История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

ЕВРЕИ И ХРИСТИАНСКИЙ РИМ. НАКАНУНЕ ТЕМНЫХ ВЕКОВ

Выполняя волю покойного Аркадия, императором Восточной Римской империи провозгласили его семилетнего сына Феодосия II. Регентом при нем был префект Анфимий, представитель старой служилой знати. Позднее власть перешла к старшей сестре Феодосия Пульхерии, которую провозгласили Августой 4.07.414 г. Хотя ей к тому времени исполнилось всего пятнадцать лет, Августа, по словам Созомена20 обладала мудрейшим умом. Но при этом она отличалась слишком сильной набожностью переходящей в религиозный фанатизм. Под ее влиянием двор превратился в монастырь. Дни начинались с пения псалмов, строго соблюдались все посты. Государственные дела Пульхерия вершила прекрасно и весьма благонравно, делая мудрые распоряжения. Впрочем, другой автор, Евнапий21, описывает время ее регентства совсем другими красками и говорит, что при Пульхерии выставлялись на продажу большие и малые народы, для желающих купить управление ими. Сам Феодосий отличался стойкой приверженностью к христианству и прилежанием в науках, но ни Пульхерия, ни близкие к нему люди не признавали в нем живого и самостоятельного ума.

С переходом управления империи в руки Пульхерии, положение евреев в империи резко ухудшилось. Попавший под ее влияние Феодосий стал первым византийским императором, ограничившим гражданские права евреев. Подстрекаемый христианским духовенством, он изгнал их из Константинополя, предоставив для поселения место по другую сторону пролива Золотой Рог (Stenum - ныне  Пера). До того иудеи занимали в городе особый квартал, известный под названием «Медный рынок», где размещалась синагога, впоследствии превращенная в церковь. Находившиеся прежде под юрисдикцией муниципальных властей, теперь евреи были переданы в подчинение особого чиновника. Согласно Ибн-Верге (Schebet Jehudah 40)22, изгнание из Константинополя стало актом милосердия со стороны Феодосия, который до тех пор жестоко преследовал сынов Израиля, стремясь обратить их в христианство: в 412 г. император запретил ограничивать евреев в отправлении их культа и конфисковывать имущество синагог. В 414 г. произошли кровавые события, причиной которых стала религиозная нетерпимость молодого патриарха Александрии  Кирилла, избранного на этот пост вопреки пожеланиям правительства осенью 412 г. Спровоцировав антиеврейские беспорядки, Кирилл лично возглавил толпу христианских фанатиков, громивших синагоги,  разорил их до основания,  изгнал евреев из города,  а их имущество отдал на разграбление взбесившейся от ярости толпе. Еврейская часть Александрии, кипевшая жизнью со времен династии Птолемеев23, опустела. Действия патриарха вызвали возмущение префекта Египта Ореста, который довел сведения об этих эксцессах до императорского двора. Но патриарх парализовал донесения префекта своими сообщениями, представив происходившие события в совершенно ином свете.

В марте 415 г. озверевшие от безнаказанности монахи и параволаны (служители благотворительных учреждений при церкви) совершили не менее злодейское дело. В Александрии жила и действовала высокообразованная женщина Ипатия, дочь Феоны, унаследовавшая от отца профессию преподавателя и обучавшая математике и философии. Среди ее учеников были и христиане. Один из них, Синезий24, родом из Кирены давно уже занимал епископскую кафедру в своем родном городе. Ипатия оставалось верной эллинизму, а ее ученость пользовалась широкой известностью на Востоке. Добрые отношения поддерживал с ней и префект Орест. И вот однажды изуверы под руководством некоего Павла, имевшего звание  церковного чтеца, напали на нее на улице, приволокли к главной церкви Александрии, называвшейся Кесарион, умертвили, затем снесли ее тело на лобное место и там сожгли ее труп. Дикое проявление кровожадных инстинктов толпы, теперь уже христианской, совершилось под знаменем церкви, и это убийство неизгладимым пятном легло на память патриарха Кирилла.

В этом же году произошел инцидент, который впоследствии сыграл    определенную роль в возрождении кровавого навета25. Согласно источникам [15] , в Инместаре (Сирия) во время празднования Пурима несколько евреев, одурманенных вином, повесили на кресте христианского мальчика и мучили его до тех пор, пока он не умер. Под влиянием подобных сообщений, несколько десятилетий спустя, Феодосий  II запретил сжигать чучело Амана и насмехаться над крестом во время празднования Пурима.

Но самые неприятные для евреев события были еще впереди. Власти обвинили Гамлиэля  VI в том, что он совершенно игнорировал антеврейские законы, строил вопреки запрету новые синагоги, не препятствовал диспутам между евреями и христианами и обрезанию рабов-христиан и принимал решения в судебных делах, касавшихся евреев и христиан. Вполне вероятно, что Наси оправдывался тем, что он действовал в соответствии со старыми правами, дарованными прежними императорами и до сих пор не утратившими юридической силы. Тем не менее, совместным эдиктом императоров Гонория и Феодосия II, Гамлиэля  VI лишили почетного титула «претор», приказали освободить рабов-христиан, а вновь построенные синагоги разрушить.

В 416 г. язычникам запретили поступать на государственную службу (militia). Отдельной строкой в императорском эдикте отмечен запрет назначать их правителями провинций. В 418 г. доступ на государственную службу закрыли для евреев. Эдикт предписывал дать отставку евреям, состоявшим на придворной службе или среди императорских агентов (agentes in rebus)26, не взыскивая с них за то, что они попали на службу и, не принимая их на ответственные должности впредь.

В 419 – 422 гг. синагоги Эрец-Исраэль подверглись нападениям христианских фанатиков, возглавляемых монахом Бар-Зомой.

7.06.421 г. Феодосий II сочетался браком с язычницей Афинаидой, принявшей после крещения имя Евдокии.  Под ее влиянием императорское правительство издало три закона о защите синагог от христианских погромщиков и о возвращении евреям отобранных у них зданий. Позднее,  эти законы вошли в Кодекс Феодосия (Cod. Theodos. XVI.8, 25-27). Надзор за исполнением императорских эдиктов возложили на дядю Евдокии, Асклепиодота, занимавшего в то время должность префекта претория на Востоке. В 423 г. Евдокия получила титул Августы, но власть по-прежнему была сосредоточена в руках Пульхерии.

В 426 г. умер Наси Гамлиэль VI. Император не только не утвердил его официального преемника, но и конфисковал патриаршую казну (post excssum patriarchorum) в пользу государства, а предводителям евреев (judaeorum primates)  было официально запрещено продолжать сбор патриаршего налога, преобразованного в специальную подать, взыскиваемую императорской казной [20]. Таким образом, история еврейского самоуправления в Эрец-Исраэль фактически закончилась.

Период с 438 по 440 гг. был насыщен событиями, определившими дальнейшую судьбу евреев проживающих в Римской империи.15.08.438 г. императорское правительство утвердило и опубликовало Кодекс Феодосия – систематизированный сборник указов христианских императоров. В соответствии с Кодексом  евреям гарантировалась определенная правовая защита в случае нападений на их дома и синагоги. Однако, этим же кодексом устанавливалось, что все перешедшие в иудаизм христиане теряли право на наследование имущества. Синагоги лишались права официального убежища. Миссионерская деятельность разрешалась для христиан, но запрещалась для евреев. В 438 г. императрица Евдокия совершила свой первый визит в Эрец-Исраэль. Во время  визита императрицы, евреи Галилеи обратились к ней с просьбой разрешить им молиться на развалинах  Храма не только 9 ава,  но и во время других еврейских праздников. Не смотря на сопротивление монаха Бар-Зомы и его сторонников, императрица удовлетворила просьбу, и евреи совершили паломничество на Храмовую Гору в дни праздника Суккот. По этому поводу евреи Эрец-Исраэль направили послание, своим соплеменникам по всей Римской империи, в котором говорилось следующее: «Великому и могучему народу евреев от священнослужителей и глав Галилеи. Да будет вам известно, что закончилось время изгнания нашего народа, и настал час собраться нашим коленам вместе. Император римлян решил, что наш город Иерусалим будет возвращен нам. А потому, поспешите и придите туда в праздник Суккот, да будет наше царство в Иерусалиме» (Жизнь Бар-Зомы, с.119-120).

Дальнейший ход событий показал беспочвенность пронизывающих послание мессианских чаяний. Во время празднования Суккот в 439 г. толпа христианских фанатиков, возглавляемых Бар-Зомой, устроила нападение на евреев, шествовавших по Храмовой Горе.

Возникает закономерный вопрос: чем можно объяснить милость императрицы по отношению к евреям? Мнения по этому поводу разошлись. Одни исследователи считали столь гуманное отношение к евреям проявлением религиозной терпимости. Другие полагают, что причиной послаблений стала денежная взятка. Строительные проекты императрицы, осуществляемые под влиянием епископа Ювенала, требовали значительных инвестиций, а евреи, по словам Иеронима, готовы были заплатить значительные суммы денег в обмен на право подняться на Храмовую Гору. Впрочем, под растущим давлением правящих кругов христианской церкви Евдокия изменила свою позицию по правовому положению евреев в Иерусалиме.

Но существует еще одно объяснение попыток дать евреям юридическую защиту. Императорское правительство было не менее заинтересовано в поддержании  порядка в стране, чем в распространении и укреплении христианства. Поэтому оно не могло равнодушно взирать на необузданные действия фанатиков, хотя зачастую, и вынуждено было  идти у них на поводу.

А тем временем в правящих кругах империи произошли изменения, имевшие далеко идущие последствия. В 439 г. евнух Хрисафий, при содействии императрицы отстранил от власти Пульхерию. Но уже в следующем 440 г. произошла семейная ссора, в результате которой Евдокия лишилась титула Августы и была вынуждена удалиться на поселение в Иерусалим на правах частного лица.

РимхристианствоиудаизмИудеярелигия 

23.02.2010, 22590 просмотров.

Читать дальше:
3 4 5 6 7



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

04.02.2009 10:28:14

Царь Ирод. Дальновидный строитель Святой земли

В восьми милях к югу от Иерусалима, где последние низкорослые оливы и каменистые кукурузные поля растворяются в голых бесплодных землях Иудейской пустыни, резко выделяется холм в виде острого конуса со срезанной вершиной, как небольшой вулкан. Это Иродион - одно из великих архитектурных сооружений Ирода Великого, царя Иудеи, который на месте небольшого холма воздвиг прекрасный памятник из белоснежного камня и окружил его великолепными дворцами, журчащими бассейнами и террасными садами. Хитроумный и щедрый правитель, блестящий военачальник и один из наиболее впечатляющих и энергичных строителей в древнем мире, Ирод вел свое царство к новому процветанию и мощи.

Том Мюллер (Tom Mueller)

археологияИродионраскопкиИудеяИродианы 

05.05.2010 13:15:32

Кейсария с неба

Итак, Кейсария Стратонова, она же Кейсария Маритима, древний город Ирода и Понтия Пилата, византийцев и крестоносцев - с небес.

ИгорьТорик

КейсарияИзраильакведукраскопкиРимИудея 

18.08.2009 15:34:04

ЕВРЕИ И РИМ. НАКАНУНЕ ВЕЛИКОГО КРИЗИСА

 Убийство последнего представителя династии Антонинов, императора Коммода, последовавшее 31 декабря 192 г. н. э., стало зловещим предзнаменованием надвигавшегося на Римскую империю кризиса.

Александр Эльяшов

ИудеяиудаизмРиммишна 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

01.06.2007 07:35:00

Археологи установили, где располагался Второй Храм

Профессор Йосеф Патрих из института археологии Иерусалимского университета утверждает, что обнаружил точное месторасположение Второго Храма и жертвенника

ИерусалимХрамверсии 

22.05.2012 13:06:37

В горшке, пролежавшем больше года в запасниках, найден клад золота из Армагеддона

Летом 2010 года археологи Тель-авивского университета проводили очередные раскопки в районе горы Мегидо, (она же – Армагеддон), где поочередно возводили свои города десятки цивилизаций. Одной из находок этого археологического сезона стал небольшой глиняный горшок, помещенный в более крупную глиняную миску и накрытый такой же миской сверху. Горлышко горшка было плотно забито землей.

Несколько месяцев назад археологи решили опустошить горшок и были изумлены, когда вслед за закупоривавшей его землей на стол хлынули золотые и серебряные изделия.

раскопкиИзраильнаходки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2021 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100