История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Иерусалим: Прогулка Старому городу и под ним

 

Таким встречает Ерушалаим своих гостей — неожиданным солнцем, появившемся из-за гор, и моментально заигравшими солнечными бликами на золоченных куполах церквей.

 

 

Перед тем, как мы уйдём под землю (не переживайте, друзья, пока лишь на время экскурсии) — я покажу, как выглядит Ерушалаим наземный. Во время британского мандата был издан закон, предписывающий облицовывать дома в Ерушалаиме камнем, добывавшимся в окрестных каменоломнях. Делается это и до сих пор. Цвета камня — от желто-золотистого (отсюда город золотой!) и до розового, который совсем недавно открыли в новом карьере.

Подробнее расскажу о Стене плача. Последний год на площади перед Стеной ведутся археологические раскопки. Археологам удалось открыть часть древней улицы Кардо. Я специально поднялся на скалу, находящуюся как раз напротив Стены плача. Скала, обнаруженная в ходе длившихся год археологических раскопок, находится на западном краю площади перед Стеной плача и является одной из важнейших находок, включая остатки центрального проспекта с колоннами, известного под названием Восточное Кардо, или Кардо-секундо, относящегося к римско-византийскому периоду, а также часть нижнего акведука, связывавшего Соломоновы пруды с Храмовой горой, и высеченную в скале микву, относящуюся к периоду Второго Храма. На этом участке раскопки не производились никогда.

Ученым удалось определить высоту огромной скалы, отделявшей Верхний город от Храмовой горы. Топография скалы может объяснить, почему римлянам не удалось быстро захватить Иерусалим, так как римской армии пришлось воевать еще месяц после разрушения Храма 9 Ава до захвата нынешнего еврейского квартала, который произошел 10 Элуля. Это Восточное Кардо, местонахождение которого археологам долго не удавалось определить, хотя оно было обозначено на карте Медба.
Улица начиналась от Дамасских ворот и шла вдоль Тиропеанской долины. Отдельные участки улицы были обнаружены в северной части Старого города, на улице Ха-Галь и к западу от Мусорных ворот.
Нынешние раскопки впервые обнажили римскую улицу шириной в 11 метров, вымощенную на римский манер широкими тесаными камнями, расположенными по диагонали, возможно, чтобы не скользили колеса повозок. Под кладкой была обнаружена дренажная система.
В средние века на этом месте был построен комплекс зданий и торговых лавок, которые действовали во времена Оттоманской империи и составляли часть Муграбинского квартала, снесенного в 1967 году для расчистки площади перед Стеной плача.

 

Работы продолжаются до сих пор. От себя замечу, что рабочие на раскопках — в основном арабы и, как ни странно, китайцы. :)

 

Кстати, по поводу арабов. Вот какой магазинчик находится напротив Шхемских ворот в старом городе. Причем тут Клеопатра и арабы — ума не приложу.

А вот и сами Шхемские ворота (здесь расположен большой рынок).

Предлагаю продолжить экскурсию вдоль опорных стен Второго Храма и посмотреть на замечательный вид — на дальнем плане мы видим Масличную гору с её знаменитым кладбищем. По преданию, когда прийдёт Машиах и взойдет на Масличную гору и оттуда, по звуку трубы Иехезкеля, начнется воскресение из мертвых, разверзнутся могилы и будет произведён суд, на котором будет решаться, достоин ли человек вновь жить. Так вот, чтобы оказаться в первых рядах тех, кто предстанет на суд, евреи всего мира стремятся разными способами добиться права быть захороненными на этом кладбище. В эпоху Второго храма Масличная гора была соединена мостом (возможно, двумя) с Храмовой горой, и на ней зажигались огни для оповещения о наступлении новолуния. Во время осады Иерусалима силами Тита в конце Иудейской войны на северной вершине Масличной горы (Скопусе) стоял лагерем Десятый легион.

 

Вот здесь интересный кадр: за мной виднеется Масличная гора, а слева от меня большая стена, о которой я расскажу поподробнее.

Мы находимся у основания лестницы Хульды, по которой нужно подняться и пройти через трое ворот во внутренний двор Храма, чтобы принести жертву. Трижды в год евреи совершали свои основные паломничества — на праздники Песах, Шавуот и Суккот. Здесь храмовые священнослужители совершали службы и приносили жертвы единому Богу. Для того, чтобы всё произошло согласно традициям, паломник должен был посетить микву — ритуально очиститься, переодеться в чистые, праздничные одежды, обменять принесённые с собой деньги на храмовые в лавке у менял и, наконец, купить жертвенное животное.

Очередь людей была так велика, что были сделаны трое ворот, чтобы пропустить как можно большее число паломников. (Сейчас ворота эти, как вы видите, заложены)

 

Если стать лицом к этим воротам и посмотреть вверх и влево, то мы увидим на фоне гоубого неба тёмный купол мечети. Это мечеть Аль-Акса, святое место для всех мусульман. Первое здание мечети, построенное халифом Омаром I (ок. 585-644) в Иерусалиме, было заменено капитальным зданием при халифе аль-Валиде (705-715), Оно вскоре разрушилось при землетрясени и было восстановлено ок. 789 г. В 1033 г., после очередного землетрясения, мечеть была вновь отсроена в том объеме, в котором она просуществовала до наших дней.
В начале XII в. мечеть Аль-Акса стала дворцом иерусалимского короля, в 1128 г. Балдуин II подарил часть ее рыцарскому ордену тамплиеров ( «храмовников»). После изгнания крестоносцев (1187) Саладин (Салах ад-Дин) восстановил мечеть. От построек крестоносцев в ней сохранились по сей день часовня Захарии в восточном крыле и рыцарский зал — в западном.

 

Хочу обратить ваше внимание на кладку стен. Как вы видите, камни использовались различных размеров. Обьяснение простое — в ход шли камни из разрушенного римлянами Второго Храма. По-моему, еще один штришок, комментирующий давний спор, кто раньше обосновался на Храмовой горе. Улыбка

 

Здесь мы вообще видим камень явно римского стиля обработки:

 

Ну, и для того, чтобы каждый сравнил арабскую кладку и стены, возведенные мастерами Ирода Великого -посмотрите на эту фоту — разница весьма ощутима. Улыбка

У основания лестницы Хульды археологи раскопали множество помещений, использовавшихся для различных нужд.

 

У нас есть возможность опуститься под землю и посмотреть на ранне-византийское жилище обычного городского бедняка. «Почему бедняка», — спросите вы меня? Так я вам отвечу, что с воцарением христианства были предприняты попытки унизить (а, по возможности, и полностью стереть) роль иудаизма в становлении учения Христа. И решение византийские власти нашли вполне действенное (по их мнению) — вся территория Храмовой горы была превращена в городскую свалку. Сюда вывозился мусор и постепенно вся территория была захламлена и превратилась в ужасное место. Ну, а кто, кроме совершенно нищих и бездомных, будет жить на свалке? Вот и посмотрим на жилище византийского бедняка (бомжом его назвать нельзя — крыша над головой у него была  :

 

Как видим, всё довольно скромно и аскетично. Примитивная мозаика и минимум удобств. Здесь же видим каменный чан то ли для сбора воды, то ли для омовений.

Кстати, касаемо воды и прочих средств гигиены. Народу в Храм приходило огромное количество. Для нуждающихся были устроены туалеты. Они разительно отличаются от римских туалетов (См., например, в статье о Бет-Шеане — прим. JUDAEA.RU) Тем не менее, был подвод воды, всё сливалось и дезинфицировалось (об этом я расскажу чуть позже).

 

Продолжаем движение вдоль стены влево от лестницы Хульды и оказываемся на главной торговой улице Ерушалаима-Иродионовской улице. Здесь размещались торговые лавки и магазинчики, а также лавки менял.

 

А вот это медные деньги-пруты, во множестве найденные археологами при раскопках этой улицы.

 

Покажу изображение реконструкции этого участка Иродионовской улицы со знаменитой аркой Робинсона, которая вела наверх, на территорию Храма — к бирже, где заключались контракты и сделки. На самой арке также располагались различные лавки.

 

Ну, и теперь остаётся показать, как всё это выглядит в наши дни.
Арка Робинсона вела наверх к опорной стене и дальше вовнутрь, на территорию внутреннего двора Храма. Вот мы видим на фото место, где арка соединялась со стеной (проход был заложен позже).

 

Иродионовскую улицу, проходящую вдоль этой стены, археологи не могут расчистить окончательно. Всё упирается в мост, находящийся в конце раскопанного участка улицы, на котором существует проход во внутренний двор территории, по которому арабы проходят к мечети. Никакого взаимопонимания по поводу археологических работ между Израильским управлением древностей и арабскими представителями не найдено.

На дальнем плане мы видим камни, которые археологи специально не стали убирать. Это камни, сброшенные римлянами со стен во время целенаправленного разрушения Храма, осуществленного по прямому приказанию Тита. Горевший в течении 10 дней Храм сильно пострадал. Деревянные перекрытия обрушились, но стены и колонны оставались на своих местах и продолжали поражать мощью и великолепием. Даже сгоревший, Храм внушал опасения римлянам как символ борьбы против чужеземцев и являлся своеобразным знаменем, вокруг которого обьединялись силы, борющиеся с римской оккупацией. Решение Тита было однозначным — Храм разрушить, дабы лишить иудеев обьединяющего начала. Вот эти камни римляне и сбрасывали сверху.

 

А на этой фоте мы видим, что тяжелые, весом около 2 тонн каждый, камни проламывали каменную мостовую Иродионовской улицы.

Теперь хочу показать стены, опоясывающие весь старый город. Это стены Сулеймана. Работы над сооружением стены Сулеймана, теперешней стены вокруг Старого города, продолжались с 1537 до 1541 года. Об этом свидетельствуют одиннадцать надписей, вырезанных на камнях, которые видны и сегодня. Шесть из современных ворот в Старый город тоже были сооружены в царствование Сулеймана. Сулейман, кроме того, что застроил район у Западной стены, отремонтировал мечети на Храмовой горе. Ну, и не могу не упомянуть о жене Сулеймана — всем хорошо известной Роксолане, которая также проявляла большой интерес к Иерусалиму. Она основала множество мусульманских учреждений, содержать которые должны были сборщики налогов в деревнях.
На фото (сделанном в сумерках (в 16:45 по местному времени — оттого и некая расплывчатость изображения) слева от купола мечети Аль-Акса мы видим минарет, подсвеченный зелеными огнями. С него через громкоговоритель в это время произносится призыв к молитве.

Стена эта представляет собой внушительное и мощное сооружение, обеспечивавшее городу надёжную защиту. Вот покажу изображение одной из многочисленных бойниц, устроенных в стене.

Покажу еще фоту с еще одним местом общего пользования. Это туалет времён осады Иерусалима войсками Тита. Вы можете видеть прямоуголный камень с просверленным отверствием посредине. Археологи при проведении работ взяли образцы грунта и установили, что сам туалет был дезинфицирован гашенной известью. По результатам исследований были установлены образцы более 20 видов растений и трав, употреблявшихся древними иудеями в пищу. Это подтверждает описание голода, царившего в городе во время осады римлянами, которое приводит Иосиф Флавий.

 

Ну, и пришло время спуститься под землю, чтобы познакомиться с городом Давида.

Во-первых, почему именно в этом месте Давид решил сделать столицу своего царства? Ведь, на первый взгляд, Иерусалим кажется не лучшим вариантом для месторасположения столицы, и в первую очередь из-за проблем с водой, сложным рельефом местности и удалённостью от существовавших тогда караванных троп. Вместе с тем, он — в центре страны и, самое главное, что это место не было дано в надел ни одному из колен израильевых (согласно знаменитой жеребьёвке) и не могло стать предметом территориальных споров. Эти два обстоятельства стали решающими для Давида при выборе Иерусалима как столицы своего царства.
Хочу добавить ещё небольшой штришок — город Давида окаймляет долина сыновей Генома, известная под именем Геенна Огненная. Именно здесь евусеи совершали языческие жертвоприношения, в. том числе человеческие. Здесь стояла статуя Молоха. Внутри нее была печь, в которой сжигали в качестве жертв детей от 5 до 12 лет.
Так вот, основав свою столицу, Давид обнёс её каменной стеной.

Здесь видны гигантские камни, уложенные в основание, и видна реконструкция того, как это выглядело 3000 лет назад. Я уже говорил, что маршрут этот новый, раскопки продолжаются и ведутся даже в то время, когда проходят экскурсии. Масштабы древней каменной кладки поражают. С примитивными механизмами укладывать такие глыбы — это невероятно.

 

Нам удалось пройти также по подземному акведуку Хизкиягу. Он очень узкий (местами около 40 сантиметров) и темный. К сожалению, снимки внутри не получились. Плачущий В преддверии войны с Ассирией царь Хизкиягу (в русской транскрипции — Езекия) укрепил оборонные сооружения, стены и направил воду из Гихона в бассейн между стенами города, чтобы этой водой не могли пользоваться нападавшие. Для этого пришлось прорубить акведук длиной 553 метра. Акведук прорубали с двух концов, что по тем временам была непростая инженерная задача. Надпись, сделанная на иврите и обнаруженная при раскопках, повествует: «Дело о строительстве акведука. Строители двигались накстречу друг другу. И в трёх локтях друг от друга услышали они голоса друг друга, и вода пошла в бассейн, пройдя расстояние 1200 локтей, а над головами тех, кто рубил тоннель, было меньше локтя». Медную эту табличку нашел в своё время арабский мальчик и табличка эта ныне находится в Турции в музее. Должен добавить, что есть два подземных акведука: один с водой и один уже сухой. Каждый сам выбирает, каким идти. Недалеко от выхода из акведука находятся остатки древних захоронений.

Историки связывают это место с захоронениями царского двора Давида. По мнению современных историков, именно в этом месте находилась и могила царя Давида (хотя мы знаем и о могиле, находящейся в другом месте, в здании еврейской ешивы, где до 1948г сохранялись остатки мечети Эль Дауда (Давида). Добавлю, что при римлянах кладбище это было разрушено и на этом месте была организована каменоломня.

Спасибо,вам за проявленную выдержку, за то, что  сумели дочитать мой незамысловатый репортаж до конца. Показываю язык

Геннадий Бордуков (aka BorgeN, email: genasha@bk.ru)

 

ИерусалимСтарый городпрогулка 

10.04.2008, 7293 просмотра.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

17.04.2012 22:44:08

На последней неделе

В первый день страстной недели христиане вспоминают о событиях, произошедших с Иисусом из Назарета во время его последнего пребывания в Иерусалиме. Я предлагаю вашему вниманию одну из возможных версий развития этих событий. Она сложилась у меня на основании анализа текстов Ветхого и Нового Заветов, а также некоторых исторических трудов и художественных произведений. Не судите слишком строго: я всего лишь попытался представить, что могло произойти с человеком, которого звали Иисус из Назарета в Иерусалиме почти две тысячи лет назад в дни еврейского праздника Песах.

Юрий Полторак

ИерусалимПасхаИисусбиблияПонтий Пилатверсии 

02.07.2011 22:49:16

Трилогия о Via Dolorosa.

Улица Via Dolorosa, она же путь страданий, она же Крестный ход - самая популярная аттракция для паломников всех мастей в Иерусалиме. Когда то давным-давно, лет 10 назад, первый раз оказавшись в Старом городе, я знала только о существовании двух мест: о Стене плача возле Храмовой горы и о Храме Гроба на Виа Долороса. Стену плача мне удалось найти довольно легко. А вот с Виа Долороса вышла заминка. С одной стороны, я ее вроде нашла, с другой стороны, я ее сразу потеряла.

Натали Палант

ИерусалимпрогулкаэкскурсиябиблияСтарый городхристианство 

21.10.2008 14:40:26

На звук! Как встретились строители туннеля Езекии.

Путешествие по туннелю - первый шаг в воду, наклон для продвижения под менее чем 5-ти футовым потолком, обнаружение места встречи двух бригад, исследование «ложных» туннелей, осмотр места, где была высечена знаменитая Силоамская надпись, взгляд на потолок примерно в 17 футах над полом, выход к древнему Силоамскому бассейну - может быть одним из самых захватывающих приключений во время поездки в Иерусалим. При длине более 1700 футов (533 метра) он был самым длинным туннелем, сооруженным в то время без промежуточных шахт искусственного происхождения.

Гершель Шанкс (Hershel Shanks)

ИерусалимЕзекияИудеябиблия 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

09.08.2011 11:44:30

Археологи нашли в Иерусалиме меч римского легионера

Израильские археологи сообщили о двух новых находках, сделанных в Иерусалиме: при раскопках в древней сточной канаве был обнаружен меч римского легионера и камень с выбитым на нем изображением светильника (меноры).Археологи отмечают, что светильник сделан не с семью подсвечниками, как традиционная менора, стоявшая в иерусалимском Храме, а с пятью. Они указывают, что изображение представляет большую важность, так как автор, вероятно, своими глазами видел храмовый светильник. Это изображение дает любопытные сведения об опоре светильника, который, вероятно, стоял на чем-то вроде треножника.

ИерусалимнаходкиРимвосстание 

07.08.2008 09:19:33

В Ливане найдено захоронение ханаанского воина

Группа исследователей Британского музея обнаружила скелет ханаанского воина, чей возраст датируется 1.800 годом до н.э. Находка сделана в южной части Ливана, в районе портового города Сидон.

Клод Сераль, который руководит раскопками в Сидоне (Сайде) в последние десять лет, говорит, скелет был найден в прекрасном состоянии, в одной руке воин держал копье. Кроме того, в захоронении обнаружены малые предметы гончарной работы, старейшей в своем роде на территории Ливана.

 

Ливаннаходкираскопки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2018 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100