История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Иерусалим. Долина Кидрона.

 Михаил Король

Русло потока Кидрона, та часть, что располагается между Храмовой и Масличной горами и называется Царской долиной или Долиной Йеошафата (Иосафата). Наберитесь терпения — рассказ будет длинным, в отличие от самой прогулки. Ну-с, с чего начнем занудствовать?

С русских названий этого места. Вполне употребительными являются «поток Кедрон», и «Кедрское русло», что, конечно, является народной примитивной попыткой притянуть изначальный ивритский топоним Кидрон к понятному корню «кедр» (который тут и не рос никогда). Впрочем, арабо-еврейская традиция упрощения смысла может посоперничать с «кедровостью». Еврейское название одного из участков русла Йеошафат (Иосафат) в средние века трансформировалось в европейское Джозафат, из которого арабские жители соорудили более для них понятное имечко Джоз, что означает «орех». А какие-то израильские дураки-бюрократы умудрились сделать обратный перевод на иврит — Эгоз ( «орех» все тот же). Вот такие у нас «кедровые орешки». На этом история народной топонимики не заканчивается. Всем известно, что в северной части вади Джоз (то есть долины Кидрона) располагаются самые дешевые и разнообразные гаражи с самыми разнообразными и дешевыми запчастями для автомобилей. Ну, и слава Богу, нашелся хохмач, окрестивший сие место как «вади Эгзоз» (то есть «долина Выхлопной Трубы).
Вообще поток Кидрон начинается со склонов горы Наблюдателей (ха-Цофим, Скопус), спускается между Храмовой и Масличной горами, а затем между градом Давидовым и деревней Силуан в Иудейскую пустыню и, извиваясь, устремляется вниз к Мертвому морю. Длина русла — 30 км, а перепад высот — 1200 метров…
Название Кидрон встречается несколько раз в Библии, причем первое упоминание связано с историей переноса Ковчега Завета в Иерусалим (Шмуэль II, 15:23). Этимология слова «кидрон» — темна и неясна, может от того, что слово «кадар» означает — «темнеть, мрачнеть»… Но, может быть, название происходит от другого значения слова «кадар» — «горшечник, гончар»? Ведь совсем неподалеку Земля Горшечника, упомянутая в евангелии от Матфея (27:6-8) и Глиняные Ворота, о которых сообщает пророк Йермияху (19:1)…
Так уж топографически получилось, что мусор из Города (а в том числе и керамические черепки!) удобно выбрасывать в две лощины — в Гей бней-Хином (Геена) и в Кидрон. То, что туда бросали всякую дрянь, мы узнаем также из Писания:
«И поступал Аса праведно в очах Господа, как Давид, отец его. И изгнал он блудников из страны, и (велел) снять всех идолов, которых сделали отцы его,
И даже мать свою Мааху лишил звания государыни за то, что она сделала истукан для Ашэйры. И срубил Аса истукана ее, и сжег его, (и бросил пепел) в поток Кидрон»
(Цари I, 15:11-13).
И еще:
«И вошли (во время правления Хизкияху — м_к) священники внутрь дома Господня, дабы очищать, и вынесли всю мерзость, что нашли в храме Господнем, на двор дома Господня; приняли же (это) лейвиты, чтобы вынести вон к потоку Кидрону» (Хроники II, 29:16).
А также:
«И встали, и устранили жертвенники, которые (были) в Йерушалаиме; и все (алтари) для воскурения (идолам) ниспровергли и бросили в поток Кидрон» (Хроники II, 30:14).
И на закуску:
«И вынес он (Йошияху) Ашэйру из дома Господня за Йерушалаим, к потоку Кидрон, и сжег ее у потока Кидрон, и истер ее в прах, и бросил прах ее на гробницы сынов народа» (Цари II, 23:6).
Из древнего Иерусалима к Кидрону вели подземные ходы, по которым выносили «нечистое» из Святого Града. Такими же ходами соединялось с Кидроном и царское кладбище: «Также из могил дома Давидова выносилось «нечистое» по подземным ходам в Кидрон» (Тосефта, Бава Батра, 1:11).
Мишна рассказывает, что в Кидрон сливалась и кровь с жертвенника в Храме:
«Он (первосвященник) кропил на очищенное (от угольев) место жертвенника семь раз, оставшуюся кровь он выливал на западное подножие внешнего жертвенника, а кровь, оставшуюся после окропления внешнего жертвенника, он выливал на южное подножие. Та и другая кровь смешивались в канаве и вытекала в поток Кидрон. Ее продавали садовникам на удобрение» (Моэд, трактат Йома, 5:6).

 

«От Кидрона до Елиона».
Или — «Еврейское кладбище около Эль-Кудс-града. Кривой забор…»

Первая часть знакомства со склонами и вершинами Масличной горы. Маршрут: стоянка на склоне Масличной горы (Оливковой, Элионской, хар ха-Зейтим, как вам больше нравится) — Церковь Всех Наций (арх. Антонио Берлуччи) — Гат-Шманим (Гефсимань, маслодавильня, маленький свечной заводик в Самрии Иудее) — Гробница Св. Семейства (папа Иоахим, мама Анна, дочь их Мария и муж ее Иосиф) — Кидронская долина (Царская, Иошафата, Иосефата, Джозефата, вади эль-Джоз…) — гробница Авшалома ( «рука Авессалома», «колонна Авессалома», «памятник Авессалома», «яд Авшалом») — могила царя Иеошафата — колодец дев иудейских — гробница семейства Хезир (лепрозорий Узияху) — гробница пророка Захарии — новораскопанный участок древнего еврейского кладбища на месте иорданской автобусной остановки — западный склон — «Доминус флевит» (Церковь Слезы Комсомольца) — и вниз, возрадовавшись, к стоянке. Более или менее подробно расскажу об одной точке на карте машрута — открыточном некропольном сооружении по имени «яд Авшалом». Все знают «в лицо» этот цельнокаменный монумент с воронкообразным куполом хотя бы по открыткам, но о нем (то есть «в яйцо», хе-хе) самом знают мало. Известно, что Авшалом, строптивый и непокорный сын Давида от Ма‘ахи (дочери гшурского царя Талмая), возжелавший царствовать вместо папаши и восставший против него, погибший комично и бесславно (Шмуэль II, 19), еще при жизни повелел поставить себе памятник в Царской Долине. Об этом в «Иудейских Древностях» упоминает и И.Флавий: «Авессалом раньше воздвиг в так называемой царской долине, находящейся в расстоянии двух стадий от Иерусалима, мраморную колонну, которую назвал „собственною своею рукою“, говоря, что, даже если все его потомство погибнет, имя его останется все-таки жить в этой колонне». Вот отсюда и пошла знаменитая путаница, повлиявшая в дальнейшем на формирование облика гробницы. «Яд Авшалом» — это все-таки не «рука», но «память». Тем не менее, в начале XII века крестоносцы, начавшие вдруг яростно отыскивать еще не найденные библейские памятники и решившие, что типичная еврейская гробница хасмонейского периода (богатая и красивая), исполненная ионического стиля, вполне подойдет под роль «руки Авессалома», пристроили к оной специфической формы купол, увенчанный таки именно ладошкой. Вот как выглядела эта конструкция (по рисунку Шмуэля Шульмана 1895 г., который, впрочем, не с натуры рисовал, а по рассказам; рисунок хранится в музее Академии Бецалель):

 

Евреи приняли на веру эту версию при мамлюках, в XIV веке. И возникли сразу две замечательные традиции. Первая: забрасывать памятник камнями и мусором. Вторая: приводить сюда непослушных своих сыновей, оголять им задницы и пороть перед памятникам, приговаривая: «Будешь себя плохо вести, как Авшалом, и не почитать мать и отца, то и твою могилу закидают камнями!..»
А в начале XIX века лапку эту отбили… Как? Почему? Легенда нахально гласит, что сам Наполеон Бонапарт в 1799 году, посетил таки Святой Город, и услышав историю про безобразное поведение сына Давидова, собственноручно шмальнул по ручке из Пушки…
Несколько наших рыцарей не смогли преодолеть спазм любопытства и залезли в один из проломов в монументе (с южной стороны) на высоте примено 4-метров. Выяснилось: а) что «воронка» — безсуловно поздняя достройка, б) само сооружение, очевидно, предназначалось для хранения оссуариев.
Однако, хватит болтать. Некоторое количество  фоток нащелкно. Вот они:

 

 

 

В долине четвертого царя

Ну, а теперь поговорим об участке Кидрона, именуемым долиной Йеошафата.
Сначала представим схему, взятую из «Путешествия ко святым местам в 1830 году» А.Н.Муравьева. Пояснения к схеме, взятые из того же источника, оставим без комментариев. Они прекрасны и охватывают также склон Масличной горы.

A — Гроб Богоматери
B — Место убиения св.Стефана
C — Гефсиманский сад
D — Место, где Спаситель плакал о Иерусалиме
E — Мечеть Вознесения
F — Место, где апостолы установили символ веры
G — Подземные гробы пророков
H — Гробы Иосафата, Авессалома и Захарии
J — Купель Силоамская
K — Деревня Силоам
L — Гроб Исайи
M — Колодец Неемии или Йоава
N — Место Идола Молоха

Уделим несколько строк названию долины. Слово — Аврааму Сергеевичу Норову, выдающемуся российскому госдеятелю и литератору ( «Путешествие по Святой Земле в 1935 году»):
«От погребального вертепа Матери Божией начинается долина Иосафатова, стесненная между горами Элеонскою и Мориею, вдоль русла Кедрского; она опоясывает Иерусалим с востока. Долина Иосафатова называется в Священном Писании юдолью или долиною благословения, потому что здесь Иосафат после чудесной победы над моавитами около Энгади собрал народ свой и принес благодарение и благословение Господу сил (2 Пар 20:26-27)».
А имя Йеошафат переводится как «Божий суд», и сие виртуозно обыграно в пророчестве Йоэля:
«Пусть воспрянут народы и взойдут в долину Йеошафата, ибо там Я воссяду судить все народы вокруг» (Йоэль, 4:12).
Пророчество это и послужило основой для массы преданий о Страшном Суде, который свершится здесь в Конце Света. О, это будет фантасмагорично и феерично. На римскую колонну, торчащую из турецкой стены на восточном склоне Храмовой горы, усядется пророк Мухаммад с весами, через вади джоз перекинется тонкий, как волос, и острый, как меч, мост, по которому ломанутся восставшие из гробов, и начнется…
Вернемся к картинам настоящего. Внимание путешествующего по долине Йеошафата первым делом привлекают величественные гробницы, высеченные из монолитов.

 

Вот как увидел их монах Серапион в 1830-1831 гг. ( «Путешествие во святой Град Иерусалим):
«На обратном пути к потоку Кедрскому шли мы мимо Пирамиды, набросанной над телом Авессалома, сына Давидова. Здесь, не знаю почему, каждый проходящий должен кинуть к оной через окно камень, что мы и исполнили».
Ответ на «почему» отец Серапион мог бы получить и от блистательного А.Н.Муравьева в 1930 году и от вышеупомянутого Норова в 1935 г. Не могу отказать в удовольствии процитировать этих двух столпов литературного паломничества:
Муравьев:
«Долина Иосафатова продолжается собственно от Гефсимании до Силоама: она есть только начало русла Кедронского, проникающего до Мертвого моря мимо лавры Саввы Освященного под общим именем Юдоли Плача. Вся она, по ожиданиям евреев, будет общим поприщем воскресения мертвых в последний день; но около гроба Иосафата более теснятся могилы иудеев, чтобы они могли восстать по соседству благочестивого царя своего. Трогательно видеть сих прежних власти¬телей земли обетованной, стекающихся странниками, в преклонных летах, с концов вселенной в чуждое ныне для них отечество, чтобы дорогой ценой купить там от иноплеменных тесный уголок для успокоения костей своих и часто, чтобы до¬живать в жестоком угнетении еще многие годы для малой горсти родного неблагодарного праха, без коего нет заветного мира для их плоти. Сами магометане, придерживаясь в преданиях веры то христиан, то евреев, избрали себе место сие любимым кладбищем, и на высоте Мории, около стен города, обносящих с востока остатки Соломонова храма, рассеяны бесчисленные чалмы их могил. На дне долины, близ иссохшего русла, стоят еще четыре великие гробницы, едва ли не единственный остаток памятников иудейских времени Маккавеев, когда столбы и украшения греческие соединились в их зданиях с мрачным египетским зодчеством. Первая и всех красивейшая слывет гробницей Авессалома. Она квадратная, с шестнадцатью полуиссеченными из стен столбами дорического ордена. Купол в виде обширной воронки лежит на массивном основании и, как говорят, отчасти подал собой образец новому куполу над часовней Гроба Господня, когда прежний истреблен был пожаром. Стены гробницы насквозь пробиты во многих местах, и вся она наполнена камнями, которые в нее бросают арабы и христиане в знак мщения и ненависти к неблагодарному сыну Давида. Обычай странный, но резко означающий две народные черты Востока: святость уз семейных, вкореняемых патриархальной жизнью шатров, и непримиримость вражды, переходящей в той же силе из рода в род.
Позади сего памятника виден в скале малый фронтон с изваянным венком и гроздьями в треугольнике: это могила Иосафата, давшего имя долине, но вход ее засыпан землей.
Другая гробница, почти совершенно подобная Авессаломовой, иссечена поблизости оной из камня, с равным числом столбов, но с остроконечной крышей и без двери, как будто бы все здание было одною цельной скалой. Греки называют оную гробом пророка Исайи, в чем могли бы удостоверять родство его с царями и позднее раскаяние Манассии; но латины утверждают, что памятник сей воздвигнут в честь первосвященника Захарии, убитого между алтарем и жертвенником нечестивым царем Иоасом. Кто разгадает сию тайну смерти в стране, исполненной убийствами святых?
Со стороны гроба Захарии пробит в камне тесный вход в обширную погребальную пещеру, которая находится между ним и Авессаломовой могилой. Вертеп сей широким отверстием обращен в долину; два короткие столба поддерживают грубо изваянный фронтон его, издали придавая много красы не только пещере, но и самой долине. Внутри же четыре погребальные покоя, со многими ложами, иссечены в камне. Неизвестно, чьи кости они хранили, но, вероятно, какой-либо знаменитый прах покоился близ Иосафата и Авессалома. В недрах сей пещеры укрылся, по преданиям, отчаянный апостол Иаков, когда увидел на кресте все свои рушившиеся надежды; он дал обет не вкушать пищи и не видать света дневного, доколе не сбудется обещанное Спасителем воскресение, и здесь явился верующему восставший утешитель.
Подле гробниц и у самого моста, переброшенного через Кедрон, по коему ехал в торжестве Христос в день ваий, указывают то место, где исцелил он слепого, послав умыться его в соседнюю купель Силоамскую. Как и некоторые другие места, на коих совершились чудесные деяния Спасителя, оно означено стопой, грубо иссеченной в камне первыми христианами только для памяти и приметы; но греки почитают след сей за отпечаток стопы Христовой.
Солнце уже заходило на другую сторону Святого Града, когда я спустился в глубокую долину Иосафата. Последние лучи дня румянили Элеонские вершины, но уже подернулось темнотой русло Кедрона. Над ним широко лежала вечерняя тень высот Мории и восточной стены Иерусалима, принадлежавшей храму; казалось, призрак древнего святилища осенял еще гробы царей и пророков и целого народа, спящего в долине под его мрачным щитом до трубного гласа».

 

Норов:
«От погребального вертепа Матери Божией начинается долина Иосафатова, стесненная между горами Элеонскою и Мориею, вдоль русла Кедрского; она опоясывает Иерусалим с востока. Долина Иосафатова называется в Священном Писании юдолью или долиною благословения, потому что здесь Иосафат после чудесной победы над моавитами около Энгади собрал народ свой и принес благодарение и благословение Господу сил (2 Пар 20:26-27). Следуя этою долиною, по руслу потока Кедрского, вы скоро увидите себя в хаосе гробовых камней. Три великолепные памятника при самой дороге составляют как бы преддверие этого библейского кладбища. Первый из них есть саркофаг или столп Авессаломов: «Авессалом же еще жив сый, взя и постави себе столп в юдоли царстей, рече бо, яко несть ми сына на память имени моего: и нарече его: рука Авессаломля даже до днешняго дня» (2 Цар 18:18). Но тщета Авессаломова обратилась ему в поругание; столп его сохранился до днешняго дня вместе с памятью о преступном сыне; евреи никогда не проходят мимо, чтоб не бросить камня в его пустое жилище, сквозь пролом, сделанный в углу памятника. Подобно баснословной бочке Данаид, памятник этот беспрестанно наполняется набросанными камнями и очищается для нового оскорбления. Рисунок памятника не имеет ничего надгробного; он походит более на легкий четверосторонний храм, накрытый круглою башнею; крыша образована стройным конусом, увенчанным расходящимися аканфовыми листьями. Каждая сторона четверосторонника украшена четырьмя ионическими колоннами и доричес¬кими фризами, триглифами и метопами. Карнизное украшение принадлежит иудейскому вкусу; подобное видно на гробницах царских. Этот прекрасный памятник выходит из недр скалы, образующей подошву горы Соблазна, смежной с Элеонскою; основание его высечено в скале, только башня и конус надстроены. Вход в памятник сзади. Налево от него, в самой стене скалы, виден некогда роскошно украшенный архитрав перед входом в закладенную пещеру. Говорят, что это гробница Иосафатова; но в Библии сказано, что он был погребен вместе с прочими царями Иудейскими на горе Сионской (2 Пар 21:1); а что долина названа его именем, то это, вероятно, в память того торжественного события, о котором мы говорили в начале этой главы. Иосафат был 4 царем Иудейским; он славен своею добродетелью, благочестием и истреблением кумиров.
Против памятника Авессаломова ведет чрез поток Кедрский тот мост, о котором мы упоминали на Страстном пути Иисуса. Подле него в русле Кедрона напечатлен Божественный след падения Спасителя в ужасную ночь нашего Искупления. Продолжая идти вперед, огибая подошву горы Соблазна, вы видите другие памятники, высеченные в скале, так же как и гробница Авессаломова, и не менее живописные. Первый из них есть вертеп, в верхней части скалы, украшенный портиком с фризами и поддержанный четырьмя круглыми колоннами в греческом вкусе. По преданиям палестинским, в этом вертепе святой Иаков, брат Божий, скрывался в продолжение трех дней страстей Господних, дав обет не вкушать пищи, доколе Господь не воскреснет из мертвых. Повествуют, что Иисус явился ему, по воскресении, в этом вертепе и что это место было обращено в небольшой храм в первые века христианства. Подле вертепа Св. Иакова опять выходит из скалы памятник, которого строгий вид показывает его назначение. Остроконечная пирамида накрывает квадратное основание; две колонны и два пилястра поддерживают с каждой стороны архитравы. Этот памятник назван гробницею Захарии; но какого Захарии? Пророка ли? Отца ли Иоанна Крестителя? Сына ли Иеровоама, или того, который убит между храмом и алтарем? Вероятнее, что памятник принадлежит этому последнему; в отношении к нему сказал Спаситель иудеям: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы Пророкам и украшаете памятники праведников» (Мф 23:29). Должно заметить при этом, что писатели о святых местах забывают Захарию, полководца царя Иосафата. Множество погребальных криптов испещряют стены скал горы Соблазна».
Чувствуете, сколько замечательных разночтений? Не славно ли хотя бы то, что гробница священнического рода Хейзир превратилась в «вертеп Якова»?
Давайте насладимся визуально этими памятниками.

 

Архитрав над гробницей Йеошафата:

 

План гробницы Йеошафата:

И  вокруг:

Михаил Король

Оригиналы в журнале Михаила

 

 

ИерусалимэкскурсияДолина Кидрона 

05.02.2008, 11063 просмотра.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

17.04.2012 22:44:08

На последней неделе

В первый день страстной недели христиане вспоминают о событиях, произошедших с Иисусом из Назарета во время его последнего пребывания в Иерусалиме. Я предлагаю вашему вниманию одну из возможных версий развития этих событий. Она сложилась у меня на основании анализа текстов Ветхого и Нового Заветов, а также некоторых исторических трудов и художественных произведений. Не судите слишком строго: я всего лишь попытался представить, что могло произойти с человеком, которого звали Иисус из Назарета в Иерусалиме почти две тысячи лет назад в дни еврейского праздника Песах.

Юрий Полторак

ИерусалимПасхаИисусбиблияПонтий Пилатверсии 

29.05.2008 22:43:32

Находки в "Городе Давида"

С самого начала научных исследований Святой Земли в середине XIX в. Город Давида является объектом интенсивных археологических исследований, продолжающихся по сей день, что легко объяснить. Несмотря на то, что сегодня Город Давида (ивр. Шилоах, араб. Силуан) находится вне крепостных стен, возведённых в XVI в. турецким султаном Сулейманом Великолепным, именно он является древнейшей частью Иерусалима, хананейским Иевусом, который, согласно Библии, царь Давид превратил в свою столицу. На небольшом холме площадью всего около 40 тыс. кв. м., расположенном к югу от Храмовой горы, работало больше экспедиций, чем на любом другом археологическом памятнике Ближнего Востока. Тем не менее, изучена только малая его часть.

Михаил Шенкарь 

ИзраильИерусалимГород Давидаархеология 

22.10.2010 23:45:34

Универсализм Иерусалима

...в еврейской устной традиции, книге называемой Агада, говорится, что святость Иерусалима выше святости всех других мест земли Израильской, поэтому и говорят евреи, что в Иерусалим восходят. Это верно и с географической точки зрения , так как город находится на горных образованиях, высотой от 600 до 830м.

Марк Гершем

ИерусалимХрамбиблия 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

09.05.2008 12:51:43

Найден дворец царицы Савской

В Эфиопии найден дворец легендарной царицы Савской
Археологи нашли дворец в Аксуме.
Как сообщило 8 мая агентство САПА, ученые из Гамбургского университета обнаружили также алтарь и ковчег завета.

Поиски велись в эфиопском г. Аксуме, куда гиды традиционно водят туристов на экскурсию по руинам дворца царицы Савской. Нельзя сказать, что гиды обманывали экскурсантов: под постройкой действительно находится то, что осталось от дворца правительницы. Есть множество свидетельств того, что дворец царицы Савской был разрушен и переориентирован в соответствие с орбитой звезды Сириус, ярчайшую звезду ночного неба.

раскопкибиблияцарица Савская 

08.05.2009 09:16:01

Обнаружен уникальный древнееврейский свиток

Написанный на иврите от руки на папирусе около 2000 лет назад, свиток представляет собой документ о передаче имущественных прав, оформленный на имя вдовы по имени Мирьям Бен-Яаков. Как отмечают специалисты, он был составлен в период, когда народ Израиля был изгнан из своей страны, и в этом районе оставалось очень мало евреев.

В начале документа указана дата: "4-ый год от разрушения Дома Израилева". По всей видимости имеется в виду или 74-ый год н. э. - если считать от года разрушения Второго Храма, или 138 год н.э - от года разрушения еврейских поселений после восстания Бар-Кохбы.

Израильнаходкинадписи 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2018 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100