История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Иерусалим. Гробы септуагинтовы

 Михаил Король

Колоссальный иудейский погребальный комплекс периода Второго Храма, известный под названием Гробницы Синедриона ( «Киврей Сахедрин»), находится в северной части Нового города в районе, имя которого обязано самому некрополю — Санхедрия.
По достаточно поздней еврейской традиции здесь были погребены члены Большого Синедриона, верховного органа политической, религиозной и юридической власти, действовавшего в Иерусалиме в период Второго Храма. Так это или не так, лежат тут или не лежат мудрецы из числа 71, уже и не важно — название прижилось…
Арабское прозвище гробниц — от аль-Куча (аль-Куда), то есть «могилы судей». Отсюда английское и название Toombs of the Judges, и немецкое Graeber der Richter.

Из дошедших до нас описаний могильника — первое (без указания названия и без прямой привязки к Синедриону) принадлежит рабби Якову-посланнику, посетившему Иерусалим в 1235 году: «Пещера, где похоронено множество мудрецов, — очень красивое здание, пещера внутри пещеры». Рабби Йосеф ха-Леви, описывая в 1450 году разные священные иерусалимские захоронения, упоминает и «70 Санхедринцев». Рабби Овадья из Бартануры, побывавший в Иерусалиме в 1488 году, пишет: «Гробница 70 — самая прекрасная». Рабби Моше Басула, посетивший город в 1522 году, рассказывает: «Видел пещеру Санхедрина… там большие врата, и за ними — гробы». Трудно сказать, что именно имеет в виду Басула, то ли саркофаги, то ли погребальные ниши. В сборнике «Сопричастность к праотцам и пророкам» (1537 г.) приводится даже картинка с надписью «пещера 70 санхедринцев, мир с ними».

В другом сборнике «Запись рассказов о праведниках земли Израиля» (1640): «И там могилы 70 членов Санхедрина, в отдельных очень красивых мраморных гробах. И у каждой маленькой пещеры внутри большой есть двери, отделанные мрамором».
Итак, с XV-XVI вв. сложилась традиция называть «пещерой Синедриона» одну конкретную пещеру из десятков могильников, находящихся в верхней части южного склона потока Сорек. Самую большую и красивую. С треугольным фронтоном, тимпан которого заполнен растительным орнаментом — образчиком еврейского прикладного искусства I в.н.э. С двориком-предбанником, где по периметру вырублены в корневой скале скамейные сидения. И с еще одним фронтоном над внутренним входом. С трехэтажной системой захоронения. С 60-ю нишами — «гробами».

 

Обратите внимание, что на этом рисунке орнамент фронтона выдуман художником от балды…

Один из величайших исследователей Иерусалима конца XIX — начала XX вв. Авраам-Моше Лунц (1854-1918), сетуя о судьбе заброшенной гробницы, писал в 1915 году: «Правильно и хорошо будет, если один из наших богатеньких галутных братьев купит на свое имя эту пещеру и отдаст ее в виде благотворительности еврейской общине Иерусалима. Также можно на обширных владениях вокруг пещеры основать для наших братьев особый квартал, и тогда мы будем спокойны за это место… Покупатель и основатель квартала принесут, таким образом, двойную пользу и делу спасения наших святых древностей, и расширению еврейской общины Святого города». Спустя 11 лет желание Лунца начало исполняться, и вокруг гробниц вырос район Санхедрия. А после образования государства Израиль здесь и парк разбили, и вообще всяческий интерес к древнему могильнику стали проявлять. И даже купюру достоинвом в поллиры 1958 году выпустили с изображением Синедрионовой гробницы:

А потом… взяли и загадили все то, что Лунц мечтал сохранить и взлелеять. Жители района без особого пиетета относятся к достопримечательности, и их, похоже, не расстраивают груды мусора в пещерах… Муниципалитет перекладывает ответственность на Управление Древностей, а те хнычут, мол, с бюджетом трындец…Грустно и противно. На фоне вечного и прекрасного.
А вот еще интересная история. Зеев Вильнаи, главный поставщик информации об этихпещерах, сообщает вот что: «В 1869 году французский исследователь обнаружил в этих пещерах осколок оссуария с надписью «Ицхак», который ныне хранится в Лувре». При этом имя «исследователя» не упоминается. Шарль Клермон-Гано? Он, удачливейший археолог XIX века, в 70-е годы много чего умудрился переправить в Париж. В том числе знаменитую «моавитскую стелу» и саркофаги из Царских гробниц. Очень возможно, очень вероятно… Но похоже, что Вильнаи сведения о «французском исследователе» целиком и полностью вычерпал из художественной литературы. Основания для такого предположения: а) ссылка на источник не указана, б) нашлась такая художественная литература — роман Давида Шахара «Лето на улице Пророков», написанный в 1969 году. Впрочем, надо еще проверить, встречается ли у Вильнаи информация об оссуарии с надписью «Ицхак» в более ранних изданиях его «Иерусалима». Цитата же из дивного поэтического текста Шахара нужна нам не только для того, чтобы разобраться, а был ли мальчик, в смысле Ицхак, но и для того, чтобы привести наиболее лирическое описание встречи с Пещерами Синедриона (в переводе Некода Зингера):
«Я одним прыжком влетел в устье пещеры впереди Гавриэля, и смутные страхи перед бесплотными духами, которым внимают птицы, вместе с гадливостью ко всякой кишащей нечисти слились с блаженным замиранием сердца от предчувствия клада в таинственном мире пещер. (…)
Прыжок в устье пещеры был прыжком из летнего зноя и нещадного света в прохладный мрак, хранящий в своих загадочных глубинах сокровище, спрятанное там много веков назад. Ведь те же люди, что тысячи лет назад выравнивали, обтесывали и обтачивали эти пещеры и вносили в их склепы саркофаги с костями своих мертвецов, спрятали здесь и сокровища, до сих пор не обнаруженные и ждущие, пока я приду их выкопать и вынести на свет божий. Саркофаги эти, а также и все принадлежности, оставленные на хранение мертвым, уже несколько сот лет как были выкрадены из пещер. Последний обломок саркофага с высеченным на нем именем Ицхак был в 1869 году отправлен французским ученым в Лувр. Тем не менее я знал, что само сокровище, схороненное в недрах, осталось неизменным, так же как и склепы остались теми же склепами прежних времен в каменной своей неизменности сокровенного времени в сокровенном месте. Это было сродни странному и смутному, но глубоко укоренившемуся во мне ощущению, всегда возникавшему, когда я, стоя на выступе скалы возле правой пещеры, смотрел на минарет мечети в деревне Наби Самуэль».

На север от основного комплекса пещер находятся еще две замечательные гробницы — Эшколот ( «гроздей виноградных») и Нидбахим ( «каменная кладка»). Одной из них, виноградной, тамплиеры уделили внимание, а до другой просто не успели добраться…
Эшколот — чудесна: в тимпан ее фронтона две грозди на лозе; отсюда и название. Рельефы не только на фасаде, но и внутри пещеры. Особенно всех порадовала неожиданная розетка на потолке камеры VI (см. схему и фотографии). При изучении гробницы в 1899-1900 гг. были обнаружены лишь осколки оссуариев…

 


И на фотографиях:

Гробница Синедриона

Погребальные пещеры вокруг:

Пещера Виноградных Гроздей:

Оригинал статьи в журнале Михаила

СинедрионэкскурсияИерусалим 

23.02.2008, 7044 просмотра.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

12.10.2007 07:50:00

Дренажный тоннель спасал жителей древнего Иерусалима

Конец периода Второго Храма был одним из самых трагичных эпизодов истории Иерусалима. В то время (60-е годы нашей эры) жители города решили освободиться от гнёта Римской империи — началось восстание, известное как Иудейская война. Силы оказались неравными, и под натиском римлян город пал, а многие тысячи его жителей были убиты и захвачены в плен. Сейчас об этом известно немало, однако недавно открылись новые подробности того времени.

ИзраильИерусалимраскопки 

19.07.2008 21:08:00

Раскопки Города Давида. 2005 г. Периоды поздней бронзы и железа-1

Царь Давид избрал Иерусалим для роли своей новой столицы благодаря его географическому положению и репутации многовекового столичного города. По этим причинам отношение Давида к жителям города было иным, не столь безжалостным, как к другим, захваченным им городам — несмотря на отчаянное сопротивление иевусеев. Более того, после захвата Давид оставил царя города «Аруну» и его население в живых (1 Хроник 11:4-8) и включил их в систему своего правления, ярким примером чего служит история Урии Хеттеянина, одного из бойцов царя Давида (2-я Самуила 11). Это был хорошо рассчитанный маневр — избежать кровопролития в городе, который он собирался сделать своей столицей, чтобы облегчить переход административной власти и использовать ее с пользой для себя в начальный период установления его монархии.

Эйлат Мазар

ИзраильИерусалимГород Давиданаходкиархеология 

01.03.2008 11:21:20

Иерусалимский Храм царя Ирода и... Римский Колизей

Разрушение Иерусалимского Храма царя Ирода и строительство амфитеатра императоров Флавиев (Колизей) что же ещё, кроме времени, связывает эти два исторических события?

 Аркадий Таль

ХрамРимИерусалимИзраиль 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

31.10.2008 09:12:47

У Стены Плача найдена печать эпохи Первого Храма

В ходе археологических раскопок, проводимых Управлением по охране древностей у северо-западной части Стены плача в Иерусалиме по инициативе «Фонда наследия Стены плача», была найдена редчайшая древнееврейская печать эпохи Первого храма.
Печать была обнаружена при раскопках строения, которое датируют 7 в. до н.э., временем библейских царей Менаше, Аммона и Йосия. 

находкиИерусалимпечатибуллы 

28.10.2008 10:14:46

Найдены копи царя Соломона

Новые находки, обнаруженные на археологическом комплексе Пунон в Иордании, примерно в 50 километрах от Мертвого моря, указывают на то, что именно там находились легендарные копи царя Соломона. Об этом рассказывает агентство NRG.

В ходе раскопок в известном и ранее древнем центре обработки металлов «Хирбет аль-Нахес» были найдены предметы, датированные 10 веком до нашей эры, что дает основание предполагать, что медные копи уже действовали во времена правления царя Соломона, и принадлежали израильскому правителю.

находкиИорданияВетхий Завет 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2022 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100