История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Древние Ближневосточные печати

Тезисы по материалам и производствам на древнем и средневековом Ближнем Востоке

Роберт Б. Мейсон (Robert B. Mason)

Перевод © JUDAEA.RU - 2009 г.

Введение

Печати представляют интересный материал для исследований изменений техники и материалов во времени. Начало любого понимания используемых материалов – их твердость. Твердость может быть измерена по шкале твердости Моха от 1 до 10 (см. рис.1.) Любой камень будет состоять из определенных минералов определенной твердости. Чтобы обрабатывать минерал или камень, необходимо пользоваться материалом равной или, что предпочтительнее, большей твердости.

Рис. 1

Особого внимания заслуживает группа минералов – кварцы, диоксид кремния, с твердостью 7 по шкале Моха. Они делятся на два основных типа: макрокристаллический – горный хрусталь, дымчатый кварц, молочный кварц, аметист и розовый кварц; и разнообразные крипто- или микрокристаллические, называемые все вместе кальцедоном – агат, сердолик, тигровый глаз, кровавик (гелиотроп), яшма и сланец  (в том числе кремень). Горный хрусталь находится в виде гальки в Тигре и Евфрате, поэтому относительно доступен и использовался с древнейших времен. Считается, что аметист происходит из Египта, но также есть источники в Иране и Турции. Известно о наличии розового кварца в Месопотамии. Халцедоны, сердолик, кровавик и агат импортировались из Индии и Ирана. Яшма происходит из гор Загроса (Zagros).

Использовалось три основных техники вырезания печатей. Первая – ручная, когда резец держали в руке. Мурей (Moorey) (1994 рис. 6) показывает острые инструменты из кремня 3000-2600 г.г. до н.э. из Киша (Kish), которые, вероятно, использовались непосредственно или будучи насаженными на деревянные рукоятки и прекрасно подходили для обработки других камней. Вторая техника – сверление при помощи лучковой дрели, в которой сверло вращалось сначала в одну сторону, потом – в другую в зависимости от движения «смычка» вперед и назад. Резчик мог располагать дрель вертикально, держа ее, или горизонтально – тогда он должен был держать обрабатываемый образец. Третья техника – обработка производилась вращающимся точильным камнем, который до самого последнего времени вращали при помощи «смычка». В каждом из случаев резец, сверло или точильное колесо должно было быть сделано из материала, по крайней мере, той же твердости, что и обрабатываемый образец, или покрыто абразивом из материала той же или большей твердости.

Коллон (Collon) (1987 рис. 452) приводит оттиск печати древне-вавилонского периода (Old Babylonian period), который показывает образец в процессе создания, с предварительной обработки при помощи колеса, затем сверление, и, наконец, окончательная обработка вручную. Подробное исследование техники производства можно сделать при помощи мощного микроскопа или сканирующего электронного микроскопа (scanning electron microscope (SEM)). Исследование при помощи SEM в Британском Музее (British Museum) произвело сравнение влияния обработки на особенности, обнаруженные на печатях из кварца. Например, сверление при помощи кремня, который держали в руке; медного сверла с закрепленным корундом и изношенного медного сверла также с корундом в качестве рабочего тела, были подвергнуты сравнению со сверлением на древних артефактах.

Порядок - сначала сверление цилиндра, а потом украшение его - был необязательным. Иногда находят готовые цилиндры, которые не были украшены, иногда – украшенные, но разрушенные в процессе просверливания отверстия. Отклонение просверленных отверстий показывает, что они были сделаны с противоположных концов.

Есть также отдельные образцы пробных экземпляров, которые обычно создавались на ненужных кусках мягкого камня (см. Collon 1987 Fig 450).

История и развитие

Сельскохозяйственная революция эпохи неолита привела к образованию оседлых общин на Ближнем Востоке. Такие общины обеспечили беспрецедентные возможности для владения материальными благами, и появилась необходимость развития системы маркировки, кто чем владеет. Это простые печати-оттиски. Печати из коллекции ROM изготовлены из мягкого зеленого камня, известного под названием хлорит, и может датироваться 3500 г. до н.э. (рис.2.) При использовании более твердого камня, такого, как кремень, на таком материале легко делается простое линейное изображение. Подобные изображения, называемые буллами (bullae), были обнаружены на глиняных лампах из раскопа в Ниневии (Nineveh) в северном Ираке. Буллы имеют отпечатки плетеных изделий на обороте. Каменный сосуд из Сирии примерно 5200 г. до н.э. был запечатан глиной с оттиском на ней (Fortin 1999). Продолжающееся развитие оседлого образа жизни привело к дальнейшему развитию торговли и коммерции. Примерно к 3500 г. до н.э. впервые наблюдается развития техники записей для управления торговлей. Это керамические жетоны, различной формы глиняные комочки, которые предназначались для обозначения различных товаров. Они запечатаны внутри глиняного шара, знаки, изображающие отдельные товары были вырезаны или отпечатаны на внешней стороне глиняного шара, и печать была прокатана по поверхности.

Рис. 2

Большое преимущество цилиндрических печатей над обычными состоит в том, что одним оттиском покрывается гораздо большая поверхность. Обычная печать оставляет отпечаток размером с саму себя, а цилиндр может быть прокатан по значительно большей области, может даже прокатываться непрерывно для создания потенциально бесконечного изображения.

Рис. 3

Вскоре глиняные шары сменили глиняные дощечки с надписями клинописью на шумерском языке (Рис.3.) Помимо дощечек и оттисков на керамических сосудах, корзинах, мешках и даже дверях есть другие документы, для заверения которых использовались печати. Фортин (Fortin) (1999) приводит отпечатки детской ноги из ракопа в Тель Мескене (Tell Meskene), древнем Эмаре (Emar) в верховьях Евфрата (Euphrates), датируемый примерно 1200 г. до н.э. Отец был обязан продать этих детей, но владелец счел их слишком маленькими и оставил с родителями, пока не достигнут подходящего возраста. Между тем, он взял отпечаток ноги каждого ребенка, как доказательство отсроченного владения, вместе с печатями свидетелей.

В конце четвертого тысячелетия до н.э. видно заметное рассеяние шумерской материальной культуры в Месопотамии. Она включала в себя керамику, особенно печально известные чаши со скошенным краем, глиняные шары и таблички и цилиндрические печати. Этот период назван в честь великого города Урук (Uruk), увековеченного позднее в качестве столицы Гильгамеша (Gilgamesh). Цилиндрические печати из Урука очень крупные, обычно они изготовлены из известняка или гипса с добавлением ляпис-лазури. В отличие от более поздних цилиндрических печатей они не просверлены по длине. Форма могла происходить от деревянных или костяных прототипов. Доказательство использования таких непрочных материалов в то время – хотя наиболее распространенный тип печатей т.н. «царь первосвященник» "priest king" (см. Collon 1987 рис 807), наиболее распространенные оттиски – геометрические (см. Collon 1987 рис 9), значит, что более поздние печати сгнили.

Рис. 4

В культуре Джемдет Наср (Jemdet Nasr) того же периода печати были короткими и толстыми цилиндрической формы (Рис.4.). Они были широко распространены – их находят в Египте и Сирии. Преимущественно используется мягкий темный камень типа хлорита или кальцита, в основном обрабатываемый сверлом. Очень редко обнаруживаются более твердые экземпляры из горного хрусталя. Их могли обрабатывать при помощи корунда - оксида алюминия, минерала корунд. Он был найден на раскопках в Уре (Ur), а также известен из шумерских текстов, где упоминается, что он был вставлен в свинец. Корунд мог происходить с острова Наксос (Naxos) или из Индии, хотя источники его также известны в верхнем течении Евфрата. Наиболее распространенные сюжеты – работающие люди и идущие животные. К концу 4-го тысячелетия до н.э. цилиндрические печати упростились, рельефное изображение наносилось вращающимся колесом. Такие печати были широко распространены, их находят от Египта до Ирана.

Конец четвертого тысячелетия приблизительно совпадает с началом Раннего Бронзового века (Early Bronze Age). Исходя из названия, период может быть ошибочно определен использованием бронзы, сплава меди и олова, тогда как основным используемым сплавом в это время была мышьяковая медь. В это период торговля ценными медными товарами и позднее оловянными становится существенной, поскольку они не были общедоступными материалами. Эта торговля, а также другие формы обмена стали контролироваться правящей элитой. Таким образом, материальная культура этого периода зачастую определяется правящей элитой – от пирамид Египта, циклопической архитектуры Греции и до гигантских памятников Европы. Для осуществления этого контроля в Месопотамии развивается сложная бюрократия, которая использует клинопись на глиняных табличках и отметки о принадлежности при помощи цилиндрических печатей. Таким образом, Бронзовый век становится эпохой расцвета цилиндрических печатей.

Рис. 5

Влияние культуры Месопотамии может быть проиллюстрировано печатями из Египта, которые датируются примерно 3100-2686 г.г. до н.э. (Рис.5.)

Некоторые из самых ранних печатей третьего тысячелетия сделаны из очень мягкого материала – талька, the hydrous magnesium silicate, часто называемого стеатитом, который достаточно мягок, чтобы на нем можно было оставить след ногтем. Длинные тонкие вырезанные при помощи колеса геометрические цилиндрические печати (см. Collon 1987 рис. 41) из северной Месопотамии сделаны из этого мягкого камня, а затем обожжены до enstatite, the anhydrous magnesium silicate. Похожий экземпляр из Шумера есть в коллекции ROM (Рис. 6). Он изготовлен из ляпись-лазури.

Рис. 6

После примерно 2750 г. до н.э. ляпис-лазурь обнаруживается в Месопотамии в больших количествах. Это Раннединастический период Шумера, время Царских могил Ура, где предметы из ляпис-лазури богато украшены. Ляпис-лазурь настолько многозначительна, что в литературе ей отводят метафорическую роль как синониму благосостояния и блестящей роскоши. Она была принадлежностью богов и героев. Хотя есть небольшие источники ее в Иране, в основном предполагается, что она была привезена из Бадахшана в Афганистане. Это скорее камень, чем минерал. Это настоящий мрамор, трансформировавшийся известняк, состоящий в основном из карбоната кальция минерала кальцита. Синий цвет обусловлен минералом лазулитом, hydrous magnesium aluminium silicate. Ляпис-лазурь, таким образом, содержит кальцит и лазулит, часто вместе с другими минералами, такими, как сульфид железа, пирит. Fortin (1999 рис ?) публикует фото необработанного куска, найденного в Тель Мардихе (Tell Mardikh), древнем Эбла (Ebla), неподалеку от Алеппо (Aleppo) в Сирии, в контексте, датируемом 2300 г. до н.э. Ляпис часто продавался необработанным.

Фигурные печати из Шумера изображают два основных сюжета: сцены поединков и сцены пиров. Сцены поединков изменяются от более ранних, где сражающиеся расположены горизонтально (см. Collon 1987 рис. 61) до более поздних, где они расположены вертикально (см. Collon 1987 рис. 522). С 2600 г. до н.э. есть хорошо датируемая последовательность царских печатей, таких, как печать Мес-ане-пада (Mes-ane-pada), первого царя Первой династии Ура (см. Collon 1987 рис. 522). На шумерских цилиндрических печатях из второй группы изображены сцены пиров (см. Collon 1987 fig. 93).

Аккадский (Akkadian) период, примерно с 2334 до 2193 г.г. до н.э., является первым образцом главной семитской культуры в Месопотамии. Он был заложен Саргоном (Sargon) из Аккада (Akkad), города, который, как считают, находился неподалеку от более позднего Вавилона. Саргон и его наследники, такие, как внук Нарам-Син (Naram-Sin), создали империю, которая протянулась от побережья Средиземного моря до Персидского залива. Аккадские печати обычно представляют из себя крупные цилиндры с выпуклыми сторонами. Обычно на них присутствуют два сюжета. В сценах поединков продолжают изображать более рельефную мускулатуру и меньший беспорядок (Рис.7). Сцены пиров сменяют богато украшенные сцены подношений божествам семитских аккадов (Рис.8.) Основным материалом является змеевик (серпентин), темный метаморфный камень, образовавшийся из океанического осадка и пробившийся в Иран и Турцию во время образования гор Загрос (Zagros) и Таурус (Taurus). Другие печати из низкокачественного ляписа, нефрита, диорита, cores of large shells, зеленой и красной яшмы и горного хрусталя.

Рис. 7

Рис. 8

В III периоде Ура, между 2192 и 2004 г.г. до н.э. хлорит становится преобладающим материалом. Он немного тверже змеевика и также происходит из Ирана и Турции. Сцены поединков продолжают изображаться, но преобладающими становятся стандартные сцены подношений, на которых божество обращено влево, а Лама (Lama), присутствующая при подношениях богиня, произносит молитву.

Рис. 9

Рис. 10

К концу третьего тысячелетия в обращение входит гематит, оксид железа, и цилиндрические печати преобладают первые четыре века второго тысячелетия (т.е. 2000-1600 г.г. до н.э.), что соответствует началу Среднего Бронзового века (Middle Bronze Age). Гематит твердый, тяжелый, плотный минерал, требует тщательной обработки. Основные источники располагаются в восточной Турции, хотя химический анализ выявил, как минимум, пять отдельных групп. Другие материалы – горный хрусталь, дымчатый кварц, аметист, обсидиан, красную и белую яшму, сердолик из Индии и амазонит, синий полевой шпат из Кашмира или Уральских гор. Это период Старой Ассирийской империи (Old Assyrian Empire), сегодня более часто считаемой торговой зоной, покрывающей территорию богатой ресурсами восточной Анатолии, источника гематита (Рис.9.) В Южной Месопотамии он известен под названием периода Исин-Ларса (Isin-Larsa period). Теперь в сценах подношения на молящемся надет головной убор, добавлены т.н. «заполняющие пространство» объекты, тогда как богиня Лама изображена с поднятыми руками (Рис.10, см. также Collon 1987 рис. 153, Collon 1987 рис. 538).

В 1763 г. до н.э. Хаммурапи (Hammurabi) объединяет центральную и южную Месопотамию и основывает Вавилонскую империю (Old Babylonian empire). Возможно, наиболее известный памятник того периода, черная стелла со сводом законов, украшенная сценой подношения. Старо-вавилонский период возвещает о возвращении аккадских и раннединастических сцен поединков (Collon 1987 рис. 158) и поединков с божествами (Collon 1987 рис. 165). Сцены подношений видоизменяются – изображаются богиня Лама и бородатый царь, богиня напротив царя (Collon 1987 рис. 1, 166, 167). После смерти Хаммурапи в 1750 до н.э. большая часть печатей носят явные следы сверления и обработки колесом (Collon 1987 рис. 193).

Рис. 11

Рис. 12

В западной части Большой Месопотамии находится богатое и могущественное царство Ямхад (Алеппо) (Yamhad (Aleppo)). Цилиндрические печати этого региона часто влияют на более поздние стили, особенно мотив гильошей и способы изображения верховного божества (Collon 1987 рис. 209, 219). На востоке в эламитской (Elamite) части Ирана цилиндры делались из битума (Collon 1987 рис. 225). В Hittite Anatolia будут цилиндрическими, но не просверленными по центру и имеющими пломбу на нижней части (Collon 1987 рис. 841; 835). Примерно в 1500 г. до н.э. расположен еще одно темное пятно в древней истории, которое отмечает начало Позднего Бронзового века (Late Bronze Age). Печати этого периода изначально делались из твердого камня группы кварцев. Сюда входят различные крупнокристальные кварцы такие, горный хрусталь, и микрокристальные – такие, как серый халцедон и агат. В Месопотамии есть две основных культурных области. В Вавилоне это Касситы (Kassites) в 1155 г. до н.э., два основных стиля, изобилующими надписями, обычно длинная молитва (Рис. 11, см. также Collon 1987 рис. 239; 240). В северной Месопотамии и Сирии – Митанни (Mitanni). Появляются два новых материала: спеченный кварц или фаянс (Рис.12). Вырезанные печати представляют смешение старых стилей. Например, печать царя Идрими из Алалаха, Сирия (King Idrimi of Alalakh) весом 1500 карат изображает вавилонскую богиню с сирийским гильошем (Collon 1987 рис. 546).

В 14-13 в.в. до н.э. происходит расширение Ассирийской империи (Middle Assyrian Empire). Около 80% ассирийских печатей изготовлены из твердого камня, а из фаянса – ни одной. Цилиндрические печати сделаны с использованием всех преимуществ эффекта оттиска нужной длины, например длинный ряд животных (ср. Collon 1987 рис. 279; 282).

В 1000 г. до н.э. начинается Железный век – мир более легкого получения металлов. Торговля, организованная правительством, и бюрократическая элита станут частью прошлого.

Рис. 13

Рис. 14

В 9 в. до н.э. происходит расширение Ново-Ассирийской империи (Neo-Assyrian empire) – более ранние печати из змеевика и известняка и более поздние из кварца в основном тоньше и длиннее бочкообразной формы с круглыми концами (ср. Collon 1987 fig. 340). Охота и пиры являются основными мотивами, некоторые могут быть связаны с настенными рельефами середины 8 в. до н.э. (ср. Collon 1987 рис. 656). В конце 8 в. рост использования для письма алфавита вместо клинописи на материалах, отличных от глины, приводит к росту использования плоских печатей. В 612 г. до н.э. Ассирия покоряется Медесу (Medes) из Ирана и вавилонянам. Печати нововавилонской империи продолжают оставаться цилиндрическими, в качестве материала для них используется твердый камень (Рис.13), при этом увеличивается использование плоских печатей (Рис. 14).

Рис. 15

Рис. 16

В 539 г. до н.э. Кир Великий (Cyrus the Great) покоряет Вавилон, и в 5 в. империя Ахеменидов (Achaemenid) простирается от Нила до Инда. Царские архивы записаны при помощи клинописи на глиняных дощечках и запечатаны цилиндрическими печатями, так видно возрождение цилиндрических печатей. Ахемениды быстро развили новый стиль цилиндрических печатей на заготовках бочкообразной формы из агата и халцедона (Рис.17. и 18.). К концу 5 в. цилиндрические печати вышли из употребления.

Рис. 17

Рис. 18

При Селевкидах основным типом становятся печати в виде перстня с печаткой из твердого камня, такого, как сердолик (Рис. 16.) При парфянах и, позднее, Сасанидах (Sasanians) появляются различные виды плоских печатей (Рис. 17 и 18). Это последние уникальные плоские печати Среднего и Ближнего Востока, так как более поздние печати средневековья или исламского периода в основном являются перстнями.

Роберт Б. Мейсон (Robert B. Mason)

Перевод © JUDAEA.RU - 2009 г.

Ссылки.

Collon, D. 1987, First Impressions: Cylinder Seals in the Ancient Near East, University of Chicago Press.

Fortin, M., Syria, Land of Civilizations, Les Editions de l'Homme.

Moorey, P.R.S., 1994, Ancient Mesopotamian Materials and Industries: The Archaeological Evidence, Clarendon Press, Oxford.

печатибуллыАссирияВавилонИранМесопотамияАккад 

01.04.2010, 6493 просмотра.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

19.06.2009 22:12:20

В поисках Шебнайаху, царского слуги

Надпись на одной из печатей состояла из двух строк и содержала имя Шебнайаху и слово «ha-melekh» («царь»), указывающее, что Шебнайаху имел отношение к царскому семейству. К сожалению, треть оттиска в нижней правой части отсутствует. Основываясь на сохранившихся буквах, археологи не смогли указать, какое отношение Шебнайаху имел к царю. Если на фрагмент, который отсутствует справа (с учетом того, что на иврите пишут справа налево) написано...

Роберт Дойч (By Robert Deutsch)

 

надписинаходкипечатираскопкибуллыбиблияИзраиль 

05.10.2008 09:24:47

Где Иезавель? Или печать библейской царицы - 2

Можете назвать меня старомодным, но мне нравится, чтобы на печатях, принадлежавших библейским персонажам, были упоминания персонажей, которым эти печати предположительно принадлежали. Я оставлю другим библейским исследователям спорить, заставляет ли перевес свидетельств относить эту непровенансную печать к «традиционной» Иезавель. Как археолог и палеограф я предпочитаю фокусироваться в этом вопросе на аспекте материальной культуры.

Райан Бирн (Ryan Byrne)

печатибуллыИезавельбиблия 

06.12.2007 22:14:09

Львица-девица

Самая дорогая скульптура в мире

Фантастический рекорд, установленный на торгах Sotheby's 5 декабря 2007 года, — 57 миллионов долларов за восьмисантиметровую статуэтку из полированного известняка, требует некоторых пояснений. Откуда взялось это чудо, не подделка ли это, есть у «Львицы Гуэннола» аналоги? И почему она стоит так дорого?

Юлия Штутина

Львица ГуэннолаМесопотамия 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

07.07.2009 12:09:02

В Иерусалиме обнаружены каменоломни царя Ирода

Израильские археологи обнаружили в районе Иерусалима каменоломни периода правления царя Ирода I Великого. По мнению ученых, именно из этой каменоломни, занимавшей площадь в 100 квадратных метров, мог браться материал для реконструкции Второго Храма, проведенной царем Иродом.

ИзраильИерусалимнаходки 

06.12.2013 10:32:06

Ханукальная находка в Иерусалиме – уникальное здание эпохи Хасмонеев

В ходе археологических раскопок в иерусалимском Граде Давида были обнаружены руины каменного строения, датируемого вторым веком до нашей эры. По словам археологов, это первое здание Хасмонейского периода, обнаруженное в Иерусалиме.

Речь идет о массивном строении, толщина стен которого достигает одного метра, а площадь помещений – 64 кв.м. В здании обнаружено значительное количество керамики, а также монеты, благодаря которым удалось установить, что оно было возведено в начале II века до н.э. - в эпоху селевкидского царя Антиоха Третьего.

ИерусалимГрад Давидараскопки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2017 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100