История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Иерусалимский Храм царя Ирода и... Римский Колизей

 Аркадий Таль

Царь Ирод, правил с 37 по 4 год до н.э. Это был один из самых жестоких царей Иудеи. Его дед и бабка, вместе с другими побежденными идумеями (кочевые племена на юге Израиля), были принудительно обращены в иудаизм Гирканом I в 125 г. до н.э. Свое правление Ирод начал с жестокой борьбы за власть с законными наследниками престола Хасмонеями, используя военную силу своих покровителей, римских императоров. Еще одним его оружием в этой борьбе были: интриги, клевета и убийства. Ирод уничтожал не только чужих, но и близких ему людей.

Так, уже, будучи полновластным царем, Ирод обратился с просьбой к императору Августу: разрешить казнь собственного сына Антипатра, заподозренного в заговоре. Антипатр был римским гражданином, согласно закону Римской империи, ни одна казнь римского гражданина, не могла состояться без личного разрешения императора. Император Август разрешил, но при этом заметил: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном».

Когда Ирод не занимался интригами и убийствами он очень продуктивно строил: именно ему удалось осуществить самые грандиозные строительные проекты за всю историю страны. При царе Ироде строительные работы шли по всей стране: портовый город Кейсария, летний дворец в Иерихо, прекрасно защищенная крепость Массада на горе около Мертвого моря, Иродион — искусственно насыпанная в Иудейской пустыне гора с крепостью. Именно  Иродион стал местом погребения царя Ирода.

Храм

Царь Ирод, желая хоть как-то расположить еврейский народ, который весьма недружелюбно относился к нему, чужаку и убийце царского рода Хасмонеев, начал перестройку Иерусалимского Храма. Вот, что пишет об этом Иосиф Флавий в своей книге «Иудейские древности»: «… Ирод приступил при начале восемнадцатого года своего царствования [19 г. до н.э.] к невиданному дотоле делу, а именно к перестройке храма Господня.

Он желал расширить его объемы и увеличить его высоту, считая, что тем он окончит самое замечательное из всех своих сооружений. Так оно и было в действительности, и этим Ирод снискал себе вечную славу…

3. Срыв древние фундаменты, и возведя вместо них новые, он воздвиг на них храм длиною в сто локтей, шириною в сто, высотою же в сто двадцать локтей, …Храм был сооружен из прочных белых камней, из которых каждый имел в длину двадцать пять, в вышину восемь, а в ширину около двенадцати локтей.

Все здание, подобно царскому чертогу, понижалось к краям, тогда как высшею частью являлась средина, так что ее можно было видеть издалека на расстоянии многих стадий; … Зрители поражались в одинаковой мере, как величиною, так и искусством этого украшения, равно как ценностью употребленного на него материала.

Царь окружил здание храма рядами покоев, которые все находились по величине своей в соответствии со зданием храма. При этом он потратил на них такое множество денег, что казалось, никто раньше его не мог так украсить храм. Эти здания покоились на огромной стене, в свою очередь, представлявшей одно из замечательнейших человеческих сооружений»

Строительство и украшение Храма продолжалось и после смерти царя Ирода. В старинных книгах отмечалось, что к моменту его разрушения это было одно из самых величественных сооружений того времени. Современники утверждают — Храм был покрыт таким количеством золота, что при ярком солнце сиял ослепительным блеском.

Об этом не смог умолчать и Иосиф Флавий:

« … лестницы, в пять ступеней каждая, вели к воротам, которых на севере и юге было восемь (по четыре на каждой стороне), а на востоке двое…

3. Девять из этих ворот были от верха и до конца сплошь покрыты золотом и серебром, равно как косяки и притолоки; одни из них, находившиеся вне храма, были даже из коринфской меди [сплав из золота, серебра и меди] и далеко превосходили в стоимости посеребренные и позолоченные…

Все ворота были одинаковой величины; только те, которые находились поверх коринфских, на восточной стороне женского притвора, против храмовых ворот, были значительно больше; они имели пятьдесят локтей вышины и двери сорок локтей ширины; были покрыты более толстыми серебряными и золотыми листами и украшения на них были еще более великолепны, чем на других…

4 … Передние ворота храма, семидесяти локтей вышины и двадцати пяти ширины, не имели дверей — это была эмблема бесконечного открытого неба. Лицевая сторона этих ворот была вся покрыта золотом, и через них виднелась вся внутренность первого и большого отделения храма.

Внутри ворот все кругом блистало золотом… Ворота, которые вели в это отделение, были, как сказано выше, сплошь позолочены, равно как и вся стена, окаймлявшая их. Над ними находились золотые виноградные лозы, от которых свешивались кисти в человеческий рост.

Из двух отделений храмового здания внутреннее было ниже внешнего. В него вели золотые двери пятидесяти пяти локтей вышины и шестнадцати ширины; над ними свешивался одинаковой величины вавилонский занавес, пестро вышитый из гиацинта [голубая ткань, символизирующая воздух], виссона [обычно, материя белого цвета], шарлаха [краситель красного цвета] и пурпура, сотканный необычайно изящно и поражавший глаз замечательной смесью тканей.

Этот занавес должен был служить символом вселенной: шарлах обозначал огонь, виссон — землю, гиацинт — воздух, а пурпур — море; два из них — по сходству цвета, а два — виссон и пурпур — по происхождению, ибо виссон происходит из земли, а пурпур из моря (пурпур получали из улиток Murex brandaris, например: из 12 тысяч улиток можно было получить 1,4 г красителя). Шитье на занавесе представляло вид всего неба.

6. Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел. Вершина его была снабжена золотыми заостренными спицами для того, чтобы птица не могла садиться на храм и загрязнять его»

В 70 году первого века н.э., в середине лета, Иерусалим после продолжительной осады римской армии пал. Девятого ава, по приказу будущего императора Тита, детище царя Ирода — Храм был разрушен и сожжен. Девятое ава (конец июля — середина августа) самый печальный день в еврейской истории. В этот день вавилоняне разрушили Первый Храм (586 г. до н.э.), а римляне сожгли Второй Храм.

Колизей

   

Через несколько лет после того как в Иерусалиме был разграблен и сожжен Храм, в Риме началось строительство одного из самых грандиозных сооружений всего античного мира — амфитеатр императоров Флавиев (Колизей). Строительство началось в 75 г. н.э. при Веспасиане Флавие и закончено через 5 лет в 80-м при его старшем сыне — Тите. Современное название, Колизей, так хорошо знакомое нам, появилось в средние века.

Римляне ко времени строительства Колизея уже имели некоторый опыт: за полтора столетия до этого был воздвигнут амфитеатр в Помпеях. Шли представления и в амфитеатрах других городов империи. Но Колизей превзошел всё построенное.

Длина общих осей здания — 156 и 188 м, высота наружной стены — 48,5 м, на трибунах помещалось 50 тыс. зрителей, которые могли через 80 входов и выходов быстро заполнить и освободить их.

Инженерная идея амфитеатра проста и гениальна. Каркас сооружения представляет собой жесткую конструкцию пересекающихся радиальных (отходящих от арены) и концентрических (окружающих арену) стен. Всего было возведено 80 постепенно повышающихся радиальных и 7 концентрических стен. На этом каркасе и расположились ряды для зрителей.

При строительстве Колизея широко использовался бетон, каменные блоки, кирпич и мрамор, которым были облицованы стены и сидения. В жаркие и дождливые дни над амфитеатром натягивался тент, крепившийся на 240 высоких мачтах, вставленных в каменные стойки-консоли верхнего четвертого яруса. Внешняя стена амфитеатра разделена на четыре яруса, сочетающиеся и одновременно отличающиеся друг от друга. Три нижних яруса арочные, а верхний — глухой с небольшими окнами.

Между арками стоят полуколонны римского типа, но с греческими капителями разных ордеров: в первом ярусе — строгий дорический, во втором — изящный ионический, в третьем — нарядный коринфский. Такое расположение ордеров создает впечатление облегченности верхней части здания и тяжеловесности первого, несущего основную нагрузку яруса.

Полуколонны тесно слиты со стеной и воспринимаются не как декорация, а как составляющей частью здания. Размеры каждого яруса тоже не одинаковы: второй ярус выше первого, а высота арок кверху уменьшается. В арках второго и третьего ярусов находились статуи, и вся стена была облицована мрамором.

Арена имела деревянный, обычно засыпаемый песком подвижный пол. Иногда она заполнялась водой из подходившего к зданию рукава акведука, и тогда на арене устраивались морские сражения. Под ареной находились коридоры, выложенные камнем, клетки для зверей и помещения для хранения реквизита.

Открытие Колизея состоялось в 80 г. Титом: «при посвящении амфитеатра… показал много удивительных вещей. Бились друг с другом четыре слона, было убито около 9 тыс. животных, домашних и диких, … женщины, правда, не знатные, принимали участие в их избиении… В продолжение ста дней давались представления ». (Дион Кассий)

Ареной Колизея пользовались ещё долго. Гладиаторы выступали здесь до 405 года, пока не вышел приказ императора Гонория, запрещающий это развлечения, а последнее представление (травля зверей) состоялось в 526 году. В ранней христианской традиции Колизей ассоциировался с пытками и мучениями первых христиан, поэтому неудивительно, что после прекращения представлений, здание было заброшено и со временем превратилось в гигантскую каменоломню. Только с начала Ренессанса (14-15в.в.) были предприняты попытки приостановить его разрушение, а в середине 19 века — проведены первые ремонтные работы.

Разрушение Иерусалимского Храма царя Ирода и строительство амфитеатра императоров Флавиев (Колизей) что же ещё, кроме времени, связывает эти два исторических события?

 Триумфальная арка императора Тита и Колизей.

 Триумфальная арка императора Тита и Колизей.

 

  В верхней части арки – барельеф, изображающий вынос семисвечника из Иерусалимского Храма. Барельеф находится на лицевой, западной стороне арки, обращенной в сторону Колизея.

 В верхней части арки — барельеф, изображающий вынос семисвечника из Иерусалимского Храма. Барельеф находится на лицевой, западной стороне арки, обращенной в сторону Колизея.

В верхней части арки — барельеф, изображающий вынос семисвечника из Иерусалимского Храма. Барельеф находится на лицевой, западной стороне арки, обращенной в сторону Колизея.

При недавних раскопках на территории Колизея был найден мраморный обломок времён Римской империи, на котором была вполне заурядная надпись о проведении ремонтных работ. Под выгравированными на мраморе буквами оказались отверстия от предыдущей надписи. Она была выполнена бронзовыми буквами, закрепленными на мраморе. Позднее их сорвали, чтобы возвеличить благие деяния новых императоров.

Археолог, профессор института Древней Истории при Гейдельбергском университете Геза Алфольди, разбиравший эту надпись, сообщил, что на камне на латинском языке было написано:

«ИМПЕРАТОР ЦЕЗАРЬ ВЕСПАСИАН АВГУСТ ПОСТРОИЛ ЭТОТ АМФИТЕАТР ИЗ ТРОФЕЕВ ВОЙНЫ.»

О каких трофеях могла идти речь? Ответ лежит на поверхности, стоит лишь взглянуть на величественную Триумфальную арку императора Тита Флавия невдалеке от Колизея, а на ней еврейский семисвечник, что однозначно указывает на источник военной добычи — богатства Иерусалимского Храма царя Ирода.

Перепечатано с разрешения автора с портала LocalRu 

 

ХрамРимИерусалимИзраиль 

01.03.2008, 9608 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

14.02.2009 09:12:57

Деревня разрушена, восставший обезглавлен

Небольшой городок Кафетра» (Caphetra), который расположен на низких холмах иудейской Шфелы (Judean Shepelah), был безжалостно разрушен во время Первого Восстания (66-70 г.г. н.э.), отстроен заново и опять разрушен в конце Второго Восстания (Восстания Бар-Кохбы) в 135 г. н.э. Раскопки его позволили нам взглянуть на жизнь евреев вне городов. В деревне, занимавшей площадь почти 5 акров, была синагога, конюшни, бассейны для ритуальных омовений, пещеры для погребений и признаки садоводства и виноградарства. Частично разрушенная во время Первого Восстания против Рима, она была восстановлена, возможно, вернувшимися жителями, которые построили тайные помещения, где находили убежище от нападений римских легионов во времена восстания Бар-Кохбы.

Боаз Зиссу (Boaz Zissu)

Израильраскопкинадписивосстание 

13.01.2009 18:09:25

Хирбет-Кейафа: Шаарим

Хирбет Кейафа (Khirbet Qeiyafa) - городище на площади в 2,3 гектара, окруженное внушительными укреплениями из камней эпохи мегалита, которые до сих пор возвышаются на 2-3 метра. В двух километрах к западу находится Тель Захария (Tell Zakariyeh), обычно идентифицируемый как библейский Азека (Azekah), а в двух с половиной километрах на юго-восток - Хирбет Шувайка (Khirbet Shuwayka), обычно идентифицируемый как библейский Сокхоф (Socoh).

Йосеф Гарфинкель и Саар Ганор (YOSEF GARFINKEL AND SAAR GANOR)  

раскопкиИзраильнаходкиХирбет-Кейяфабиблияверсии 

02.04.2011 23:33:10

Тамар, Тамра, Тадмор

Когда археологи начали свои раскопки, то очень быстро нашли крепость Тамар. А через некоторое время еще одну. Так Тамаров стало два. Оба находятся в одном географическом районе, оба стоят на перекрестках дорог, оба очень древние и немного друг на друга похожи. Но в то же время совершенно разные. Та историческая эпоха, которая есть у одного города, начисто отсутствует у другого, и наоборот. Можно сказать, что они совсем неплохо друг друга дополняют. Поэтому в своем хронологическом описании города я буду использовать оба Тамара.

Натали Палант

ИзраильпустыняТамарНегев 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

10.06.2008 09:44:14

В Иордании найден древнейший в мире христианский храм

По всей видимости, археологам удалось найти самый древний христианский храм в мире. Он находится в пещере.
Уникальный культовый объект найден в Иордании, в районе Рихаб, который расположен в 50 километрах на юг от Аммана и в 50 километрах на восток от реки Иордан.

«У нас есть все основания полагать, что в этом храме собирались первые христиане, 70 учеников Иисуса Христа», — заявил газете Jordan Times руководитель Центра археологических исследований в Рихабе Абдул Кадер Хусан.

Он добавил, что церковь была обустроена в пещере приблизительно в 33-70 годы, что позволяет считать ее одним из наиболее древних христианских храмов в мире.

Иорданияхристианствонаходки 

30.08.2012 16:36:02

Израильские археологи обнаружили статуэтки, возраст которых составляет 9500 лет

9.500 лет - примерно столько лет фигуркам животных, которые были найдены археологами при расширении трассы. Археологи обнаружили фигурки барана и дикого быка в Тель-Моза, богатом археологическом раскопе в Иудейских горах неподалеку от Иерусалима.

ИзраильнаходкиТель-Моза 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2020 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100