История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Ирод Антипа, тетрарх Галилеи и Переи

Ф.Ф. Брюс «Ирод Антипа, тетрарх Галилеи и Переи» Ежегодное издание Восточного общества университета в Лидсе 5 (1963/65): 6-23

Перевод © JUDAEA.RU - 2008 г.

I

Ирод Великий, объявленный царем над евреями римским сенатом в 40 г. до н.э. по представлению Антония и Октавиана, фактически начал царствовать тремя годами позже, после того, как с помощью Рима сместил Антигона, последнего царя из династии Хасмонеев, который правил как священник-царь все это время при поддержке Парфии. В следующие тридцать три года Ирод правил царством твердой рукой, проявляя все это время полную лояльность Риму вне зависимости от того, кто бы ни был представителем римской власти на Ближнем Востоке в разные моменты. До сражения при мысе Акций (Actium) (31 г. до н.э.) он пользовался дружеским расположением Антония, на которое не смогли бросить тень даже алчные намерения Клеопатры по поводу Иудеи. После Акций Октавиан (известный с того времени как император Август) осознал, что Ирод может быть лояльным и полезным ему в той же степени, как был Антонию, и признал его царствование. Династия Иродианов, несомненно, оправдывала политику Рима по управлению отдельными национальными группами опосредованно через местных монархов, а не при помощи наместников провинций. Местный монарх вызывал большее отвращение, которое иначе было бы обращено против Рима, и Римская империя пользовалась преимуществами такого устройства.
Чтобы приобрести некий цветистый титул царю евреев, Ирод в начале правления женился на хасмонейской принцессе Мариам (Mariamme). Этот брак никак не улучшил имидж Ирода в Иудее, но дети Мариам, в венах которых текла кровь Хасмонеев, пользовались расположением евреев, которым не пользовался их отец. Двое из них, носившие «правильные» хасмонейские имена Аристобул и Александр (Aristobulus and Alexander) , в раннем возрасте были названы Иродом его наследниками. Их мать была казнена безумно ревнивым мужем, когда они были маленькими мальчиками (29 г. до н.э.) , но они получили образование, подобающее коронованным особам. Однако, в свое время они также пали жертвами подозрений Ирода и были казнены в 7 г. до н.э.
Подозрения Ирода в отношении этих двух сыновей подогревались их старшим сводным братом Антипатром, сыном Ирода от первой жены, Дорис (Doris) , которую он бросил тридцать лет назад, чтобы жениться на Мариам. Теперь, когда сыновья Мариам были не у дел, Антипатр удовлетворил свои амбиции и занял их место наследника трона. Несомненно, он должен был фактически править совместно с отцом.
Но ревность Ирода была вскоре направлена против Антипатра, которого он заподозрил (справедливо или нет) в планировании покушения на свою жизнь. Поэтому Антипатр был лишен статуса наследника в пользу одного из сводных братьев, Ирода (Herod) , сына второй Мариам (дочери первосвященника Симона Бетуса (Simon Boethus) , на которой Ирод женился в 23 г. до н.э. после первой Мариам). Но в 5 г. до н.э. этот сын также попал в немилость, его мать развелась и его дед был смещен с должности первосвященника. Младший сын Ирода, Андпас (Andpas) , теперь назывался наследником трона. Антипа был сыном Ирода от второй жены, самаритянки по имени Малтаке (Malthake). От Малтаке у Ирода был еще старший сын, Архелай (Archelaus) , но на этом этапе Ирод «пропустил» его, поскольку его разум был отравлен Антипатром.
К этому времени Ирод был в тисках последней болезни, которая окончилась его смертью в 4 в. до н.э. За четыре или пять дней до смерти он отдал приказ о казни Антипатра, но, похоже, поменял еще раз мнение о наследовании. Согласно его последней воле и завещанию царство было поделено между тремя его сыновьями. Антипа должен был править Галилеей и Переей в качестве тетрарха, его полный брат Архелай должен был получить Иудею (включая Самарию и Идумею) с титулом царя, тогда как Филипп (Philip) , сын Ирода от еще одной жены (Клеопатры из Иерусалима) назначался тетрархом на территории, которую Ирод получил от Августа восточнее и северо-восточнее Галилейского озера.
Воля Ирода не могла быть исполнена до тех пор, пока ее не одобрил Август. Антипа, Архелай и, позднее, Филипп направились в Рим, чтобы убедиться, что их требования правильно переданы императору. Антипа несомненно их исказил, соперничая со своим братом Архелаем в претензиях на царство, и был поддержан многими членами царской семьи и остальными - "... не столько... " как пишет Иосиф (Флавий) , "... потому, что они любили Антипу, а потому, что ненавидели Архелая."
Пока братья проталкивали свои прошения в Риме, Малтаке, мать Архелая и Антипы, которая была там с ними, умерла. В то же время было множество попыток поднять восстание в Палестине, Иерусалиме и других местах. В Галилее, например, мятежник по имени Иуда (Judas) (отец которого, Иезекия (Hezekiah) был казнен Иродом сорока годами раньше) напал на дворец в Сепфорисе (Sepphoris, Ципори) и захватил склад оружия. Это восстание было подавлено Варом (Varus), имперским легатом Сирии, который прошел на юг с двумя легионами для усмирения бунтующих районов Палестины.
Август, выслушав представителей разных сторон, в том числе и делегацию Иудеи, которая просила об избавлении от правления Иродиана в пользу римского правителя (странное пожелание в свете последующих событий), утвердил основные положения воли Ирода, кроме того, рекомендовал Архелаю удовольствоваться титулом этнарха (ethnarch) вместо царя. За девять лет на должности этнарха Иудеи Архелай проявил себя чрезмерно жестоким - он обладал всеми недостатками своего отца, но лишь малой толикой его административных и дипломатических способностей - и в 6 г. н.э. он был смещен. Иудея (вместе с Самарией и Идумеей) была понижена в статусе до римской провинции третьего класса, управляемой префектом или прокуратором в ранге всадника, назначаемого императором. Филипп правил своей тетрархией на северо-востоке безо всяких происшествий в течение тридцати семи лет до смерти в 34 г. н.э. Антипа, о котором идет речь, умело правил Галилеей и Переей в течение сорока двух лет в интересах Рима, и, возможно, делал бы это еще дольше, если бы не обстоятельства, на которые он не мог повлиять.

II

Насколько хорошо Антипа служил интересам Рима, можно оценить по отсутствию восстаний или открытого неповиновения на любом уровне в двух регионах его тетрархии в эти годы. Волнения, которые приключались в Иудее, когда та стала римской провинцией, никак не влияли на Галилею или Перею, хотя даже Иуда, который поднял восстание в Иудее в это время, был в некоторой степени жителем Галилеи, согласно Луке и Иосифу Флавию. (Являлся ли он тем самым Иудой, который поднял восстание в Сепфорисе девятью годами раньше, неясно).
Хотя Антипа не получил титула выше, чем тетрарх, за все время своей общественной карьеры, непосредственные подчиненные называли его царем, особенно (что несомненно) когда говорили на арамейском, на котором „малка" („malka") - термин, имеющий более широкое значение, чем латинский „rex" и даже греческий „Βασιλευς„. Такое свободное именование отражено в Евангелии от Марка, который (как и несколько расширивший трактовку Матфей) говорит о нем, как о „царе Ироде"; тогда как точный Лука, как и Иосиф Флавий, называют его „Ирод тетрарх".
Антипа был самым талантливым из сыновей Ирода. Как и отец, он был сторонником эллинистической культуры и великим строителем. Его главной стройкой был город Тверия (Tiberias) , который он назвал в честь императора Тиберия (22 г. н.э.), на западном берегу Галилейского озера. Это был в основном нееврейский город, и, поскольку он был построен на месте кладбища, еврейские подданные считали его нечистым. Но позднее еврейские сомнения были преодолены, и Тверия стала знаменитым местом раввинистических учений. Еще до конца первого века озеро, на котором стоял город, стали называть в честь него - Тиберианское озеро (Lake of Tiberias). Антипа также перестроил Сепфорис, который был разрушен во время боев в процессе восстания в 4 г. до н.э., и переименовал его в честь Августа. На подконтрольной территории Трансиордании он перестроил Бейт-рамт (Beth-ramphtha) (Beth-haram в Ветхом Завете) , который был сожжен повстанцами в 4 г. до н.э., и сделал его укрепленным форпостом против Набатейского царства. Город назывался сначала Ливия (Livias) (в честь принцессы Ливии) , а затем Юлия (Julias) (в честь принцессы Юлии). Это была некая спорная территория между Переей и Набатейским царством, которая была яблоком раздора между двумя государствами, и вынудила Антипу возвести все возможные фортификационные сооружения на границе с набатеями.
В начале своего правления он женился на дочери набатейского царя Ареты IV (Aretas IV) (9 г. до н.э. - 40 г. н.э.) , но, прожив с ней двадцать или более лет, перенес интерес на другую даму. Однажды в поездке в Рим он остановился вместе с братом Иродом (сыном второй Мириам), который был женат на собственной племяннице Иродиаде (Herodias) (дочери Аристобула, сына Ирода Великого от первой Мариам). Антипа влюбился в Иродиаду и предложил жениться на ней; она приняла предложение с условием, что-то т разведется с набатейской принцессой. Но та их опередила; почувствовав, к чему идет дело, она устроила перенос своей резиденции в Махареус (Machaerus), перейский дворец-крепость неподалеку от границы с Набатейским царством и оттуда воспользовалась возможностью перебраться на территорию, принадлежащую ее отцу. Арета был весьма задет оскорблением, нанесенным его дочери, и ожидал удобного случая отомстить Антипе.
После того, как набатейская принцесса перестала стоять на пути, Иродиада стала жить с Антипой как жена. Иосиф Флавий утверждает, а евангелисты намекают, что ее первый муж был еще жив, когда она вышла за Антипу. В старославянском тексте (Slavonic text) Иосифа Флавия говорится, что на тот момент он, несомненно, уже умер, но этот текст (неточный пересказ текста от Марка vi 17) путает ее первого мужа с Филиппом Тетрархом и не претендует на наше доверие. Однако, даже если ее первый муж умер до брака с Антипой, это все равно выглядело бы оскорбительным в глазах евреев. Женитьба дяди на племяннице была приемлема с точки зрения фарисейских законов (но не с точки зрения трактовки Ессена (Essene)), но брак между мужчиной и вдовой его умершего брата был запрещен, кроме специальных случаев левирата (levirate) , когда умерший не оставил детей, которые унаследовали бы его имя. А у Иродиады и ее первого мужа был, как минимум, один ребенок, Саломея (Salome). Несколькими годами ранее был большой скандал из-за Архелая, брата Антипы, который женился на Глафире (Glaphyra) , бывшей жене его единокровного брата Александра, казненного Иродом в 7 г. до н.э.
Но Антипа усугубил свой проступок женитьбой на жене брата до того, как тот умер. Возможно, что именно об этом случае говорил Иисус, когда упоминал о женщине, которая "разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует". По еврейским законам женщине не разрешалось разводиться с мужем и выходить за другого, но разрешалось по римским, а Иродианы были подданными Рима. В любом случае, женщины из рода Иродианов были сами себе закон. Пятьюдесятью годами ранее, чем Саломея, сестра Ирода Великого развелась с идумейским мужем Костобаром (Costobar) , "не по закону ее страны" - как пишет Иосиф Флавий, - "а по собственному разумению". 

биографииИродианыИудея 

24.09.2008, 20821 просмотр.

Читать дальше:
1 2 3



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

02.03.2009 09:40:22

Нелегкая победа Адриана

Внимательное изучение короткого упоминания у Кассия Диона в связи с давно и недавно обнаруженными надписями показывает, что Второе Восстание бросило серьезный вызов римской военной мощи и нанесло постыдную рану римскому самолюбию и гордости. Малочисленный народ в небольшой провинции осмелился восстать во второй раз против могущественного Рима. Евреи, причиняя огромные потери римским силам, оказались в состоянии заставить защищаться империю на протяжении почти четырех лет.  Кроме того, анализ фактов наводит на мысль, что восстание распространилось за пределы Иудеи в Аравию  и, возможно, в Галилею. По словам Ханны Коттон из Еврейского университета в Иерусалиме, «Второе Восстание потрясло самые основы Римской империи».

Вернер Эк (By Werner Eck)

надписиИудеявосстаниеБар-КохбаАдрианРим 

21.10.2008 14:40:26

На звук! Как встретились строители туннеля Езекии.

Путешествие по туннелю - первый шаг в воду, наклон для продвижения под менее чем 5-ти футовым потолком, обнаружение места встречи двух бригад, исследование «ложных» туннелей, осмотр места, где была высечена знаменитая Силоамская надпись, взгляд на потолок примерно в 17 футах над полом, выход к древнему Силоамскому бассейну - может быть одним из самых захватывающих приключений во время поездки в Иерусалим. При длине более 1700 футов (533 метра) он был самым длинным туннелем, сооруженным в то время без промежуточных шахт искусственного происхождения.

Гершель Шанкс (Hershel Shanks)

ИерусалимЕзекияИудеябиблия 

30.09.2008 13:35:15

Царица Береника: Иудейская Клеопатра.

Казалось, что дух Клеопатры вместе с духом Юлия Цезаря, жертвы её роковой любви, витали в те дни над Римом, не собираясь оставлять в покое ни взбудораженных римлян, ни без пяти минут императора Тита Флавия. Но Клеопатра, хотя и считалась египетской царицей, была, по крайней мере, греческого происхождения. Тит же, к досаде римлян, связался с ненавистной еврейкой Береникой.

Я.Рабинер

биографииИудеяИудейская война 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

29.02.2012 18:48:17

"Голый археолог" нашел в Иерусалиме древнейшее христианское захоронение

Кинематографист и археолог-любитель Симха Джакобовичи, также известный как "голый археолог", провел 28 февраля 2012 года пресс-конференцию, на которой представил фотографии саркофагов, датируемых первым веком нашей эры. Как предполагается, речь идет о самом раннем христианском захоронении в истории.Каменные саркофаги были обнаружены в ходе раскопок, которые проводились в иерусалимском районе Армон а-Нацив группой археологов, Им помогал историк религии из университета "Шарлот" Джеймс Табор – горячий сторонник изысканий Джакобовичи.

Израильнаходки 

08.05.2009 09:16:01

Обнаружен уникальный древнееврейский свиток

Написанный на иврите от руки на папирусе около 2000 лет назад, свиток представляет собой документ о передаче имущественных прав, оформленный на имя вдовы по имени Мирьям Бен-Яаков. Как отмечают специалисты, он был составлен в период, когда народ Израиля был изгнан из своей страны, и в этом районе оставалось очень мало евреев.

В начале документа указана дата: "4-ый год от разрушения Дома Израилева". По всей видимости имеется в виду или 74-ый год н. э. - если считать от года разрушения Второго Храма, или 138 год н.э - от года разрушения еврейских поселений после восстания Бар-Кохбы.

Израильнаходкинадписи 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2023 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100