История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Акко - тень самого себя

Город Акко — это не что иное, как тень самого себя. Так, по крайней мере, утверждает историк средневековья Мирон Бенвеништи.

Город, который, как минимум, три раза менял своё месторасположение. Возникновением и самим существованием обязанный морю, он изначально был построен достаточно далеко от воды, на холме, который в народной этимологии прозывается Наполеоновой горкой (Гиват-Наполеон), имя же ему — Тель-Пухар.

Впрочем, никакого противоречия в этом нет — большая часть приморских городов восточного Средиземноморья, возникших в 3-2 тысячелетиях до н.э., построена именно так. И объяснить это несложно, если вспомнить, что, вплоть до середины первого тысячелетия до н.э., в пограничной зоне «море — берег» царило право сильного. То есть, прав был тот, кто первым успевал треснуть по башке собеседника.

Моряки с удовольствием совмещали в одном лице несколько профессий — мореплавателя, пирата, грабителя, солдата, торговца (последнее — не от хорошей жизни, а только, если не удавалось ограбить; на этот случай на кораблях всегда был некий запасец товаров). В случае полного облома, когда ни поторговать с жителями побережья, ни обобрать их — переквалифицировались в управдомы в андраподистов — «делателей рабов». Вылавливали местных жителей, неосторожно вышедших погулять — женщин (особенно юных и красивых), детей, да и молодых сильных парней, если повезёт. Вязали, бросали на корабль и увозили на невольничьи рынки. Кстати, заметьте — благородные герои Гомера тоже не брезговали этим промыслом, более того, хвастались такими проделками, как подвигами.

Поэтому у большей части прибрежных городов восточного Средиземноморья есть сухопутные двойники, прячущиеся на суше, в нескольких километрах к востоку. Рафиах…Газа… Ашдод… Явне…

Впрочем, жители побережья тоже не ходили в ангелах. Если можно забрать товары бесплатно — зачем покупать? А если повезёт, да у ваших берегов судно потерпит крушение (как говорится на иврите — «נטרף בים„ — „сожрано, растерзано морем“)… Да всякое добро волнами повыбрасывает… Чего лучше-то?

Вы не обращали внимания, что большинство портов, заложенных в глубокой древности, стоят в местах с каменистым дном? Ну, вот, как Акко:

„Не было в древности дороги, более выгодной для перевозки товаров, чем море. Если караван, месяцами, годами идущий по пустынным тропам от колодца к колодцу, мог перевезти максимум 10-15 тонн груза, то корабль — на порядок больше.

И не было в древности ловушки коварнее и опаснее, чем море. Особенно море Средиземное, непредсказуемое и неверное. Знаете, какой была молитва древнего моряка, выходящего из гавани?

„Помни, о господи, судно моё так мало, а море твоё — так велико!“

Не было в древности ничего опаснее, чем жизнь на самой кромке побережья. В любую секунду из-за горизонта мог появиться корабль. Неизвестно чей. Но главное — чужой, а значит — смертельно опасный.

И многие царьки нанимали специальных людей, которые селились прямо у уреза волн с тем, чтобы защищать береговые поселения от вторжений с моря.

Но очень быстро эти ребятки, особенно те, кто поселился на каменистом, скалистом берегу, поняли, что в руки им прямо-таки прёт удача. Я имею в виду — кораблекрушения.

Бились корабли, ещё как бились. Их обломки, груз, уцелевших членов экипажа выбрасывало на скалы, прямо в руки обрадованных местных жителей. Спасшиеся, как правило, тут же получали дубиной по черепу. Или мечом по горлу.

Но такая удача выпадала береговым нечасто. Поэтому они не ждали милости от природы, а прям по-мичурински брали это дело в свои натруженные руки. Ну, например, разводили над самым опасным местом — костёр.

Ну да, как ещё Гомер рассказывал:

„По морю свет мореходам во мраке сияет,
Свет от огня, далеко на вершине горящего горной,
В куще пустынной…“

Такой уютный, манящий, он как бы указывал дорогу в тёплый и безопасный дом, а на самом деле вёл моряков прямиком — в могилу…

Постепенно трудовые династии береговых тяжким трудом собирали немалые богатства, и из прибрежных разбойников и убийц их потянуло в респектабельные граждане, которым оказалось выгоднее заниматься торговлей. Да и кораблей стало больше, доходнее было оказывать им услуги многократно, а перерезать глотки — согласитесь, действие всё же одноразовое. Так на месте бывших ловушек — появились настоящие порты.

И вот, уже в греко-римский период, Акко, под именем „Птолемаис“, медленно выползает к морю.

Нажимаем на „быструю перемотку“, перемахиваем через тысячелетие, размазывая время в неразличимую полоску цветов и смутных фигур, словно фотографируя из мчащегося автомобиля.

Во времена крестоносцев Акко — Акре — самый крупный город Святой Земли. Больше Цора. Больше Кейсарии. Больше Яффо. Больше Иерусалима

Крестоносцы делят Акре, как торт. Каждый норовит захватить кремовую розочку.

Королевский домен… Генуэзцы… Венецианцы… Госпитальеры… Тамплиеры… Пизанцы… У каждого — свой квартал, в котором действует свой устав и свои автономные законы.

При этом генуэзцы сильно не любят венецианцев, и наоборот. Пизанцы ненавидят и тех, и других. Тамплиеры и иоанниты готовы перегрызть друг другу глотки. Королевский домен разрывается на три изолированных квартала, чиновники короля изо всех сил пытаются удержать контроль за Катиной — портом. И все стиснуты в узких рамках средневекового города.

Гораздо больше, чем мусульмане, перманентно угрожающие стенам города, крестоностских обитателей Акры заботят ненавистные соседи из ближайшего квартала. Улицы становятся границами. Стены домов — крепостными стенами. Окна — бойницами.

А тем временем приходят мамлюки, и сравнивают Акре с землёй. Период крестоносцев на Святой Земле окончен.

Я написала — сравнивают с землёй? Не верьте! Невозможно сравнять с землёй город, в котором редкое здание было ниже 3-х этажей, а застройка была так плотна, что…

Словом, несмотря на то, что мамлюками было создано специальное инженерное подразделение по разрушению города, максимум, что им удалось — это превратить его в холм битых кирпичей высотой в два этажа, из которого торчали развалины колокольни церкви св.Иоанна (именно поэтому во французских источниках до сих пор Акко иногда именуют «Сен-Жан д`Акр“ — только это и видно было здесь в течение многих веков).

Потом пришли турки. О, это — отдельная песня! Особенно всё, что связано с правителем по имени Ахмед, по прозвищу эль-Джаззар — «мясник“. Он же — победитель Наполеона Бонапарта. Вот он сидит, в окружении своих советников:

Один из советников, обратите внимание, выглядит несколько… нестандартно. В его внешности кое-чего не хватает, правда? Это — министр финансов эль-Джаззара, Хаим Фархи, между прочим, еврей. Удивительный человек, заслуживающий отдельного рассказа, как, вообще, отдельного рассказа — и некороткого — заслуживает еврейская община Акко и окрестностей. Что касается внешности — то это результат милой манеры эль-Джаззара делать подчинённым замечания. Помните, в СССР была градация взысканий: выговор; выговор с предупреждением; выговор с занесением в личное дело. Вот и у эль-Джаззара — тоже… Сначала убирали ухо… потом — нос… потом — глаз … Ну, а потом уже увольняли. Навсегда. Мечом… или, там, шнурком, — по вкусу и по эстетическому порыву.

В общем, именно эль-Джаззар отстроил Акко заново.  Как?
Расчищать битый кирпич, рыться в мусоре 13-го века — нет дураков! Эль-Джаззар принимает радикальное решение — сгребает с холма Тель-Пухар грунт, и засыпает весь раздолбанный вдребезги крестоностский хлам полностью. И строит наверху свой город. Вот такой примерно, каким его изобразил в 19-м веке Дэвид Робертс:

Современный Акко — странный город. И привлекательный, и отталкивающий в одно и то же время. Левант во всей красе.

Попробуйте зайти в магазинчик в Старом Городе Иерусалима… Нет, не зайти. Только посмотреть в сторону его двери. И всё — живым вам не уйти. В ваш рукав вцепятся мёртвой хваткой, вас будут уговаривать, улещивать, совать под нос всё, что есть и чего нет.

Не так — в Акко. Да, город, в основном, живёт за счёт туристов.

Ну и что?
Из-за этих суетных соображений выходить из состояния блаженного кайфа, прерывать неторопливую беседу за наргилой, она же — кальян? Ага, щас! Кому надо, придёт сам и сам всё купит.
Не купит? Не всё? И не надо…

Мы тут живём, не только, чтобы продавать. Мы тут просто — живём…

А вот здесь, пожалуй, уже впору производить археологические раскопки:

Кошки Акко — отдельная группа населения.

Вот такой этот город.

Тень самого себя. Путаница эпох, языков, летописей, сказок — смешных и страшных, народов, кошек, камней, моря, мусора, свежевыжатого апельсинового сока, сетей, ракушек, церквей, мечетей, рыбы сырой и жареной, запахов…

Очень хочется вернуться в него опять.

Зоя Брук

АккоИзраиль 

12.02.2008, 9076 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

30.11.2007 17:49:27

Тель-Хадид

Когда мы полгода назад переезжали в Модиин, главным аргументом было местоположение: двадцать минут на машине до Иерусалима, и примерно столько же — до Тель-Авива.
Однако, предположение, что свободное время мы будем проводить вне спального города, каким действительно является Модиин, оказалось абсолютно неверным.
Я даже и не подозревал, насколько богата история этих мест! Потребуются годы, чтобы все осмотреть и изучить.
К сожалению, литературы по этой теме очень и очень немного. Сказывается то, что район Модиина долгие годы был закрытой военной зоной, археологические раскопки проводились здесь редко. Информация в большинстве случаев весьма скудная, если вообще есть.

Но я все же попытаюсь. Не судите строго.

Евгений Озеров

ИзраильэкскурсияТель-Хадид 

18.11.2008 14:14:24

Хирбет-Кейяфа. Репортаж о репортаже

Собственно началось все с приглашения журналистов... Разослали всем информацию, в которой сообщалось, что находка затмевает собой обнаружение кумранских свитков, так как эта находка "на тысячелетие старше"...

Алексей Ивлиев (соб. кор. НТВ на Ближнем Востоке)

ИзраильнаходкираскопкиХирбет-Кейяфа 

21.07.2008 23:15:00

Раскопки Города Давида. 2005 г. Период железа 2B, периоды Второго Храма, Византии и раннего ислама

Гемарияху сын Шафана наиболее известен среди хозяев булл, найденных в городе Давида. Он многократно упоминается в Библии как писец и официальное лицо во время правления Иехоакима во дни пророка Иеремии. Обнаружение буллы Иехухаля сына Шелемияху добавляет еще один пример реального существования людей, которых упоминает Библия. Совпадения библейского текста в именах этих двух официальных лиц не только изумительно само по себе, но и показывает нам точность, аккуратность и огромную важность библейских источников.

Эйлат Мазар

ИзраильИерусалимГород Давиданаходкиархеология 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

11.03.2012 22:41:57

Уникальный шекель продан за 1,1 миллиона долларов

Серебряный шекель, отчеканенный в 66 году новой эры, продан с аукциона в Нью-Йорке за 1,1 миллиона долларов.  Покупателем выступил анонимный американский коллекционер. Монета была отчеканена во время Первого восстания. На одной стороне шекеля изображена ритуальная чаша, на другой - гранатовое дерево и надпись "Святой Иерусалим". Всего до нашего времени дошли только две такие монеты.

монетынумизматикавосстание 

30.10.2008 16:14:37

Тайный ход, или Место очищения воинов царя Давида

Археологи полагают, что им удалось обнаружить водоотвод, который был частью системы водоснабжения Иерусалима и который упоминается в Библии: по нему воины царя Давида проникли в город и захватили его.

ИерусалимГород Давидабиблия 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2017 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100