История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Библейская археология и Хирбет Кейяфа

 Павел Бернштам

Был на экскурсии Миши Фрейкмана на Хирбет Кейяфа. Эта экскурсия очень отличалась от всех экскурсий на которых приходилось мне бывать раньше.

Во-первых, Миша - очень интересный и правильный человек. Он сам на Хирбет Кейяфа копает, он настоящий ученый - там, где экскурсовод, цель которого заинтересовать, рассказал бы о каких-то выводах, Миша осторожничал - практически не выдавал интерпретаций, а если и выдавал, сопровождал пояснениями, что возможны и другие выводы. На меня это произвело очень большое впечатление. Ну и вообще - выходец из бригады Гив'ати, сами понимаете ...

Во- вторых, то, что мы видели - реально передний край современной библейской археологии.

Начали мы с вершины холма, там, где находится территория A - с которой, собственно и начали копать в 2007 году. Миша рассказал об истории места, что до 2007 на нём никогда не копали, хотя некоторые исследователи обращали внимание на этот холм, про то, что он находится под угрозой постройки рядом ортодоксального квартала "Рамат Бейт Шемеш", а ортодоксы очень плохо относятся к любым раскопкам и регулярно здесь что то разрушают.

Само место очень интересно тем, что раскопанный город существовал недолго 15-20 лет (максимум 50) в железном веке, потом был покинут на 600 лет, а потом недолго в нем было греческое (видимо) поселение на стыке персидской и греческой (завоевания Александра) эпох. Т.е. нет многих слоёв близкого времени, что сильно облегчает датировку.

Отсюда начались раскопки в 2007

Уже наверху холма нашли керамику железного века, но основные инсталляции, как их называл Миша, наверху - греческой эпохи (а так же построенные на их основе из тех же камней оттоманские здания).

Очень глубокий колодец:

Что то, что может быть микве ...

Потом мы спустились вниз на территорию B, на которой были найдены ворота. Это западная сторона, она смотрела на находящийся совсем рядом филистимлянский город на Тель Азека. Миша показал хорошее планирование города - сточные канавы, дырки для которых были проделаны в стенах еще при постройке.

Ворота, а напротив - холм на котором жили филистимляне:

Около этих ворот был найден остракон с древнейшей надписью на иврите. Причем вывод, что это на иврите, а не на другом языке был сделан по слову "таасе" - корень "лаасот" - ивритский, а все остальные слова на остраконе могли быть и из других хаананейский языков.

На футболке у Миши тот самый остракон:

Рядом копали какие то христиане из Америки. Там они нашли греческие стены, греки сделали комнаты в которых готовили пищу на основе большого зала железного века (Миша показал как отличать греческие стены от стен железного века). Тут были найдены интересные двуглавые сосуды (такие были найдены до этого только два раза в других местах). Скорее всего, они имели культовое значение - в них смешивали какие-то жидкости. И это соответствует представлению о том, что большой зал имел какое-то культовое значение.

Затем мы перешли на территорию C, здесь копал сам Миша. Он нам указал на казематы - комнаты вдоль стен города, пояснив, что в более поздних городах (таких как Мегидо) стены отделены от жилых домов улицей, а тут нет, что может помочь с датировкой.

Каземат: узкая комната вплотную к стене города:

Интересные найденные артефакты - круг из камней и стоящий посреди камень, со следами угля рядом (непонятно зачем), рампа неизвестного назначения, печка (похожа на закопанный в землю кувшин). Тут же были найдены глиняные модели чего то, что может быть "Арон а кодеш" - место обитания божества. Потом Миша показал, как, используя эти модели, можно понять описания какие то элементов Храма Соломона (который был построен позже), которые до сих пор никто не мог понять.

Тут что-то жгли:

Здесь готовили еду. Осколки керамики железного века: бери-не хочу.

Для чего это возвышение - неизвестно.

Вторые ворота.

Научный руководитель Миши - Йоси Гурфинкель, смог догадаться, что они копают библейский город Шаараим (упоминается в Торе 3 раза) и начал искать вторые ворота. Он их и нашел! Возле них были найдены: стоящий камень (кто то его свалил в последнее время), остатки скамейки, какое то большое административное здание (для стражи? Таможня?).

Камень свалили, видимо, ортодоксы из Рамат Бейт Шемеш

Вторые ворота:

Стенка, пристроенная греками. Они тут готовили еду, потом заделали дверь и сделали мусорку.

Чуть подальше - частный дом с большими стоящими камнями и поилкой для ослов. Может на этих камнях поддерживалась крыша и второй этаж - есть следы ступенек. Это единственное неаккуратно сделанное здание. Миша предположил, что оно обрушилось в результате небольшого землетрясения и то, что мы видим - следы ремонта.

Комната со столбами и поилкой для ослов. Для эксперимента даже приводили сюда осла.

Далее - нечто, что предположительно было башней, откуда смотрели на дорогу к воротам (это дорога из долины Эла, по которой приходили в город из Иерусалима и Хеврона).

Остатки башни?

Остатки каменоломни - камни для стен не поднимали на холм (самые тяжелые камни более 10 тонн), а вырубали тут же на холме и скатывали вниз.

Камень, который откололи, но не использовали. Выемка в нем более ранняя, неизвестно зачем сделанная.

Здесь Миша более подробно рассказал о находках - был найдено много оружия (оружие формы как у хаананейцев, но из железа как у филистимлян), много керамики (из которой очень малый процент филистимлянской, финикийской и египетской). Были найдены кувшины с точками на ручках - по мнению Миши, разное число точек означало разный объём или вид продуктов для налогов - что показывает наличие серьезной администрации. Миша показал комнату, в которой были найдены кувшины с серпами и с камушками для игры (я забыл, как она называется, но существует и по сей день). То, что камушки были для игры, а не для весов показывает наличие среди них отполированного кусочка керамики такой же формы - им явно заменили потерявшийся камушек.

Затем мы перешли в тень, и Миша перешел к выводам. Он рассказал, на основе чего думают, что место еврейское (отсутствие свиных костей, отсутствие филистимлянской керамики, "таасе" на остраконе). Рассказал, как датируют место. Тут взял слово специалист по радиоуглеродному анализу, рассказал о кривой калибрации радиоуглеродной датировки и о том, что это кривая не монотонная (т.е. одному и тому же количеству нужного изотопа углерода могут соответствовать две разны даты - на этом месте он называл 950 или 970 до н.э, а, например на Санторини 16 или 17 век до н.э., что там является принципиальным различием).

Миша объяснил интересную вещь - что мы видели наличие моделей арон акодеш у людей в домах, следы культовой деятельности у каждого дома, это соответствует эпохе до Храма.

Очень большую часть времени Миша посвятил дискуссии со школой минимализма из Тель Авивского университета, которые придерживаются очень осторожного подхода, Танаху не верят, в единое царство Давида и Соломона не верят, а верят лишь тому, что находят археологи (вообще - очень понятный мне научный подход). Он показал, как одни и те же находки могут быть проинтерпретированы по-разному, поиздевался над аргументацией своих оппонентов, но в конце пояснил, что неправильно считать, что позиция профессора Финкельштейна связана с тем, что он левый и они хотят как то принизить значение евреев или Танаха. Дискуссия с ними исключительно научная и вполне легитимная. (Для меня услышать это было очень важно. Это показывает что Миша настоящий ученый. От "историков" ангажированных политикой, такое заявление о политически-научных оппонентах не услышишь.)

Поговорили о том, почему город мог быть оставлен. Миша высказал две гипотезы - когда филистимлян отогнали на запад, город стал не нужен как форпост (а просто жить там тяжело из-за плохого доступа к воде) или наоборот, ушли, когда филистимляне подступили к городу. В любом случае - город не был взят, не было следов боя или пожара.

Только на этом этапе (!) удалось выудить из Миши, что он считает, что город относится к эпохе царя Саула (последние годы 11 - первые годы 10 века до н.э) когда только только началась еврейская центральная власть.

Павел Бернштам

 Все материалы о раскопках  в Хирбет-Кейяфе

ИзраильраскопкиэкскурсияХирбет-Кейяфаархеология 

06.06.2012, 5198 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

17.10.2010 11:37:54

Два кургана: Армагеддон для библейской археологии?

Статья опубликована в журнале Science в 2000-м году. Предлагаемый пересмотр датирования находок  в Израиле бросает вызов библейскому описанию сильного государства, которым правили цари Давид и Соломон. Тем  важнее результаты раскопок последних лет, в частности, в Хирбет-Кейяфе, дающие дополнительный материал для исследований и проливающие свет на события трехтысячелетней давности. Автор статьи - Майкл Балтер (Michael Balter)

МегиддораскопкиИзраильСоломонверсии 

28.11.2007 14:53:29

Вади Далия (Вади Далиех)

Когда я узнал о готовящемся походе в Вади Далия, мне было трудно в это поверить. Туда же никто не ходит!
Первой мыслью было, что в объявление вкралась ошибка, и речь идёт о небольшой речке Нахаль Далия к югу от Хайфы. Но личность экскурсовода Михаила Эзера
не позволила усомниться в намерении организаторов.
Да, известный краевед Самарии собрался вести нас в то самое знаменитое в научном мире и в тоже время почти неисхоженное туристами Вади Далия на стыке самарийских гор и долины реки Иордан.

Евгений Озеров

ИзраильСамарияВади Далияэкскурсия 

01.03.2008 11:21:20

Иерусалимский Храм царя Ирода и... Римский Колизей

Разрушение Иерусалимского Храма царя Ирода и строительство амфитеатра императоров Флавиев (Колизей) что же ещё, кроме времени, связывает эти два исторических события?

 Аркадий Таль

ХрамРимИерусалимИзраиль 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

13.03.2008 17:28:30

В Иерусалиме найдена печать, принадлежавшая Нетаниягу

Израильские археологи, ведущие раскопки в Старом городе Иерусалима, к северо-западу от Стены Плача, обнаружили печать времени Первого храма. На ней хорошо видно имя владельца.

Владельцем печати был человек по имени Нетаниягу Бен-Яуш. Археолог Шуламит Векслер-Бдолах сообщила радиостанции «Коль Исраэль», что никаких других сведений об этом человеке в настоящее время нет. Имена «Нетаниягу» и «Яуш» известны по другим источникам, относящимся к эпохе Первого храма (разрушенного войском Нововавилонского царства в VI веке до н.э.).

Иерусалимраскопкипечатибуллы 

23.09.2009 12:07:08

Немецкие археологи раскопали неразграбленную могилу древнего сирийского царя

Германские археологи сообщили о сенсационной находке в сирийском городе Катна. Они раскопали остатки древнего королевского дворца и погребения, наполненные костями и драгоценностями, возраст которых, по некоторым оценкам, превышает 3.500 лет.

раскопкинаходкиСирия 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2018 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100