История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Иерусалим. Старый город

Итак, Старый Иерусалим.

Место для города захвачено царем Давидом у иевусеев в 1004 году до нашей эры. Оно было выбрано из-за близости к святым местам - горе Мориа, а также поскольку не принадлежало ни одному из колен Израилевых. Царь Давид перенес сюда Ковчег Завета из Кирьят-Йеарим и свой престол из Хеврона.
Однако строительством города занимался в основном сын Давида, царь Соломон. Он же построил здесь свой знаменитый Храм - одно из семи чудес света.
Город несколько раз переходил из рук в руки, но, по большому счету, сохранился в неприкосновенности вплоть до захвата и разрушения его в 586 году до нашей эры вавилонским царем Навуходоносором. При разграблении Храма навсегда пропали Ковчег Завета и храмовая Менора.
Восстановлен через 70 лет евреями, вернувшимися из Персии. Ими же отстроен Иерусалимский Храм, увы, не столь великолепный, каким был Храм Соломона. С позволения персидских правителей город и Храм перестраивались и укреплялись. В 332 году до нашей эры Иерусалим добровольно подчинился Александру Македонскому, который подтвердил привилегии, данные Иерусалиму персидскими царями. После смерти Македонского достался греческой династии Птолемеев, а с 200 года до нашей эры - Селевкидам. Восстание Маккавеев против Антиоха Епифана вернуло городу и стране независимость, в Храме возобновляются службы, прерванные по приказу греческого царя. Независимость Иерусалима продолжалась до 63 года до нашей эры, когда город был захвачен римскими войсками Помпея.

С 37 года до нашей эры Иерусалим управляется Иродом Великим, ставленником римских императоров. Ирод значительно перестроил город, восстановил, по свидетельству Иосифа Флавия, Храм в том великолепии, в котором он был при царе Соломоне, проложил новые дороги и перестроил систему водоснабжения. В 67 году нашей эры Иерусалим становится центром крупнейшего антиримского восстания, известного под названием Иудейская Война, закончившегося в 70-м году разрушением города и уничтожением Храма после тяжелой пятимесячной осады Иерусалима войсками Тита Флавия. Большая часть защитников города была убита, многие попали в римский плен. На Храмовой горе было воздвигнуто языческое капище. В 130 году римский император Адриан посетил город и приказал отстроить на его руинах столицу провинции под названием Элия Капитолина, в которой евреям было запрещено жить. Это вызвало еврейское восстание под управлением Бар-Кохбы, которому удалось освободить город и удержать его в течении трех лет. Восстание это было жестоко подавлено римлянами в 135 году нашей эры.

В 324 году первый христианский византийский император Константин захватил город и построил в нем первую церковь Гроба Господня. Основную часть населения тогда составляли грекоязычные христиане, а так же язычники; евреям по-прежнему жить в Иерусалиме запрещалось. Положение изменилось только при византийском императоре Юлиане-вероотступнике, который намеревался вернуть город евреям и заново отстроить Храм. Однако планы эти были нарушены внезапной смертью императора в 363 году. Византийское владычество закончилось в 614 году, когда город был захвачен персами, разрушившими все христианские святыни. В 638 году страна и город подчиняются арабскому владычеству, халиф Омар ибн-Хаттаб строит в Иерусалиме ряд мусульманских сооружений. В начале 8 века халиф Абед эль-Малик строит на Храмовой горе Наскальный Купол и мечеть Аль-Акса, посвященную вознесению на небо пророка Магомета. Город остается в руках мусульман вплоть до прихода в 1099 году крестоносцев, сделавших Иерусалим столицей своего королевства.

Аюбский султан Салладин в 1187 году изгоняет рыцарей и город вновь становится мусульманским на много столетий.
С начала 16 века до 1917 года Иерусалим является частью Оттоманской империи, турецкий султан Сулейман Великолепный строит новые городские стены, которые сохранились до сегодняшнего дня.

Для начала прогуляемся по стенам, построенным Сулейманом великолепным. На стену мы поднимемся у Яффских ворот, где расположена крепость "Башня Давида".

Ни временем постройки, ни назначением крепость никоим образом не относится к царю Давиду. Тем не менее, крепость эта достаточно древняя - основная ее часть была выстроена Иродом Великим. Крепость служила не столько для отражения внешних нападений, сколько в качестве бастиона на случай волнений в городе. Достраивалась и перестраивалась несколько раз. В настоящее время здесь расположен музей истории Иерусалима.
С главной башни крепости открываются замечательные виды как на западный, так и на восточный Иерусалим, и собственно на старый город.

Большой серый купол на снимке - купол Храма Гроба Господня. Белая колокольня принадлежит церкви на улице Госпитальеров.

Золотой купол на снимке - мечеть Купол Скалы. Склон за ней - Оливковая(Масличная, Елеонская) гора, на которой расположена Гефсимания.

Купол Скалы крупным планом: 

 Вид с городской стены на западный Иерусалим: 

Продолжаем топать по стене:

Колокольня доминиканского аббатства Дормицион. Аббатство выстроено в месте, где жила до конца жизни Дева Мария после распятия Христа.

Главный купол аббатства

Вид со стен на арабскую деревню Шилоах - когда-то именно отсюда начиналось строительство Иерусалима царем Давидом.

Участок стены, примыкающий к Храмовой горе. Серый купол - мечеть Аль Акса. Зайдя в ворота в городской стене - попадаешь прямиком к Стене Плача. На склоне напротив - то самое легендарное кладбище на Елеонской горе, где прозвучит первый призыв в день Воскресения.

Здесь мы спустимся с городской стены - по ее гребню мы прошли около километра(общая протяженность стены - чуть больше 4 км), и углубимся в улочки Старого Города. Он имеет площадь около квадратного километра, но зачастую расположен в нескольких уровнях, и гулять по нему можно очень долго. Исторически город состоит из 4 кварталов - армянского, еврейского, арабского и христианского. Весь город построен из особого известняка - иерусалимского камня. цвет которого варьируется от светло-песочного до темно-золотистого. К тому же этот камень интересно отражает солнечный свет, создавая эффект золотистого, а на закате - розоватого свечения.

Улочки Еврейского квартала.

Вот этот уголочек с улицами, расходящимися арками в трех измерениях и весь пропитанный светом - для меня - квинтэссенция Еврейского квартала.

Эта детская площадка расположена в Еврейском квартале, у городской стены. Взглянув от нее на запад - мы видим мощные башни аббатства Дормицион, на восток - серый купол мечети Аль-Акса и золотые купола православной церкви Св. Марии Магдалины в Гефсимании. 

О транспорте.

Вообще, въезжать на транспорте в Старый Город разрешено только его постоянным жителям и городским службам - пожарным, скорой, полиции. Для всех остальных это - категорически пешеходная зона.

Особенное удовольствие - погулять по улочкам Еврейского квартала ночью. Подсвеченный фонарями, город приобретает темно-золотистый, медовый цвет, воздух, свободный от дневных запахов, наполняется запахами цветущих деревьев, игра света и тени создает совершенно новую перспективу. Красота!

Ночью на городской стене

Ночью на городской стене

Еврейский квартал ночью - свет в конце туннеля

Путаница улочек

Хозяйка ночных улочек

Переулок в стиле Ашера

Еврейский квартал террасами спускается к Стене Плача и территории раскопок у городской стены.
Здесь раскопана часть улицы Кардо - главной торговой улицы периода римского правления. Аутентичные камушки, можно по ним смело потопать, чувствуя, как переносишься на пару тысяч лет назад. Впрочем, это не единственное место в Старом Городе, где существуют мостовые еще римской кладки. Ну и выглядит, конечно, романтично.

Христианский квартал Иерусалима начал строиться в 4 веке н. э.(примерно тогда же, когда и армянский). Сейчас в пределах Христианского квартала находятся около 40 церквей, монастыри, хостели для паломников, духовные миссии разных ветвей христианства.

Улочки Христианского Квартала

Армянский квартал - самый маленький и закрытый квартал Старого Города. Улицы его очень похожи на улицы Христианского квартала. Он окружен отдельной, своей собственной стеной с воротами, и хотя я пару раз туда забредала - как-то ничего такого особенно примечательного для фотосъемки там, на мой вкус, не нашлось.

Вообще, в Старом Городе, несмотря на его трехмерность и запутанность, довольно легко сориентироваться даже новичку: если топать из любой точки города, где ты заблудился, все время в гору - то выйдешь либо в Еврейский Квартал, либо в Христианский. Если все время спускаться вниз - то рано или поздно окажешься в Арабском Квартале.
Улочки Арабского Квартала - это сплошные ряды лавочек. Днем - зрелище весьма оригинальное и живописное. Ночью все лавочки закрываются железными дверями зеленого цвета, покрытыми "дикими" граффити арабской вязью, тогда там скучно, грязно, пустынно и нечего делать. Но днем - да, пестренько.

Типичная лавочка в Арабском Квартале. В стиле "всякой твари по паре".

В верхних частях квартала - лавки, как правило, сугубо туристического назначения. Покупать там, кстати, можно, - и недорого, ели не лениться торговаться. Впрочем, если покупатель ленится торговаться - продавцы склонны воспринимать это, как личное оскорбление. Продавцы глаголят на языках, как могут, - по крайней мере, "Здравствуй, заходи, посмотри!" они могут сказать на любом наречии в диапазоне от шведского до хинди. Коротают время, пытаясь угадать, из какой страны прибыл их очередной потенциальный покупатель, и обращаясь к нему на его, по их разумению, родном языке. Промахиваются, кстати, редко. Спускаясь ниже и глубже, попадаешь на арабский рынок, больше ориентированный на "своих" - бабки с зеленью, мясные лавки и лавки с пряностями и кофе, лавки со сластями, тканями, игрушками, ювелирные лавки - с тяжелым дутым золотом, которое любят арабские женщины, а не с побрякушками в бедуинском стиле, предлагаемыми туристам.

Все улочки, занятые арабским рынком, веером расходятся от Дамасских ворот. Если выйти через них за пределы Старого Города, найдешь себя уже в Восточном Иерусалиме.

Экскурсовод и фоторгаф: WhiteRabbit.  NetLab

Использован материал из книги Игоря Торика

ИзраильИерусалимСтарый городпрогулка 

28.10.2008, 10406 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

23.02.2008 20:54:03

Иерусалим. Гробы септуагинтовы

Колоссальный иудейский погребальный комплекс периода Второго Храма, известный под названием Гробницы Синедриона ( «Киврей Сахедрин»), находится в северной части Нового города в районе, имя которого обязано самому некрополю — Санхедрия.
По достаточно поздней еврейской традиции здесь были погребены члены Большого Синедриона, верховного органа политической, религиозной и юридической власти, действовавшего в Иерусалиме в период Второго Храма. Так это или не так, лежат тут или не лежат мудрецы из числа 71, уже и не важно — название прижилось…

Михаил Король

СинедрионэкскурсияИерусалим 

16.03.2008 20:09:15

Тель Цафит

Тель-Цафит находится на южном берегу потока ха-Эла, там, где русло уже выходит на относительно равнинное плато Предгорного района (Шфела). Площадь, которую занимает холм, — порядка 30 га. Высота — 232 м над уровнем моря.

Уже в 1887 году английский археолог Дж.Портер отождествил Тель-Цафит со знаменитым библейским городом филистимлян Гатом. Его поддержали видные коллеги, например, американец Джонс Блисс, также проводивший тут раскопки. И по сей день эта точка зрения считается наиболее распространенной.

 Михаил Король

ИзраильпрогулкаэкскурсияТель Цафит 

07.11.2007 22:42:15

Гора Сартаба

Среди почти нетронутого человеком пейзажа эту гору над Иорданской долиной можно отличить от соседних без труда. Она, во-первых, высока. Во-вторых, она почти правильной конической формы. В-третьих… не знаю. Просто она какая-то особенная. Гора Сартаба.

Зоя Брук

 

прогулкаИзраильэкскурсияСартаба 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

25.09.2011 19:41:40

Новая находка в древнейшей системе водоснабжения Ханаанской земли

На прошлой неделе археологическая экспедиция Нью-Орлеанского Баптистского Теологического семинара обнаружила в одном из древнейших ханаанских городов Святой земли – Гезере - естественную пещеру, находящуюся в конце системы водоснабжения доеврейского, ханаанского населения города. Находка проливает свет на техническую культуру раннего танахического периода.

Система водоснабжения Гезера, города расположенного в 20 км. западнее Иерусалима, датируется 1800 годами до н. э. Дан Уорнер, профессор-археолог библейского периода из США, который ведет раскопки вместе с Цвикой Цуком из израильского Управления парков и защиты природы, сказал, что раскопки в Гезере очень выжны для баптистов, так как помогают понять Библию в ее историческом контексте.

ИзраильраскопкиТель-Гезер 

25.11.2009 09:33:50

Сломанная печать – это указатель

Как сообщает Невин Эль-Ареф (Nevine El-Aref) в начале прошлой недели [9-15 ноября 2009 г.] в процессе раскопок на участке Дельта в Тель Аль-Дабаа миссия археологов из Австрийского археологического института в Каире (from the Austrian Archaeological Institute in Cairo) извлекла из земли фрагмент оттиска клинописной печати.

Стиль письма на аккадском позволяет датировать печать последними десятилетиями Древневавилонского царства (the Old Babylonian Kingdom). Печати этого типа ставились на кусках влажной глины для запечатывания содержимого шкатулки или сумки. Оттиск иностранной печати указывает, что запечатанный предмет был предметом торговли или подарком, привезенным в Египет из Месопотамии (современный Ирак).

буллыМесопотамияЕгипетнаходки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2017 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100