История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Иерусалим. Гробы септуагинтовы

 Михаил Король

Колоссальный иудейский погребальный комплекс периода Второго Храма, известный под названием Гробницы Синедриона ( «Киврей Сахедрин»), находится в северной части Нового города в районе, имя которого обязано самому некрополю — Санхедрия.
По достаточно поздней еврейской традиции здесь были погребены члены Большого Синедриона, верховного органа политической, религиозной и юридической власти, действовавшего в Иерусалиме в период Второго Храма. Так это или не так, лежат тут или не лежат мудрецы из числа 71, уже и не важно — название прижилось…
Арабское прозвище гробниц — от аль-Куча (аль-Куда), то есть «могилы судей». Отсюда английское и название Toombs of the Judges, и немецкое Graeber der Richter.

Из дошедших до нас описаний могильника — первое (без указания названия и без прямой привязки к Синедриону) принадлежит рабби Якову-посланнику, посетившему Иерусалим в 1235 году: «Пещера, где похоронено множество мудрецов, — очень красивое здание, пещера внутри пещеры». Рабби Йосеф ха-Леви, описывая в 1450 году разные священные иерусалимские захоронения, упоминает и «70 Санхедринцев». Рабби Овадья из Бартануры, побывавший в Иерусалиме в 1488 году, пишет: «Гробница 70 — самая прекрасная». Рабби Моше Басула, посетивший город в 1522 году, рассказывает: «Видел пещеру Санхедрина… там большие врата, и за ними — гробы». Трудно сказать, что именно имеет в виду Басула, то ли саркофаги, то ли погребальные ниши. В сборнике «Сопричастность к праотцам и пророкам» (1537 г.) приводится даже картинка с надписью «пещера 70 санхедринцев, мир с ними».

В другом сборнике «Запись рассказов о праведниках земли Израиля» (1640): «И там могилы 70 членов Санхедрина, в отдельных очень красивых мраморных гробах. И у каждой маленькой пещеры внутри большой есть двери, отделанные мрамором».
Итак, с XV-XVI вв. сложилась традиция называть «пещерой Синедриона» одну конкретную пещеру из десятков могильников, находящихся в верхней части южного склона потока Сорек. Самую большую и красивую. С треугольным фронтоном, тимпан которого заполнен растительным орнаментом — образчиком еврейского прикладного искусства I в.н.э. С двориком-предбанником, где по периметру вырублены в корневой скале скамейные сидения. И с еще одним фронтоном над внутренним входом. С трехэтажной системой захоронения. С 60-ю нишами — «гробами».

 

Обратите внимание, что на этом рисунке орнамент фронтона выдуман художником от балды…

Один из величайших исследователей Иерусалима конца XIX — начала XX вв. Авраам-Моше Лунц (1854-1918), сетуя о судьбе заброшенной гробницы, писал в 1915 году: «Правильно и хорошо будет, если один из наших богатеньких галутных братьев купит на свое имя эту пещеру и отдаст ее в виде благотворительности еврейской общине Иерусалима. Также можно на обширных владениях вокруг пещеры основать для наших братьев особый квартал, и тогда мы будем спокойны за это место… Покупатель и основатель квартала принесут, таким образом, двойную пользу и делу спасения наших святых древностей, и расширению еврейской общины Святого города». Спустя 11 лет желание Лунца начало исполняться, и вокруг гробниц вырос район Санхедрия. А после образования государства Израиль здесь и парк разбили, и вообще всяческий интерес к древнему могильнику стали проявлять. И даже купюру достоинвом в поллиры 1958 году выпустили с изображением Синедрионовой гробницы:

А потом… взяли и загадили все то, что Лунц мечтал сохранить и взлелеять. Жители района без особого пиетета относятся к достопримечательности, и их, похоже, не расстраивают груды мусора в пещерах… Муниципалитет перекладывает ответственность на Управление Древностей, а те хнычут, мол, с бюджетом трындец…Грустно и противно. На фоне вечного и прекрасного.
А вот еще интересная история. Зеев Вильнаи, главный поставщик информации об этихпещерах, сообщает вот что: «В 1869 году французский исследователь обнаружил в этих пещерах осколок оссуария с надписью «Ицхак», который ныне хранится в Лувре». При этом имя «исследователя» не упоминается. Шарль Клермон-Гано? Он, удачливейший археолог XIX века, в 70-е годы много чего умудрился переправить в Париж. В том числе знаменитую «моавитскую стелу» и саркофаги из Царских гробниц. Очень возможно, очень вероятно… Но похоже, что Вильнаи сведения о «французском исследователе» целиком и полностью вычерпал из художественной литературы. Основания для такого предположения: а) ссылка на источник не указана, б) нашлась такая художественная литература — роман Давида Шахара «Лето на улице Пророков», написанный в 1969 году. Впрочем, надо еще проверить, встречается ли у Вильнаи информация об оссуарии с надписью «Ицхак» в более ранних изданиях его «Иерусалима». Цитата же из дивного поэтического текста Шахара нужна нам не только для того, чтобы разобраться, а был ли мальчик, в смысле Ицхак, но и для того, чтобы привести наиболее лирическое описание встречи с Пещерами Синедриона (в переводе Некода Зингера):
«Я одним прыжком влетел в устье пещеры впереди Гавриэля, и смутные страхи перед бесплотными духами, которым внимают птицы, вместе с гадливостью ко всякой кишащей нечисти слились с блаженным замиранием сердца от предчувствия клада в таинственном мире пещер. (…)
Прыжок в устье пещеры был прыжком из летнего зноя и нещадного света в прохладный мрак, хранящий в своих загадочных глубинах сокровище, спрятанное там много веков назад. Ведь те же люди, что тысячи лет назад выравнивали, обтесывали и обтачивали эти пещеры и вносили в их склепы саркофаги с костями своих мертвецов, спрятали здесь и сокровища, до сих пор не обнаруженные и ждущие, пока я приду их выкопать и вынести на свет божий. Саркофаги эти, а также и все принадлежности, оставленные на хранение мертвым, уже несколько сот лет как были выкрадены из пещер. Последний обломок саркофага с высеченным на нем именем Ицхак был в 1869 году отправлен французским ученым в Лувр. Тем не менее я знал, что само сокровище, схороненное в недрах, осталось неизменным, так же как и склепы остались теми же склепами прежних времен в каменной своей неизменности сокровенного времени в сокровенном месте. Это было сродни странному и смутному, но глубоко укоренившемуся во мне ощущению, всегда возникавшему, когда я, стоя на выступе скалы возле правой пещеры, смотрел на минарет мечети в деревне Наби Самуэль».

На север от основного комплекса пещер находятся еще две замечательные гробницы — Эшколот ( «гроздей виноградных») и Нидбахим ( «каменная кладка»). Одной из них, виноградной, тамплиеры уделили внимание, а до другой просто не успели добраться…
Эшколот — чудесна: в тимпан ее фронтона две грозди на лозе; отсюда и название. Рельефы не только на фасаде, но и внутри пещеры. Особенно всех порадовала неожиданная розетка на потолке камеры VI (см. схему и фотографии). При изучении гробницы в 1899-1900 гг. были обнаружены лишь осколки оссуариев…

 


И на фотографиях:

Гробница Синедриона

Погребальные пещеры вокруг:

Пещера Виноградных Гроздей:

Оригинал статьи в журнале Михаила

СинедрионэкскурсияИерусалим 

23.02.2008, 5283 просмотра.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

08.07.2010 22:12:43

Храмовая гора

Храмовая гора, ар а-баит, гора Мория. Здесь Авраам по велению всевышнего собирался провести жертвоприношение своего сына Ицхака, но в последний момент Ицхак был заменен на барашка. Здесь царь Соломон построил Первый храм для богослужения. И здесь же, вернувшиеся из вавилонского плена, отстроили Второй храм на развалинах первого. Здесь Ирод Великий, предварительно существенно увеличив поверхность горы, отстроил самое великолепное сооружение того периода. Настолько великолепное, что блеск и слава его не угасает и сейчас. Здесь Иисус из Назарета читал свои проповеди. Здесь Магомет из Мекки поднимался на небо за заповедями.

Нет второго такого места на всей земле, где бы за многие тысячелетия так переплелись в один клубок традиции и религии, история и политика. Клубок настолько запутанный, что распутать его под силу только Мессии, который обязательно скоро придет. Так что ждем-с.

А сейчас просто поднимемся на Храмовую гору и прогуляемся по ней. 

Натали Палант

ИерусалимбиблияхристианствоверсииХрамиудаизмпрогулкаэкскурсия 

23.04.2011 11:02:28

Древние синагоги Галилеи

Первые синагоги (дома собраний) на земле Израиля появились более 2 тысяч лет назад. После жестого подавления восстания Бар Кохбы во 2-ом веке новой эры центр еврейской жизни Израиля переместился в Галилею. И именно тут мы встречаем наибольшее количество древних синагог времен Рима и Византии. Около трех десятков развалин монументальных зданий, и все они имеют еврейскую символику, и все обращены на юг к Иерусалиму. В своем коротком эссе я ни в коем случае не претендую на подробное и детальное описание каждой галилейской синагоги. Это скорее небольшая виртуальная экскурсия лишь по некоторым из них.

Натали Палант

ИзраильГалилеясинагогаХрамэкскурсия 

28.11.2007 14:53:29

Вади Далия (Вади Далиех)

Когда я узнал о готовящемся походе в Вади Далия, мне было трудно в это поверить. Туда же никто не ходит!
Первой мыслью было, что в объявление вкралась ошибка, и речь идёт о небольшой речке Нахаль Далия к югу от Хайфы. Но личность экскурсовода Михаила Эзера
не позволила усомниться в намерении организаторов.
Да, известный краевед Самарии собрался вести нас в то самое знаменитое в научном мире и в тоже время почти неисхоженное туристами Вади Далия на стыке самарийских гор и долины реки Иордан.

Евгений Озеров

ИзраильСамарияВади Далияэкскурсия 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

16.07.2010 08:29:48

В Израиле нашли город библейского Голиафа

Израильские археологи, ведущие раскопки в Тель-Цафит, обнаружили развалины древнего города. По их мнению, это Гат (в русском переводе Библии - Геф), упоминаемый в Библии как родина великана-филистимлянина, убитого Давидом во время единоборства.

ИзраильбиблияТель-Цафит 

30.10.2008 16:14:37

Тайный ход, или Место очищения воинов царя Давида

Археологи полагают, что им удалось обнаружить водоотвод, который был частью системы водоснабжения Иерусалима и который упоминается в Библии: по нему воины царя Давида проникли в город и захватили его.

ИерусалимГород Давидабиблия 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2018 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100