История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

ЕВРЕИ И ХРИСТИАНСКИЙ РИМ. НАКАНУНЕ ТЕМНЫХ ВЕКОВ

Он родился в 340 г., в городе Августа Треверов (совр. Трир), где его отец занимал должность префекта претория8. После изучения в Риме юриспруденции и литературы, Амвросий посвятил себя карьере адвоката. Вскоре на него обратил свое внимание префект Италии Аниций Проб и включил в число членов своего совета. Несколько позднее Амвросия назначают префектом Лигурии и Эмилии. В тот момент, когда христиане Медиолана собрались в соборе для выборов архиепископа, там же случайно оказался и Амвросий.  Увидев его, какой-то ребенок воскликнул: «Амвросий – епископ!» Народ, усмотрев в этом перст Божий, избрал его архиепископом Медиолана, несмотря на то, что префект не только не имел ничего общего с церковью, но и не был даже крещен. После долгих колебаний Амвросий согласился креститься, раздал все свое имущество, принял сан и приступил к изучению теологии. Особенно большое влияние на него оказали труды Филона, Оригена9 и  мудрецов  Эрец- Исраэль. Постепенно он стал одним из самых выдающихся отцов церкви. Архиепископ был последовательным и непреклонным врагом еврейского народа, который он обличал в своих проповедях. Впрочем, в некоторых его сочинениях  проскальзывают и поощрительные по отношению к евреям высказывания. Так, например в одном из своих сочинений он писал: «иные евреи обнаруживают чистоту нравов и любовь к науке» [14].

17.11.375 г., во время переговоров с послами германского племени квадов от последствий инсульта скончался  Валентиниан I, а через пять дней высшие военные и гражданские сановники провозгласили соправителем Грациана его малолетнего сводного брата Валентиниана II.

В 375 г. первые признаки грядущих потрясений появились и на Востоке. Под ударами несметных полчищ гуннов, готы отступили к Дунаю и отправили к Валенту посольство со смиренной просьбой принять их в римское подданство. Валент разрешил им поселиться во Фракии. Некоторое время спустя, возмущенные притеснениями римской администрации готы восстали и начали опустошать Фракию. Восстание поддержали беглые рабы, рабочие с рудников и беднейшие слои свободного населения. Возмущение ширилось и приобретало грозный характер, постепенно превращаясь в планомерную войну против Рима. К 378 г. обстановка настолько обострилась, что император Валент снял несколько легионов с восточных рубежей и лично возглавил войско, выступившее против готов. На помощь ему из Италии двигалась большая армия, которую возглавил его племянник император Грациан, разгромивший к этому времени германцев на Западе. Грациан заранее прислал вежливое письмо с просьбой не начинать сражения с готами до его прибытия.

Но Валент, прислушавшись к льстивым речам придворных, отдал приказ войскам вступить в сражение, «чтобы Грациан не успел прибыть и не смог бы разделить лавры победы» [1]. В последовавшем ожесточенном сражении римляне потерпели жестокое поражение, а сам Валент погиб. Тело его так и не нашли. Всего погибло более сорока тысяч римлян.

Гибель императора и его армии поставила Восток империи в исключительно тяжелое положение. Готы безнаказанно грабили провинции Балканского полуострова, движение их быстро крепло. Все новые отряды готов, сарматов и славян переходили Дунай и присоединялись к восставшим. На Западе они доходили до Альп, на Востоке подошли к Константинополю, но взять столицу не смогли. В момент наибольшего обострения кризиса Грациан прибыл в Сирмиум, вызвал к себе опального полководца Феодосия10 и 19.01.379 г. провозгласил его Августом Востока. С большим трудом к 382 г., Грациан и Феодосий совместными усилиями усмирили готов и возвратили их на поселение в Мезию. Готы получили зерно, скот, земли, сохранили племенную организацию и своих вождей. Разрешение целому варварскому союзу жить по своим законам и со своей администрацией положило начало созданию на территории империи инородных образований – прообраза будущих варварских королевств.

Но потрясения и смуты в империи на этом не закончились. В высших эшелонах власти империи разгорелась борьба двух партий придворной аристократии: римской и входивших в силу представителей варварской знати. Грациан явно симпатизировал варварам, выдвигал их на ключевые административные и военные посты. Реакцией на эту политику явилось восстание римских элементов в армии. В 383 г. восстали британские легионы и провозгласили императором Магна Клемента Максима. Галльские легионы из ненависти к Грациану поддержали мятежников. Император пытался бежать,  но попал в руки полководца Максима, Андрогафия и 25.08.383 пал от его руки11.

Поглощенный внутренними делами на Востоке, Феодосий равнодушно отнесся к гибели Грациана и даже признал соправителем  узурпатора Максима, своего земляка. Статуи Максима как признанного императора и соправителя, выставили в главных городах империи.

 В 384 г. повелитель Востока возобновил закон, согласно которому евреям запрещалось иметь рабов.

В 386 г. Максим изгнал из западных провинций империи Валентиниана II и стал единоличным повелителем Запада.

Во времена его правления по всей Италии прокатились стихийные волнения, имевшие антиеврейскую направленность и сопровождавшиеся   нападениями на синагоги. Так, в частности, в Риме толпа подожгла синагогу. Максим тотчас повелел Сенату отстроить ее, а виновных привлечь к строжайшей ответственности. В 387 г. по италийским провинциям совершил путешествие епископ Брешии    Филастер    (ум. в 387 г.), по всюду устраивая диспуты и произнося проповеди, имевшие своей целью обращение в католическую веру еретиков, язычников и евреев.

В 388 г. Феодосий отправился в поход на Запад, разгромил войска Максима и водворил Валентиниана в Медиолане. 13.06. 389 г.  оба соправителя совершили триумфальный въезд  в Рим. По прибытии в Рим, Феодосий принял ряд радикальных мер против язычества. Был закрыт храм Весты и потушен огонь на его алтаре. Племянница Феодосия, Серена, сорвала священное украшение со статуи Весты, за что была проклята вместе со всем своим потомством главной жрицей богини. Кроме того, несмотря на протесты римских сенаторов, император повелел вынести из Сената алтарь Виктории.

Общее ухудшение внутреннего и внешнего положения империи затронуло и евреев. Введение в Эрец-Исраэль законов о колонате (383-388 гг.) привело к закрепощению еврейских земледельцев  и к утрате евреями большей части их собственности.  В 388 г. толпа христиан по наущению епископа г. Каллиника (в Месопотамии)  и возглавляемая несколькими монахами,  разгромила местную синагогу. Император Феодосий, хотя и не отличался веротерпимостью, разгневался и приказал отстроить синагогу за счет погромщиков и самого епископа. В  дело вмешался медиоланский архиепископ Амвросий,  обратившийся  к императору с резким протестом против оглашённого эдикта. Он написал Феодосию, что нельзя епископа привлекать к восстановлению синагоги, отметив, что, выполняя требования императора, епископ станет изменником, а отказавшись, - превратится в мученика. Далее Амвросий не скрывал своего пожелания, чтобы все синагоги подверглись разрушению, назвав их «рассадниками богохульства». Феодосий не внял просьбам архиепископа. Молчание императора не остановило Амвросия, и побудило его воспользоваться посещением Медиолана императором зимой 388-389 гг., чтобы начать публичную дискуссию по означенному вопросу. По окончании проповеди император воскликнул: «Ты проповедовал против меня!». «Не против, но ради тебя» - быстро и остроумно ответил архиепископ [14]. Действуя таким образом, он добился того, чтобы это позорное, принявшее политическую окраску дело, решилось в пользу христиан.

Тем не менее, известны случаи, когда император решительно и бескомпромиссно вставал на защиту прав евреев. В 390 г., проживающие в Константинополе судовладельцы - евреи и самаритяне были освобождены от налогов, взимаемых с общества, известного как  Navicularii (Cod. Theodos. XIII. 5, 18). Кроме того, в написанном в 393 г. послании Иероним упоминает, что Феодосий приговорил к смерти первого консула Гесихия, хитростью захватившего важные документы, принадлежавшие Наси Гамлиэлю  V, сильно огорченному этим происшествием.

И все же при каждом удобном случае христианская церковь стремилась доказать свое растущее могущество. В 390 г., командующий войсками, расквартированными в Иллирике, гот Брутерид арестовал одного из жителей города Фессалоники. Возник бунт, в ходе которого знатного гота убили. Феодосий позволил  готам, которыми командовал Брутерид отомстить за смерть вождя. Расправа имела вид беспримерной дикости и жестокости.

В дело опять вмешался Амвросий, предавший императора анафеме за пролитие невинной крови. И грозный владыка империи, с поникшей головой, в одной тунике, без пурпурной тоги, был принужден явиться в церковь и всенародно исповедать свою вину перед Богом.

В 392 г. вновь обострилась обстановка на Западе,    где  юный Валентиниан  II оказался в полной зависимости от полководца франкского происхождения Арбогаста. Всесильный временщик был человеком выдающимся, держал себя независимо даже в присутствии императора и не давал делать все то,  что по его мнению было бесполезно и вредно. Валентиниан переносил это с трудом и часто возражал ему, но ничего не мог добиться, ибо Арбогаст пользовался поддержкой легионов. Однажды, во время встречи с Арбогастом, юный император протянул ему документ об отрешении от должности. Надменный франк, прочтя документ, сказал: «Не ты дал мне власть, и  не ты можешь ее отнять». С этими словами он порвал документ и швырнул его на пол. Тогда Валентиниан попытался выхватить меч у стоявшего рядом воина. Когда императора спросили о том, что он хотел сделать, то он ответил: «Я хотел умертвить себя, потому что, будучи императором, не могу сделать ничего по своему желанию» [5]. Вскоре после этого инцидента Валентиниана зверски задушили по приказу Арбогаста.

Временщик не стал утруждать себя захватом власти и отдал ее императорскому чиновнику Евгению. В свою очередь Евгений предоставил почти полную свободу действий влиятельному римскому сенатору Никомаху Флавиану, который немедленно восстановил культы не только римских, но и иноплеменных богов. Он  не только приносил жертвы Изиде и малоазиатской Великой Матери богов, но и вернул римским язычникам имущество храмов, отобранное Грацианом в 383 г.

Следует отметить, что Никомах Флавиан был известен и как писатель – свое историческое сочинение «Анналы» он посвятил Августу Востока Феодосию.

Благополучие Евгения всецело зависело от того, как отнесется к свершившемуся перевороту Феодосий. Повелитель Востока с почетом принял послов узурпатора, но дал им двусмысленный и неопределенный ответ. Не нарушая явно мира, он начал собирать войска, и в 394 г., обеспечив трон императора Востока своему старшему сыну Аркадию, совершил свой второй поход на Запад. В сражении на Холодной речке (Frigidus) войска Арбогаста и Евгения потерпели жестокое поражение.

По приказу Феодосия плененного Евгения обезглавили. Арбогаст бежал в Галлию, потом в Британию и, наконец, в отчаянии лишил себя жизни. Убили и Никомаха Флавиана, возможно даже против воли Феодосия.

РимхристианствоиудаизмИудеярелигия 

23.02.2010, 26080 просмотров.

Читать дальше:
1 2 3 4 5 6



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

01.03.2008 11:21:20

Иерусалимский Храм царя Ирода и... Римский Колизей

Разрушение Иерусалимского Храма царя Ирода и строительство амфитеатра императоров Флавиев (Колизей) что же ещё, кроме времени, связывает эти два исторических события?

 Аркадий Таль

ХрамРимИерусалимИзраиль 

24.09.2008 16:15:52

Ирод Антипа, тетрарх Галилеи и Переи

Антипа был самым талантливым из сыновей Ирода. Как и отец, он был сторонником эллинистической культуры и великим строителем. Его главной стройкой был город Тверия (Tiberias) , который он назвал в честь императора Тиберия (22 г. н.э.), на западном берегу Галилейского озера.

Насколько хорошо Антипа служил интересам Рима, можно оценить по отсутствию восстаний или открытого неповиновения на любом уровне в двух регионах его тетрархии в эти годы. Волнения, которые приключались в Иудее, когда та стала римской провинцией, никак не влияли на Галилею или Перею ...

Профессор Ф.Ф. Брюс

биографииИродианыИудея 

02.03.2008 10:23:36

Кейсария, первый век нашей эры

Город, который начнет строить Ирод рядом с портом, он назовет Кейсарией (Цезария, в русской традиции) в честь своего высокого покровителя императора Августа Октавиана, официально именовавшегося — Император Цезарь. А чтобы отличить Кейсарию Ирода от других «Кейсарий», построенных в те же годы, город называли Caesarea Maritima (Кейсария Приморская), или Caesarea Palestine. Пятым наместником в Иудеи, этой римской провинции, уже после смерти царя Ирода станет Понтий Пилат.

Аркадий Таль

КейсарияИродИзраильРимраскопки 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

19.11.2008 22:57:32

Раскрываются новые тайны гробницы царя Ирода

Израильские археологи, ведущие раскопки в Иродионе, крепости в Иудейской пустыне, сообщили новые данные о гробнице царя Ирода Великого, обнаруженной в прошлом (2007) году, а также о всем комплексе зданий.

По оценкам археологов, царя Ирода похоронили в роскошном мавзолее, построенном в два этажа. Здание достигало в высоту 25 метров. Помимо царского саркофага, внутри находились еще два небольших саркофага, вероятно, с останками членов семьи Ирода Великого.

ИзраильраскопкиИродианы 

31.10.2008 01:47:00

Найдены древнейшие надписи на иврите

Израильские археологи заявили об обнаружении керамических черепков с древними надписями на иврите. Предполагается, что эти тексты на иврите являются древнейшими из когда-либо  раскопанных. Раскопки проводились среди развалин древнего города к югу от Иерусалима.

надписинаходкиИзраиль 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2024 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100