтянами, хотя также упомянули, что по происхождению они азиаты или их мать азиатка. Несмотря на такое происхождение, они считали себя египтянами. Только азиаты, которые пришли из-за границ Египта, идентифицированы таким образом. Ханаанцы из Египта, которые прибыли вместе с египетскими экспедициями из дельты Нила, в надписях назывались не ханаанцами, а просто египтянами.

Экспедиционные списки в Серабите также содержат имена множества «переводчиков». Присутствие этих драгоманов (драгоман - переводчик на Востоке (прим. перев.)) является четким свидетельством того, что должен был существовать некий языковой барьер. Сотни упомянутых в надписях ослов, служивших вьючными животными, вероятно, были пригнаны азиатскими караванщиками, которые были в состоянии направить груз бирюзы обратно в Египет. И, разумеется, солдаты-азиаты на египетской службе сопровождали эти караваны. Итого: в Серабите было определенно гораздо больше ханаанцев, чем указано в иероглифических надписях.

И еще одно замечание: ни в одной из множества надписей в тех местах нет упоминания рабов. О ханаанцах – есть, о рабах – нет.

Именно там, в Серабите, как я полагаю, был изобретен алфавит – именно ханаанцами!

Изобретение алфавита возвестило о том, что было, наверное, самой потрясающей медийной революцией в истории. Ранние системы записи - такие, как египетские иероглифы и месопотамская клинопись с ее необычными символами, - требовали знания сотен знаков. Для письма или хотя бы чтения иероглифического или клинописного текста требовалось знание этих знаков и сложных правил, которые руководили их использованием.

В отличие от этого алфавитная система письма использует менее 30 знаков, и людям требуется немного относительно простых правил чтения, которые связывают эти знаки со звуками.

Это великое изобретение имело далеко идущие социальные и культурные последствия. С алфавитом письмо вырвался из «золотой клетки» мира профессиональных писцов. Письмо перестало быть монополией. Когда гораздо больше членов общества смогли научиться читать (и писать), доступ к информации и знаниям перестал быть ограниченным, как это было до того. Алфавитное письмо в итоге дало гораздо большему числу людей контроль над их жизнями и вовлекло большую часть населения в принятие более активного участия в культурных и административных делах в соответствующих сообществах.

Но как это было сделано?

надписиЕгипетпалеоивритоткрытияХанаанМесопотамия 

26.04.2010, 42686 просмотров.

Читать дальше:
1 2 3 4



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

09.06.2010 13:05:19

В древних израильских ульях обнаружены турецкие пчёлы

Археологи из Израиля, Германии и Бразилии обнаружили в самых древних ульях Ближнего Востока останки пчёл, три тысячи лет назад обеспечивавших мёдом египтян.

Израильнаходкиоткрытия 

19.06.2009 22:12:20

В поисках Шебнайаху, царского слуги

Надпись на одной из печатей состояла из двух строк и содержала имя Шебнайаху и слово «ha-melekh» («царь»), указывающее, что Шебнайаху имел отношение к царскому семейству. К сожалению, треть оттиска в нижней правой части отсутствует. Основываясь на сохранившихся буквах, археологи не смогли указать, какое отношение Шебнайаху имел к царю. Если на фрагмент, который отсутствует справа (с учетом того, что на иврите пишут справа налево) написано...

Роберт Дойч (By Robert Deutsch)

 

надписинаходкипечатираскопкибуллыбиблияИзраиль 

04.08.2008 16:49:10

Прототип Христа носил имя Симон

Изучение предметов и письменных источников, которые относятся к началу эры, большой интерес общественности, а также широкий круг ученых, занимающихся этими вопросами, часто приводят к тому, что подобные исторические артефакты считаются подделками. Поэтому для того, чтобы оценить важность подобной находки, обычно требуется большое количество времени. Стелу обнаружили уже 60 лет назад, но изучают ее всего несколько лет, а среди ученых за это время появилось множество противоречащих друг другу теорий о том, кем были авторы текста, и что он значит.

Юлия Минеева

надписибиблияисследованияверсии 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

20.11.2007 00:32:18

Иерусалим. Находки у Стены плача.

В последние месяцы специалисты Управления археологии Израиля при раскопках неподалеку от Стены плача обнаружили предметы культуры и быта римского периода. Речь идет о 2-4 веках  н.э., когда захватившие Иерусалим римляне переименовали его в Элию Капиталину.

Иерусалимраскопкинаходки 

23.09.2010 11:25:31

Археологи нашли театральную ложу царя Ирода

На территории Иродиона в ходе археологических работ была обнаружена царская ложа личного театра царя Ирода. Раскопки возглавлял профессор Эхуд Нетцер под эгидой Еврейского университета при Иерусалимском институте археологии.

Ложа размером 7 метров в длину, 8 в ширину и 6 в высоту занимает центральное место среди всех помещений верхней части театра. Из нее за действием на сцене наблюдал сам царь и его приближенные.

ИзраильраскопкиИродианы 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2023 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100