В 296 г. Диоклетиан подавил восстание в Египте и усмирил племена блеммиев. Затем началась очередная война с персами, которые нанесли поражение Галерию. Но ему на помощь пришел Диоклетиан с войсками и сумел восстановить положение. По миру, заключенному в 297 г., империя получила значительные территории в Месопотамии. Имеются сведения, что в 297 – 298 гг. Диоклетиан посетил Эрец-Исраэл. Древние источники сообщают, что он побывал в Кесарии (Eusebius. Vita Constantini I, 19; Ber. rabb. LXIII, 12) и окрестности Тира (Иероним. Бер., 6а; Иер. Наз., 56 а) неподалеку от Панеи. Здесь находится озеро Фиала (Bircat Ram). По сведениям талмудистов, озеро вместе с системой сооруженных по повелению императора водопроводов носило название «Озеро Диоклетиана». Как сообщает Иерусалимский Талмуд, Диоклетиан во время пребывания в Панее дал Наси Йехуде III, не столько из жестокости, сколько из озорства, такое нелепое поручение, что выполнить его не представлялось возможным. Впрочем, Наси сумел исполнить порученное, прибегнув то ли к помощи магии, то ли благодаря ловкости своего слуги. Другая дошедшая до нас Агада повествует, что Йехуда III10 и его товарищ Шмуэль бен Нахман, находясь в Тивериаде, накануне субботы получили повеление явиться к Диоклетиану, который в то время пребывал в Кесарии Филипповой. Время аудиенции было назначено на субботний вечер. Согласно Агаде, Наси и его товарищ при помощи магии в одно мгновение перенеслись из одного города в другой.
Во время своего пребывания в Святой Земле, Август издал эдикт об общеобязательном поклонении языческим богам. Но одновременно он освободил евреев от исполнения этого указа (Абода Зара, 44 г).
В 303 г., за два года до отречения от власти, Диоклетиан предпринял ужасные по своей жестокости преследования христиан. Особенно кровавый характер репрессии приобрели на Востоке, где их продолжили преемники Диоклетиана – Галерий, умерший в 311 г., а затем Максимин Даза, низложенный Лицинием в 313 г. Последовала целая серия репрессивных эдиктов, преследовавших своей целью окончательную и бесповоротную ликвидацию христианства. Согласно одному из них императорские вольноотпущенники, упорствовавшие в своей вере, возвращались в рабское состояние; христианам, состоявшим на военной и гражданской службе, грозило лишение свободы, а представители высших слоев общества рисковали потерять все свое состояние и сословные привилегии. Следующим эдиктом устанавливалось тюремное заключение для христианского духовенства, избегнуть которого можно было только путем совершения жертвоприношения языческим богам. В случае отказа от жертвоприношения, виновным грозила смертная казнь и пытки. Эдикт 304 г. грозил всем упорствовавшим в христианской вере рудниками и смертной казнью. Что стало причиной столь жестоких преследований? Мнения ученых по этому вопросу разделились. Одни считают, что причина лежит в отказе христиан выполнять требования эдикта об обязательном поклонении языческим богам, что в столь неспокойное время могло быть расценено как государственная измена. Но с другой стороны от опубликования эдикта до начала репрессий прошло не менее семи-восьми лет. Другие, как в частности Якоб Бурхард [19], полагают, что имели место некие частные события, следы которых были тщательно уничтожены во всех записях. Сохранившаяся надпись в честь Диоклетиана приписывает христианам желание ниспровергнуть государство – rem publicam evertebant. Скорее всего, надпись свидетельствует о неудачной попытке государственного переворота, осуществленного группой христиан, занимавших высшие посты в армии и правительственной администрации, с целью коренного изменения существующего миропорядка. Эта версия представляется вполне обоснованной в контексте последующих исторических событий.
Город, который начнет строить Ирод рядом с портом, он назовет Кейсарией (Цезария, в русской традиции) в честь своего высокого покровителя императора Августа Октавиана, официально именовавшегося — Император Цезарь. А чтобы отличить Кейсарию Ирода от других «Кейсарий», построенных в те же годы, город называли Caesarea Maritima (Кейсария Приморская), или Caesarea Palestine. Пятым наместником в Иудеи, этой римской провинции, уже после смерти царя Ирода станет Понтий Пилат.
Внимательное изучение короткого упоминания у Кассия Диона в связи с давно и недавно обнаруженными надписями показывает, что Второе Восстание бросило серьезный вызов римской военной мощи и нанесло постыдную рану римскому самолюбию и гордости. Малочисленный народ в небольшой провинции осмелился восстать во второй раз против могущественного Рима. Евреи, причиняя огромные потери римским силам, оказались в состоянии заставить защищаться империю на протяжении почти четырех лет. Кроме того, анализ фактов наводит на мысль, что восстание распространилось за пределы Иудеи в Аравию и, возможно, в Галилею. По словам Ханны Коттон из Еврейского университета в Иерусалиме, «Второе Восстание потрясло самые основы Римской империи».
Наш путь лежит в сердце Арабского Квартала, за рынок, туда, где за высокой каменной стеной укрыт дворик Эль Омари Медресе, где и начинается Крестный Путь, - Via Dolorosa.
Специалисты израильского Управления древностей, проводившие раскопки в археологическом парке Иерусалима, обнаружили в районе так называемой "арки Робинсона", расположенной на юго-западом углу Храмовой горы, вырубленный в скале подземный резервуар, датируемый периодом Первого храма.
Остатки городской стены, построенной царями династии Хасмонеев, и стены византийской эпохи были обнаружены в ходе археологических раскопок на Сионской горе в Иерусалиме.
Стены, которым более 2100 лет и разрушенные во время Великого восстания против римлян 66-72 гг. новой эры, расположены на горе Сион, сразу за всем известными стенами Старого города и примыкают к католическому кладбищу, где похоронен Оскар Шиндлер.
Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах,
публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов,
распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее