История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Библейская археология и Хирбет Кейяфа

 Павел Бернштам

Был на экскурсии Миши Фрейкмана на Хирбет Кейяфа. Эта экскурсия очень отличалась от всех экскурсий на которых приходилось мне бывать раньше.

Во-первых, Миша - очень интересный и правильный человек. Он сам на Хирбет Кейяфа копает, он настоящий ученый - там, где экскурсовод, цель которого заинтересовать, рассказал бы о каких-то выводах, Миша осторожничал - практически не выдавал интерпретаций, а если и выдавал, сопровождал пояснениями, что возможны и другие выводы. На меня это произвело очень большое впечатление. Ну и вообще - выходец из бригады Гив'ати, сами понимаете ...

Во- вторых, то, что мы видели - реально передний край современной библейской археологии.

Начали мы с вершины холма, там, где находится территория A - с которой, собственно и начали копать в 2007 году. Миша рассказал об истории места, что до 2007 на нём никогда не копали, хотя некоторые исследователи обращали внимание на этот холм, про то, что он находится под угрозой постройки рядом ортодоксального квартала "Рамат Бейт Шемеш", а ортодоксы очень плохо относятся к любым раскопкам и регулярно здесь что то разрушают.

Само место очень интересно тем, что раскопанный город существовал недолго 15-20 лет (максимум 50) в железном веке, потом был покинут на 600 лет, а потом недолго в нем было греческое (видимо) поселение на стыке персидской и греческой (завоевания Александра) эпох. Т.е. нет многих слоёв близкого времени, что сильно облегчает датировку.

Отсюда начались раскопки в 2007

Уже наверху холма нашли керамику железного века, но основные инсталляции, как их называл Миша, наверху - греческой эпохи (а так же построенные на их основе из тех же камней оттоманские здания).

Очень глубокий колодец:

Что то, что может быть микве ...

Потом мы спустились вниз на территорию B, на которой были найдены ворота. Это западная сторона, она смотрела на находящийся совсем рядом филистимлянский город на Тель Азека. Миша показал хорошее планирование города - сточные канавы, дырки для которых были проделаны в стенах еще при постройке.

Ворота, а напротив - холм на котором жили филистимляне:

Около этих ворот был найден остракон с древнейшей надписью на иврите. Причем вывод, что это на иврите, а не на другом языке был сделан по слову "таасе" - корень "лаасот" - ивритский, а все остальные слова на остраконе могли быть и из других хаананейский языков.

На футболке у Миши тот самый остракон:

Рядом копали какие то христиане из Америки. Там они нашли греческие стены, греки сделали комнаты в которых готовили пищу на основе большого зала железного века (Миша показал как отличать греческие стены от стен железного века). Тут были найдены интересные двуглавые сосуды (такие были найдены до этого только два раза в других местах). Скорее всего, они имели культовое значение - в них смешивали какие-то жидкости. И это соответствует представлению о том, что большой зал имел какое-то культовое значение.

Затем мы перешли на территорию C, здесь копал сам Миша. Он нам указал на казематы - комнаты вдоль стен города, пояснив, что в более поздних городах (таких как Мегидо) стены отделены от жилых домов улицей, а тут нет, что может помочь с датировкой.

Каземат: узкая комната вплотную к стене города:

Интересные найденные артефакты - круг из камней и стоящий посреди камень, со следами угля рядом (непонятно зачем), рампа неизвестного назначения, печка (похожа на закопанный в землю кувшин). Тут же были найдены глиняные модели чего то, что может быть "Арон а кодеш" - место обитания божества. Потом Миша показал, как, используя эти модели, можно понять описания какие то элементов Храма Соломона (который был построен позже), которые до сих пор никто не мог понять.

Тут что-то жгли:

Здесь готовили еду. Осколки керамики железного века: бери-не хочу.

Для чего это возвышение - неизвестно.

Вторые ворота.

Научный руководитель Миши - Йоси Гурфинкель, смог догадаться, что они копают библейский город Шаараим (упоминается в Торе 3 раза) и начал искать вторые ворота. Он их и нашел! Возле них были найдены: стоящий камень (кто то его свалил в последнее время), остатки скамейки, какое то большое административное здание (для стражи? Таможня?).

Камень свалили, видимо, ортодоксы из Рамат Бейт Шемеш

Вторые ворота:

Стенка, пристроенная греками. Они тут готовили еду, потом заделали дверь и сделали мусорку.

Чуть подальше - частный дом с большими стоящими камнями и поилкой для ослов. Может на этих камнях поддерживалась крыша и второй этаж - есть следы ступенек. Это единственное неаккуратно сделанное здание. Миша предположил, что оно обрушилось в результате небольшого землетрясения и то, что мы видим - следы ремонта.

Комната со столбами и поилкой для ослов. Для эксперимента даже приводили сюда осла.

Далее - нечто, что предположительно было башней, откуда смотрели на дорогу к воротам (это дорога из долины Эла, по которой приходили в город из Иерусалима и Хеврона).

Остатки башни?

Остатки каменоломни - камни для стен не поднимали на холм (самые тяжелые камни более 10 тонн), а вырубали тут же на холме и скатывали вниз.

Камень, который откололи, но не использовали. Выемка в нем более ранняя, неизвестно зачем сделанная.

Здесь Миша более подробно рассказал о находках - был найдено много оружия (оружие формы как у хаананейцев, но из железа как у филистимлян), много керамики (из которой очень малый процент филистимлянской, финикийской и египетской). Были найдены кувшины с точками на ручках - по мнению Миши, разное число точек означало разный объём или вид продуктов для налогов - что показывает наличие серьезной администрации. Миша показал комнату, в которой были найдены кувшины с серпами и с камушками для игры (я забыл, как она называется, но существует и по сей день). То, что камушки были для игры, а не для весов показывает наличие среди них отполированного кусочка керамики такой же формы - им явно заменили потерявшийся камушек.

Затем мы перешли в тень, и Миша перешел к выводам. Он рассказал, на основе чего думают, что место еврейское (отсутствие свиных костей, отсутствие филистимлянской керамики, "таасе" на остраконе). Рассказал, как датируют место. Тут взял слово специалист по радиоуглеродному анализу, рассказал о кривой калибрации радиоуглеродной датировки и о том, что это кривая не монотонная (т.е. одному и тому же количеству нужного изотопа углерода могут соответствовать две разны даты - на этом месте он называл 950 или 970 до н.э, а, например на Санторини 16 или 17 век до н.э., что там является принципиальным различием).

Миша объяснил интересную вещь - что мы видели наличие моделей арон акодеш у людей в домах, следы культовой деятельности у каждого дома, это соответствует эпохе до Храма.

Очень большую часть времени Миша посвятил дискуссии со школой минимализма из Тель Авивского университета, которые придерживаются очень осторожного подхода, Танаху не верят, в единое царство Давида и Соломона не верят, а верят лишь тому, что находят археологи (вообще - очень понятный мне научный подход). Он показал, как одни и те же находки могут быть проинтерпретированы по-разному, поиздевался над аргументацией своих оппонентов, но в конце пояснил, что неправильно считать, что позиция профессора Финкельштейна связана с тем, что он левый и они хотят как то принизить значение евреев или Танаха. Дискуссия с ними исключительно научная и вполне легитимная. (Для меня услышать это было очень важно. Это показывает что Миша настоящий ученый. От "историков" ангажированных политикой, такое заявление о политически-научных оппонентах не услышишь.)

Поговорили о том, почему город мог быть оставлен. Миша высказал две гипотезы - когда филистимлян отогнали на запад, город стал не нужен как форпост (а просто жить там тяжело из-за плохого доступа к воде) или наоборот, ушли, когда филистимляне подступили к городу. В любом случае - город не был взят, не было следов боя или пожара.

Только на этом этапе (!) удалось выудить из Миши, что он считает, что город относится к эпохе царя Саула (последние годы 11 - первые годы 10 века до н.э) когда только только началась еврейская центральная власть.

Павел Бернштам

 Все материалы о раскопках  в Хирбет-Кейяфе

ИзраильраскопкиэкскурсияХирбет-Кейяфаархеология 

06.06.2012, 4555 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

04.02.2009 10:28:14

Царь Ирод. Дальновидный строитель Святой земли

В восьми милях к югу от Иерусалима, где последние низкорослые оливы и каменистые кукурузные поля растворяются в голых бесплодных землях Иудейской пустыни, резко выделяется холм в виде острого конуса со срезанной вершиной, как небольшой вулкан. Это Иродион - одно из великих архитектурных сооружений Ирода Великого, царя Иудеи, который на месте небольшого холма воздвиг прекрасный памятник из белоснежного камня и окружил его великолепными дворцами, журчащими бассейнами и террасными садами. Хитроумный и щедрый правитель, блестящий военачальник и один из наиболее впечатляющих и энергичных строителей в древнем мире, Ирод вел свое царство к новому процветанию и мощи.

Том Мюллер (Tom Mueller)

археологияИродионраскопкиИудеяИродианы 

05.05.2010 13:15:32

Кейсария с неба

Итак, Кейсария Стратонова, она же Кейсария Маритима, древний город Ирода и Понтия Пилата, византийцев и крестоносцев - с небес.

ИгорьТорик

КейсарияИзраильакведукраскопкиРимИудея 

19.07.2008 21:08:00

Раскопки Города Давида. 2005 г. Периоды поздней бронзы и железа-1

Царь Давид избрал Иерусалим для роли своей новой столицы благодаря его географическому положению и репутации многовекового столичного города. По этим причинам отношение Давида к жителям города было иным, не столь безжалостным, как к другим, захваченным им городам — несмотря на отчаянное сопротивление иевусеев. Более того, после захвата Давид оставил царя города «Аруну» и его население в живых (1 Хроник 11:4-8) и включил их в систему своего правления, ярким примером чего служит история Урии Хеттеянина, одного из бойцов царя Давида (2-я Самуила 11). Это был хорошо рассчитанный маневр — избежать кровопролития в городе, который он собирался сделать своей столицей, чтобы облегчить переход административной власти и использовать ее с пользой для себя в начальный период установления его монархии.

Эйлат Мазар

ИзраильИерусалимГород Давиданаходкиархеология 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

22.05.2012 13:06:37

В горшке, пролежавшем больше года в запасниках, найден клад золота из Армагеддона

Летом 2010 года археологи Тель-авивского университета проводили очередные раскопки в районе горы Мегидо, (она же – Армагеддон), где поочередно возводили свои города десятки цивилизаций. Одной из находок этого археологического сезона стал небольшой глиняный горшок, помещенный в более крупную глиняную миску и накрытый такой же миской сверху. Горлышко горшка было плотно забито землей.

Несколько месяцев назад археологи решили опустошить горшок и были изумлены, когда вслед за закупоривавшей его землей на стол хлынули золотые и серебряные изделия.

раскопкиИзраильнаходки 

13.07.2008 23:48:42

В Израиле обнаружен морской амулет от сглаза: уникальной находке 2500 лет

Израильский спасатель Давид Шалом обнаружил на дне Средиземного моря в районе пляжа Пальмахим древний амулет, датируемый 5-4 веком до нашей эры. Об этом сообщило в воскресенье, 13 июля, Управление древностей Израиля. Спасатель совершал свой ежедневный заплыв, когда случайно заметил на дне моря необычный предмет. Нырнув, он достал мраморный диск диаметром около 20 сантиметров.

По словам археологов, Давид Шалом нашел древний амулет против дурного глаза — такие амулеты закрепляли на судах, чтобы оградить их от зла. Диск с одной стороны выпуклый, в его центре — отверстие, вокруг которого видны остатки двух нарисованных окружностей. Амулет изображал радужную оболочку глаза, он был укреплен на борту древнего военного корабля или грузового судна.

Израильнаходки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2017 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100