Колоссальный иудейский погребальный комплекс периода Второго Храма, известный под названием Гробницы Синедриона ( «Киврей Сахедрин»), находится в северной части Нового города в районе, имя которого обязано самому некрополю — Санхедрия. По достаточно поздней еврейской традиции здесь были погребены члены Большого Синедриона, верховного органа политической, религиозной и юридической власти, действовавшего в Иерусалиме в период Второго Храма. Так это или не так, лежат тут или не лежат мудрецы из числа 71, уже и не важно — название прижилось… Арабское прозвище гробниц — от аль-Куча (аль-Куда), то есть «могилы судей». Отсюда английское и название Toombs of the Judges, и немецкое Graeber der Richter.
Из дошедших до нас описаний могильника — первое (без указания названия и без прямой привязки к Синедриону) принадлежит рабби Якову-посланнику, посетившему Иерусалим в 1235 году: «Пещера, где похоронено множество мудрецов, — очень красивое здание, пещера внутри пещеры». Рабби Йосеф ха-Леви, описывая в 1450 году разные священные иерусалимские захоронения, упоминает и «70 Санхедринцев». Рабби Овадья из Бартануры, побывавший в Иерусалиме в 1488 году, пишет: «Гробница 70 — самая прекрасная». Рабби Моше Басула, посетивший город в 1522 году, рассказывает: «Видел пещеру Санхедрина… там большие врата, и за ними — гробы». Трудно сказать, что именно имеет в виду Басула, то ли саркофаги, то ли погребальные ниши. В сборнике «Сопричастность к праотцам и пророкам» (1537 г.) приводится даже картинка с надписью «пещера 70 санхедринцев, мир с ними».
В другом сборнике «Запись рассказов о праведниках земли Израиля» (1640): «И там могилы 70 членов Санхедрина, в отдельных очень красивых мраморных гробах. И у каждой маленькой пещеры внутри большой есть двери, отделанные мрамором». Итак, с XV-XVI вв. сложилась традиция называть «пещерой Синедриона» одну конкретную пещеру из десятков могильников, находящихся в верхней части южного склона потока Сорек. Самую большую и красивую. С треугольным фронтоном, тимпан которого заполнен растительным орнаментом — образчиком еврейского прикладного искусства I в.н.э. С двориком-предбанником, где по периметру вырублены в корневой скале скамейные сидения. И с еще одним фронтоном над внутренним входом. С трехэтажной системой захоронения. С 60-ю нишами — «гробами».
Обратите внимание, что на этом рисунке орнамент фронтона выдуман художником от балды…
Один из величайших исследователей Иерусалима конца XIX — начала XX вв. Авраам-Моше Лунц (1854-1918), сетуя о судьбе заброшенной гробницы, писал в 1915 году: «Правильно и хорошо будет, если один из наших богатеньких галутных братьев купит на свое имя эту пещеру и отдаст ее в виде благотворительности еврейской общине Иерусалима. Также можно на обширных владениях вокруг пещеры основать для наших братьев особый квартал, и тогда мы будем спокойны за это место… Покупатель и основатель квартала принесут, таким образом, двойную пользу и делу спасения наших святых древностей, и расширению еврейской общины Святого города». Спустя 11 лет желание Лунца начало исполняться, и вокруг гробниц вырос район Санхедрия. А после образования государства Израиль здесь и парк разбили, и вообще всяческий интерес к древнему могильнику стали проявлять. И даже купюру достоинвом в поллиры 1958 году выпустили с изображением Синедрионовой гробницы:
А потом… взяли и загадили все то, что Лунц мечтал сохранить и взлелеять. Жители района без особого пиетета относятся к достопримечательности, и их, похоже, не расстраивают груды мусора в пещерах… Муниципалитет перекладывает ответственность на Управление Древностей, а те хнычут, мол, с бюджетом трындец…Грустно и противно. На фоне вечного и прекрасного. А вот еще интересная история. Зеев Вильнаи, главный поставщик информации об этихпещерах, сообщает вот что: «В 1869 году французский исследователь обнаружил в этих пещерах осколок оссуария с надписью «Ицхак», который ныне хранится в Лувре». При этом имя «исследователя» не упоминается. Шарль Клермон-Гано? Он, удачливейший археолог XIX века, в 70-е годы много чего умудрился переправить в Париж. В том числе знаменитую «моавитскую стелу» и саркофаги из Царских гробниц. Очень возможно, очень вероятно… Но похоже, что Вильнаи сведения о «французском исследователе» целиком и полностью вычерпал из художественной литературы. Основания для такого предположения: а) ссылка на источник не указана, б) нашлась такая художественная литература — роман Давида Шахара «Лето на улице Пророков», написанный в 1969 году. Впрочем, надо еще проверить, встречается ли у Вильнаи информация об оссуарии с надписью «Ицхак» в более ранних изданиях его «Иерусалима». Цитата же из дивного поэтического текста Шахара нужна нам не только для того, чтобы разобраться, а был ли мальчик, в смысле Ицхак, но и для того, чтобы привести наиболее лирическое описание встречи с Пещерами Синедриона (в переводе Некода Зингера): «Я одним прыжком влетел в устье пещеры впереди Гавриэля, и смутные страхи перед бесплотными духами, которым внимают птицы, вместе с гадливостью ко всякой кишащей нечисти слились с блаженным замиранием сердца от предчувствия клада в таинственном мире пещер. (…) Прыжок в устье пещеры был прыжком из летнего зноя и нещадного света в прохладный мрак, хранящий в своих загадочных глубинах сокровище, спрятанное там много веков назад. Ведь те же люди, что тысячи лет назад выравнивали, обтесывали и обтачивали эти пещеры и вносили в их склепы саркофаги с костями своих мертвецов, спрятали здесь и сокровища, до сих пор не обнаруженные и ждущие, пока я приду их выкопать и вынести на свет божий. Саркофаги эти, а также и все принадлежности, оставленные на хранение мертвым, уже несколько сот лет как были выкрадены из пещер. Последний обломок саркофага с высеченным на нем именем Ицхак был в 1869 году отправлен французским ученым в Лувр. Тем не менее я знал, что само сокровище, схороненное в недрах, осталось неизменным, так же как и склепы остались теми же склепами прежних времен в каменной своей неизменности сокровенного времени в сокровенном месте. Это было сродни странному и смутному, но глубоко укоренившемуся во мне ощущению, всегда возникавшему, когда я, стоя на выступе скалы возле правой пещеры, смотрел на минарет мечети в деревне Наби Самуэль». На север от основного комплекса пещер находятся еще две замечательные гробницы — Эшколот ( «гроздей виноградных») и Нидбахим ( «каменная кладка»). Одной из них, виноградной, тамплиеры уделили внимание, а до другой просто не успели добраться… Эшколот — чудесна: в тимпан ее фронтона две грозди на лозе; отсюда и название. Рельефы не только на фасаде, но и внутри пещеры. Особенно всех порадовала неожиданная розетка на потолке камеры VI (см. схему и фотографии). При изучении гробницы в 1899-1900 гг. были обнаружены лишь осколки оссуариев…
Иудейский Храм единого б-га, стоящий на горе Мория в Иерусалиме, был разрушен Десятым римским легионом под командованием Тита, сына Веспасиана Флавия, в 70 году н.э. Единственное что осталось от этого блестящего архитектурного творения человеческой цивилизации - западная, опорная стена храмового комплекса. И вот уже две тысячи лет эта стена является самым святым местом для всех еврейских поколений. А сейчас Западная стена еще и самое популярное туристическое место Израиля, которое ежегодно посещают миллионы туристов.
Удивляюсь, почему так раскручена Петра и так мало мы (я?) знаем про другие древние города в Иордании??! Вот Jarash: огромный античный город, раскопанный только в 20 веке, раньше из песка торчали только капители колонн. Я за час успел дойти только до середины центральной улицы, не заходя в боковые улочки, храмы и археологический музей!
Местом раскопок стал расположенный к западу от Иерусалима район, известный как Тель-Моца. Его значение для археологов трудно переоценить. В прошлом здесь неоднократно находили уникальные артефакты, датируемые различными эпохами.
В ходе нынешних раскопок археологи нашли иудейский храм, датирующийся X веком до нашей эры - началом эпохи Царей. Как отмечают археологи, подобных культовых объектов почти не сохранилось. Еще удивительнее найти святилище не в отдаленном районе Иудеи, а в непосредственной близости к Иерусалиму, где располагался центральный храм.
При раскопках, проводившихся на территории Еврейского квартала Старого города в Иерусалиме, израильские археологи откопали бассейн, возраст которого составляет приблизительно 1800 лет. Он был частью бани, использовавшейся солдатами Десятого Римского легиона - того самого, который разрушил Второй Храм.
Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах,
публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов,
распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее