История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Два кургана: Армагеддон для библейской археологии?

Статья опубликована в журнале Science в 2000-м году. Предлагаемый пересмотр датирования находок  в Израиле бросает вызов библейскому описанию сильного государства, которым правили цари Давид и Соломон. Тем  важнее результаты раскопок последних лет, в частности, в Хирбет-Кейяфе, дающие дополнительный материал для исследований и проливающие свет на события трехтысячелетней давности. 

Тель Мегиддо и Тель Рехов

Майкл Балтер (Michael Balter)

Перевод © - JUDAEA.RU 2010 г.

Археолог Давид Уссышкин (Ussishkin) останавливается на подъеме недалеко от вершины протяженной горы, с которой открывается вид на зеленые поля Изреельской долины. Еще только чуть больше 9 утра, но летний зной уже обжигает. Под ногами Уссышкина лежит слоеный пирог из последовательных уровней поселения, датируемого более, чем шестью тысячами лет. В период Бронзового и Железного веков, который в Леванте продолжался примерно с 3300 г. до н.э. до 600 г. до н.э., этот искусственный холм был поселением Мегиддо, городом, который в разные периоды захватывали египтяне, ханаанцы, евреи, ассирийцы и персы. Согласно Библии, Мегиддо был одной из северных крепостей еврейского царя Соломона и будет местом последней битвы между Б-гом и его врагами, когда настанет конец света – название Армагеддон происходит от еврейского «Гора Мегиддо».

Прямо на пути возникают массивные каменные ворота, которые когда-то были на входе в город. Табличка, установленная перед ними, гласит «Ворота периода Соломона, 970-930 г.г. до н.э. (Solomonic gate, 970-930 B.C.). Уссышкин смотрит на нее и улыбается. «Это нонсенс, полная бессмыслица», - говорит он посетителю. «Ворота построены на 200 лет позже. Соломон должен бы перевернуться в могиле.» Последние несколько лет Уссышкин вместе с коллегой из Тель-Авивского университета Исраэлем Финкельштейном (Israel Finkelstein) и историком по Ближнему Востоку Барухом Гальпериным (Baruch Halperin) из Pennsylvania State University, University Park совместно руководят крупными раскопками в Мегиддо. И некоторые из находок вызывают баталии между археологами, работающими в Израиле. Споры происходят о том, насколько библейская картина основного еврейского государства в Палестине, основанного царем Давидом и значительно расширенного Соломоном, отражает историческую реальность еврейского поселения в этом регионе.

Финкельштейн, в частности, пришел к выводу, что традиционное датирование некоторых культурных слоев в Мегиддо некорректно. Он утверждает, что уровни, которые прежде датировались 10 в до н.э., когда, как полагали многие ученые и археологи, правили Давид и Соломон, должны датироваться более поздним периодом – 9 в. до н.э. Это уточнение, которое некоторые археологи прозвали «Поправкой Финкельштейна» ("Finkelstein correction"), привело бы к тому, что массивные укрепления и каменные дворцы в Мегиддо, относимые ранее к правлению Соломона, могут оказаться работой более позднего правителя, такого, как царь 9 в до н.э. Ахав (King Ahab). Давид и Соломон могли быть просто вождями племени периода, предшествующего существованию царства или раннего царства, репутация которых была сильно преувеличена библейскими авторами, которые писали свои тексты через несколько сотен лет после описываемых ими событий; или они (Давид и Соломон) могли вообще не существовать, как полагают некоторые ученые, называемые «библейскими минималистами» ("biblical minimalists).

Спор, который затрагивает острую политическую тему еврейских корней в Палестине, вызвал острый интерес археологов, а также других ученых, которые работают в данном регионе. Таким образом, Финкельштейн вместе с Уссышкиным, который согласен с ним по многим, но не по всем, пунктам, похоже, оказываются в меньшинстве. Ведущим противником поправки Финкельштейна является археолог из Еврейского университета в Иерусалиме Амихай Мазар (Amihai Mazar), который проводит раскопки в Тель Рехов (Tel Rehov) на юге Галилейского моря (Sea of Galilee) (прим. перев. – озеро Кинерет). Он полагает, что они противоречат гипотезе Финкельштейна. Временами противостояние становится очень напряженным. «Для археологов, специализирующихся в библейском периоде, основной вопрос – как рассматривать этот период», рассказывает археолог Стивен Розен (Steven Rosen) из беершевского университета Бен-Гурион. – «А для публики, интересующейся библейской археологией, это затрагивает самую сущность веры.» Один археолог уже заявил прессе, что Финкельштейн предоставляет «фиговый листок для антисемитов», низводя Давида и Соломона. А Финкельштейн в споре с Мазаром по поводу его эссе в журнале «Левант» (Levant) обвинил того в скрытом «сентиментальном, некоем романтическом подходе к археологии Железного века».

Дискуссия происходит вокруг сложных и зачастую эзотерических археологических предметов спора, включая керамику, стратиграфический анализ (stratigraphic analysis) и корреляцию между сгоревшими культурными слоями и историческими событиями, такими, как разграбление городов в древней Палестине египтянами и ассирийцами. Проблема возникает из-за факта того, что приблизительно 450 лет, на протяжении которых два израильских царства – Израиля и Иудеи – находились предположительно в периоде расцвета, в Палестине археологи не имеют твердых хронологических ориентиров. Этот период «заякорен» между двумя четко датированными событиями: битвой в 1175 г. до н.э. между египтянами и средиземноморскими захватчиками, называемыми народами моря, в период царствования Рамзеса III, детально описанной в египетских надписях, которые также связаны со множеством исторических и астрономических событий; и подробными записями, оставленными ассирийцами – хронологически привязанными к затмению в 763 г. до н.э. – которые подробно рассказывают о кампаниях против евреев и других жителей Палестины в 8 в. до н.э.

Было, однако, одно четко датируемое событие в регионе этого периода: вторжение в Палестину египетского фараона Шешонка I (Shoshenq I), произошедшее примерно в 926 г. до н.э. согласно египетским надписям. Пока что это событие, которое согласно Библии имело место через 5 лет после смерти Соломона, не особо и помогало, потому что археологи не всегда единодушны в том, какой из многочисленных слоев разрушения в Мегиддо и других городах, атакованных Шешонком, были результатом его деятельности.

Поэтому наиболее общий метод, который используют археологи для датировки уровней этого периода, - по керамике, которая содержится в слое. Финкельштейн полагает, что это нуждается в уточнении. Особенно он оспаривает традиционный подход, согласно которому вскоре после битвы 1175 г. до н.э. с Рамзесом III одна группа «морского народа», филистимляне, быстро заселила прибрежную часть территории современного Израиля и начала производить керамику характерного вида, называемую монохромной (monochrome). Наличие этой керамики было взято в качестве маркера для остатков периода 12 в. до н.э., тогда как керамика филистимлян более позднего стиля, называемая бихромной (bichrome), обычно датируется 11 в. до н.э.

Финкельштейн, основываясь на собственной интерпретации египетских надписей и других свидетельств, утверждает, что «морской народ» не начал расселяться в течение 40 или более лет после битвы 1175 г. до н.э. Этот сдвиг, как он полагает, означал бы, что общепринятая датировка монохромной и бихромной керамики определила бы его слишком рано. Один из его ключевых аргументов – отсутствие монохромной керамики в раскопках египетских поселений, которые остались на территории Палестины с 1175 г. до н.э. С учетом данного неоднородного характера обмена керамикой между поселениями на Ближнем Востоке Финкельштейн считает невозможным, что эти города – некоторые всего в нескольких километрах от известных поселений в Палестине – не торговали с ними. В итоге Финкельштейн заявляет, что ключевые филистимлянские поселения, использованные для датирования монохромной керамики, не могли быть созданы до тех пор, пока египетское доминирование в Палестине полностью сошло на нет в конце 12 в. до н.э.

Это изменение в датировке монохромной керамики, как делает вывод Финкельштейн, смещает хронологические метки, отодвигая продолжительный период бихромного стиля, который сменил монохромный, в конец 11 в . до н.э. и даже в 10 в. до н.э. А археологические слои и керамику, датированную 10 в. до н.э., предполагаемой эрой Давида и Соломона, - в 9 в. до н.э. Дополнительно в пользу этой идеи, как и Финкельштейн, и Уссышкин заключили на основе повторного изучения стратиграфии каменных ворот в Мегиддо, идентифицированных предыдущими исследователями как принадлежащими к эпохе Соломона, говорит то, что даже согласно общепринятой хронологии они были построены веком позже. Поправка Финкельштейна подвинула бы их еще на сто лет.

Наконец, недавние раскопки Финкельштейна и Уссышкина в Иерусалиме не выявили никакого свидетельства широкомасштабного строительства в 10 в. до н.э. несмотря на то, что Библия гласит, что Давид устроил там свою столицу, а Соломон построил огромный храм в городе. «Есть очень большая проблема с традиционной [датировкой] в Иерусалиме,» - говорит археолог Гидеон Авни (Gideon Avni) из Израильского Управления Древностей (Israel Antiquities Authority). «Есть минимальное количество остатков как из 10-го, так и из 9-го в. до н.э.»

Но многие другие археологи полагают, что Финкельштейн не доказал свою позицию для изменения общепринятой хронологии. Например, Сеймур Гитин (Seymour Gitin), директор Института археологических исследований W. F. Albright (W. F. Albright Institute of Archaeological Research) в Иерусалиме, опровергает допущение Финкельштена о том, соседствующие в одно и то же время поселения обязательно должны были обмениваться керамикой. Гитин, который был содиректором при раскопках филистимлянского поселения в Экроне (Ekron), рассказывает, что в Гезере (Gezer), расположенном поблизости ханаанском городе того же времени, существование которого общепризнано, не было найдено монохромной керамики. «Ни одного черепка, представляющего ранне-филистимлянскую культуру, не было найдено в Гезере,» - рассказывает Гитин. «Как Вы это объясняете?»

Вильям Девер (William Dever), археолог из Аризонского университета в Туксоне, который раскапывал Гезер и обнаружил каменные ворота подобные воротам в Мегиддо, которые он датировал 10 в. до н.э., исходя из общепринятой схемы, утверждает, что Финкельштейн «в трудном положении» с его хронологической поправкой. «Если кто-нибудь сможет мне доказать, что весь этот материал из 9 в. до н.э., и Соломон никогда не жил – на здоровье! Только проверьте, господа, пожалуйста, проверьте!»

Девер добавляет, что Финкельштейн быстро расправился со случайным свидетельством, оставленным вторжением Шешонка I примерно в 926 г. до н.э., которое, как он полагает, поддерживает традиционный взгляд. Египетские надписи перечисляют более 100 городов, которые Шешонк предположительно завоевал – включая Мегиддо и Гезер. Раскопки более чем 25 городов из списка обнаружили слои разрушения, которые многие археологи относят к вторжению Шешонка. Кроме того, есть характерная разница в стилях керамики – окончание перехода от ручной полировки к полировке колесом – в поселениях, построенных до и после этих слоев разрушения. Девер и другие археологи полагают, что отполированная вручную керамика дает хронологический маркер для 10 в. до н.э. Финкельштейн же не согласен, утверждая, что многие из слоев разрушения, относимых обычно к периоду Шешонка, должны быть отнесены к периоду захватчиков конца 9 в. до н.э.

Мазар рассказывает, что производимые в настоящее время раскопки в Тель Рехов (Tel Rehov), другом пункте из списка Шешонка, подтверждают общепринятую схему датировки. Хотя радиоуглеродный анализ для периода Железного века может быть ненадежным из-за широких границ вовлеченных ошибок, зерна пшеницы, ячменя и других растений с коротким периодом жизни зачастую могут быть датированы с приемлемой точностью. В Тель Рехов есть крупный слой разрушения, связанный с отполированной вручную керамикой. Датировка при помощи радиоуглеродного анализа обугленных зерен из этого слоя, который соответствует, по мнению Мазара, вторжению Шешонка, указывает на период между 916 и 832 г.г. до н.э. Начальная дата этого периода, по крайней мере, вполне разумно согласуется со временем набега Шешонка, тогда как поздняя дата – нет. Но радиоуглеродный анализ датирует балку из вяза, использованную при сооружении этого культурного слоя, периодом между 1120 и 990 г.г. Это значит, как сообщил Мазар Science, что даже если Шешонк не разрушил это поселение, оно было построено не позднее 10 в. до н.э., а найденная в нем отполированная вручную керамика четко «диагностирует» период, предшествующий периоду Шешонка.

«У меня нет сомнений, что описание Давида и Соломона в Библии является большим преувеличением», - говорит Мазар. «Но это не значит, что надо прекратить воспринимать Давида и Соломона как исторические фигуры.» Финкельштейн согласен, что даже если его гипотеза верна, это «не значит, что Давид и Соломон не существовали». «С другой стороны, - добавляет он, - сущность их царства «очень отличалась» от того, что выдумано множеством археологов и библейских ученых. Он считает, что вместо того, чтобы создавать государство на большой территории, евреи могли сформировать гораздо меньшее политическое образование и быть ограничены на территории куда меньшей, чем та, о которой идет речь в Библии. Те, кто писали Библию, «рассказали историю так, как хотели рассказать», - утверждает Финкельштейн. Но если его поправка верна, «вам придется написать новую историю Леванта, Израиля и всего Восточного Средиземноморья Железного века», - говорит он в заключение.

Майкл Балтер (Michael Balter)

Перевод © - JUDAEA.RU 2010 г.

Science 287, 2000 г.

Volume 287, Number 5450 Issue of 7 Jan 2000, pp. 31 - 32

©2000 by The American Association for the Advancement of Science.

МегиддораскопкиИзраильСоломонверсии 

17.10.2010, 4502 просмотра.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

05.05.2010 13:15:32

Кейсария с неба

Итак, Кейсария Стратонова, она же Кейсария Маритима, древний город Ирода и Понтия Пилата, византийцев и крестоносцев - с небес.

ИгорьТорик

КейсарияИзраильакведукраскопкиРимИудея 

21.11.2008 19:03:20

В поисках древнего названия Хирбет Кейафы

Что может подтвердить идентификацию Хирбет Кейафы? История сражения Давида с Голиафом описывает арену битвы следующим образом (1 кн. Царств 17:1-2): «Филистимляне собрали войска свои для войны и собрались в Сокхофе, что в Иудее, и расположились станом между Сокхофом и Азеком в Ефес-Даммиме. А Саул и Израильтяне собрались и расположились станом в долине дуба и приготовились к войне против Филистимлян.»

NADAV NA'AMAN

ИзраильраскопкиверсиибиблияХирбет-Кейяфа 

18.09.2010 20:53:18

Тель Акко

Этот холм находится примерно в 700 метрах восточнее морского побережья несколько севернее ручья Нааман (Балус). Его площадь составляет порядка 200 дунамов, а наибольшая высота около 35 метров над уровнем моря. Нет сомнения, что в своё время ручей подходил гораздо ближе к холму, что давало возможность судам, заходившим со стороны моря, подплывать достаточно близко к находившемуся на холме поселению. Это, собственно, и способствовало существованию на этом месте важного порта, защищённого как от высоких морских волн, так и нападений неприятеля. А находящиеся вокруг сельскохозяйственные угодья давали возможность прокормиться его населению. 

Юрий Полторак

АккоФиникияИзраиль 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

12.07.2010 11:35:03

В Иерусалиме обнаружено древнее письмо на аккадском языке

Археологи и филологи Еврейского университета обнародовали результат совместной работы: найденный при раскопках обломок глиняной таблички оказался самым древним, из обнаруженных до сих пор в Иерусалиме, письмом на аккадском языке.

Исследователи датируют обнаруженную табличку с клинописью 14-м веком до нашей эры.

Иерусалимнаходки 

18.01.2008 08:32:13

Археологи нашли новое подтверждение Библии

Одна из известнейших израильских археологов, доктор Эйлат Мазар, объявила о важной находке: во время раскопок на территории Города Давида, возле стены Старого города, найдена каменная печать с именем упоминаемого в Библии рода Темех.

Возраст печати — около 2.5 тысяч лет. На ней изображены бородатые храмовые служители у жертвенника, над которым висит полумесяц — символ вавилонского бога Сина, а внизу выгравированы три еврейские буквы, образующие имя «Темех». Род Темех упоминается в книге Неемии: там сказано, что эта семья была угнана в вавилонский плен при Навуходоносоре, а затем вновь вернулась в Иерусалим.

Иерусалимраскопкипечатибуллы 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2017 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100