История античной Иудеи
ГлавнаяМагазин JUDAEA.RUПартнеры сайтаДисклеймерФорумКонтакты

Поиск по сайту

Интересные материалы сайта

ПАРТНЕРЫ САЙТА

Иерусалимские древности

Географическое общество Израиля

Надпись Хирбет-Кейафы. Первые сведения.

Арен Майер

Здесь приводятся некоторые моменты, обсуждавшиеся на собрании в Еврейском университете на специальной сессии, посвященной надписи из Хирбет Кейафы.

Первый, Саар Ганор (Sa’ar Ganor), партнер Йоси Гарфинкеля (Yossi Garfinkel) на раскопках в Кейафе, представил обновление о раскопках в этом месте, в том числе последнего сезона. Он показал слайды о находках с различных участков, в том числе впечатляющую стену эскарповой галереи (casemate wall), двое ворот и другое. По всему раскопу есть слой раннего Железного века IIA (или, возможно, позднего Железного века I), который часто покрыт Эллинистическим слоем. Кроме некоторого количества Византийского материала в середине участка других стратифицированных материалов из других периодов нет (полное отсутствие Железного века IIb-c). Основываясь на углеродном анализе (а также на сравнительной типологии керамики), они датируют слой Железного века концом 11-го – началом 10 века до н.э. Наконец, он повторил их предположение об идентификации этого места как Шаараима (Shaarayim), упомянутого в Библии поблизости от Сохо (Socho) и Азека (Azekah).

Я бы добавил, что несомненно (увидев лично находки самых последних сезонов и посетив раскопки в этом и предыдущем сезонах) слой Железного века датируется поздним Железным веком I / ранним Железным веком IIA (конец 11-го – начало 10-го века до н.э.).

В следующей презентации Хагай Мисгав (Hagai Misgav) представил свое прочтение надписи. Принимая во внимание то, что прочитать надпись КРАЙНЕ трудно, он предположил следующее:

אל תעש [ ] ועבד א[ת]

שפט בואלמ [ ]אל?ט

א?ל? ובעלל

א[ ]מ ונקמ יסד מלכ ג[ת]?/פ[?]

סרנ? ע[...] מג/דרת

Итак, Хагай учитывает, что есть множество проблем и вопросов, но указывает на несколько моментов:

1) Исходя из наличия терминов типа אל תעש, язык надписи – иврит (а не финикийский);

2) По его мнению, есть некое повествование;

3) Он отмечает наличие царя - mlk (king), судьи - shofet (judge), раба/слуги - eved (servant/slave), возможно, филистимлянского царя - seren (philistine king);

4) Он твердо уверен (как и я), что так называемый протоханаанское письмо (которое он предпочитает называть ханаанским, а я – «архаичным алфавитным» (“Archaic Alphabetic”) продолжается в 9-ом веке, особенно в южном Ханаане параллельно с началом использования ранне-финикийского письма (как в надписи Зайит (Zayit)).

Хотя я должен предупредить, что данное прочтение является предположительным, это просто изумительно! Есть упоминания разных титулов, имен, возможно, богов (ba’al). Еще более интересно упоминание “YSD, king of Gath” – «YSD, царь Гата» (примечание: YSD – один из царей Экрона (Ekron) в царской надписи Экрона)

Это я еще не упомянул о более безумных реконструкциях, которые возникли у меня в голове, когда я увидел это прочтение.

Прорисовка надписи на найденном в Хирбет-Кейафе остраконе. При нажатии откроется  немного побольше.

После доклада Хагая было трое выступающих:

1) Выступила Ада Ярдени (Ada Yardeni) с несколько отличным прочтением, впрочем, согласующимся по многим (если не по большинству) пунктов с прочтением Хагая. Она прочла «шофет» дважды – в начале и в конце второй строки. У нее было множество комментариев о различных словах и прочтениях. Она полагает, что данная надпись являлась «черновиком» более монументальной.

2) Аарон Демски (Aaron Demsky) утверждал, что это некий вид списка наименований различных титулов в обществе – царь, бог, судья и т.д., и сравнивает его с аналогичными списками других культур. Полагает, что это упражнение в письме.

3) Шмуэль Ахитув (Shmuel Ahituv) был настроен более критично по отношению к прочтению Хагая и, например, не согласен со словом “seren”.

Заседание окончилось краткими ответами Хагая на некоторые комментарии.

Включая все, Хагай должен быть награжден аплодисментами за очень трудную работу и весьма интересное прочтение этого текста. Поскольку я уверен, что будет еще множество различных мнений о нем, несомненно, что бы текст ни значил, расположение, дата, контекст места и различные слова, которые можно прочесть, предоставляют ОЧЕНЬ важные новые данные о переходе от Железного века I к IIA в Иудее и Шфеле (Shephelah) и определенно требуют переосмысления многих твердо отстаиваемых мнений (и это верно для людей с обеих сторон «забора»).

Лично для меня, как «Гиттит» (“Gittite”, эти раскопки и надпись ОЧЕНЬ интересны и важны! Близость места раскопок, и, возможно, упоминание царя Гата (автор заметки - руководитель раскопок в Гате - JUDAEA.RU) и других аспектов в надписи превращает это в очень критичное сравнение с ситуацией в Гате этой фазы.

Я не буду разбирать все различные варианты, проистекающие из этой надписи из-за очень большого разнообразия тем. Я уверен, что по этому поводу будет много дебатов и дискуссий в следующие годы!

Короче, теперь нужно найти надпись из Гата, которая была отправлена в ответ на надпись Кейафы…

Дополнение. Перевод прочтения Мисгава

Пожалуйста, имейте в виду, что это ОЧЕНЬ грубый перевод. Учтите также невнятный перевод разных вещей, проблематичное прочтение, буквы, читающиеся несколькими способами и т.д.

Это определенно не должно рассматриваться как мое окончательное мнение. Это ВСЕГО ЛИШЬ очень грубый перевод общепринятого прочтения Мисгава!

אל תעש [ ] ועבד א[ת]

שפט בואלמ [ ]אל?ט

א?ל? ובעלל

א[ ]מ ונקמ יסד מלכ ג[ת]?/פ[?]

סרנ? ע[...] מג/דרת

(Очень) Грубый перевод прочтения Мисгава

Do not do [ ] and servant a[…]

Judge ….. [ ] El(?)…

El(?) and Ba’all

Pe[rso]n will revenge, YSD king (of) G[ath(?)]

Seren(?) a[…] from Gederot (?)

Не делай [ ] и раб/слуга а[…]

Судья …. [] Эль (?)…

Эль(?) и Ваал

[кто-то] отомстит, YSD царь Г[ата(?)]

Серен(?) a[…] из Гедерот (?)

 

 Арен Майер

О  раскопках в Хирбет-Кейафе

Сообщение и фото найденного остракона с надписью

палеоивритХирбет-Кейяфанадписирасшифровкаверсии 

21.10.2009, 4746 просмотров.



Обсудить на ФОРУМЕ



Также читайте:

07.11.2010 17:11:38

Матфей против фарисеев

Евангелие от Матфея изобилует обличениями со стороны Иешуа (Иисуса Христа)  в адрес своих оппонентов - фарисеев, саддукеев и книжников.

Евангелие от Матфея адресовано евреям проживающих в Иудее или в диаспоре, несомненно знакомых с религиозными направлениями в иудаизме первого века нашей эры. Проблемы и споры, описанные в евангелия от Матвея вовсе не универсальны, как в других евангелиях, особенно в евангелии от Луки и Иоанна, и рассматривают религиозные разногласия, возникшие именно в первой половине первого века в Иудее.

Рами Юдовин

версиибиблияевангелие 

13.01.2009 18:09:25

Хирбет-Кейафа: Шаарим

Хирбет Кейафа (Khirbet Qeiyafa) - городище на площади в 2,3 гектара, окруженное внушительными укреплениями из камней эпохи мегалита, которые до сих пор возвышаются на 2-3 метра. В двух километрах к западу находится Тель Захария (Tell Zakariyeh), обычно идентифицируемый как библейский Азека (Azekah), а в двух с половиной километрах на юго-восток - Хирбет Шувайка (Khirbet Shuwayka), обычно идентифицируемый как библейский Сокхоф (Socoh).

Йосеф Гарфинкель и Саар Ганор (YOSEF GARFINKEL AND SAAR GANOR)  

раскопкиИзраильнаходкиХирбет-Кейяфабиблияверсии 

24.11.2009 15:26:13

Обнаружение городов греха – Содома и Гоморры

Названия Содом и Гоморра стали в современном обществе нарицательными. Особо мерзкое место называют «содомом с гоморрой». Пасторами иногда произносятся «огонь и сера». Есть официальный термин содомия для неестественного полового акта. Конечно, эти аллюзии идут из библейского изложения событий, произошедших во времена Авраама в кн. Бытия.

Но существовали ли когда-нибудь эти места и будут ли они найдены?...

Bryant G. Wood

библияраскопкиверсииСодомГоморра 

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar

История и археология

07.08.2008 09:19:33

В Ливане найдено захоронение ханаанского воина

Группа исследователей Британского музея обнаружила скелет ханаанского воина, чей возраст датируется 1.800 годом до н.э. Находка сделана в южной части Ливана, в районе портового города Сидон.

Клод Сераль, который руководит раскопками в Сидоне (Сайде) в последние десять лет, говорит, скелет был найден в прекрасном состоянии, в одной руке воин держал копье. Кроме того, в захоронении обнаружены малые предметы гончарной работы, старейшей в своем роде на территории Ливана.

 

Ливаннаходкираскопки 

29.02.2012 13:25:13

Арестованы палестинские "черные археологи", охотившиеся за сокровищами Второго Храма

Судя по всему, "черные археологи" пытались найти клад сокровищ Второго Храма, пользуясь в качестве указателя древним списком, обнаруженным ранее в Иудейской пустыне. В списке, предположительно, указаны места хранения сокровищ. Они проникали в подземные ходы, прорытые во время восстания Бар Кохбы, где, якобы, был спрятан клад.

Израильраскопки 

Архив "История и археология"

Aviasales.ru

Aviasales.ru


Copyright © 2007-2020 JUDAEA.RU

Все права защищены. Перепечатка, в том числе размещение на сайтах, публикация в СМИ, издание книг, сборников, альманахов, распространение на электронных носителях и т.д. без письменного разрешения запрещены. Подробнее

Rambler's Top100