История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Надпись Хирбет-Кейафы. Первые сведения.

Арен Майер

Здесь приводятся некоторые моменты, обсуждавшиеся на собрании в Еврейском университете на специальной сессии, посвященной надписи из Хирбет Кейафы.

Первый, Саар Ганор (Sa’ar Ganor), партнер Йоси Гарфинкеля (Yossi Garfinkel) на раскопках в Кейафе, представил обновление о раскопках в этом месте, в том числе последнего сезона. Он показал слайды о находках с различных участков, в том числе впечатляющую стену эскарповой галереи (casemate wall), двое ворот и другое. По всему раскопу есть слой раннего Железного века IIA (или, возможно, позднего Железного века I), который часто покрыт Эллинистическим слоем. Кроме некоторого количества Византийского материала в середине участка других стратифицированных материалов из других периодов нет (полное отсутствие Железного века IIb-c). Основываясь на углеродном анализе (а также на сравнительной типологии керамики), они датируют слой Железного века концом 11-го – началом 10 века до н.э. Наконец, он повторил их предположение об идентификации этого места как Шаараима (Shaarayim), упомянутого в Библии поблизости от Сохо (Socho) и Азека (Azekah).

Я бы добавил, что несомненно (увидев лично находки самых последних сезонов и посетив раскопки в этом и предыдущем сезонах) слой Железного века датируется поздним Железным веком I / ранним Железным веком IIA (конец 11-го – начало 10-го века до н.э.).

В следующей презентации Хагай Мисгав (Hagai Misgav) представил свое прочтение надписи. Принимая во внимание то, что прочитать надпись КРАЙНЕ трудно, он предположил следующее:

אל תעש [ ] ועבד א[ת]

שפט בואלמ [ ]אל?ט

א?ל? ובעלל

א[ ]מ ונקמ יסד מלכ ג[ת]?/פ[?]

סרנ? ע[...] מג/דרת

Итак, Хагай учитывает, что есть множество проблем и вопросов, но указывает на несколько моментов:

1) Исходя из наличия терминов типа אל תעש, язык надписи – иврит (а не финикийский);

2) По его мнению, есть некое повествование;

3) Он отмечает наличие царя - mlk (king), судьи - shofet (judge), раба/слуги - eved (servant/slave), возможно, филистимлянского царя - seren (philistine king);

4) Он твердо уверен (как и я), что так называемый протоханаанское письмо (которое он предпочитает называть ханаанским, а я – «архаичным алфавитным» (“Archaic Alphabetic”) продолжается в 9-ом веке, особенно в южном Ханаане параллельно с началом использования ранне-финикийского письма (как в надписи Зайит (Zayit)).

Хотя я должен предупредить, что данное прочтение является предположительным, это просто изумительно! Есть упоминания разных титулов, имен, возможно, богов (ba’al). Еще более интересно упоминание “YSD, king of Gath” – «YSD, царь Гата» (примечание: YSD – один из царей Экрона (Ekron) в царской надписи Экрона)

Это я еще не упомянул о более безумных реконструкциях, которые возникли у меня в голове, когда я увидел это прочтение.

Прорисовка надписи на найденном в Хирбет-Кейафе остраконе. При нажатии откроется  немного побольше.

После доклада Хагая было трое выступающих:

1) Выступила Ада Ярдени (Ada Yardeni) с несколько отличным прочтением, впрочем, согласующимся по многим (если не по большинству) пунктов с прочтением Хагая. Она прочла «шофет» дважды – в начале и в конце второй строки. У нее было множество комментариев о различных словах и прочтениях. Она полагает, что данная надпись являлась «черновиком» более монументальной.

2) Аарон Демски (Aaron Demsky) утверждал, что это некий вид списка наименований различных титулов в обществе – царь, бог, судья и т.д., и сравнивает его с аналогичными списками других культур. Полагает, что это упражнение в письме.

3) Шмуэль Ахитув (Shmuel Ahituv) был настроен более критично по отношению к прочтению Хагая и, например, не согласен со словом “seren”.

Заседание окончилось краткими ответами Хагая на некоторые комментарии.

Включая все, Хагай должен быть награжден аплодисментами за очень трудную работу и весьма интересное прочтение этого текста. Поскольку я уверен, что будет еще множество различных мнений о нем, несомненно, что бы текст ни значил, расположение, дата, контекст места и различные слова, которые можно прочесть, предоставляют ОЧЕНЬ важные новые данные о переходе от Железного века I к IIA в Иудее и Шфеле (Shephelah) и определенно требуют переосмысления многих твердо отстаиваемых мнений (и это верно для людей с обеих сторон «забора»).

Лично для меня, как «Гиттит» (“Gittite”, эти раскопки и надпись ОЧЕНЬ интересны и важны! Близость места раскопок, и, возможно, упоминание царя Гата (автор заметки - руководитель раскопок в Гате - JUDAEA.RU) и других аспектов в надписи превращает это в очень критичное сравнение с ситуацией в Гате этой фазы.

Я не буду разбирать все различные варианты, проистекающие из этой надписи из-за очень большого разнообразия тем. Я уверен, что по этому поводу будет много дебатов и дискуссий в следующие годы!

Короче, теперь нужно найти надпись из Гата, которая была отправлена в ответ на надпись Кейафы…

Дополнение. Перевод прочтения Мисгава

Пожалуйста, имейте в виду, что это ОЧЕНЬ грубый перевод. Учтите также невнятный перевод разных вещей, проблематичное прочтение, буквы, читающиеся несколькими способами и т.д.

Это определенно не должно рассматриваться как мое окончательное мнение. Это ВСЕГО ЛИШЬ очень грубый перевод общепринятого прочтения Мисгава!

אל תעש [ ] ועבד א[ת]

שפט בואלמ [ ]אל?ט

א?ל? ובעלל

א[ ]מ ונקמ יסד מלכ ג[ת]?/פ[?]

סרנ? ע[...] מג/דרת

(Очень) Грубый перевод прочтения Мисгава

Do not do [ ] and servant a[…]

Judge ….. [ ] El(?)…

El(?) and Ba’all

Pe[rso]n will revenge, YSD king (of) G[ath(?)]

Seren(?) a[…] from Gederot (?)

Не делай [ ] и раб/слуга а[…]

Судья …. [] Эль (?)…

Эль(?) и Ваал

[кто-то] отомстит, YSD царь Г[ата(?)]

Серен(?) a[…] из Гедерот (?)

 

 Арен Майер

О  раскопках в Хирбет-Кейафе

Сообщение и фото найденного остракона с надписью

палеоивритХирбет-Кейяфанадписирасшифровкаверсии 

21.10.2009, 4433 просмотра.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

27.11.2008 16:36:06

По следам раскопок в Хирбет Кейафе

В течение 3000 лет стены древнего города высотой 4 метра были четко видны на холме, возвышающемся над Долиной Эла, где, согласно Библии, Давид убил Голиафа. Но никто до сих пор не связывал руины с городом, упоминавшемся в 1 кн. Царств при описании легендарной дуэли и победы евреев.

ИзраильнаходкираскопкиХирбет-Кейяфабиблияверсии 

17.04.2012 22:44:08

На последней неделе

В первый день страстной недели христиане вспоминают о событиях, произошедших с Иисусом из Назарета во время его последнего пребывания в Иерусалиме. Я предлагаю вашему вниманию одну из возможных версий развития этих событий. Она сложилась у меня на основании анализа текстов Ветхого и Нового Заветов, а также некоторых исторических трудов и художественных произведений. Не судите слишком строго: я всего лишь попытался представить, что могло произойти с человеком, которого звали Иисус из Назарета в Иерусалиме почти две тысячи лет назад в дни еврейского праздника Песах.

Юрий Полторак

ИерусалимПасхаИисусбиблияПонтий Пилатверсии 

26.04.2010 22:23:38

Как из иероглифов родился алфавит

Изобретение алфавита возвестило о том, что было, наверное, самой потрясающей медийной революцией в истории. Это великое изобретение имело далеко идущие социальные и культурные последствия. С алфавитом письмо вырвался из «золотой клетки» мира профессиональных писцов. Письмо перестало быть монополией. Когда гораздо больше членов общества смогли научиться читать (и писать), доступ к информации и знаниям перестал быть ограниченным, как это было до того. Алфавитное письмо в итоге дало гораздо большему числу людей контроль над их жизнями и вовлекло большую часть населения в принятие более активного участия в культурных и административных делах в соответствующих сообществах.

Но как это было сделано?

Орли Гольдвассер (Orly Goldwasser)

 

надписиЕгипетпалеоивритоткрытияХанаанМесопотамия 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

22.07.2011 22:58:56

Археологи обнаружили уникальную реликвию в Иерусалиме

Археологи обнаружили в Граде Давида (Шилоахе) колокольчик, относящийся к периоду Второго Храма. Как полагают археологи, возможно, что это из тех колокольчиков, которыми украшали одежды коэнов (первосвященников) во время службы в Храме.

Иерусалимнаходки 

18.01.2008 08:32:13

Археологи нашли новое подтверждение Библии

Одна из известнейших израильских археологов, доктор Эйлат Мазар, объявила о важной находке: во время раскопок на территории Города Давида, возле стены Старого города, найдена каменная печать с именем упоминаемого в Библии рода Темех.

Возраст печати — около 2.5 тысяч лет. На ней изображены бородатые храмовые служители у жертвенника, над которым висит полумесяц — символ вавилонского бога Сина, а внизу выгравированы три еврейские буквы, образующие имя «Темех». Род Темех упоминается в книге Неемии: там сказано, что эта семья была угнана в вавилонский плен при Навуходоносоре, а затем вновь вернулась в Иерусалим.

Иерусалимраскопкипечатибуллы 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2020 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100