История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Акко - тень самого себя

Город Акко — это не что иное, как тень самого себя. Так, по крайней мере, утверждает историк средневековья Мирон Бенвеништи.

Город, который, как минимум, три раза менял своё месторасположение. Возникновением и самим существованием обязанный морю, он изначально был построен достаточно далеко от воды, на холме, который в народной этимологии прозывается Наполеоновой горкой (Гиват-Наполеон), имя же ему — Тель-Пухар.

Впрочем, никакого противоречия в этом нет — большая часть приморских городов восточного Средиземноморья, возникших в 3-2 тысячелетиях до н.э., построена именно так. И объяснить это несложно, если вспомнить, что, вплоть до середины первого тысячелетия до н.э., в пограничной зоне «море — берег» царило право сильного. То есть, прав был тот, кто первым успевал треснуть по башке собеседника.

Моряки с удовольствием совмещали в одном лице несколько профессий — мореплавателя, пирата, грабителя, солдата, торговца (последнее — не от хорошей жизни, а только, если не удавалось ограбить; на этот случай на кораблях всегда был некий запасец товаров). В случае полного облома, когда ни поторговать с жителями побережья, ни обобрать их — переквалифицировались в управдомы в андраподистов — «делателей рабов». Вылавливали местных жителей, неосторожно вышедших погулять — женщин (особенно юных и красивых), детей, да и молодых сильных парней, если повезёт. Вязали, бросали на корабль и увозили на невольничьи рынки. Кстати, заметьте — благородные герои Гомера тоже не брезговали этим промыслом, более того, хвастались такими проделками, как подвигами.

Поэтому у большей части прибрежных городов восточного Средиземноморья есть сухопутные двойники, прячущиеся на суше, в нескольких километрах к востоку. Рафиах…Газа… Ашдод… Явне…

Впрочем, жители побережья тоже не ходили в ангелах. Если можно забрать товары бесплатно — зачем покупать? А если повезёт, да у ваших берегов судно потерпит крушение (как говорится на иврите — «נטרף בים„ — „сожрано, растерзано морем“)… Да всякое добро волнами повыбрасывает… Чего лучше-то?

Вы не обращали внимания, что большинство портов, заложенных в глубокой древности, стоят в местах с каменистым дном? Ну, вот, как Акко:

„Не было в древности дороги, более выгодной для перевозки товаров, чем море. Если караван, месяцами, годами идущий по пустынным тропам от колодца к колодцу, мог перевезти максимум 10-15 тонн груза, то корабль — на порядок больше.

И не было в древности ловушки коварнее и опаснее, чем море. Особенно море Средиземное, непредсказуемое и неверное. Знаете, какой была молитва древнего моряка, выходящего из гавани?

„Помни, о господи, судно моё так мало, а море твоё — так велико!“

Не было в древности ничего опаснее, чем жизнь на самой кромке побережья. В любую секунду из-за горизонта мог появиться корабль. Неизвестно чей. Но главное — чужой, а значит — смертельно опасный.

И многие царьки нанимали специальных людей, которые селились прямо у уреза волн с тем, чтобы защищать береговые поселения от вторжений с моря.

Но очень быстро эти ребятки, особенно те, кто поселился на каменистом, скалистом берегу, поняли, что в руки им прямо-таки прёт удача. Я имею в виду — кораблекрушения.

Бились корабли, ещё как бились. Их обломки, груз, уцелевших членов экипажа выбрасывало на скалы, прямо в руки обрадованных местных жителей. Спасшиеся, как правило, тут же получали дубиной по черепу. Или мечом по горлу.

Но такая удача выпадала береговым нечасто. Поэтому они не ждали милости от природы, а прям по-мичурински брали это дело в свои натруженные руки. Ну, например, разводили над самым опасным местом — костёр.

Ну да, как ещё Гомер рассказывал:

„По морю свет мореходам во мраке сияет,
Свет от огня, далеко на вершине горящего горной,
В куще пустынной…“

Такой уютный, манящий, он как бы указывал дорогу в тёплый и безопасный дом, а на самом деле вёл моряков прямиком — в могилу…

Постепенно трудовые династии береговых тяжким трудом собирали немалые богатства, и из прибрежных разбойников и убийц их потянуло в респектабельные граждане, которым оказалось выгоднее заниматься торговлей. Да и кораблей стало больше, доходнее было оказывать им услуги многократно, а перерезать глотки — согласитесь, действие всё же одноразовое. Так на месте бывших ловушек — появились настоящие порты.

И вот, уже в греко-римский период, Акко, под именем „Птолемаис“, медленно выползает к морю.

Нажимаем на „быструю перемотку“, перемахиваем через тысячелетие, размазывая время в неразличимую полоску цветов и смутных фигур, словно фотографируя из мчащегося автомобиля.

Во времена крестоносцев Акко — Акре — самый крупный город Святой Земли. Больше Цора. Больше Кейсарии. Больше Яффо. Больше Иерусалима

Крестоносцы делят Акре, как торт. Каждый норовит захватить кремовую розочку.

Королевский домен… Генуэзцы… Венецианцы… Госпитальеры… Тамплиеры… Пизанцы… У каждого — свой квартал, в котором действует свой устав и свои автономные законы.

При этом генуэзцы сильно не любят венецианцев, и наоборот. Пизанцы ненавидят и тех, и других. Тамплиеры и иоанниты готовы перегрызть друг другу глотки. Королевский домен разрывается на три изолированных квартала, чиновники короля изо всех сил пытаются удержать контроль за Катиной — портом. И все стиснуты в узких рамках средневекового города.

Гораздо больше, чем мусульмане, перманентно угрожающие стенам города, крестоностских обитателей Акры заботят ненавистные соседи из ближайшего квартала. Улицы становятся границами. Стены домов — крепостными стенами. Окна — бойницами.

А тем временем приходят мамлюки, и сравнивают Акре с землёй. Период крестоносцев на Святой Земле окончен.

Я написала — сравнивают с землёй? Не верьте! Невозможно сравнять с землёй город, в котором редкое здание было ниже 3-х этажей, а застройка была так плотна, что…

Словом, несмотря на то, что мамлюками было создано специальное инженерное подразделение по разрушению города, максимум, что им удалось — это превратить его в холм битых кирпичей высотой в два этажа, из которого торчали развалины колокольни церкви св.Иоанна (именно поэтому во французских источниках до сих пор Акко иногда именуют «Сен-Жан д`Акр“ — только это и видно было здесь в течение многих веков).

Потом пришли турки. О, это — отдельная песня! Особенно всё, что связано с правителем по имени Ахмед, по прозвищу эль-Джаззар — «мясник“. Он же — победитель Наполеона Бонапарта. Вот он сидит, в окружении своих советников:

Один из советников, обратите внимание, выглядит несколько… нестандартно. В его внешности кое-чего не хватает, правда? Это — министр финансов эль-Джаззара, Хаим Фархи, между прочим, еврей. Удивительный человек, заслуживающий отдельного рассказа, как, вообще, отдельного рассказа — и некороткого — заслуживает еврейская община Акко и окрестностей. Что касается внешности — то это результат милой манеры эль-Джаззара делать подчинённым замечания. Помните, в СССР была градация взысканий: выговор; выговор с предупреждением; выговор с занесением в личное дело. Вот и у эль-Джаззара — тоже… Сначала убирали ухо… потом — нос… потом — глаз … Ну, а потом уже увольняли. Навсегда. Мечом… или, там, шнурком, — по вкусу и по эстетическому порыву.

В общем, именно эль-Джаззар отстроил Акко заново.  Как?
Расчищать битый кирпич, рыться в мусоре 13-го века — нет дураков! Эль-Джаззар принимает радикальное решение — сгребает с холма Тель-Пухар грунт, и засыпает весь раздолбанный вдребезги крестоностский хлам полностью. И строит наверху свой город. Вот такой примерно, каким его изобразил в 19-м веке Дэвид Робертс:

Современный Акко — странный город. И привлекательный, и отталкивающий в одно и то же время. Левант во всей красе.

Попробуйте зайти в магазинчик в Старом Городе Иерусалима… Нет, не зайти. Только посмотреть в сторону его двери. И всё — живым вам не уйти. В ваш рукав вцепятся мёртвой хваткой, вас будут уговаривать, улещивать, совать под нос всё, что есть и чего нет.

Не так — в Акко. Да, город, в основном, живёт за счёт туристов.

Ну и что?
Из-за этих суетных соображений выходить из состояния блаженного кайфа, прерывать неторопливую беседу за наргилой, она же — кальян? Ага, щас! Кому надо, придёт сам и сам всё купит.
Не купит? Не всё? И не надо…

Мы тут живём, не только, чтобы продавать. Мы тут просто — живём…

А вот здесь, пожалуй, уже впору производить археологические раскопки:

Кошки Акко — отдельная группа населения.

Вот такой этот город.

Тень самого себя. Путаница эпох, языков, летописей, сказок — смешных и страшных, народов, кошек, камней, моря, мусора, свежевыжатого апельсинового сока, сетей, ракушек, церквей, мечетей, рыбы сырой и жареной, запахов…

Очень хочется вернуться в него опять.

Зоя Брук

АккоИзраиль 

12.02.2008, 11311 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

18.11.2008 14:14:24

Хирбет-Кейяфа. Репортаж о репортаже

Собственно началось все с приглашения журналистов... Разослали всем информацию, в которой сообщалось, что находка затмевает собой обнаружение кумранских свитков, так как эта находка "на тысячелетие старше"...

Алексей Ивлиев (соб. кор. НТВ на Ближнем Востоке)

ИзраильнаходкираскопкиХирбет-Кейяфа 

16.03.2008 20:03:54

Могила Ирода Великого

Профессор Еврейского университета в Иерусалиме, археолог Эхуд Нетцер (род. 1934г) на протяжении 35 лет своей профессиональной деятельности изучал всё, что связано с деятельностью Ирода. Заветной мечтой ученого было найти могилу царя. Ведь о месте его погребения было известно довольно точно — Иродион.

Аркадий Таль

ИзраильИродионИродианыраскопкинаходкиИудея 

28.11.2007 14:53:29

Вади Далия (Вади Далиех)

Когда я узнал о готовящемся походе в Вади Далия, мне было трудно в это поверить. Туда же никто не ходит!
Первой мыслью было, что в объявление вкралась ошибка, и речь идёт о небольшой речке Нахаль Далия к югу от Хайфы. Но личность экскурсовода Михаила Эзера
не позволила усомниться в намерении организаторов.
Да, известный краевед Самарии собрался вести нас в то самое знаменитое в научном мире и в тоже время почти неисхоженное туристами Вади Далия на стыке самарийских гор и долины реки Иордан.

Евгений Озеров

ИзраильСамарияВади Далияэкскурсия 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

14.08.2008 13:12:40

В Израиле найдены необычные черепа, которым 9 тысяч лет

Во время археологических раскопок, которые ведутся сейчас в израильском местечке Ифтах недалеко от перекрестка Мовиль в Нижней Галилее, были найдены три необычных черепа периода неолита, которым примерно по 8-9 тысяч лет. Кости были захоронены в яме рядом с большим общественным зданием.

По словам доктора Хамуди Халайла, руководителя раскопок, черепа были как бы загипсованы сверху, что указывает на их принадлежность периоду неолита. Родственники умершего брали череп и восстанавливали на нем лицо человека, то есть, делали гипсовую маску. 

Израильнаходкираскопки 

06.11.2008 13:16:40

В Израиле нашли могилу шамана

Скелет шамана из культуры Натуфиан, чей возраст достигает 12.000 лет, был обнаружен на севере Израиля археологами из Еврейского университета в Иерусалиме.

Речь идет об одном из самых ранних из известных археологам погребений, и о единственной могиле шамана во всем этом регионе.

Израильнаходкинеолит 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2018 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100